|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИАнтитеза — оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий). Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимичных пар: Полюбил богатый — бедную, Полюбил учёный — глупую, Полюбил румяный — бледную, Полюбил хороший — вредную: Золотой — полушку медную. (М. Цветаева) Антитеза часто используется в пословицах и поговорках: Ученье — свет, а неученье — тьма; Лето — припасиха, зима — прибериха, в заглавиях художественных произведений: «Война и мир», «Толстый и тонкий» и др. На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста: В доме два лифта. Один — слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно. Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность — и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать... (А. Яхонтов) В основе этого текста лежит антитеза: противопоставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.
Инверсия ( лат. inversion — перемещение, перестановка) — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение — определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ...буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок. Как правило, авторы прибегают к изменению обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистической окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после существительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки — прямой порядок слов). Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя авторы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего — в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский). Градация — это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева). Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты имеют общее в значении, но в то же время противопоставляются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их — неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).
Зевгма — такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конструкция в данном случае включает ряд однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными элементами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере проявляются два значения слова «брать»: в сочетании со словом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» — побеждать, завоёвывать, покорять. Повтор — это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цветаева). Одно из назначений повторов — углубление смысловой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли. Анафора (единоначатие) — это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание: Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева) Анафора может вступать во взаимодействие с другими стилистическими приёмами, например с синтаксическим параллелизмом: И снится Разину — сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину — звон: Ровно капельки серебряные каплют. (М. Цветаева) Анафора способствует ритмизации речи: Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света. Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы. Этот говор вод. (А. Фет) Эпифора (единоокончание) — повторение последних слов фразы: О, не медли на соседней Колокольне! Выть хочу твоей последней Колокольней! (М. Цветаева) Эпифора усиливает эмоциональность, интонационную выразительность текста, выделяет главное, подчёркивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. Солженицын) С и мплока — это соединение в тексте анафоры и эпифоры: Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза. (М. Цветаева) Анад и плозис — это фигура стыка — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы: Память о Вас — тихим домком. Тихий домок — Ваш —- под замок. (М. Цветаева) Многосоюзие (полисиндетон) — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы; И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени. (Н. Гумилёв) Особенно выразительно многосоюзие в ряду однородных членов: И для него воскресли вновь и божество,, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин). Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин) При помощи бессоюзного соединения элементов перечисления поэт рисует быструю смену картин. Комбинация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику: Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин) Эллипсис — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро — закат, скоро —. назад: тебе в детскую, мне — письма читать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая неполнота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ- ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания позволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же — вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого — глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожиданности действия, быстрой смены событий, напряжённости психического состояния: Радостно книгу возьмите — ив класс! (В. Маяковский) Умолчание — это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль: Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих. (А. Ахматова) За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую. Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин) Риторический вопрос — одна из самых распространённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью: Чья злоба надвое землю сломала? Кто вздыбил дым над заревом боен? Или солнца одного на всех мало?! Или небо над нами мало голубое?! (В. Маяковский) Риторический вопрос используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах. Риторическое обращение — это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин) Вопросно-ответное единство — стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи. Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: Мы любим всё — и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... (А Блок) Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое количество одинаково расположенных компонентов: В лоб целовать — заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать — бессонницу снять. В глаза целую. (М. Цветаева) Синтаксический параллелизм может быть неполным: В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную структуру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции. Парцелляция — это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое деление позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интонация, то есть такое ритмомелодическое оформление высказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов: И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын). Именительный представления (именительный темы) — это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин). Период — это такая гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период характеризуется особой интонацией: вначале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Композиционно период распадается на две части: первая характеризуется повышением интонации, вторая — понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Толстой). Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтаксических единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создаёт ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
АНАЛИЗ ТЕКСТА ТЕКСТ 1 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой войны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикости этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей — второй мировой войны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсической закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны — применение атомного оружия — стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоуничтожения. (5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конфликтах и войнах могли исчезнуть государства, погибнуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попадает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения. (В. Стёпин) В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совместным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с _____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилистические приёмы —____________ и ____________ (предложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий Второй мировой войны усиливается за счёт __________, применённых автором в предложении 3. Стиль текста — публицистический, о чём свидетельствует использование ____________ (предложения 4, 7, 8). Список терминов: 11) риторический вопрос 12) метафора 13) эпитет 14) гипербола 15) вопросно-ответное единство 16) устойчивые сочетания слов 17) литота 18) ряды однородных членов 19) книжная лексика 20) парцелляция
ТЕКСТ 2 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спасёт красота. (2)Век спустя наш слишком много переживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, показывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево — камень тоже. (5)Бронза тоже. (6)В кинолетописи минувшей войны много страшных кадров. (7)В их ряду — документальная лента о гениальных ленинградских пригородах, разграбленных, развороченных, взорванных. (8)Этот фильм я смотрел давно, но освежать его в памяти не надо — первого впечатления вполне хватит на жизнь. (9)Благодаря операторам военных лет мы и сегодня можем увидеть, как худые, замёрзшие, измотанные бессонницей ленинградцы снимают с постаментов на Аничковом мосту и увозят в укрытия знаменитых Клодтовых коней. (Ю)Благодаря этим безвестным поклонникам монументального искусства мы и сегодня можем увидеть этих коней на их привычных постаментах на Аничковом мосту. (11)А вот атланты и кариатиды ни эвакуироваться, ни спрятаться не смогли — так и оставались при своих стенах, как некогда прикованный Прометей оставался при своей скале. (12)У титана, принёсшего людям огонь, ежедневно выклёвывал печень Зевсов-орел. (13)Каменных мужчин и женщин всю войну ежедневно клевали пули, мины, осколки. (14)С экрана, с серенькой ленты смотрят на нас изуродованные измученные лица. (15)Любопытно, видели когда-нибудь эти кадры подростки, три ночи подряд разбивавшие скульптуры в московском дворике? (16)В том же дворике, где так недолго простояли благородные каменные изваяния, расположен детский сад. (17)Целыми днями в любое время года ходят, бегают и возятся в свободном пространстве между домами совсем еще юные москвичи. (18)Растут, набираются ума-разума, понемногу осваивают окружающий мир. (19)Давно известно: будущее ребёнка во многом зависит от того, что встаёт перед его глазами буквально с первых минут на земле. (20)Ребятишки, о которых идёт речь, могли бы расти рядом со скромным, но все-таки парком скульптуры. (21)Теперь же глаза их будут вбирать совсем иную картину: мусорные баки, обломки строительного камня, небольшую, но достаточно уродливую свалку, устроенную неизвестно когда и неизвестно кем. (22)Красота воспитывает. (23)Отсутствие красоты — тоже, только по-иному. (Л. Жуховицкий)
Текст Л. Жуховицкого посвящен актуальным проблемам — спасению культурного наследия прошлого и воспитательной силе красоты. Подчеркнуть актуальность проблемы автору помогают _________ (предложения 3, 4). Чтобы усилить впечатление читателя об ущербе, нанесённом искусству войной, автор применяет приём __________ (предложения 11 — 13). Выразительности речи способствует использование _____________ (предложения 10, 16). Смысловые центры текста выделяются с помощью особых синтаксических средств — в _______ (предложения 2, 15) и _______________ (предложения 4, 5, 6;17, 18 и 22, 23). Список терминов: 1) сравнение 2) аналогия 3) риторический вопрос 4) вопросно-ответное единство 5) перифраз 6) парцелляция 7) эпитет 8) градация 9) гипербола 10) ирония
ТЕКСТ 3 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Район за Невской заставой долгое время существовал для меня как символ «революционного пролетарского движения»....(2)Сырой, туберкулёзный винный смрад воздуха, косенькие бараки и мрачные заводы, выросшие на топкой, глинистой почве вдоль Шлиссельбургского тракта, и клонированные рабочие с оружием пролетариата в руках. (З)Отсюда путь был, действительно, один — в революцию. (4)3а Невской заставой родилась Ольга Фёдоровна Берггольц. (5)Это объясняет многое в её судьбе, если не всё. (б)Деревянный домик на Палевском, где жила семья заводского врача Фёдора Христофоровича Берггольца, носит теперь имя первого наркома путей сообщения Елизарова. (7)Именем же поэта названа маленькая улочка в том же районе. (8)Всё согласно табели о рангах. (9)В окно этого дома маленькая Оля всегда видела «розоватое трепещущее пламя» (тревожная для детства деталь пейзажа). (Ю)Няня объяснила, что это «работает Чугунный завод». (П)Речь шла об Александровском заводе, который теперь, как легко догадаться, носит название Пролетарский. (12)Завод на месте. (13)Одно зарево ей запомнилось особо, оно осветило всю спальню, бешено летели чёрные фыркающие головешки. (14)Няня и тут успокоила: «Просто участок жгут, фабрично-заводские взбунтовались». (15)Это уже был Октябрь 17-го. (16)Оле было десять лет. (17)Мать хотела вырастить дочерей «тургеневскими девушками», сестры же видели себя в кепке и кожаной тужурке, печалились, что не попали на Гражданскую, и мечтали принять участие в последних схватках с мировой буржуазией. (18)Революция была для них не катастрофой, но частью детства, средой обитания и идеалом. (19)Первые воспоминания кодируют жизнь. (20)Если у Ахматовой это было зелёное, сырое великолепие царскосельских парков и «ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки», то у Берггольц: «...О, Невская застава, Невская застава! Ночи, полные багровых зарев с Чугунного завода. Первая моя любовь. Первые манифестации». (21)Механизм известен: что в детстве представляется красивым, с годами получает полномочия правды, которая навсегда сопряжена к тому же с идеальным образом. (22)Такой капкан. ...(23) Романтика революции была у её поколения в крови. (Н. Крыщук) Текст, посвященный детству известной поэтессы Ольги Берггольц, поднимает общую проблему — влияние впечатлений детства на формирование личности человека. Воссоздать обстановку первых десятилетий XX века автору помогают __________ (предложения 1, 2, 6, 17). Особенности мировоззрения поэтессы высвечиваются на фоне изображения иных взглядов, чему способствует такой приём, как ____________ (предложения 18, 20). Текст становится более выразительным благодаря использованию ___________ (предложения 3, 8, 18, 19, 22) и ____________ (предложения 2,15, 17). Собственные оценки и отношение к отдельным предметам и явлениям автор выражает с помощью ______________ (2, 9, 13, 20). Список терминов: 1) эпитет 2) перифраз 3) синекдоха 4) метафора 5) антитеза г 6) фразеологизм 7) историзм 8) сравнение 9) инверсия 10) гипербола
ТЕКСТ 4 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Как-то в сочинении на тему «Портреты героев в творчестве Тургенева» я раскритиковал статичный, как мне показалось, портрет у Тургенева, противопоставляя ему динамичный портрет у Чехова. (2)Начиналось сочинение так: «Ещё древнегреческий философ Гераклит заметил: «Никто дважды не может вступить в одну реку, через миг и он не тот, и река другая». (З)Наша учительница литературы, незабвенная Анна Алексеевна Ясно-польская, написала в тетради, что решительно со мной не согласна, но ставит за сочинение «пятёрку», признавая за мной право думать о Тургеневе по-своему. (4)Мне захотелось узнать, в чём её несогласие со мной. (5)Она сказала, что сочинению не хватает исторической перспективы: вряд ли был возможен портрет в манере Чехова, если бы Тургенев не довёл до совершенства портрет, характерный для предыдущего периода литературы. (б)Потом, молодо сверкнув глазами, отчего её некрасивое лицо стало прекрасным, осведомилась, что именно мною читано из Гераклита. (7)Гераклита я, понятно, не читал и честно признался, что его слова об изменчивости мира взял из книги Лункевича «От Гераклита до Дарвина». (8)— В этих случаях, — строго сказала Анна Алексеевна, — полагается указывать, что вы цитируете Гераклита по Лункевичу. (9)Эрудицию следует иметь настоящую, поверхностной щеголять не годится. (Ю)Она была права, (Н)Ведь я не просто выразил своё отношение к портрету у Тургенева, а сильно преувеличил его. (12)Не просто привёл слова древнего философа, а щегольнул ими. (13)Надеялся поразить класс. (14)Подсознательно брал реванш за то, что не танцую, за то, что неуклюж, за малые успехи на уроках физкультуры. (15)Сочинение мне Анна Алексеевна прочитать вслух не предложила. (16)Взять реванша не удалось. (17)А если бы прочитал? (18)Разве это что-нибудь изменило бы? (19)Так я, наверное, первый раз в жизни столкнулся с проблемой: что важнее — быть или казаться? (20)«Быть!» — требовала любимая учительница, которой мы обязаны большим, чем только уроками литературы, — уроками нравственности. (С. Львов) Автор текста С. Львов поднимает нравственную проблему, которая выражается в форме __________ (предложение 19). Смысловой центр текста выражается с помощью ____________ (предложения 1, 9), а стилистический приём, основанный на этом, называется __________. Описывая случай из собственной жизни, вызвавший размышления об истинной эрудиции, автор прибегает к стилистическим приёмам ____________ (предложения 9, 11, 14, 16) и ___________ (предложения 6, 7, 8), которые делают текст более выразительным. Передать состояние и намерения автора в пору осознания собственного заблуждения помогает такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 10 — 14). Список терминов: 1) оксюморон 2) антитеза 3) метафора 4)сравнение 5) антономазия 6) парцелляция 7) инверсия 8) антонимы 9) риторический вопрос 10) риторическое восклицание 11) метонимия
ТЕКСТ 5 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)0 неформалах известно довольно много. (2)Известно, как стригутся, как одеваются, что поют и танцуют, какую музыку предпочитают и ещё всякое разное. (3)И облик их, и манеры, и танцы вызывают порой просто шок. (4)И тянет предположить, что у людей, одетых и стриженных до такой степени «не так», и всё прочее должно быть тоже предельно «не так». (5)И по-человечески я могу понять коллегу, который требует пресечь рок-музыку, ибо она якобы толкает молодежь к бездуховности, наркомании и свободной любви. (6)Но предположить наличие связи — ещё не значит её доказать. (7)В любой из наших столиц, в городах-миллионниках, в портах, на курортах, в областных центрах молодёжная толпа ярка, необычна и разнолика. (8)Но даже в этой толпе выделяются необычностью группы парней и девушек, порой едва переступивших подростковый возраст, порой уже вошедших в зрелость. (9)Попробуем всмотреться в них без предвзятости, учитывая только факты и отстраняя домыслы. (10)Вот идёт парень лет двадцати, на шее у него цепочка белого металла, на куртке заклёпки, а в правом ухе серьга. (11) 0 чём это говорит? (12)Если опираться на одни лишь факты — только о том, что на шее у него цепочка, на куртке заклёпки, а в правом ухе серьга. (13)Нелепость, уродство, вызов? (14)Не знаю. (15)Может быть. (16)Но навстречу ему идёт женщина лет сорока, почтенная во всех отношениях, мать семейства, член месткома и даже председатель кассы взаимопомощи. (17)Разве придёт нам в голову шальная идея объявить её наркоманкой и жрицей свободной любви? (18)А ведь у неё на шее тоже цепочка, да еще из жёлтого металла, а на блузке крупная брошь, а в ушах даже не одна, а целых две серьги! (19)Вот торопится к автобусу миловидная девушка, стриженная почти «под ноль». (20)3ачем? (21)С какой стати? (22)Что она хочет сказать этим? (23)Не знаю. (24)Но вижу, как поблизости пересекает улицу колонна солдат, и каждый стрижен не почти, а вовсе «под ноль». (25)Понимаю, у них на то есть причины. (26)Но, может, и у неё есть причины? (27)Непривычное пугает. (28)Когда почтенный гражданин, проходя по бульвару, видит на одной скамейке шестерых или восьмерых молодых людей, у каждого из которых на запястье нитка с бисером, он Невольно убыстряет шаг: уж не затевают ли чего? (29)Почему же его не страшат десять незнакомцев — у каждого на шее галстук! — которые закрываются на два часа в кабинете и велят никого не пускать? (ЗО)Уж эти-то точно что-то затевают! (31)Я не оправдываю крайностей моды и не осуждаю их. (32)Я просто предлагаю на них не сосредоточиваться. (ЗЗ)Ведь, уткнувшись глазом в блестящие заклёпки или двухцветные волосы, можно проглядеть нечто более интересное, странное и значительное. (Л. Жуховицкий) Текст, написанный Л. Жуховицким, посвящен молодёжной субкультуре. Автор прибегает к описанию внешнего вида неформалов, используя __________ (предложения 2—5, 7, 10), что делает описание более точным и развёрнутым. При выражении отношения общества к неформальной моде автор использует приём ______________ (предложение 3). Усиливает влияние на читателя такой синтаксический приём, как __________ (предложения 1, 2). Благодаря ____________ (предложения 11 — 15, 20 — 23) автор строит диалог с читателями. Своё отношение к моде неформалов автор выражает с помощью ____________ (предложения 12, 16—18, 28—30), а вывод делает с помощью такого тропа, как __________ (предложение 33). Список терминов: 1) парцелляция 2) гипербола 3) метонимия 4) литота 5) ряды однородных членов 6) вопросно-ответное единство 7) риторический вопрос 8) перифраз 9) ирония 10) метафора
ТЕКСТ 6 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесёт. (2)Если бы мне дано было повторить жизнь — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обострённей видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3)И лишь одно я просил ы у своей судьбы — оставить со мной маму. (4)Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежно добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке. (5)Берегите матерей, люди! (б)Берегите! (7)Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может — говорит это вам человек, kорый имеет право на доверие — он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет. (В. Астафьев) Текст В. Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает им задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью __________ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _____________ (человек выбирает жизнь, возраст сравнивает меня, нет в душе метания). Описать собственную жизнь, а также отношение матери, к своему ребенку автору удалось благодаря использованию __________ (предложения 2, 4). Текст делается более понятным вследствие использования в нём ___________ (просить судьбу, доброе сердце). Списки терминов: 1) метафора 2) сравнение 3) эпитет 4) ряды однородных членов 5) риторическое восклицание 6) умолчание 7)градация 8) устойчивые выражения 9) синтаксический параллелизм 10) анафора
ТЕКСТ 7 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Нынешней осенью в глухой вологодской деревне ломали начальную школу на дрова и дом по соседству с нею. (2)Я смотрел на самодельную азбуку, которую топтали сапогами наехавшие из Прикарпатья шабашники, которым всё равно, что у нас ломать и что строить, на самодельные стоячие счёты, на парты, сколоченные деревенскими плотниками, на весь тот бедный и священный для нас уклад и справу той школы, где все мы наяву, в натуре, так сказать, пользовались предоставленным правом на образование и откуда вышли все в поди, начались как труженики, солдаты и литераторы. (З)Бывая в современных школах, я радуюсь их современному устройству, быту, обстановке, радуюсь за детей, которые учатся в них, но всё-таки люблю и никогда не перестану любить и быть благодарным той школе, где учился по самодельной азбуке читать и считать на палочках, сделанных из лучинок, школу, которую нынче так играючи, с лёгким сердцем ломают на дрова чужие, равнодушные ко всему, люди, которым совершенно наплевать на какую-то там историю и культуру Отечества нашего, были бы гроши и харчи хороши! (4)Нетипично? (5)Отстало? (б)Деревни обречены на слом и вымирание — слышу я беспрестанно и отовсюду. (7)Но они ещё не вымерли, они ещё живут и работают, и в них, как правило, доживают свой век те люди, которым все мы, от мала до велика, обязаны всем, в том числе и нашим сытым благополучием и благодушием, — это бывшие организаторы деревенской жизни, участника, большей частью — инвалиды воины!.. (8)Им, жевавшим траву, мякину, кору пополам с лебедой и поднявшим нас и государство, выдержавшим войну, всё без остатка отдавшим для Победы, мы должны не только поклониться до земли, но и обязаны работу для них делать так же честно, самоотверженно, как делают её они. (В. Астафьев) С любовью говорит В. Астафьев о своей школе. Передать её обстановку, описать уклад школьной жизни автору помогают _________ (предложения 2, 7). Более выразительным это описание делает ___________ (бедный и священный уклад). Разговорность тексту пр даёт использование ___________ (поклониться доземли, доживать свой век, вышли в люди, с лёгким сердцем, от мала до велика), а выражению оценки происходящего и эмоций способствует ___________ (предложение 3). Автор как бы вступает в диалог с читателями, используя _________ (предложения 4—6). Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) эпитет 3) поговорка 4) экспрессивная книжная лексика 5) риторическое восклицание 6) экспрессивная разговорная лексика 7) вопросно-ответное единство 8) фразеологизм 9) ирония 10) развёрнутая метафора
ТЕКСТ 8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1)Не большая и не маленькая река Сейм, то округляясь на травянистых плесах, то хлопая лопухами...,катилась в горловинки и даже пошумливала. (2)Вода в ней желтовато-серая с фиолетовыми разводами у берегов и возле ощипанной гусями осоки. (3)И эта вот осока, шириной в два пальца, кинжально-торчащая у берегов и по-ужиному шипящая, только и поражала моё воображение, да ещё гуси, которых тут бродили тысячи, если не миллионы. (4)Дерзкие, драчливые птицы, привыкшие трудом, а то и разбоем промышлять себе пищу, точно ведающие, что за каждую из них полагается большой штраф, если шофёр раздавит, и потому надменно, как московские пешеходы, ведут они себя на дорогах. (5)Не знаю, что такое курский соловей, — не слышал, но курский гусь — это фигура! (6)Гуси были уже тяжелы — истекал срок их жизни, или, как выражается один мои знакомый, «наступал конец пределу». (7)Сожжённый жарою и задушенный пылью, падал с кустов осенний лист; объятый клубом земного праха, как подбитый танк дымом, двигался по полю трактор с картофелекопалкой, мчались машины на спиртзавод, соря по дороге буряками и картошками; вдали виднелся перелесок, над которым висело не утомлённое, а прямо-таки уморённое солнце; общипанные, объеденные и загаженные гусями и утками берега Сейма пустынны и тихи, лишь вяло гонялись над водою за мошками ласточки-береговушки, да где-то за поворотом реки председательским голосом орал на всю округу петух. (8)Избалованного броской, поражающей глаз и воображение красотой Сибири, меня угнетала эта наработанная, заезженная, искорчёванная земля, на которой и присесть-то негде, попить водицы невозможно, потому что по реке гнало тучи белого пера, а в воздухе неотступно висел запах гусиного помёта. (9)Всё больше и больше дивился я тому, что идущий со мной рядом друг мой говорит об этой земле растроганно, и не говорит, а прямо-таки поёт немножко носовым, неторопливым голосом, и так поёт, ровно уж и нет краше земель на свете, чем курская. (10)Большое и доброе лицо его как посетила блаженная улыбка, когда мы вышли из поезда, да так и не сходит. (11)Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину», — а может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя, а? (12)Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову, и притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь Родину свою. (13)А уж какая она, эта Родина — всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. (14)В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как люблю я свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит работящую, пожалуй что уж усталую от трудов и набегов пристепную Русь, мой друг, не громко, но так проникновенно поющий о ней вот уж почти двадцать лет. (В. Астафьев) А Известный писатель Виктор Астафьев с мастерством художника описывает картины природы нашей Родины. Поражённый необычной картиной, автор использует в предложении 3 __________, чтобы передать масштабы увиденного. ___________ (гусь — персона) — это выражение авторской оценки. А сделать описание ярким и образным писателю удалось благодаря ___________ (кинжально-торчащая и по-ужиному шипящая осока, дерзкие птицы, задушен ный пылью лист). Встречаются в описании и ___________ (предложения 4, 7). Всё это делает описание природы зримым и образным. Б. Рассуждая об истоках любви к Родине, чувства Родины, автор прибегает к ________ (предложение 12). Большое выразительное значение имеет - ______ (предложения 11, 12). Отношение автора к своей земле передаётся не только с помощью слово «люблю», но и посредством __________ (диковатая и прекрасная Сибирь). А отношение друга и попутчика писателя к своей малой родине передаётся через ____________ (говорит — поёт, предложение 9). Список терминов: 1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) гипербола 5) антитеза 6) вопросно-ответное единство 7)синекдоха 8) развёрнутая метафора 9) контекстуальные антонимы 10) градация
ТЕКСТ 9 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.071 сек.) |