|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Постепенное выздоровление
Биофизическое состояние пациентки к октябрю 1944 года было следующим: Дыхание глубокое, лишь слегка сдерживаемое голосовой щелью. Оргастический рефлекс протекал легко и полно. Вагинальное самоудовлетворение с оргастическим высвобождением происходило регулярно. Взгляд оставался слегка замутненным, но не в такой степени, как прежде. Поведение в целом было уступчивым и согласованным. «Силы» все еще присутствовали, но держались «на расстоянии» и были «неустойчивыми». Временами чувствовалось легкое давление между глазами. Лицо было румяным. В ходе нескольких исследовательских сессий все еще можно было уловить шокоподобные признаки кататонии, но в целом ситуация выглядела вполне удовлетворительно. Мне удалось полностью высвободить ее плач. После этого она попросила позволения подробнее обсудить «что-то очень важное» Она поняла происхождение собственной идеи божественной Изиды. Пациентка вспомнила, что в детстве ей казалось, что она понимает мир гораздо лучше других, особенно лучше взрослых. Она всегда чувствовала, что человеческие существа, окружающие ее, чем-то больны, чем именно — ей не удавалось до конца понять. Важным в этих переживаниях было то, что ее удивляла собственная способность понимать гораздо лучше других. Постепенно у нее возникло чувство, что она одинока в мире человеческих существ, и начала верить, что обладает знаниями тысячелетней давности. В качестве объяснения этого экстраординарного факта она предположила, что подобное возможно только если она — сама божественная Изида, которая переродилась в ее теле. Наряду с повседневной мелочной жизнью эта идея казалась слишком странной, и она почувствовала себя еще более одинокой. Затем на нее нахлынули сильные телесные ощущения, которые, казалось, сконцентрированы в ее гениталиях. Ничего подобного в ее окружении не допускалось. Постепенно ока научилась ослаблять или снимать поток телесных ощущений, напрягая собственное тело, тогда возбуждение затухало. Ей стало казаться, что оно имеет над ней власть и не поддается контролю. Позже она все-таки научилась овладевать возбуждением, но его присутствие оставалось ощутимым. Появление всемогущих сил, как правило, начиналось с сильных ощущений в нижней области живота. Иногда все ограничивалось этими ощущениями, а иногда силы проявлялись в полную меру. Таким образом, сейчас она совершенно ясно осознала, что всемогущие силы ее раннего детства и более поздние «запредельные дьявольские силы» — суть одно и то же. У меня создалось впечатление, что несмотря на этот инсайт, в ее сознании сохранились остатки сомнений относительно истинной природы этих сил. Ее состояние быстро улучшалось, взгляд прояснялся, но давление в глазах иногда ощущалось. Она с жаром объясняла: «Но оно [давление] за глазами, а не в глазах...» Мне нечем было возразить. Четыре месяца спустя у нее снова произошел кататонический приступ, но она его преодолела. Я продолжал ежедневную иррадиацию с помощью оргонной энергии в области турецкого седла. В следующий раз я увидел пациентку в январе 1947 года. Она много читала, у нее был хороший аппетит. Она с удовольствием вступала в половые отношения, которые однако для нее не заканчивались оргазмом. В ноябре того же года она снова пришла поделиться со мной своими переживаниями: полноценного оргастического высвобождения во время полового акта все еще не происходило, но она работала и в целом чувствовала себя хорошо. Я посоветовал ей не встречаться больше с терапевтами, даже со мной, и постараться забыть все трагедии своей жизни. Она упрашивала меня продолжить терапию, но я чувствовал, что она стала самостоятельной, и посоветовал ей учиться стоять на собственных ногах. В августе 1948 года я получил от нее письмо. Я пишу, чтобы передать вам, какое впечатление произвела на меня ваша книга «Слушай, малыш!». Я не могу выразить, какое наслаждение я получила при ее чтении, поскольку то, что вы написали о «маленьком человечке» — такая грустная правда, что я почувствовала себя в его шкуре. Я хочу, чтобы вы знали, что антагонизм и даже ненависть, которые я испытывала к вам и вашей работе во время терапии, исходили из моего знания (временами даже сознательного), что я слишком сильно приблизилась к состоянию прорыва своих телесных ощущений и, возможно, к любви. Это было чем-то таким, чего я не могла себе позволить — всю жизнь я вынуждена была строго сдерживать свои телесные порывы, и даже сознательно добивалась их угасания — я лечила свое тело как грязное, ненавидела его, отвергала и презирала себя в наказание за ранние чувственность и мастурбацию. Эту ненависть, которую я испытывала к собственному телу, я и проецировала на вас. Простите меня за это, доктор, эта ненависть очень вредила моему телу и рассудку. Мне бы хотелось сказать вам, что несмотря на мою «озлобленность и мелочность», ваша paöoia надо мной очень сильно помогла мне, я осознала, какой вред я причиняла себе и окружающим людям и почему я это делала. Итак, теперь я знаю и в полной мере ощущаю, что мое тело стремится быть здоровым, и что мое бегство в «башню из слоновой кости» психического расстройства лишь поменяло бы цвет картины, но не саму картину. Я готова была стать душевнобольной, «особенной», чтобы оставить тело на заднем плане, но постепенно я обнаружила, что здоровое «активное» тело доставляет большее удовольствие — как физическое, так и душевное. Поэтому, я полагаю, вы догадываетесь, что я воссоединяюсь с собственным телом, хоть это и происходит медленно, и не без вашей помощи. Процесс несколько замедлен, поскольку до сих пор имеют место напряжения, временами возникают блоки, и я не знаю, что с ними делать. Часто мое и без того незначительное мужество покидает меня, и тогда всплывает темная картина ненависти, бреда и страданий, но ненадолго. Спасибо за все, я молюсь Господу, чтобы он придал мне мужества. Ф. В конце 1948 года я узнал о ее хорошем состоянии, не считая одного письма от нее, где она поведала о своей «гнилой сущности» и как она «недостойна жить в этом прекрасном мире». Я велел ей не печалиться об этом и продолжать наслаждаться собой. О «силах» она больше не упоминала. Несколько недель спустя она посетила меня. Пациентка была собранной, ее глаза искрились умом и проницательностью. Она усердно работала и даже открыла собственное дело. Однако генитальная сексуальность все еще не складывалась. У нее не было приятеля. Она встречалась с одним человеком, который ей нравился. Однажды они остались наедине. Она знала, что произойдет той ночью, и захватила с собой снотворное, которое подмешала в его бокал. Он заснул. Я посоветовал устранить последнее препятствие, воспользовавшись помощью одного из наших оргонных терапевтов. Прошло семь лет с момента окончания этого терапевтического эксперимента: внушительный период, чтобы судить о результатах, но недостаточный для окончательного ответа на вопрос, способны ли такие пациенты постоянно сохранять рассудок. Это будет зависеть от множества условий, которые выходят за рамки индивидуальной оргонной терапии. Они связаны в первую очередь с социальной природой. Серьезный вопрос, который возникает в этой связи, — способен ли homo normalis коренным образом изменить свой образ жизни и образ мыслей. На этот вопрос нельзя ответить определенно. Разъяснение того факта, что образ жизни homo normalis провоцирует шизофреническое расщепление у миллионов здоровых новорожденных, при условии его серьезного обсуждения и практического обоснования может значительно продвинуть нас к разрешению этой проблемы. Очевидно, что близится то время, когда homo normalis вынужден будет пересмотреть рациональность и обоснованность его образа жизни. Благодаря исследованию переживаний больных шизофренией мы можем понять, как homo normalis влияет на миллионы новорожденных детей. Предупредить заболевание «шизофренией» означает радикально изменить всю систему воспитания, а не только лечения шизофреников. Последнее будет всегда оставаться индивидуальным вкладом, не оказывающим никакого влияния на состояние общества. Это не означает,- что следует прекратить Изучение менталитета шизофреника. Он может многое рассказать нам о человеческом функционировании, о проблемах восприятия и само восприятия, о деятельности сознания, которое изучено гораздо меньше, нежели бессознательное. Он может подсказать нам, как помочь отдельному человеческому существу, стоящему на пороге срыва. Но основное препятствие для этой и для других подобных задач медицины и психиатрии — мир homo normalis, который продолжает сохранять свои вековые идеи и традиции, наносящие колоссальный урон биологическому ядру каждого ребенка в каждом новом поколении. В борьбе с эмоциональной чумой мы столкнемся с самым дурным обличьем homo normalis — с фанатичной мистикой и стереотипами, свойственными человеческому существу, которое бежит от себя по той же причине, что вызывает кататонический срыв у наших пациентов: ужас перед плазматическим потоком организма, не позволяющим справиться с мощными биоэнергетическими эмоциями, и потеря естественных функций саморегуляции. Все нападки на нашу научную работу на протяжении последних двадцати пяти лет совершались такого рода людьми из различных организаций и социальных институтов. Homo normalis боролся с оргонными биофизиками по тем же причинам, которые заставляли его сжигать тысячи ведьм и применять шок на миллионах пациентов: это ужас человеческого существа перед силами, которые он неспособен пережить в себе. Если мы не соберем все мужество, чтобы отстоять эту догадку, мы несостоятельны как психиатры, терапевты и воспитатели. Впервые в истории медицины эмоциональная чума, которая распространяется из-за страха органических ощущений, столкнулась с достойным противником. Перед нами огромная перспектива: дать человеческому существу возможность принять в себе природу, перестать избегать ее и наслаждаться тем, чего сейчас он так сильно страшится. ГЛОССАРИЙ
абстиненция — воздержание, н-р, сексуальное воздержание —- вынужденное, принудительное или сознательное добровольное снижение половой активности, обычно ситуационно обусловленное. Субъект может прибегнуть к заменителям полового акта с оргазмом (парциальная абстиненция) или полностью отказаться от сексуальной деятельности (тотальная абстиненция). амбулаторная шизофрения — относительно доброкачественно протекающая шизофрения, клиническая картина которой характеризуется, главным образом, неврозоподобной симптоматикой. атаксия — нарушение координации движений. аффект — приятное или неприятное, смутное или отчетливое эмоционально-аффективное состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. Бионы — пузырьки энергии, представляющие собой переходные стадии между безжизненной и живой субстанциями; возникают в процессе разложения органической и неорганической материи; заряжены энергией оргона, т.е. энергией живого, и могут развиваясь превращаться в простейших и бактерии. вегетотерапия — сексуально-экономическая терапевтическая техника, направленная на высвобождение связанных вегетативных энергий и восстановление, таким образом, вегетативной способности пациента к движению. влечение — динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. Источник энергии — телесное возбуждение, цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту. восковая гибкость — каталепсия, симптом двигательных расстройств, характеризующийся застыванием больного в принятой им позе, даже очень неудобной; наблюдается при кататонической шизофрении. вытеснение — процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея становятся бессознательными. габитус — совокупность наружных признаков, характеризующая строение тела и внешний облик человека: телосложение, осанка, выражение лица, цвет кожи и т.п. Оценка габитуса является важным критерием в диагностике заболеваний, свидетельствует о состоянии человека. генитальная любовь —• такая форма любви, к которой субъект приходит на вершине своего психосексуального развития, т.е. не только дойдя до генитальной стадии, но и преодолев комплекс Эдипа. генитальность — высший уровень развития либидо, зрелость. декомпенсация — недостаточность механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма, гоме-остаза; также может проявляться при дезадаптации личности, в связи с социально-психологическими или биологическими (соматические заболевания, возрастные кризисы) факторами. динамическая модель рассмотрения душевных процессов — рассмотрение психических явлений как форм проявления определенных и, как правило, скрытых от сознания тенденций, влечений и т.п., находящихся в противоречивых отношениях между собой (единство и борьба), а также с точки зрения переходов из одной подсистемы в другую. застой — скопление жизненной энергии в организме, превращающееся в источник энергии для биопатии и иррационализма. защита психическая (эго-защита) модель рассмотрения душевных процессов — совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защитить Я (эго) от угроз со стороны реальности или со стороны влечений (ид) и/или сверх-я. интроекция — субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» объектов и качеств, присущих этим объектам, отношения с объектом «вовне» заменяют отношения с воображаемым субъектом «внутри себя». Интроекция связана с идентификацией. катексис — перевод на английский язык слова Besetzung (букв. - вложение, вклад) — количество энергии, сцепленной с любым объект-представлением или психической структурой. каузальная терапия — терапия, направленная на раскрытие и устранение причин, вызывающих неврозы. компульсивный (навязчивый) — относящийся к сознательным мыслям, от которых, как чувствует субъект, он не может отвязаться, и к действиям, которые вынужден выполнять. В психиатрии компуль-сии — навязчивые влечения, разновидность навязчивых явлений, навязчивые ритуалы (компульсивный невроз). конверсия — смещение психического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы — соматические, моторные (н-р, паралич), или чувственные (н-р, утрата чувственности). Для симптомов конверсии характерно телесное выражение вытесненных представлений. контр-катексис — энергия, вложенная для поддержания вытеснения катектированного процесса. контрперенос (контртрансфер) — совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос. куннилингус — вид перверсии, при которой половое возбуждение у женщины вызывается раздражением ее наружных половых органов языком и губами партнера (партнерши). Наблюдается при гетеросексуальных отношениях и женском гомосексуализме. либидо — гипотетическая форма психической энергии, которая является подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон). Ложноножки — псевдоподии, временные цитоплазматические выросты у одноклеточных организмов (корненожек, жгутиковых и споровиков), а также у свободно движущихся клеток многоклеточных организмов (лейкоцитов), служащие для движения и захвата пищи. маскулинный (маскулинность) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие отношение к вторичным половым признакам мужчины. фемининный (фемининность) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие отношение к вторичным половым признакам женщины. Согласно классическому психоанализу — маскулинность имеет отношение к активности, агрессивности, садизму, соперничеству, а фемининностъ — к пассивности, мазохизму, беспомощной позиции. нарциссизм — согласно мифу о Нарциссе, любовь к собственному образу. Сексуальная перверсия, при которой предпочитаемый субъектом объект — его собственное тело (спец.). В более широком смысле — любая форма любви к себе. первичный нарциссизм — любовь к себе, предшествующая любви к другим в раннем периоде детства. вторичный нарциссизм — любовь к себе, являющаяся результатом интроекции и идентификации с объектом; изъятие либидо из объектных нагрузок и обращение его вновь на «Я». невроз актуальный — невроз, причина которого связана с настоящим, а не с детскими конфликтами; симптомы — прямое следствие отсутствия или недостаточности сексуального удовлетворения, сдерживания либидо. нежность — отношение к другому человеку, которое сохраняет или же воспроизводит первичное любовное отношение ребенка: сексуальное удовольствие выступает здесь не самостоятельно, а лишь опираясь на удовлетворение влечений к самосохранению. объектное отношение — отношение субъекта к миру как сложный и цельный итог определенной организации личности, как результат определенного восприятия объектов, в той или иной мере связанного с фантазированием, и выбираемых способов защиты. Отношение к тому или иному субъекту, к тем или иным стадиям развития (н-р, объектные отношения орального типа) или к психопатологическим явлениям (н-р, объектное отношение меланхолического типа). оргастическая потенция — в основном способность организма полностью отдаться непроизвольной конвульсии организма и полной разрядке возбуждения в высшей точке генитального соединения; всегда отсутствует у невротиков, предполагает генитальный характер, т.е. отсутствие мышечного и характерного панциря. Эрективная и эякулятивная потенции являются предпосылкой оргастической. оргонотерапия, психотерапевтическая — активизация энергии оргона в организме, т.е., освобождение биофизических чувств от мышечного и характерного панциря, чтобы сформировать оргастическую потенцию. оргонотерапия, физическая — применение физической энергии оргона, концентрирующейся в аккумуляторе, для увеличения естественного биоэнергетического сопротивления организма болезни. основное правило — правило, организующее аналитическую ситуацию: пациента просят говорить все, что он думает и чувствует, ничего не выбирая и ничего не опуская из того, что приходит ему в голову, даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, смешно, неуместно. отыгрывание — вовлеченность пациента в деятельность, которая понимается как подмена процесса воспоминания прошлых событий; замена мыслей действием, как результат того, что отыгрываемый импульс никогда не получал словесного выражения, он слишком силен, чтобы получить словесную разрядку, или у пациента отсутствует способность к торможению. Характерно для психопатий и поведенческих расстройств. панцирь мышечный — совокупность хронических мышечных судорог, которая закаляет человека, не допуская проявления чувств и ощущений органов, в особенности страха, гнева и полового возбуждения. перверсия — любая форма взрослого сексуального поведения, где гетеросексуальный половой контакт не является желаемой целью. первосцена — сцена сексуальных отношений между родителями, наблюдаемая или воображаемая ребенком на основе каких-то признаков. Обычно ребенок истолковывает эту сцену как акт насилия со стороны отца. перенос (трансфер) — процесс, при котором на аналитика переводится чувства, представления, желания и т.д., связанные со значимыми людьми из прошлого. В актуальный ситуации на аналитика реагируют так, как на объект из своего окружения. прегенитальный — относящийся к тем фазам инфантильного либидинального развития, которое предшествуют генитальной фазе, а также к возникающим на этих фазах импульсам и фантазиям простейшие — одноклеточные животные организмы (зоол.). реактивное образование — результат работы одного из защитных механизмов, которая приводит к возникновению способа поведения, прямо противоположного бессознательному, вытесненному стремлению (н-р, преувеличенная забота матери о ребенке, которого она ненавидит или ненавидела и т.д.) реактивный — относящийся к патологическим изменениям психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятные обстоятельства. Свободных ассоциаций метод — высказывание всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову — либо отправляясь от какого-то слова, числа, образа или сновидения, либо произвольно. связывание — операция, направленная на ограничение свободного движения возбуждений, на связывание представлений друг с другом, на создание и сохранение относительно устойчивых форм. сексуальная экономика —ядро отрасли знаний внутри оргономики, предметом которой является экономика биологической энергии (оргона) в организме с его энергетическим бюджетом. симпатикотония — преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. сопротивление — слова и поступки пациента, которые мешают ему в ходе аналитического процесса проникнуть в собственное бессознательное; установка на отторжение сделанных им открытий, поскольку они обнаружили бессознательные желания и привели человека в состояние «психологической угнетенности». сублимация — формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. топическая модель рассмотрения душевных процессов — схематическое, «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных слоев, имеющих свое местоположение, особые функции и закономерности развития: Я (Эго), Оно (Ид), Сверх-Я (супер-эго). Две последние подсистемы локализованы в бессознательном. трансферентный невроз — искусственный невроз, объединяющий различные проявления переноса. Он формируется в отношениях с психоаналитиком и представляет собой новую форму клинического невроза, прояснение которого приводит к открытию детского невроза. феллация — форма мужского гомосексуализма с орально-генитальным сексуальным контактом. фрустрация — состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. цензор — психическая инстанция, ответственная за искажение сновидений и вытеснение; теоретический предшественник супер-эго. Эдипов комплекс — упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Позитивная (простая) форма — желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. Негативная форма — любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола. экономическая модель рассмотрения душевных процессов — рассмотрение душевных процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо); энергетическим источником является Ид. энергия оргона (открыта В. Райхом между 1936 и 1940 гг.) — первоначальная повсюду присутствующая космическая энергия. Может выявляться с помощью визуальных и термических методов, электроскопа и счетчика Мюллера—Гейгера. В живом организме — биоэнергия, жизненная энергия. эритрофобия — навязчивый страх, боязнь покраснеть, боязнь предметов, окрашенных в красный цвет. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ............................... 5 ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА ВТОРОГО ИЗДАНИЯ.......... 8 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ............................ 12 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ............................... 14 ЧАСТЬ I. ТЕХНИКА Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |