|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Другая история литературы: веселые ребята
Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Исторические анекдоты любил не только герой «Евгения Онегина», но и его автор. Он собирал и записывал анекдоты о русских императорах, полководцах, писателях 18 века и о своих современниках. Вот один из них. У Крылова над диваном, где он обыкновенно сиживал, висела большая картина в тяжелой раме. Кто-то ему дал заметить, что гвоздь, на котором она была повешена, не прочен и что картина может когда-нибудь сорваться и убить его. «Нет, - отвечал Крылов, угол рамы должен будет в таком случае непременно описать косвенную линию и миновать мою голову» («Table-talk», англ. – застольные разговоры) Уже современники начали сочинять анекдоты и о самом Пушкине (вспомним хвастовство Хлестакова в «Ревизоре»). В ХХ веке несколько абсурдных, злых «анекдотов из жизни Пушкина» придумал Д. Хармс, борясь не столько с поэтом, сколько с неумеренными его почитателями и литературоведами-пушкинистами (их можно прочесть в любом сборнике этого автора). Позднее, уже в семидесятые годы ХХ века, приобрел большую популярность цикл анекдотов «Веселые ребята». Предполагают, что его, в подражание Хармсу, сочинили московские художники В. Пятницкий и Н. Доброхотова. Эти тексты, однако, можно считать уже фольклорными. В отличие от Хармса, для «Веселых ребят» характерен не «черный юмор» (на самом деле это – сатира), а юмор добрый, беззлобный, школьный. Это – культурная игра: переиначивание известных биографических фактов (попробуйте угадать - каких?), литературных мотивов («стрелялись мы»), социологических шаблонов («Толстой – зеркало русской революции») и социальных ролей («главный писатель» Пушкин, влюбленный в него решительный Лермонтов, насмешник и актер Гоголь, робкий Тургенев). Любопытно, что в цикле не упоминается Чехов: сочинители точно почувствовали, что он – из другого поколения, другой эпохи. Избранные анекдоты цикла выстроены в сюжет, иллюстрирующий серьезную часть этой главы. Русские классики ХIХ века при взгляде из века двадцатого предстают одной дружеской компанией, веселой, шаловливой талантливой семьей, совместно сочинившей роман «Герой нашего времени». Так оно, в сущности, и было.
Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, пришел к Пушкину и позвонил. Пушкин открыл ему и кричит: «Смотри-ка, Арина Родионовна, я пришел!» Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и пришел в гости к Державину, Гавриле Романовичу. Старик, уверенный, что перед ним и впрямь Пушкин, сходя в гроб, благословил его. Николай II написал стихотворенье на именины императрицы. Начинается так: «Я помню чудное мгновенье…» И тому подобное дальше. Тут к нему пришел Пушкин и прочитал… А вечером в салоне у Зинаиды Волконской имел через них большой успех, выдавая, как всегда, за свои. Что значит профессиональная память у человека была. И вот утром, когда Александра Федоровна кофе пьет, царь-супруг ей свою бумажку подсовывает под блюдечко. Она это прочитала и говорит: «Ах, Како, как мило, где ты это достал, это же свежий Пушкин!» Пушкин часто бывал в гостях у Вяземского, подолгу сидел на окне, все видел и все знал. Он знал, что Лермонтов любит его жену. Поэтому считал не вполне уместным передать ему лиру. Думал Тютчеву послать за границу – не пропустили: сказали: не подлежит – имеет художественную ценность. А Некрасов как человек ему не нравился. Вздохнул и оставил лиру у себя. Лермонтов хотел у Пушкина жену увезти. На Кавказ. Все смотрел из-за колонны, смотрел… Вдруг устыдился своих желаний. – Пушкин, - думает, - зеркало русской революции, а я – свинья! – Пошел, встал перед ним на колени и говорит: - Пушкин, - говорит, - где твой кинжал? Вот грудь моя! Пушкин очень смеялся. Однажды Пушкин стрелялся с Гоголем. Пушкин говорит: - Стреляй первый ты. - Как ты? Нет, я! - Ах, я? Нет, ты! Так и не стали стреляться. Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, сверху нацепил львиную шкуру и поехал на маскарад. Ф. М. Достоевский, царство ему небесное, увидел его и кричит: «Спорим – это Лев Толстой! Спорим – это Лев Толстой!» Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и задумался о душе. Что уж он там надумал, так никто и никогда не узнал. Только на другой день Ф. М. Достоевский, царство ему небесное, встретил Гоголя на улице – и отшатнулся. - Что с вами, - воскликнул он, - Николай Васильевич? У вас вся голова седая!!/ Тургенев хотел быть храбрым, как Лермонтов, и пошел покупать себе саблю. Пушкин проходил мимо магазина и увидел его в окно. Взял и закричал нарочно: «Смотри-ка, Гоголь (а никакого Гоголя с ним вовсе и не было), смотри-ка, Тургенев саблю покупает! Давай мы с тобой ружье купим!» Тургенев испугался и в ту же ночь уехал в Баден-Баден. Однажды Гоголь написал роман. Сатирический. Про одного хорошего человека, попавшего в лагерь на Колыму. Начальника лагеря зовут Николай Павлович (намек на царя). И вот он с помощью уголовников травит этого хорошего человека и доводит его до смерти. Гоголь назвал роман «Герой нашего времени». Подписался: «Пушкин». И отнес Тургеневу, чтобы напечатать в журнале. Тургенев был человек робкий. Он прочел роман и покрылся холодным потом. Решил скорее все отредактировать. И отредактировал. Место действия он перенес на Кавказ. Заключенного заменил офицером. Вместо уголовников у него стали красивые девушки, и не они обижают героя, а он их. Николая Павловича он переименовал в Максима Максимыча. Зачеркнул «Пушкин», написал «Лермонтов». Поскорее отправил рукопись в редакцию, отер холодный пот и лег спать. Вдруг посреди сладкого сна его пронзила кошмарная мысль. Название! Название-то он не изменил! Тут же, почти не одеваясь, он уехал в Баден-Баден. Сел Гоголь на кибитку и поскакал невесть куда в исчезающую даль. Пушкин сидит у себя и думает: «Я – гений – ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений! Когда же это кончится?» Тут все и кончилось. Вопросы и задания 1. Какова периодизация русской литературы ХIХ века? 2. Какими признаками характеризуются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм? 3. Какие жанры оказываются ведущими в эти эпохи? 4. Почему русскую классику ХIХ века можно представить одной большой семьей? 5. В чем различия двух поколений этой семьи? 6. Как вы понимаете метафору М. Е. Салтыкова-Щедрина «Литература – это сокращенная вселенная»? 7. Какой жанр и по какой причине становится главным в русском реализме?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |