|
||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ненависть следствие зависти
Таким образом, кто почувствует в себе зависть к другому, должен сразу задействовать богобоязненность и терпение и проявить неприязнь к возникшей зависти. Есть много людей, которые придерживаются религии и не покушаются на объект зависти, они не помогают тому, кто их ущемляет, но они также и не воздают должное его правам. Когда кто-то порицает его при них, они не соглашаются с ним, но сами и не упоминают его похвальные качества. И когда кто-то другой хвалит его, они молчат. То есть они не соблюдают его права надлежащим образом, соблюдают его права в урезанном виде, но и не покушаются на него. И воздаяние им за это то, что они тоже получают свои права в урезанном виде, в некоторых местах им не воздают должным справедливым образом и им не помогают против того, кто угнетает их подобно тому, как они не помогали объекту зависти. А кто покусится словом или делом, то он уже наказывается. А кто побоится Аллаха и будет терпеть, то он не войдёт в число угнетателей и его страх даст ему пользу с дозволения Аллаха, как это произошло с Зайнаб бинт Джахш (رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ), которая из жен пророка (صلى الله عليه وسلم) соперничала с Аишей. Зависть женщин друг к другу явление очень распространенное, особенно между женами одного мужчины. Женщина претендует на свою выгоду от мужчины, но из-за того, что она только одна из соучастниц, ей достается только часть выгоды. И вообще зависть между соучастниками вещь распространенная, например, между соучастниками во власти или в имуществе, когда один получает свою долю из этого, а другой упускает. Также такое бывает между членами однородной группы из-за неприятия одним превосходства другого, как например, зависть братьев Юсуфа, зависть одного из двух сыновей Адама к своему брату. Он завидовал из-за того, что Аллах принял Курбан того брата и не принял его Курбан и таким образом он начал завидовать, как иудеи завидовали мусульманам в том, в чем возвысил Аллах из веры и богобоязненности. В итоге эта зависть подвигла его на убийство брата. Поэтому говорят: Первые грехи, которыми проявили непокорность Аллаху это: ненасытность, высокомерие и зависть. Ненасытность проявил Адам, высокомерие - Иблис, а зависть Кабиль, когда убил Хабиля. Также передается в хадисе: ثَلَاثٌ لَا يَنْجُو مِنْهُنَّ أَحَدٌ: الْحَسَدُ وَالظَّنُّ وَالطِّيَرَةُ. وَسَأُحَدِّثُكُمْ بِمَا يَخْرُجُ مِنْ ذَلِكَ إذَا حَسَدْت فَلَا تُبْغِضْ وَإِذَا ظَنَنْت فَلَا تُحَقِّقْ وَإِذَا تَطَيَّرْت فَامْضِ
Этот хадис передал Ибн абид-Дунья от Абу Хурайры. А также передается в Сунане от пророка (صلى الله عليه وسلم): دَبَّ إلَيْكُمْ دَاءُ الْأُمَمِ قَبْلَكُمْ: الْحَسَدُ وَالْبَغْضَاءُ وَهِيَ الْحَالِقَةُ لَا أَقُولُ تَحْلِقُ الشَّعْرَ وَلَكِنْ تَحْلِقُ الدِّينَ
Как видим посланник (صلى الله عليه وسلم) назвал зависть болезнью, как назвал, например болезнью алчность: وَأَيُّ دَاءٍ أَدْوَأُ مِنْ الْبُخْلِ
Таким образом, установлено, что зависть это болезнь. В другом хадисе посланник (صلى الله عليه وسلم) указал на связь болезней с нравом и страстями.: أَعُوذُ بِك مِنْ مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَدْوَاءِ
Нрав это то, что стало привычкой, качеством, присущим душе. Сказал Всевышний Аллах: وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
Ибн Аббас, Ибн Уайна и Ахмад ибн Ханбаль истолковали этот аят как: "И поистине ты - на великой религии". В другом варианте от Ибн Аббаса: "И поистине ты - на религии Ислам"
Как и сказала Аиша: كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْآنَ
Нечто подобное сказал и Хасан аль-Басри: أَدَبُ الْقُرْآنِ هُوَ الْخُلُقُ الْعَظِيمُ
Что касается страсти, то это порок. Болезнь же это сердечный недуг и это боль в сердце и порча в нем. В первом хадисе зависть и ненависть были упомянуты вместе: "Перешли к вам болезни прошлых умм: зависть и ненависть". В этом есть свой смысл, потому, что между ними есть определенная связь. Так вначале завидующий испытывает досаду к тому, что другой человек получил благо от Аллаха, а затем это перерастает в неприязнь к нему самому. Это потому, что неприязнь к причине вызывает неприязнь к следствиям этой причины. В данном случае причина неприязни это благо и завистник желает исчезновения этого блага, и раз это благо не может исчезнуть кроме как через исчезновение самого носителя блага, то завистник начинает питать неприязнь к самому носителю и желает его исчезновения. Поэтому зависть порождает неприязнь, как об этом сообщил Аллах в отношении тех, кто был до нас: وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْعِلْمُ بَغْياً بَيْنَهُمْ
То есть их разногласия были не по причине отсутствия знания, наоборот они познали истину, но завидовали и питали неприязнь между собой, как это делает завистник по отношению к завидуемому. (Зависть и ненависть/неприязнь также упоминается в хадисе, приводимом) в двух сахихах от Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ), как пророк (صلى الله عليه وسلم) сказал: { لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَبَاغَضُوا ؛ وَلَا تَدَابَرُوا وَلَا تَقَاطَعُوا وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إخْوَانًا وَلَا يَحِلُّ لِمُسْلِمِ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثِ لَيَالٍ: يَلْتَقِيَانِ فَيَصُدُّ هَذَا وَيَصُدُّ هَذَا وَخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلَامِ }
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |