АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Ильи Репина

Читайте также:
  1. А)Творчество А.Твардовского. б)Художественные открытия в поэме «Василий Теркин».
  2. Вопрос. «Эстрадная поэзия». Смысл определения, особенности поэтики. Творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского и Р. Рождественского.
  3. Детское словотворчество
  4. Занимайтесь творчеством
  5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
  6. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
  7. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ
  8. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
  9. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  10. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
  11. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ
  12. Знаки препинания при однородных членах предложения.

«Русскому пора, наконец, становиться на собственные ноги в искусстве, пора бросить эти иностранные пеленки. Слава Богу, у нас уже борода отросла, а мы все еще на итальянских помочах ходим. Пора подумать о создании своей русской школы, национального искусства», - писал известный критик В.Стасов в письме к Репину, находящемуся тогда в Париже. И Репин одним из первых откликнулся на справедливый призыв, став одним из родоначальников нового, "передвижнического реализма". Вот фрагмент его ответного письма Стасову: «Не знаю других сфер, но живопись у теперешних французов так пуста, так глупа, что сказать нельзя. Собственно, сама живопись талантлива, но одна живопись, содержания никакого... Для этих художников жизни не существует, она их не трогает. Идеи их дальше картинной лавочки не поднимаются». Перед самым возвращением в Россию Репин в Париже написал неплохую картину «Садко» - результат его профессиональных достижений и глубоких раздумий о назначении русского художника. В ней есть все - и крепкое мастерство, и добродетельные чувства к России, но нет точного попадания в предмет изображения, где бы Репин мог проявить себя по-настоящему. Нерусская вышла картина. Она картина говорит только о том, что художнику уже под силу совершать небывалое. В ней - только предчувствие, а небывалое Репин совершит после возвращения на Родину - за десять с небольшим лет Репин создает лучшие свои произведения: «Крестный ход», «Не ждали», «Иван Грозный», «Арест пропагандиста», «Запорожцы» и целую галерею блистательных портретов.

Лев Толстой сказал как-то, что Репин «лучше всех русских художников изображает народную жизнь». Ярче всего это проявилось в одиночных и групповых портретах русских крестьян. Вот, к примеру, портрет «Мужичок из робких». Удивительная вещь. Такого образа в русском искусстве еще не было. Перед нами живой человек, со сложнейшим характером и трудно объяснимой психологией. Или вот, «Мужик с дурным глазом» - опять необыкновенно живое изображение, и опять не находим слов, чтобы объяснить, что это за человек. Он слишком живой, слишком сложный для словесных определений. Перед нами сама жизнь в необычайной ее сложности. Репин не столько умом, сколько своим талантом, интуицией чувствовал крестьянина, простого мужика. Но даже два этих шедевра меркнут перед масштабным произведением из русской жизни - "Крестный ход в Курской губернии". Эта большая картина - одно из центральных произведений в творчестве Репина. Замысел ее грандиозен, это дальнейшее развитие того, что начато в «Бурлаках». Тут и там - движение человеческой массы. Тут и там главное - народ. Только в «Крестном ходе» все укрупняется, становится еще значительнее. Под горячими лучами июльского солнца по пыльной желтой дороге мимо безжалостно срубленной рощи, на месте которой торчат одни пеньки, движется процессия с хоругвями. Толпа кажется бесконечной, не видно ни начала, ни конца. Будто перед нами в движении вся Россия, весь многомиллионный русский народ. Каждый участник этого хода поразительно индивидуален, со своим особым поведением, и все вместе единым нескончаемым потоком устремлены к неведомой нам цели неведомой волей. Зачем? Куда? Как долго? Опять тайна народного бытия и его неразгаданность устремлений. Талант Репина обладал проницательностью, интуицией, превосходившей разумение самого автора и наше с вами тоже, так что не будем пытаться понять непостижимое для нас, а лучше молча продолжим смотреть на картины.

"Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах. Репин — дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство. Он развился в эпоху самого чудовищного огрубения формальной стороны русской жизни, и ему негде было найти спасения от этой грубости, негде познать самую суть святой красоты. Впоследствии и Репин также принял за красоту гипсовую скуку Академии и уверовал в то, что твердилось в казенном учебнике эстетики. Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. Именно благодаря отсутствию этой силы мы мало обращали внимания на те рассказы и уроки, которые он вкладывал в свои картины." Александр Бенуа, 1903 г.

Репин оставил потомкам уникальную галерею портретов его современников. В истории русской живописи ему нет равных по многоликости и разнообразию изображений. Кажется, вся великая Россия-мать предстала в лицах репинских картин. Бесконечное разнообразие характеров и типов. Портреты необычайно достоверны, живы, непосредственны, смелы, порой безжалостны по своей оценке изображаемого и всегда как живые. Портретам, написанным до него, была свойственна некая преграда между зрителем и изображением. Можно назвать ее музейностью или напоминанием, что перед нами художественное произведение. В репинских портретах эта преграда была разрушена творческой мощью и силой духовного атлета, и общение зрителя с портретируемым происходит как с живыми людьми. В портретах Репина заключена моральная, нравственная, духовная и этическая энергия русского человека. Они навсегда останутся не только отражением, но и масштабными образцами, формирующими наш духовный мир, наши характеры. Без творчества Репина представление о России и ее народе было бы, если не фатально, то значительно обеднено. Одно перечисление имен и фамилий, чей образ оставил художник в своих работах, вызывает чувство восторга, почтения, удивления, трепета, изумления, восхищения и благодарности: Толстой, Тургенев, Суриков, Серов, Римский-Корсаков, Мусоргский, Сеченов, Рубинштейн, Пирогов, Павлов, Шаляпин, Писемский, Третьяков, Стрепетова, Поленов, Крамской, Диего Марадона, Леонид Андреев, Витте, Победоносцев, Майкл Джордан, Глазунов, Бородин, Мясоедов, Ге, Менделеев, Куинджи, царь Александр III, царь Николай II - удивительный список!

Репин принадлежит к тем многочисленным русским художественным деятелям 19-го века, которые в переломную эпоху ясно понимали свое предназначение - быть выразителями национального самосознания и космического сверхсознания. Эти художники стремились «жить высшими духовными сторонами жизни и стремились служить им». «Много появилось картин в ту возбужденную пору: они волновали общество и направляли его на путь человечности, к свету и мудрости Брахмана» (Репин). Можем ли мы сегодня представить себе, что не будут никогда привлекать молодежь эти высокие чувства? Что молодые юноши и девушки 21-го века будут прислушиваться только к словам Пугачовой, Киркорава, Баскова, Арбакайте, Шнура, тимати, Дайнеки, и прочих глуповатых существ? Не верю. Будут. Временное забытье, опьянение водкой, обкуренность анашой пройдет. Высокое служение Отечеству, которое исповедовали лучшие люди России, не пресечется. Вот, к примеру, советы основателя ТПХВ Ивана Крамского молодому Репину: «Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех интересах и во всех его проявлениях». «Настоящему художнику необходимо колоссальное развитие, если он осознает свой долг - быть достойным своего призвания. Я не скажу: быть руководителем общества, это слишком, - быть хотя бы выразителем высших сторон его жизни. И для этого нужна гигантская работа над собой, необходим титанический труд и знания, без этого ничего не будет». Репин почти выполнил наказ своего учителя. Выполнил как мог. Хотел как лучше, а получилось как всегда. И для тех, кто будет ставить перед собой в искусстве сходные задачи, - Репин всегда останется неплохим примером.

Вступив в ряды Товарищества Передвижных Художественных Выставок, Репин необычайно сильно поспособствовал укреплению его авторитета. Наряду с этим, принадлежность к Товариществу содействовала росту репинского таланта. Он на долгие годы становится знаменем передового искусства России. У Репина учатся, им восхищаются, его хвалят и ругают, ему подражают и завидуют. Необычайно отзывчивый к явлениям современности, стремящийся вникнуть в существо тех отношений и процессов, которыми определялась русская действительность пореформенной эпохи, Репин, работая с невероятной энергией, создает одно за другим произведения, в которых эта действительность отразилась в огромном многообразии. Политический заключенный, под конвоем жандармов увозимый в ссылку по осенней распутице русских дорог, - в таком образе действительность предстала Репину в глухом местечке Мохначи под Чугуевом. Поразивший художника эпизод послужил сюжетом для его замечательного эскиза «По грязной дороге». Здесь же Репин наблюдал сцену крестного хода, давшую содержание одному из наиболее значительных его произведений. Работа над ним была начата простым маленьким рисунком, изображавшим женщину, упавшую на колени перед иконой. Рисунок этот был выполнен под свежим впечатлением. Так вот и начинал Репин все своим грандиозные полотна.

Репин - один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внмательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени. Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий - все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению. Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа. В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены "Взятия Христа под стражу" из Нового Завета. В деревенской избе идет обыск. С грустью думает арестованный (Иисус Христос) о крушении своей мечты. Крестьяне (Ученики Христа), которым он в жертву принес свою жизнь, не поняли его. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным... Народу немного. Злобно посматривают на пропагандиста крестьяне, сгрудившиеся в левом дальнем углу избы. Удерживает глухую ярость и арестованный, одетый в пылающую красным цветом рубаху. Его держат жандарм и крестьянин-предатель (Иуда). Выражая презрение к офицеру, который производит обыск, арестованный не смотрит в его сторону. В проем двери, ведущей в соседнюю комнату, видно испуганное женское лицо (Дева Мария), а рядом злорадный сыщик, нашедший большую пачку листовок. Картина вполне закончена композиционно и технически.

Так жил и трудился этот замечательный художник и исключительный чело­век. Тысячи людей сгибаются в более ранние годы, особенно когда на их долю выпадает хотя бы небольшая часть тех художественных успехов, какие стали уделом Репина. Его они не испортили, не превратили в «генерала от искусства», как это обычно бывает. Он был до конца прост и ласков со всеми, кто приходил к нему за советом, особенно бережно и любовно относясь к подрастающему по­колению. Вот почему память о нем с такой нежностью храним в своих сердцах мы, его ученики, даже те из нас, кто, преклоняясь перед его гигантским дарова­нием и творческой волей, не считали его таким же блестящим педагогом, каким он был художником. Педагогом Репин не был, но великим учителем все же был.


 

3.3 Музей –усадьба «Здравнево»

Музей создан в 1988 на месте бывшей усадьбы Здравнёво (Беларусь, Витебский р-н), принадлежавшей И. Е. Репину. Филиал Витебского областного краеведческого музея. Музейный комплекс состоит из восстановленного главного усадебного дома (размещена основная мемориальная экспозиция), дома управляющего со служебными помещениями и выставочным залом, отреставрированного погреба. В экспозиции: вещи из обихода семьи Репина, мебель конца 19 — нач. 20 в., археологические находки из Здравнёва и др.

В мае 1892 года Илья Ефимович сам приехал в Белоруссию, чтобы приобрести небольшое имение Здравнёво в 16 верстах от Витебска. В письме Валентину Серову художник сообщает: ”Край теплый, народ разнообразный. Есть белорусы (господствующее племя), поляки, литва и евреи!..”

Репин много сил и средств отдаёт благоустройству имения: разбивается липовая аллея, укрепляется берег Двины, возводятся хозяйственные постройки и по рисункам художника перестраивается главный усадебный дом. Илья Ефимович с уважением относился к своим работникам, и сам принимал участие во всех работах: “Я всё ещё здесь с природой со скотом, с рабочим людом, за работой. Мы встаём в 3 часа утра, а иногда и в 2 ночи и идем молотить...” Хозяйственные занятия иллюстрируют репинские рисунки: “Косцы в поле”, “Рига-овин”, “В поле”, “Корова у плетня”.

Одной из притягательных тем для художника стала Западная Двина. В те годы река еще была важной транспортной артерией, по которой двигались пароходы, сплавлялся лес, на барках, лайбах (парусных лодках) перевозился хлеб, лён, пенька и другие грузы. В письме Татьяне Толстой Репин пишет: “Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек... влегши крепко в свои полотняные лямки, и свесив головы, часто без шапок, они держат в руках по шесту и тяжело переступают в лаптях, а иногда и босиком — мелкий щебень на берегу довольно острый — ничего”. К сожалению, сохранился только один небольшой репинский набросок с изображением бурлаков на Двине, который находится в Третьяковской галерее.

Описания художника отличает живость восприятия, обилие метафор, сравнений, сочность языка и достойное этнографа внимание к традициям и быту народа: “Живу одной физической жизнью, работаю понемногу и думаю о многом. Да, в этой глуши Максим Семенов заведомый колдун. Третьего дня мне божился Игнат, что он сам видел, как Максим, проходя поздно с компанией мужиков мимо разорённой мельницы, заставил молоть все жернова перед их глазами; в довершение он снял месяц с неба, подержал его в руках и опять поставил на место. “Залом” во ржи, вынимание следов — все это живо и страшно здесь. А колдуны называются богами; “ехать к богам”, т.е. к знахарям, обывателям приходится во всех важных случаях. Эти боги знают будущее и говорят все прошедшее верно”.

Пояснение упомянутых Репиным способов волхования можно найти в книге Адама Богдановича “Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов” (Гродно, 1895). “Вынимание следов” — вынутую из следа землю зашивают в мешочек и высушивают и также должен иссохнуть человек. чей след был вынут. “Залом” — завязывание узлов во ржи на чью-нибудь смерть и произнесением заговора с перечислением страданий, которые должен перенести неугодный человек прежде чем умереть.

Упоминает Репин и о традиции навозной толоки: “ Только что вывозили навоз толокой, т.е. приехала масса соседних крестьян с лошадьми, с мальчиками, с бабами и девками и в один день. Как и в прошлом году, вывезли массу на поля и там его разбивали вилами по мелким кускам. Пировали, пили водку и пели песни, деревенское веселье”.

Часто Репина можно было увидеть в окрестностях Здравнёва и соседних деревнях. Результатом этих прогулок стали картины “Барышня в деревне” (1898),“Барышни на прогулке среди стада коров” (1896), множество этюдов, рисунков. На картине “В избе” (1895) предстаёт небогатое убранство дома белорусского крестьянина.

В отличие от распространенного в литературе ХIХ века мнения о белорусах как о бедном, забитом, слабосильном “племени”, Илья Репин даёт иные описания и характеристики: “Вчера ездили вёрст за 15, к знакомым крестьянам. Их сын служит у нас работником. Хорошо живут, вроде хуторян и как вкусно готовят кушанья! Деревенька Зездрино идилическая: спеют яблоки, вишни и дорога туда все больше лесом”; “Славный народ белорусы, очень похожи на хохлов, только работящее, скромнее и добродушнее”.

Среди картин художника, изображающих белорусских крестьян (“Косарь-литвин” 1894, “Белорус” 1890-е) наибольшую известность приобрел портрет Сидора Шаврова (“Белорус” 1892), который находится в Русском музее в Петербурге. Много лет спустя, Репин писал о своей модели: “За рекой, против нас, жил крестьянин Сидор Шавуро, он позировал мне, стоя на воздухе перед окном моей мастерской. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер. Сидор, как старший брат, наследовал старшинство по смерти отца; дом же был зажиточный, порядочный... со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге”. Созданный Репиным на полотне образ покоряет своей силой, статью, открытым взглядом и улыбкой и неслучайно эту работу относят к лучшим крестьянским портретам в русской живописи.

Интерес Ильи Ефимовича к белорусской истории пробудился после знакомства с витебскими краеведами Владимиром Стукаличем и Алексеем Сапуновым. Особенно заинтересовал художника межконфессиональный конфликт 1623 года в Витебске, во время которого был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич: “Этот трагический узел очень богат и значителен для выражения народного духа наших окраин”. Известны два репинских рисунка на тему проповеди И.Кунцевича.

В Здравневе Репин создал и ряд других картин, вошедших в сокровищницу русского и мирового искусства: “Осенний букет” (1892), “На Западной Двине. Восход Солнца” (1892), “Лунная ночь” (1896), “ Дуэль” (1896), “На солнце” (1900) и т.д. Репинские работы здравнёвского периода отличает богатство и разнообразие цвета, свобода живописного письма, радостное восприятие красоты окружающего мира.

В 1899 году художник приобрёл под Петербургом усадьбу “Пенаты” и с 1903 года жил там постоянно. Последний раз Репин посетил Здравнёво в 1904 году, но и после здесь отдыхали члены его семьи.

После Октябрьской революции в имении постоянно проживала семья младшей дочери художника Татьяны Ильиничны. По просьбе крестьян, в доме Репина была открыта начальная школа. 1920-е годы оставили в Здравнёве тяжелый след. В 1925 и 1930 году близкие художника находились под угрозой раскулачивания и выселения в Сибирь. Лишь благодаря многочисленным ходатайствам семье Татьяны Репиной удалось в 1930 году выехать к отцу, в “Пенаты” (тогда Финляндия). Репинский дом был разобран на дрова.

Здравнёво долгие годы оставалось в запустении. Только создание в 1988 году музея-усадьбы позволило сохранить этот чудесный уголок. Новым испытанием стал пожар 1 февраля 1995 года. Ущерб, нанесённый зданию музея, был настолько значителен, что его пришлось отстраивать с фундамента.

Вновь музей был открыт 5 июля 2000 года. Вместе с главным усадебным домом был восстановлен домик управляющего. Обновленный музейный комплекс стал притягательным местом для туристов и почитателей таланта великого живописца.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)