|
|||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Водный режим реакторов одноконтурных АЭС
9.1. Требования к водному режиму реакторов одноконтурных АЭС.
Реакторы одноконтурных АЭС имеют наибольшую единичную мощность в отечественной атомной энергетике. В настоящее время в эксплуатации находится несколько таких реакторов единичной мощностью 1000 МВт Такие реакторы работают на Ленинградской, Курской и Чернобыльской атомных электростанциях. Реактор одноконтурный АЭС- это канальный уран-графитовый реактор типа РБМК. Одноконтурная АЭС предъявляет наиболее высокие требования к водному режиму в связи с непрерывной подачей в него питательной воды, приносящей с собой примеси, поэтому для них необходимо обеспечить высокую чистоту огромных количеств питательной воды – для реактора РБМК-1000 оно составляет примерно 5800 т/ч. Надежность работы реакторов одноконтурной АЭС в значительной степени зависит от водного режима, определяющего наличие или отсутствие твердых отложений на многочисленных тепловыделяющих элементах (ТВЭЛах). Конструктивное оформление реакторов РБМК таково [2], что имеется возможность отложений шлама в нижних точках недренируемой части реактора, что может вызвать подшламовую коррозию и по мере накопления периодический смыв с частичным отложением на ТВЭЛах. Отложения на ТВЭЛах могут привести к перегреву оболочек, к аварийному их разрушению и значительной активации реакторной воды и получаемого из него пара. Как естественные примеси, так и продукты коррозии, проходя через активную зону реактора, становятся радиоактивными. Если они отложатся на различных элементах реакторного контура, то может не только ухудшиться их работа, но и снизиться в последующем доступность для ремонта. Изложенное свидетельствует о необходимости обеспечения высокой чистоты воды реакторов одноконтурных АЭС. Соответствующие нормы привелены в табл.4.
Нормы водного режима РБМК Таблица 4
Водный режим принимается бескоррекционным. Ввод фосфатов приводит к образованию шлама, что недопустимо. Ввод аммиака для регулирования рН приводит к ухудшению показателей работы конденсатоочистки (Н ‑катионитные фильтры выводят в основном аммиак). Величину рН можно было бы корректировать добавками сильных щелочей, например . Однако для одноконтурных АЭС это неприемлемо, т.к. и активируются при проходе через активную зону, повышая уровень радиоактивности и, кроме того, возможно местное концентрирование щелочи с опасностью возникновения коррозии. Поэтому величину не нормируют, ограничиваясь 100-%-ной конденсатоочисткой и полным обессоливанием добавочной воды. Достичь величины 6,5-7,3 можно за счет коррекции соотношения Н ‑катионита и ОН -катионита в ФСД конденсатоочистки. В составе реакторного контура всегда в большом количестве находятся нержавеющие аустенитные стали, склонные к коррозии под напряжением в присутствии кислорода. В результате процесса радиолиза кислород всегда присутствует в воде реактора и его регулирование невозможно. В связи с этим жестко нормируются концентрации хлорид- и фторид ионов, интенсифицирующие этот вид коррозии. С учетом того, что на очистку допускается направлять до 4 % воды, концентрация этих ионов в конденсате после конденсатоочистки должна быть не более 4 мкг/кг для каждого. Кремниевая кислота не влияет на водный режим реактора. Однако ее отложения могут образоваться в сепарационном пароперегревателе турбины (СПП). Указанные пределы ее концентрации обеспечивают предотвращение отложений в СПП. В составе продуктов коррозии в реакторной воде в основном находятся окислы железа. Однако их надежное нормирование в настоящее время невозможно. Хотя железоокисные отложения в реакторном контуре неизбежны [2], они не образовываются локально только на ТВЭЛах, т.е. в области наивысших тепловых нагрузок. Медистые накипи образуются в зоне высоких тепловых нагрузок – более 400 кВт/м2, что реально для реакторов РБМК. При этом они не только ухудшают теплопередачу, но и способствуют интенсивной коррозии оболочковых материалов. Во избежание медистых отложений латунь применяется только в конденсаторе, т.е. до конденсатоочистки. Нормирование радиоактивности воды реактора обязательно. В случае нарушения герметичности ТВЭЛов радиактивность воды реактора возрастает до 10-3 Ки/кг и даже 10-1 Ки/кг, что свидетельствует об аварийной ситуации.
9.2. Значение радиолиза в водном режиме одноконтурных АЭС.
Вода кипящего реактора (РБМК) характеризуется высокой чистотой. Под действием излучения в ней протекает радиолиз, интенсивность которого зависит от температуры воды и от мощности реатора. Конечными продуктами радиолиза воды высокой чистоты являются: радикалы (гидратированный электрон), и восстановленная молекула Н2О. Свободный радикал (это активные частицы, обладающие свободными валентностями) может быть как нейтральным, так и отрицательно заряженным. Кроме радиолиза в реакторе протекает и процесс рекомбинации, уровень которой зависит от конструктивных особенностей и от температуры воды (радиолиз усиливается в области низких давлений и температур). В кипящих реакторах рекомбинация ослабляется непрерывным уносом с насыщенным паром кислорода и водорода. Унос с паром газообразного кислорода способствует обескислороживанию реакторной воды и пассивации сталей паропроводов, турбин и промежуточных пароперегревателей одноконтурных АЭС за счет воздействия на них больших концентраций кислорода. Поэтому радиолиз воды реактора полезен для снижения коррозионных процессов. Это особенно относится и к перекиси водорода как продукту радиолиза, так как в противоположность кислороду она не уносится паром из реактора. Термическое и радиационное разложение комплекса перекиси водорода с железом вызывает равномерное по всей поверхности стали образование магнетита или магемита и потому отсутствие локализации железоокисных отложений и полную безопасность задержания железа в реакторе. Протекание радиолиза в кипящих реактора с неизменной и значительной интенсивностью способствует повышению коррозионной стойкости сталей. Поэтому возможна замена в реакторах типа РБМК на перлитные стали аустенитных нержавеющих сталей с сохранением их только для системы подвода воды к активной зоне и отвода пароводяной смеси из нее, т.е. для труб малого диаметра, соединяемых с циркониевыми технологическими каналами.
9.3 Система очистки реакторной воды.
Для поддержание в воде реактора нормируемых показателей по естественным примесям, несмотря на 100%-ную конденсатоочистку, необходим непрерывный вывод части воды на очистку. С еще большим основанием очистка воды реактора необходима для удаления из нее продуктов коррозии, образуемых на тракте после конденсатоочистки. В современных условиях очистная установка выполняется как ионообменная с предвключенным механическим фильтром. Так как сброс воды, даже очищенной, недопустим по условиям радиоактивности среды, то систему очистки располагают на байпасе по отношению к реакторному контуру. Поэтому ее называют обычно байпасной системой очистки реакторной воды. Расход воды на очистку часто, по аналогии с котлами, называют продувкой реактора. Расход воды на очистку для реакторов РБМК принимается достаточно большим – обычно примерно 4%. Схемы очистки реакторной воды приведены в [2].
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |