АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алаша-хан и образование казахских жузов

Читайте также:
  1. A) .стеноз гортани, обусловленный образованием дифтерийных пленок
  2. A. Бесполостное плотное образование (диаметром до 10 мм), возвышающееся над уровнем кожи и разрешающееся без образования рубца
  3. Education - Образование
  4. Static_cast – безопасное преобразование, не содержит за собой инструкций процессора.
  5. VII. Художественное образование
  6. WORD-BUILDING (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
  7. WORD-BUILDING (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
  8. WORD-BUILDING (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
  9. WORD-BUILDING (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
  10. WORD-BUILDING (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
  11. WORD-BUILDING (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

Большую роль в становлении казахской государственности играют предания и легенды. Исторические предания об Алаша-хане и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей казахской государственности. В большинстве легенд Алаша-хан является первым казахским ханом, основателем Казахского государства. У А.Левшина, он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конак-асы, жылу (асар) и др. А.Левшин пишет, что боевым кличем всех казахов: “В случаях общего смятения, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Во многих легендах упоминаются три сотни (жуз), отправляемых к Алаша-хану и остающихся с ним. Ю.А.Зуев предположил, что ала – “пегость, пестрота” напрямую связана с тем, что Алаша - будущий хан, основатель государства собирает под своим знаменем батыров, выходцев из разных родов, которые вместе с Ала–царевичем совершают откочёвку и пытаются создать своё государство (идея обретения Кут - “счастья”, отсюда и выражение “Кутты болсын!”), т.е. они становятся вольными казаками и ищут своё счастье на чужбине. Известно, что на основеинститута дружины-сотни, были созданы многие объединения государственного типа (государство кочевых кимеков XI-XII вв., Тюргешский каганат 699-766гг., Казахское ханство XVв. и многие другие).

Таким образом, образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание собственно Казахского государства.

Заключение

Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, потому что держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана, среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.

Подводя итог можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности:

1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.

2. Именно благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАК, который трансформируется от УЗБЕКИ–КАЗАКИ, к единому названию народа КАЗАК – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов.

3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества.

4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш.

5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает нам институт “казачьей вольницы”, как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде, т.е. реализации батырского (рыцарского) духа, противостоящего ханской власти. Поэтому, каждый хан стремился доказать своему разноплеменному народу, что не утратил свои нравственные и геройские качества, не потерял уважение со стороны своего народа.

Вклад основателей казахской государственности Керея и Жаныбека в историю казахского народа огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. Поэтому памятник Керею и Жаныбеку должен быть установлен, как и задумывалось в композиции “Казак ели”, а памятник президенту Назарбаеву должен подождать народного решения и быть установлен после…., как это делается в нормальных цивилизованных странах.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)