|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура и цивилизация1. Впервые понятие «цивилизация» появилось в 18 веке, в тесной связи с понятием «культура», когда французские просветители определили «цивилизованным» общество, основанное на началах разума, справедливости и частной собственности. В это время «цивилизация» означала степень образованности человека, меру разумности общества. Первым употребил слово «цивилизация», по мнению французского историка Люсьена Февра, барон Поль Анри Гольбах (французский философ - просветитель). Он писал о происходящей в ходе истории «цивилизации народов», имея в виду, что «цивилизация – это процесс совершенствования их образа жизни». 19 век: под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие философы и историки рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Конец 19 века: К Маркс, Ф Ницше стали говорить о пороках цивилизации. Они утверждали, что европейская цивилизация порождает тенденции, которые ведут к упадку человеческой культуры. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Развивая эти взгляды на цивилизацию, О. Шпенглер в начале XX века говорил о европейской цивилизации как завершающей фазе эволюции современного западного мира. Таким образом, существует 4 способа понимания цивилизации: Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры; 3) третья ступень общественного развития после дикости и варварства; 4) эпоха деградации и упадка культуры (О. Шпенглер). Цивилизация (лат. Civilis – гражданский, государственный, общественный) – локальная, межэтническая общность, которая формируется на основе единства исторической судьбы народов, проживающих в одном регионе, на основе длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в результате чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовой и политической системах. религии, философии, науке, системе образования и т.д.). Уже во II в. н.э. римский историк Корнелий Тацит, сопоставляя образ жизни германских племен и жизнь «цивилизованного» Рима, выделил три основных признака, отличающих римскую культуру от других народов: 1) материальное изобилие; 2) государственность; 3) письменность. Постепенно сложилось несколько подходов к объяснению цивилизации. Среди них выделяются три наиболее изученных: I. Линейный поход сложился во французской литературе: П.А. Гольбах, Ш. Фурье, Г. Баль и др. Признаком цивилизации считалась грамотность, сфера ее распространения. Такого подхода придерживаются, вслед за Л. Морганом, К. Маркс и Ф. Энгельс, считая, что цивилизация – этап в историческом развитии человечества, который следовал за дикостью и варварством. II. Локально-цивилизационный подход определяет каждую цивилизацию как особый, относительно замкнутый и самостоятельный тип культуры. Он сформировался во второй половине XIX века. Одним из первых его предложил русский ботаник, социолог и историк Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа». Такой же точки зрения придерживались О. Шпенглер и А. Тойнби. III. Согласно географическому подходу, цивилизация означает развитие общества в определенной географической среде. Географический подход восходит к идеям французского просветителя 18 в. Ш.Л. Монтескье, который считал, что климатические условия определяют индивидуальные особенности развития человека, его телесную организацию, характер и склонности. Идею воздействия климатических условий на развитие общества и его культуры продолжил русский ученый 19 в. Л.И. Мечников. Он выделил 3 периода социальной эволюции: На первом этапе – Древней истории – формируются великие культуры или цивилизации: египетская, китайская, индийская, ассирийская. Они являются речными, т.к. возникают в бассейнах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхе и Янцзы (изолированы друг от друга). На втором этапе – Классической истории – формируются морские цивилизации: Греции, Рима, Финикии. Они получают свое развитие на берегах Средиземного моря и Персидского залива. Третий этап – Новой истории - связан с океаном. Эта эпоха океанических цивилизаций начинается с открытия Х. Колумбом Америки (1492г.). Последствием этого открытия был быстрый рост стран, расположенных на побережье Атлантического океана: Португалии, Испании и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |