|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Макиавелли НикколоРубежный контроль Тема 1: Предыстория и социально философские предпосылки социологии. Аристотель У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Главной движущей силой в человеке считал– любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Вебер Макс Основатель «понимающей» социологии и теории социального действия, сторонник экономического номинализма, согласно которому единственным социальным субъектом является индивид, поэтому источником социальных явлений выступает единичное социальное действие. Вебер делает акцент на личности. Вебер был антипозитивистом ( считал, что социология не должна строится по образцу и подобию естественных наук). Различия между изучением природы и изучением человека состоит в том, что человек наделен сознанием. Свою социологию он назвал «понимающей», т.к. она призвана раскрыть смысл поведения людей, понять и причинно - объяснить их социальные действия, поэтому главням методом познания он считал метод понимания. По мнению Вебера предметом социологии является социальное действие (действие должно быть осознанным и направленно на другого человека). Важнейшим понятием в теории Вебера является понятие идеального типа. Идеальный тип – это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик изучаемого явления или процесса; идеальный тип не извлекается из окружающей действительности, а конструируется как теоретическая схема. Идеально надо понимать как теоретическое, а не как наилучшее. Типы социально действия: 1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. 2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий; 3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими. 4. аффективное — определяется эмоциями; Вико Джамбаттист Разрабатывал принципы исторического метода и познания “гражданского мира”. Поскольку история, гражданский мир полностью сотворены людьми по их разумению, то подлежат систематизации, а если создать соответствующий метод, можно и историю превратить в науку, не менее точную, чем геометрия. Вико предложил ряд правил: если периоды в истории тождественны, то можно говорить об аналогии одного периода другому, но не следует распространять на отдельные эпохи представления и категории современности; сходные периоды чередуются примерно в одном и том же порядке; история движется по спирали, а не по кругу, вступая в традиционную фазу в новой форме (закон циклической эволюции). Каждое общество совершает эволюционный цикл, состоящий из трех последовательно сменяющих друг друга стадий (“века богов”, “века героев” и “века людей”) и завершающийся кризисом и гибелью данного общества. Гоббс Томас Теория общественного договора. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу,– это “война всех против всех”, абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Гражданское общество – высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. В гражданском обществе возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия. В результате общественного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту. Дюркгейм Эмиль Сторонник социологии реализма, согласно которой истинными носителями социальной реальности является народ, государство, нация. Дюркгейм делает акцент на обществе. Принципы социологии реализма: 1. общество рассматривается как реальность особого родна, несводимая к другим видам реальностей (физической, биологической, психологической); 2. общество обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами; 3. принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социологии другим социальным фактом. По мнению Дюркгейма социология должна изучать социальные факты, которые в совокупности составляют общество. Он подразделял соц. факты на морфологические (плотность населения, уровень рождаемости, смертности и др.) и духовные (правовые, политические, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности). Центральной проблемой творчества Дюркгейма является исследование социальной солидарности. Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Теория строения и эволюции общества: · Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. · Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Дарендорф Ральф ( представитель конфликтологического направления) Разработал концепцию конфликтной модели общества. Происхождение социальных конфликтов он объясняет преимущественно политическими факторами: 1. борьба за власть; 2. престиж; 3. авторитет; 4. возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом обществе, где есть господство и подчинение: одни имеют власть и пытаются её сохранить, другие лишены власти и хотят изменить это положение. Конт Огюст Французский философ, основоположник социологии, основатель философского направления – позитивизма. Основные принципы позитивизма: 1. натурализм – социологические явления подчиняются законам общим ля всей действительности; 2. методы социологического исследования должны быть аналогичны методам естественных наук; 3. истинность понятий и утверждений должно устанавливаться на основе эмпирических проверок; 4. социальные явления должны быть выражены в количественных показателях; 5. социолог должен воздержаться от ценностных суждений. По мнению Конта, социология должна строится как наука по образцу и подобию естественных наук, т.е. должна стать доказательной, объективной и общепризнанной наукой. Выделил методы социологии: наблюдение (главный метод), эксперимент, сравнение, исторический метод. Разделял социологию на: соц. статику и соц. динамику. Основные социальные институты: семья, государство, религия. Социальная динамика – это позитивная теория общественного развития. Первичным, решающим фактором общественного развития является духовное, умственное развитие. Выделил стадии развитии общества: 1. Теологическая (древность, средневековье – 14 век) – господствовало религиозное мировоззрение; 2. Метафизическая (14-18 века) – преобладают философско-метафизические воззрения; 3. Позитивная (с 19 века) – устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки. Козер Льюис ( представитель конфликтологического направления) Автор теории позитивно-функционального конфликта, главный тезис которого: стабильность социальной системы предпологает борьбу интересов. Социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений, и выполняет такие позитивные функции как интеграция соц. структуры, поддерживание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений. Макиавелли Никколо Сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха. 1) действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. 2) умный правитель не должен выполнять все свои обещания. 3) творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |