АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кафоликон или католикон

Читайте также:

    – в современной Греции — главный (соборный) храм монастыря. Часто в монастырях существует несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря. В поздней античности термином кафоликон обозначалось основное помещение храма, то же, что наос, у римлян — целла. В поздневизантийский период это слово означало кафедральный храма епархии, т.е. то же, что собор.

    Кессон - обычно квадратное углубление в поверхности перекрытия (потолке, арке, своде, куполе и т.п.). Возник в деревянной архитектуре, когда при перекрещивании балок продольного и поперечного перекрытия образовывались пустоты. Позднее эти пространства стали декорировать. Со времен Древнего Рима также используются для облегчения веса перекрытия больших пролетов.

    Креповка (раскреповка) – Небольшой выступ стены, антаблемента, карниза.

    Консоль – выступающая из стены опора, бывает в форме волюты.

    Контрфорс – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном.

    Крепида(то же, что и стереобат) — ступенчатый цоколь древнегреческого храма. Обычно состоял из 3-х ступеней.

    Кронштейн — консольная опорная деталь или конструкция для крепления на вертикальной плоскости выступающих элементов (например, козырьков или балконов).

    Курватура – незначительное отклонение от геометрической прямолинейности очертаний отдельных частей здания (стилобата, антаблемента). Курватура применялась античными зодчими для смягчения геометрической сухости линий, а также для исправления оптических искажений архитектурных форм при рассмотрении их в ракурсе.

    Л

    Листель (чимбия) — в архитектуре и декоративном искусстве — обрамление, ободок, поясок, валик, кант.

    М

    Машикули – навесные бойницы в верхней части крепостных стен и башен для обстрела врага штурмующих замок.

    Метоп – близкие к квадрату декоративные элементы дорического фриза, чередующиеся с триглифами.

    Модуль (сокращенно – м.) – относительная единица измерения, используемая при построении ордера, равна радиусу колонны.

    Модульон (тоже, что и модильон) – своеобразный кронштейн, поддерживающий выносную плиту карниза.

    Мулюры (тоже, что и обломы) – это простейшие составляющие профилей модуля.

    Н

    Наос(то же, что и целла) – центральня часть греческого храма со скульптурой божества.

    О

    Обломы (то же, что и мулюры) – простейшие кривые, из которых состоят профили ордера.

    Ордер – сложившая в какой-либо традиции (египетской, греческой, римской) система соподчиненных форм несущей стоечно-балочной конструкции, пропорции которой не строго регламентированы.

    П

    Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.

    Парта (сокращенно – п.) – относительная единица измерения, используемая при построении ордера. Для получения парты тосканский и дорический модуль делятся на 12 частей, коринфский, ионический и композитный – на 18 частей.

    Периптер – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внутри периптер обычно состоял из пронаоса и наоса, позади наоса часто устраивалось закрытое помещение – опистодом (храм Деметры в Пестуме, Парфенон). Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

    Пилястра – вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель чаще всего коринфского ордера. Визуально заменяет колонну. Может быть плоским или иметь каннелюры.

    Плинт (тоже, что и цоколь) – подножие сооружение. В классической традиции – выступающее, в современной может быть западающим.

    Полочка – очень малый плоский пояс.

    Портик – выступающая от стены композиция на фасаде здания, образованная колоннами или пилястрами, несущими перекрытие, обычно оформляет вход.

    Псевдодиптер – тип древнегреческого храма, впервые применен в храме Артемиды в Магнесии архитектором Гермогеном. Термин означает, что внутренние колонны диптера отсутствую, хотя место для них оставлено, двойные ряды колон имеются только у поперечных фасадов. Впоследствии это структура была заимствована римлянами и широко ими применялась

    Пята арки – нижний уровень в изгибе арки или свода.

    Р

    Рака – ковчег, большой сундук или витрина, где хранится одна или несколько реликвий святых.

    Распорки – маленькие сквозные арки, соединяющие колонны и несущие центральный свод с боковыми стенами.

    Реликвии – останки святых или их вещи.

    Розетка, розетта ( в переводе с французского – “розочка” ) — круглый элемент декора в виде цветка или нескольких листьев, симметрично расходящихся из центра.

    С

    Софит – нижней видимой поверхности архитектурной детали

    Скоция – профиль в виде «С», обычно расположен между двумя полочками.

    Слезник (то же, что и капельник) – выступающая плита венчающего карниза здания, на нижней поверхности – желобок для стока дождевой воды.

    Слепая аркатура – архитектурный орнамент, состоящий из совокупности небольших арок, изрезанных у стены, и поэтому называемых слепыми.

    Ставкирка – (нюнорск: stavkyrkje), преобладающий тип деревянных мачтовых каркасных церквей в средневековой Скандинавии (например ставкирка в Боргунде,ставкирка в Уриесе)

    Стрельчатая арка – вертикальное деление витража.

    Стереобат(то же, что и крепида) — ступенчатый цоколь древнегреческого храма. Обычно состоял из 3-х ступеней.

    Стилобат — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.

    Т

    Тимпан — внутреннее скульптурное, мозаичное или живописное заполнение фронтона, закомары или щипца. Треугольное, полуциркульное, сегментное или любое другое, в зависимости от родительского элемента.

    Толос – круглое в плане, окруженное колоннадой древнегреческого сооружение со святилищем и коническим перекрытием, гробница или храм.

    Травея (англ. – bay) – структурная секция внутреннего пространства нефа в некоторых христианских храмах. Травеи в основном свойственны храмам, построенным в готическом стиле (в которых система травей формирует большую часть внутреннего пространства); также встречаются в храмах, построенных в романском стиле. Как правило имеет прямоугольную форму, ограниченную четырьмя (шестью) устоями, на которые опираются пяты арок, таким образом нервюры крестовых или стрельчатых сводов оказываются параллельными, что придаёт подобной планировке (называемой “связанной системой”) свода большую прочность. В романских базиликах на одну травею главного нефа приходится по две малых травеи боковых нефов, которые при этом существенно ниже и уже. В готическом же стиле все травеи обычно имеют одинаковую высоту и на одну травею главного нефа приходится не две, а одна травея боковых

    Триглифа или триглиф – чередующиеся с метопами декоративные элементы дорического фриза, прямоугольные с двумя вертикальными желобками треугольного сечения.

    У

    Угловой камень – треугольная плоскость в углу свода

    Ф

    Фриз – в ордере средняя часть антаблемента (перекрытия колонн). В дорическом ордере содержит чередующиеся триглифы и метопы, в ионическом и коринфском – это непрерывная полоса рельефа. В широком смысле – просто вытянутая декоративная полоса.

    Фронтон – верхнюю часть переднего фасада здания, образуемую горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами, или гейсонами, кровли.

    Ц

    Целла(то же, что и наос) – центральня часть греческого храма со скульптурой божества.

    Цоколь (тоже, что и плинт) – подножие сооружение. В классической традиции – выступающее, в современной может быть западающим.

    Ч

    Чатья

    скальное сооружние со сводчатым перекрытием на продолговатым в плане помещением и огромным световым подковообразным проемом.

    Четвертной вал – облом очерченный четвертью окружности или иной подобной кривой.

    Чимбия (листель) — в архитектуре и декоративном искусстве — обрамление, ободок, поясок, валик, кант.

    Э

    Энтазис – плавное дугообразное утонение ствола колонны, расположенное обычно на ¹/₃ ее высоты. Применение Э. создает впечатление напряженности колонны и устраняет оптическую иллюзию вогнутости её ствола.

    Акант (аканф) - тропические травы или кустарники сем. акантовых. В искусстве форма листьев А. используется для лепного орнамента и капители коринфского ордера. Антаблемент - один из элементов классического архитектурного ордера: верхняя часть сооружения, лежащая на колоннах (или на стенах) и состоящая из трех горизонтальных членений - архитрава, фриза и карниза.


    1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)