|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава четырнадцатая. Качеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть живое существо такого-то качестваКачеством называется видовое отличие сущности, например: человек есть живое существо такого-то качества, потому что он двуногое существо а лошадь - потому что четвероногое и круг - фигура такого-то качества, ибо он фигура без углов, так что относящееся к сущности видовое отличие и есть качество. Таким образом, в одном смысле качеством называется видовое отличие в сущности, а в другом говорится о качестве в отношении неподвижного а именно в отношении математических предметов …
МИНИ-КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПЛАТОНУ (текущий контроль) ВОПРОСЫ 87. Кто был самым знаменитым учеником Сократа? 88. Основное понятие философии Платона? 89. Что такое «эйдос», по Платону? 90. Какие основания побудили Платона утверждать бытие идей? 91. В каком отношении друг к другу находятся идеи и вещи, мир чувственно воспринимаемый и мир умопостигаемый? 92. В каком диалоге и посредством какого образа (сравнения) Платон поясняет отношение мира идей и мира вещей? 93. К чему стремятся все вещи в мире? 94. Что такое «мировая душа»? 95. Как возник Космос? 96. Что такое материя, по Платону? 97. Из чего состоят вещи? 98. Существуют ли, по Платону, атомы и пустота? 99. Как связаны идеи друг с другом, как «устроен» мир идей? 100. Как мы приходим к познанию идей? 101. Что дает первый толчок к познанию? 102. Почему душа способна познавать идеи? 103. Что такое «познание»? 104. Что такое «анамнезис»? 105. Что такое душа? 106. Какое положение она занимает среди идей и вещей? 107. Какие свойства души роднят ее с идеями? 108. В чем она подобна вещам? 109. Назовите три главные способности (силы) души и их местоположение в теле. 110. Какая из них должна быть господствующей? 111. Что такое добродетель? 112. Назовите три кардинальные добродетели души. 113. Какая добродетель гармонически объединяет их и должна считаться «верховной»? 114. Что происходит с душой после смерти? 115. В чем заключается высшее благо человека? 116. Что лежит в основе учения Платона о государстве? 117. Какую аналогию можно провести между строением Космоса, души и устройством государства? 118. Из каких сословий (классов) состоит государство? 119. Какова роль философов в обществе? 120. Когда в государстве царит справедливость? 121. Основная мысль учения Платона о государстве? 122. К чему должны стремиться, согласно Платону, и каждый человек, и государство, и Космос? 123. В чем заключается противоположность между учением Платона о государстве и классической философией права Нового времени? 124. Какие положения платоновской теории государства объединяют его с социалистическими и коммунистическими учениями? 125. Какое место занимает учение Платона в истории философии? 126. Как называется основанная Платоном школа? 127. Сколько времени она существовала и когда была закрыта? 128. В чем заключается главное отличие платоновского учения о Боге от христианского его понимания? 129. Какие идеи Платона были заимствованы и переосмыслены христианскими богословами и философами? (ОТВЕТЫ запомнить) Платон. 88. Идея, «эйдос». 89. Это прообраз, образец, «порождающая модель» ряда вещей, принадлежащих одному роду или «виду», их общая объективно-реальная и существующая независимо от них и от человеческого ума сущность. Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств, не воспринимаются чувствами, не находятся в пространстве и времени, неизменны и вечны. 90. Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы, следовательно, предмет понятий - неизменные и бестелесные объекты. В мире должно существовать нечто неизменное, сохраняющееся; чувственно воспринимаемые вещи текучи - следовательно, истинно сущее бестелесно и умопостигаемо. Должно быть бытие, более совершенное, чем чувственно воспринимаемый мир. 91. Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен, мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и стремится воплотить его, но никогда не достигает идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как вещи существуют и в то же время не существуют - они «текут», становятся. 92. В диалоге «Государство», в мифе о пещере. 93. К совершенству, к тому, чтобы «уподобиться» идеям, воплотить их. 94. Космический эрос, стремление материи к оформлению, совершенствованию, воплощению в себе идеального мира, к одухотворению. 95. Архитектор мира, Демиург, создал посредством смешения мира идей с бесформенной материей мировую душу, т.е. одушевлённую материю, способную к развитию, из которой и произошли все вещи. 96. Сама по себе «чистая материя» - ничто, так как всякое «что», т.е. нечто, имеющее определенность, существует лишь благодаря «причастности» идее. Материя - «восприемница эйдосов», которая лишь благодаря им получает определённость, становится «чем то». 97. Из материи и души. Материя тел непрерывна, твёрдые тела получаются путем сгущения и состоят из пластинок-треугольников нескольких видов, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники («платоновы тела»). Не существут ни атомов, ни пустоты. Все тела, элементы, процессы и Космос в целом подчиняются пифагорейской гармонии. 98. Нет, не существуют. 99. Так как идеям соответствуют понятия, то мир идей устроен аналогично полной и совершенной системе понятий. Идеи образуют иерархическую систему субординации: высшие идеи охватывают низшие и надстраиваются над ними. Ступенчатая пирамида идей завершается «наверху» одной высшей, всеобъемлющей идеей - идеей Блага (Бога). 100. Благодаря душе, прирождённому ей стремлению к познанию и благу. 101. Чувственное восприятие и «удивление». 102. Потому что до своего вселения в тело она находилась в мире идей и все их созерцала, поэтому она изначально уже всё знает, но после «падения» в тело забыла. 103. Это «припоминание» того, что душа видела в мире идей. Это осознание после первого толчка, которое дает чувственное восприятие внешних вещей, того, что находится в глубине самой души. 104. Припоминание, самоуглубление души. 105. «Падшая идея», «испорченная» из-за своего вхождения в тело; одухотворяющий принцип тела, его стремление к совершенствованию, воплощению в себе идеального, вечного, совершенного. 106. Промежуточное: она связывает их друг с другом и имеет свойства как тех, так и других. 107. Она бестелесна, непространственна, движет и одушевляет тела, стремится к истине, добру и красоте и способна познавать идеи. 108. Она имеет чувственные побуждения, ставящие её в зависимость от вещей: вожделения, желания, склонности, пристрастия, страсти, аффекты, настроения и т.п. 109. Разум - в голове, воля - в сердце (груди), вожделения – в животе. 110. Идеальная - разум. Он должен направлять волю и обуздывать желания. 111. «Пригодность» души для осуществления своего назначения, для своего дела, правильное соотношение и употребление душевных способностей, их гармония. 112. Мудрость - добродетель разума, мужество – добродетель воли, умеренность - добродетель желаний. 113. Справедливость. 114. В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и независимости от чувственных, телесных побуждений она переходит в другой, высший или низший организм и в конечном счёте возвращается в мир идей. 115. В мудрости, в философском познании мира идей, так как в нём человек достигает своего истинного конечного назначения. 116. На его учении о душе, о строении Космоса и об идеях. 117. Трём силам души соответствуют три сословия (класса) общества, а также три космические силы - идеи, материя, мировая душа. 118. Философы-правители, воины-стражи, «третье сословие» - крестьяне, ремесленники, купцы - те, кто занимается производством материальных благ, товаров и услуг. 119. Подобно тому как в душе должен господствовать разум, так и государством должны управлять философы - люди, знающие идеи, т.е. знающие, например, что такое справедливость. 120. Когда каждый занимается своим делом, соответствующим его способностям, и выполняет свой долг, свои обязанности. 121. Та же, что и в его учении в целом: единичное, особенное, частное должно быть подчинено общему, целому. Интересы отдельного человека должны быть подчинены интересам государства, общему благу, гармонии целого. 122. К совершенствованию, одухотворению, воплощению идеального, осуществлению истины, добра и красоты. 123. Учение Платона основано на подчинении частных интересов личности общему благу, интересам государства. Классическая философия права (либерализм) усматривает сущность государства в обеспечении прав и свобод личности: не личность служит государству, а государство - личности. 124. Отрицание частной собственности как главного источника социального зла, корыстных интересов, антагонизма, войн и т.д. Признание необходимости тотального контроля государства над всеми сферами общественной и личной жизни ради общего блага, справедливости. 125. Платон - основоположник философского идеализма, создатель первого в истории последовательно идеалистического мировоззрения и понимания жизни, всесторонне теоретически обоснованного и приведённого в единую, всеобъемлющую, стройную систему. 126. Академия. 127. Около тысячи лет. В начале VI в. н.э. (в 529 г.). Дата закрытия Академии считается датой завершения истории античной философии в целом. 128. Согласно христианскому учению Бог есть личность, единая в трёх лицах и создавшая мир из ничего. Бог-Благо Платона не есть личность, а Демиург не творит материю, но лишь оформляет её по образцу идей и наделяет мировой душой. 129. Прежде всего учение об идеях как смыслообразующих, оформляющих материю принципах (в Уме Бога), о примате идеального и духовного над материальным и телесным, об иерархии супеней и степеней совершенства в мире, о теле как «темнице» и временном обиталище души, о познании как «припоминании», о мировой душе, о Боге как «сверхсущем» Благе (апофатическое богословие) и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |