АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КУРСОВАЯ РАБОТА. Добрякова Анастасия Валерьевна

Читайте также:
  1. II. Работа в базе данных Microsoft Access
  2. II. Работа с лексическим составом языка
  3. II. Работа с текстом
  4. IV. Культурно-просветительская работа.
  5. IV. Работа с текстом
  6. V1: Договорная работа с поставщиками и посредниками
  7. Автором опыта выделен алгоритм формирования умения работать с моделями.
  8. Безопасность при погузочно-разгрузочных работах.
  9. Безопасность труда при эксплуатации установок и сосудов работающих под давлением
  10. Бумаги или работа?
  11. В 1. Физическая сущность сварочной дуги. Зажигание дуги. Термоэлектронная и автоэлектронная эмиссии. Работа выхода электрона.
  12. В Казахстане разработали интернет-алфавит казахского языка на латинице

Добрякова Анастасия Валерьевна

 

 

Музыкальные способности детей дошкольного возраста.

 

Научный руководитель

Кандидат юрид. Наук

 

Альметьевск 2015

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки…………………………………………………………………………….6

1.1.Значение развития музыкальных способностей у детей старшего

дошкольного возраста…………………………………………………………….6

1.2 Особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………..………………………………...8

1.3Особенности музыкального восприятия старших дошкольников...………11

1.4Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста………..17

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния восприятия музыки на развитие музыкальных способностей дошкольников………………………………………………………..................19

2.1 Цели, задачи,методика констатирующего эксперимента…………...........19

2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….26

2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………….32

Заключение…………...…………………………………………………………33

Список литературы………………………………………………………….....35

Приложения…………………………………………………………………......3

 

Введение

 

"Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, знает правильные решения стоящих перед ними творческих задач. И первое, что учителю нужно постараться, чтобы у ребенка всегда было творческое задание...".

"Законом художественного творчества является формирование в самом акте творчества художественной личности автора".

Дошкольный возраст-это важный и неповторимый период в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование физических, умственных и творческих способностей.

Миссия подготовительного периода к школе следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, в том числе музыкальные и слуховые ощущения, и мотор, и внешний вид. Важно включение детей на занятиях подготовительного периода в разнообразные художественные деятельности - чтения и написания стихов, рисования, лепки из глины и пластилина, изготовление песен, игр, драматизации.

Систематическое и целенаправленное развитие творческого мышления маленького музыканта, его творческой активности и требует занятий с ним по специальной методике. В качестве основы данного метода являются: развитие художественных проявлений музыкальности ученика: воображение, вдохновение, интуиция; развитие творческого мышления; учета его личностных характеристик; артистизм педагога и его любовь к ученику

Актуальность исследования. Музыка, как и другие формы искусства,

является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и разнообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна оказывать положительное воздействие на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия являются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовных и культурных ценностей. Так, И В. Левин подчеркнул, что создание духовно богатой личности, и развиваться ей социальных навыков "никакое другое искусство не в состоянии содействовать столько, как музыка..." [16, с. 52].

Сегодня в музыкальной педагогической практике обучения дошкольников-активный поиск форм и методов использования народной музыки. Многие преподаватели, учителя музыки, используя фольклорный материал, чтобы создать оригинальные методы ознакомления детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы и методы обучения народных песен, танцев, игр.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста для решения многих образовательных проблем. Одним из основных развития музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятие и представление (пение развлечения, игры, музыкальные инструменты, музыкально-ритмической деятельности).

Однако, всестороннее развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки, на наш взгляд, недостаточно развита. Мы можем сказать, что не в полной мере использовать возможности научного подхода к этой проблеме и создали единую систему включение фольклора в процесс воспитания дошкольников. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является изучение проблемы развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки.

Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Предмет исследования: развитие детей дошкольного возраста музыкальных способностей (модальные чувство, музыкально-слуховые представления, метро-ритмических способностей) средствами народного искусства (поэзии, музыки, танцев, игр, фольклора).

Гипотеза исследования: эффективность развития музыкально-творческих способностей детей дошкольный возраст может быть повышен, если будет использоваться система методологических средств, приемов и условий, которые включают:

• заранее фольклорной среды (оформление фольклорного региона, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, народных костюмов в повседневной жизни детей);

• использование музыкальных игр, которая предполагает активное взаимодействие педагога и ребенка;

• учреждение дошкольного традиции национальных праздников, во время которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

Цели, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1) изучить и охарактеризовать проблему музыкальных способностей на современном этапе развития психологической и педагогической наук;

2) выявить психологические особенности музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста;

3) рассмотреть проблемы фольклора в исторической перспективе, выявить его возможности в музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

4) разработать и экспериментально проверить эффективность системы занятий на фольклорном материале, направленных на развитие основных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством народного искусства через отношения между видами народного творчества и различных форм организации воспитательной работы с детьми.

Методологической основой исследования являются философские, психологические, педагогические и эстетические труды по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Б. М. Теплов, А. л. Gotsdiner, в. Н. Мясищев, г. С. Тарасов, К. в. Тарасова, Н. И. Ветлугина и др.); на фольклористики, осмысления роли народного искусства в педагогике использовались в научной работе Ю. г. Круглова, в. е. Гусева, г. С. Виноградова, Б. в. Асаф Васильев, М. Ю. Лермонтов. новицкая, е. е. Алексеева, Ф. А. Рубцова и др.

При решении задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы по проблемам научных исследований;

- методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);

экспериментальная работа с детьми, констатирующих, формирующих и контрольных этапов.

Исследовательская база. Констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов было проведено в детском саду.

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки

1.1.Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

 

На основе музыковедческой литературы музыка рассматривается как искусство, воплощающее художественные образы, которые позволяют, используя различные средства выразительности, чтобы передать человеческие эмоции. Музыковеды рассматривают музыкальное восприятие как сложная система механизмов (е. в. Nazaikinskii). При анализе динамической структуры музыкального восприятия в ряде исследований выделены дифференциации слухового потока, которая зависит от уровня музыкально-перцептивного развития восприятия (А. г. Костюк), относится к осмысленности восприятия (А. Н. Сохор), о необходимости приобретения опыта в восприятии музыкального звука (Б. в. Асафьев). Следует отметить, что музыкальное восприятие контролируется перцептивных единиц, представляющих параметры анализируемой системы, сосредоточения внимания и памяти (в. в. медушевская). Доказано, что изучение психологических и физиологических принципов развития восприятия в деятельности должно осуществляться в специально организованной системе обучения и воспитания. Анализ педагогической литературы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (Н. А. Ветлугина, И. л. Дзержинская, С. М. чтобы сделать фильм на английском, т. в. Волчанская, л. Н. Комисарова) позволяет сделать вывод о необходимости формирования музыкального восприятия детей, начиная с дошкольного возраста. Исследование показывает, что полноценное музыкальное восприятие и средства выражения, из которых состоит музыкальная ткань (Н. А. Ветлугина С. М., чтобы сделать фильм на английском, т. в. Волчанская, л. Н. Комисарова). В их работе планируется программа музыкально-сенсорного воспитания, требующих музыкального развития сенсорной технологии не только на уроках, но и в самостоятельной занятости (Н. А. Ветлугина, И. л. Дзержинская); указывает, что узнал на занятиях самостоятельные действия являются общим звеном, которое соединяет две формы музыкальной практики ребенка. На основе которых делается вывод о необходимости формирования восприятия отдельных свойств музыкальных звуков, что должно повысить культуру музыкального восприятия в целом.

Восприятие музыки-сложный процесс, который требует человеческого внимания, памяти, расширенный мышления, разнообразных знаний. Все это у детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо учить ребенка понимать природу музыки как вида искусства, сознательно сосредоточить внимание на средства музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и др.

Музыкальное сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитии ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональной целостности и спонтанности. В восприятии музыки в целом и группы специальных сенсорных процессов. Первый характеризуется целостностью восприятия. Это средства музыкальной выразительности и выполнять различные сложные отношения. Вторые объединяют процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики. Есть также сенсорный умение слушать музыкальную ткань, признавая свойствам музыкальных звуков и их сравнение по сходству и контрасту. Правильное понимание задач сенсорного воспитания в детском саду и реализации соответствующих форм труда возможно только на основе закономерностей сенсорного развития ребенка. Во-первых, необходимо охарактеризовать психологическую природу.

 

1.2Особенности развития творческих особенностей в старшем дошкольном возрасте.

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании отождествляют с творчеством способностями к различным видам художественной деятельности, с умением быть хорошей рисовать, писать стихи, писать музыку и др. Очевидно, что понятие тесно связано с понятием "творчество" и "творческая активность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [5, с. 7].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Действия одного человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Данный вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В центре этой работы являются творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей заключается в следующем. Творчество-это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешное осуществление творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только об искусстве, но творческих и технических способностей, математического творчества и др.

Говоря о развитии музыкальных способностей, мы должны обсудить вопрос о том, когда, в каком возрасте следует развивать музыкальное творчество детей. Психологи называют различные сроки от шести недель до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкальное творчество в очень раннем возрасте. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии [7, с. 189].

Тот факт, что мозг ребенка особенно быстро растет и созревает в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит от типа и интенсивности существующих структур и насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть более высокой чувствительности и пластичности к внешним условиям, с самых высоких и самых широких возможностей для развития. Это самое благоприятное время для начала развития различных человеческих способностей. Но ребенка начать

 

чтобы развивать способности, развитие которых стимулы и условия к "точке" этого созревания. Чем благоприятные условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало работы (развития) совпадают, работают синхронно, а условия благоприятны, то развитие легко - с максимально возможным ускорением. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако, развитие музыкальных способностей, достигнув максимума в момент созревания, не остаются неизменными. Если эти функции не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности будут потеряны, деградировали, и слабее по производительности. Борис Никитин, в течение многих лет занимается проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление за кадром (необратимого угасания эффективным. Развитие способностей) [19, стр. 48].

Никитин считает, что NOVERS особенно негативное влияние на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования музыкального творчества и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезным затруднениям в их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкального творчества. По словам Никитина, необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о том, что grozdanoski музыкального творчества, потому что обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И небольшое количество в обществе людей с высоким музыкальным творчеством в связи с тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание

 

1.3.Особенности музыкального восприятия старших дошкольников

 

Восприятие-это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, которые влияют на программное обеспечение. Восприятие-не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс активный. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он был не в состоянии принять другие формы искусства. Восприятие музыки-ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодов раннего детства. Слышать, воспринимать музыку-значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант и психолог е. в. Nazaikinskii предлагает различать два термина: восприятие музыки и восприятие музыки в зависимости от того, как она состоялась. Восприятие музыки он называет распространенное мнение искреннее и осмысленное. "Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и понимание значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический феномен" [15, с. 91]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно создать музыкальное восприятие.

Б. М. Теплов в своих работах дал тщательный и всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию по вопросу о grozdanoski музыкальные способности. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие "музыкальность". А музыкальность, это "комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью в отличие от любой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности". [8, стр. 235]

У людей есть общая способность, которая проявляется в различных видах деятельности. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальный талант.

Каждый человек обладает уникальным сочетанием способностей, от которых зависит успех протекания той или иной деятельности.

Музыка-это движение звуков различной высоты, тембра, динамики, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажор, минор), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы лучше воспринять музыкальное содержание, человек должен уметь дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительный ритм.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамика, Длительность. Разница в произношении отдельных звуков является основой простейший сенсорный музыкальных способностей.

Длительность звука, составляет основу музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и формы спектакля и один из его музыкальных способностей - музыкально-ритмическое чувство. Тон, тембр и динамика являются основой, соответственно, высоту тона, тембр и динамический слух.

Модальное чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма являются три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности.

Лучшее чувство-это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в модальном смысле раскрывает единство эмоционального и слуха сторон музыкальности. Имеют свой собственный цвет, не только в целом, но и отдельные звуки. Из семи ступеней Лада один звук стабильный, другой неустойчивый. Из этого можно сделать вывод, что модальный смысл-это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершен и требует завершения. Модальное чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, "острое восприятие". Джо Б. М. называет его "перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха". Он может быть найден в признании мелодии, определение тональной окраски звука. В дошкольном возрасте, модальные показатели развития чувства являются любовь и интерес к музыке. И так модального толку 0 одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку [8, с. 220]

Музыкально-слуховые представления. Для воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как двигаются звуки мелодии - вверх, вниз, плавное, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления пека движения.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно помнить, что. [7, стр. 328].

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений-это способность привлекать вокальную моторику (пение или игра на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления-это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии. Это называется слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Ритма-это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или едва уловимые движения, соответствующие ее ритму, акценты. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения, речи, дыхательных аппаратов.

Они часто возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что они возникают или в другую емкость, или ощутить ритм останавливается. Этот факт свидетельствует о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет как моторных, так и эмоционального характера. Эмоциональное содержание музыки. Тот же ритм является одним из выразительных средств музыки, с помощью которой содержимое передается. Следовательно, чувство ритма и модальном смысле, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

-в области восприятия музыки возможности детей довольно широки: им доступны основные жанры, названные Кабалевским "тремя китами" в музыке, - Марш, танец, песня, музыка иллюстрированного характера. Однако из-за незначительного объема произвольного внимания у детей подготовительной группы, произведения, предназначенные для слушания, должны быть небольшими, могут включать в себя яркий образ, который является музыкальный руководитель раскрывает в его выразительном, а не иллюстрированном ценность как музыкальный образ, имеющий свой смысл, свое содержание;

-в области пения возможности детей в начале занятий в значительной мере определены предыдущей музыкальной подготовкой.

-следует специально отметить возможности старших дошкольников в области искусства. Специальные исследования, и передовой практики показывают, что дети старшего дошкольного возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.

 

1.4 Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста

 

Основными задачами музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

1. Основной задачей является развитие интереса и любви к музыке и желание слушать и делать.

2. Дайте сначала (еще базовое понимание связи музыки и жизни, что музыка его отличительные средствами передает мысли и чувства человека, что он счастлив и грустно, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и игривые; под музыку люди маршируют, танцуют, поют различные песни, различные по содержанию и характеру.

3. На базе детских музыкальных впечатлений в процессе накопления музыкального опыта необходимо систематически развивать их музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма и гармонии, музыкальной памяти, творческое отношение к музыке.

Уроки музыки в подготовительной группе детского сада во всей системе музыкально воспитания имеет особое значение. Здесь познакомит учителя с классом и учил предметом; здесь закладываются основы желаемого отношения детей к урокам музыки, а следовательно, к музыке - фундамент для дальнейшего музыкального произведения [24, стр. 37].

Как музыкальному руководителю, необходимо учитывать некоторые особенности старших дошкольников:

-Несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразных положения, однообразной деятельности, монотонной речи, мастер-преподаватель поведение.

-Отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память.

-Небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активации путем переключения на разные "объекты".

-Яркое образное воображение, его конкретность.

-Склонность к игре; игровой формы легко усваивается даже сложный материал. Игра стимулирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка является лидером в творческих заданиях, так как поэтический текст, фигуры, слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

 

Вывод по 1 главе:

В 6-7 лет ребенок уже способен слышать музыкальное произведение до конца, запомнить и знать его, слышать его главной темой и характером, яркие средства музыкальной выразительности. Восприятие музыки как вида деятельности включает также восприятие детьми музыки в связи с ее последующей деятельности, музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей. В восприятие музыки тесно переплетены интеллектуальные и эмоциональные начала. Музыкальность как комплекс способностей включает в себя владение исполнительской средствами (инструментом, голосом, телом), помогает выразить настроение и содержание музыки; волевые процессы; инициативность; творческие идеи; технические данные (чистоту пения интонации, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритм и др.). Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

 

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния восприятия музыки на развитие музыкальных способности дошкольников.

 

2.1.Цели.задачи.методика констатирующего этапа исследования.

 

Цель: выявить уровень развития детей дошкольного возраста 6 - 7 лет музыкальных способностей. Экспериментальная работа проводилась с детьми 5-7 лет. Для эксперимента были взяты 10детей.

Задачи: 1) разработать диагностическое задание на тему: "развитие модальных чувств у детей дошкольного возраста 6 - 7 лет"; 2) разработать диагностическое задание на тему: "развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 6 - 7 лет; 3) разработать диагностическое задание на тему: "развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста 6 - 7 лет"; 4) проанализировать результаты исследования.

Методология: исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с действующим законодательством дошкольные образовательные учреждения России работают по программам, созданы научно-исследовательские группы и образовательные исследователей. Согласно пунктам 21 и 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. за № 666, содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разработанной, принятой и реализуется самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и принимая во внимание особые потребности и возможности детей. Детский сад работает по данной образовательной программе дошкольного образования.

Диагностические задачи для детей

Задание имеет целью определить наличие и развитость у детей музыкально-слуховых представлений.

Детям предлагается музыкально-дидактическая игра "Рождественская музыка".

Цель: игра предназначена для развития музыкального творчества. Технику оркестровки способствует дифференцировке восприятия - выбор наиболее яркие средства выражения, чтобы поощрять детей, чтобы слушать музыку.

's материал: магнитофон с записью "Неаполитанской песни" П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоток).

Игры: дошкольники сначала услышать всю работу, определяя ритм и настроение. Затем, по просьбе взрослого дети стараются применять технику оркестровки. Они повторяют ритм песни, как будто играя на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационную часть песни, инструменты звучат одновременно.

Как творческая деятельность детей творчески относиться скрашивают звук. Например, вы можете украсить мелодию, звучание колокольчиков, металлофона, удар барабана или бубна.

В музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются адаптировать к определенному ритм и уловить малейшие изменения, которые вы можете поместить ваше творчество проявлять творчество. В процессе этой игры для развития навыков игры на музыкальных инструментах, ритмики, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.

Организация исследования

Задание № 1

Детям дано задание прослушать музыку е. Chilicheese "Лошадь". Слушали музыку все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину на продукт и projapoti, выполнили десять детей. О музыке, характере музыке и экспрессивная музыка смогли сказать девять человек. О картины, нарисованные психически в состоянии говорить подробно девять человек. Найти поэтические строки и визуальные образы были только две девочки и один мальчик. Я выделила довольно выразительные- девять человек. С пластикой справились все 10 человек.

Задание № 2

1) прослушать музыку Э. Грига "Шествие гномов".

2) мысленно нарисовать картину, поиграть на музыкальных инструментах и выполнять элементы танца.

3) чтобы иметь возможность поговорить о той картинке, что мысленно нарисовал.

4) уметь говорить о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5) память, чтобы быть в состоянии найти поэтические строки, иллюстрасионную картину.

6) выразительное чтение (стихотворная строка).

7) пластичность, чтобы показать, что этот вид музыки.

Детям дано задание прослушать музыку Эдварда Грига "Шествие гномов". Слушали музыку все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину на продукт projapoti и показать элементы танца, с этим заданием справились 9 человек. О музыке, характере музыке и экспрессивная музыка может сказать 8 человек. О картине, нарисованной мысленно в состоянии соединиться с частью 9 человек. Найти поэтические строки и визуальные образы самодовольный человек. Я выделила довольно выразительны 10 человек. С пластикой справились все 10 человек.

Задание № 3

1) слушать музыку., Chilicheese "Забавный лягушонок".

2) мысленно нарисовать картину, поиграть на музыкальных инструментах и выполнять элементы танца.

3) чтобы иметь возможность поговорить о ту картинку, что мысленно нарисовал.

4) уметь говорить о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5) память, чтобы быть в состоянии найти поэтические строки, иллюстративный снимок.

6) выразительное чтение (стихотворная строка).

7) пластичность, чтобы показать, что этот вид музыки.

Детям дано задание прослушать музыку е. Chilicheese Забавный лягушонок". Слушали музыку все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину на продукт projapoti и показать элементы танца, она пошла до 8 человек. О музыке, характере музыке и экспрессивная музыка может сказать 9человек. О картина, нарисованная мысленно в состоянии подключиться к части 10. Найти поэтические строки и визуальные образы могут 4 человека. Я прочитал довольно выразительны 10 человек. С пластикой справились все дети.

Цель дальнейшей работы: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников восприятие музыки.

Задание № 4

1) прослушать музыку П.И. Чайковского "Подснежник".

Детям дано задание прослушать музыку П. И. Чайковского "Подснежник". Музыку слушали все дети, некоторые дети попросили еще раз прослушать музыку. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по мотивам работы 7 человек. О музыке, характере музыке и экспрессивная музыка может сказать 13 человек. О картина, нарисованная мысленно в состоянии соединиться с частью 9 человек. Найти поэтические строки и визуальные образы самодовольных людей. Я прочитал довольно выразительный из 9 человек. С пластикой справились все 10 человек.

Задача № 5

1) слушать музыку Г. Свиридова "Тройка"

Детям дано задание прослушать музыку Г. Свиридова "Тройка". Слушал музыку все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину, на музыкальное произведение и играть на музыкальном инструменте, эту задачу удалось 8 человек. О музыке, характере музыке и экспрессивная музыка может сказать 9 человек. О картина, нарисованная мысленно в состоянии подключиться к части 10. Найти поэтические строки и визуальные образы могут 4 человека. Я прочитал довольно выразительны 10 человек. С пластикой справились все 10 человек.

Задание № 6

1) слушать музыку., Chilicheese "Чем плачет дождь".

Детям дана прослушать музыку., Chilicheese "Чем плачет дождь". Слушал музыку все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину на продукт и projapoti, эту задачу удалось восемь человек. О музыке, характере музыке и экспрессивная музыка может девять человек. О картины, нарисованные психически в состоянии подробно рассказывать шести человек. Найти поэтические строки и иллюстративные картины могли только две девочки. Я прочитал довольно выразительные семь человек. С пластикой справились все десять человек.

 

2.2.Формирующий этап исследования.

 

Цель: развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста 6 - 7 лет instsenirovana песни. 1 этап. Развитие модальных смыслов

Целью является развитие у детей дошкольного возраста 6-7 лет модального значения.

Задачи: 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) на основе технологии составить перспективный план развития музыкальных способностей детей.

Мероприятие - дидактическая игра "разноцветные кубики" на развитие модальных смыслов

Цель: закрепить умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.

Дидактический материал: восемь кубиков (сторона 5 см). Четыре стороны кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). С двух сторон находятся значки (небольшой прямоугольник и круг), номинально представляющих музыкальное вступление и заключение.

Способы применения:

1-й этап развития. Этот справочник используется для определения частей музыки или количество стихов в песне. Учитель принимает спектакль, состоящий из трех частей, где первая и третья повторить, а вторая контрастные по характеру. При повторном исполнении пьесы, студенты выкладывают кубики так, чтобы в первой и третьей верхней стороне кубика были одного цвета, второй другого цвета. Учитель может спеть песню, затем в каждом стихе обозначены разными цветами, и повторяя припев песни обозначается одним цветом кубика.

2-й этап развития. Дети учатся различать не только части музыки, но музыкальное вступление и заключение.

Во-первых, они определяют, из каких частей, или количество стихов и припевов, распространяя их с помощью кубиков, а затем при многократном прослушивании воспроизведения песни или определить, входят ли введение и заключение. Если есть музыкальное вступление перед костей на куски, дети кладут кубик на верхней стороне которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последний положил кость на верхней стороне которого изображен в круге.

II этап. Развитие музыкально-слуховых представлений

Цель: развивать у детей дошкольного возраста 6-7 лет музыкально-слуховые представления.

Задачи: 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) на основе технологии составить перспективный план развития музыкальных способностей детей.

Задачи:

обучение,

развитие

познавательно.

Русская народная песня "как у наших у ворот"

Рекомендация: музыка-оркестр детских музыкальных инструментов.

Дети, действуя как мухи, комара, стрекозы и муравья, одетые в костюмы персонажей.

Комар одновременно играет роль дирижера оркестра (в левой руке он держит смычок в правой, которая служит в качестве дирижерской палочки).Оркестр помещается в углу зала возле Центральной стены. Расписные ворота - в правом углу. Хор расположен в Центральной стены между оркестром и ворот или вдоль боковых стен зала.

Форма: вокал (некоторые дети+солисты)+образные движения (главные герои)+импровизация на детских инструментах (некоторые дети)

Возраст участников: 6-7 лет

Роль: Муха, комар, Стрекоза и Муравей, участие детский хор, оркестр, реквизит: расписные ворота, детские музыкальные инструменты. Ход инсценировки:

Оркестр играет музыку из одного стиха-это Интро. Муха вышел из ворот и остановился, скрестив руки на груди.

1.Как у наших у ворот Муха поет песни.(Дети поют)

Эх, народ, поет здесь. 2 раза (поет Муха.)

2. Комар музыку ведет, Стрекоза танец идет.

Ай, люли, вот идет.

Комар имитирует на скрипке, Стрекоза выходит из ворот platovym шаг (переменная или весна). Из ворот выезжает и останавливается Муравей. 3.Стрекоза танец идет,

Муравья с собой зовет,

Ай, люли, вот зовет. 2 раза

(Стрекоза Муравей машут.)

4. Morawaka, мой дорогой, (Стрекоза поет один.)

Poplaski не пойти со мной (все дети поют, и Ант-

Ай, люли, ты со мной. (качая головой.)

Ай, люли, ты со мной.

5, я был бы счастлив танцевать (Муравей поет в медленном

Да я устал - я не заступаюсь, ПАСЕ, садясь на корточки.)

Ай, люли, мне не встать 2 раза

Повторяет мелодию без слов. Все дети хлопают в ладоши, и Муха, комар, Стрекоза и Муравей весело танцуют, кто как хочет и умеет.

2. Инсценировка русской народной песни "где был, Иванушка?"

Рекомендации: музыку и тексты, помещенные в сборнике "песни для детского сада, выпуск 2

Форма: вокал (все дети)+образные движения (главные герои)

Возраст участников: 6-7 лет

Роль: Иванушка, 6 девочек, 2 мальчика-гармониста.

Реквизит: русские костюмы для мальчиков и девочек. В руках Ивана корзину, с надувными игрушками: курица, утка, барашек, корова. (Игрушки могут быть сделаны из папье-маше.)

Ход инсценировки:

Пружинистым шагом вышел. Первый-Иван, следующая пара детей: первые два аккордеона, затем девочки. Дети стоят полукругом.

Где был Иван? (Поют девушки, слегка наклонился и посмотрел на мать мальчика в глаз.

В то же время, девушки большие руки в стороны.)

На ярмарке. (Иван Поет. Девочки, выпрямляясь,ставят кулачки на пояс).

Кто купил его, Иван? (Девушки поют, движения такие же, как и первый ряд.)

Курица. (Иван поет, показывая курицу.

Девочки снова выпрямился,

ставят кулачки на пояс.) Припев:

"Мало популярен (девочки стучат ложками четвертой долях.

Зерно клюет. аккордеонистов "играют" на гармошках.

Иван смотрит на него с восхищением, с моей правой ноги на пятку, покачивая носком правой ноги, вправо-влево) пальцы руки поставить на пояс.

Иван (Поющие девушки, в то же время

разводя руки в стороны;)

В Горенка (ставят кулачки на пояс;)

Песни (разводят руки в стороны;)

Поет. (ставят кулачки на пояс).

Музыка в припеве повторяется Иван пружинистым шагом идет по кругу, раскрыв руки широко расставлены. Вернувшись на место с конца последней музыкальной фразы, Иван делает энергичный удар одновременно поднимая руки в стороны топа. Этот тонущий Иван выполняет либо с корзиной в руке, или уронить на пол.

Девочки стучат ложками. в 16 раз. (Chetvertyy долей.)

В соло второго, третьего и четвертого куплетов повторяются движения начала первого куплета.

Утка в луже, (девочки делают скользящие

Плавательный бассейн, движениями ложки).

И ягненок в саду (дети стучат ложками, держа

Траву жевать их вертикально.)

Корова деткам (стучать ложками по правой,

Молоко дает. слева от него).

Музыкальная потеря для проходки Иванушки всегда звучит после слов:

"Иван в Горенка поет песни".

III этап. Развитие чувства ритма

Целью является развитие у детей дошкольного возраста 6-7 чувство ритма.

Задачи: 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) дать руководящие указания относительно музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Мероприятие - дидактическая игра для развития чувства ритма петух, курица и цыпленок".

Ход мероприятия. Цель: тренировать детей в различие трех ритмических рисунков. Чтобы выполнить предварительный матч песен были извлечены "петух", "курица", "курица".

's материал: карточки с изображением трех ритмических рисунков (Петушок, курочка и цыпленок).

Методы: детям раздаются карточки и напоминается соответствующий ритмический рисунок. Все поют песни и prihlopyvat ритмический рисунок. Затем, менеджер выполняет одну из трех ритмических рисунков на металлофон и спрашивает: "кто клюет зерна?" Ребенок закрывает соответствующий рисунок на своей карточке. После этого дети поют песни, отстукивая ритмический рисунок на металлофон. На следующем занятии дети поют ролей, выполняя танец каждого персонажа.

Музыкальный репертуар: "Петушок, курица, Цыпленок, Likodimos.

Между формирующей и диагностической фазы должно быть не менее трех недель. Будем рады дальнейшей диагностики.

Вывод: таким образом, труд способствовал целей, поставленных в начале экспериментальной деятельности, а именно:

1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.

3. Ведущую роль в музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Разработка построения педагогического развития общеучебных умений, способность программы опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании

 

2.3 контрольный этап исследования

 

Цель контрольного этапа-выявление уровня развития детей дошкольного возраста 6 - 7 лет музыкальных способностей.

Задачи: 1) определить наличие у детей чувства модальные; 2) определить наличие у детей музыкально-слуховых представлений; 3) определить наличие у детей чувства ритма; 4) проанализировать результаты исследования.

В целом, результаты испытания фазы.

В одиннадцать детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей (61%). Другие дети также значительно улучшили свои результаты после трех недель тренировок игр и занятий (39%).

Музыкальные занятия строятся с учетом целей музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по плану. При этом принимались во внимание тот факт, что содержание и структура курсов должна быть переменной и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамотности.

Главное, это проблема ситуации, чтобы поощрять детей, чтобы независимая переменная Action развивать умение применять выученные в новой среде, свободной переменной в форме.

 

Таблица № 1.

 

Критерии анализа и оценка музыкальной деятельности.

Уровень развития Общие критерии оценивания достижений

Начальный

Дошкольник проявляет умение элементарно выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий;

Средний

Дошкольник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения;

с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;

слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют

дидактический материал в самостоятельной практике;

Высокий

Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях;

верно и четко высказывает свою мысль;

самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;

 

Констатирующий этап эксперементальной работы

 

 

Формирующий этап эксперементальной работы

График сравнения динамики развития музыкальных способностей у старших дошкольников в процессе эксперемента

 

 

Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка Музыкальный слух Чувство ритма Ладовое чувство уровень
Андрей Г.       Нач.
Лена Б.       Сред.
Ирина Г.       Сред.
Юля К.       Выс.
Лиза Н.       Сред.
Уля Е.       Нач.
Саша М.       Выс.
Илья Д.       Сред.
Катя К.       Выс.
Рома К.       Нач.

Высокий уровень - 3 реб. (30 %)

Средний уровень – 4 реб. (40 %)

Начальный уровень - 3реб.(30 %)

 

Вывод по 2 главе:

 

Обучение как средство музыкального воспитания и развития должны быть направлены на развитие музыкальности ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. В содержании образования должна быть увязана с целями музыкального образования, обеспечение переноса приобретенных навыков в повседневной жизни детского сада и семьи. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: специально созданные условия для развития творческих способностей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития.

Рекомендации: проводить музыкальные занятия комплексного характера, активно внедряя театральные формы в перечень традиционных видов деятельности- восприятие (слушание) музыкальных произведений, пение, танцевальная деятельность, игра на элементарных детских инструментах;

включать в музыкальные занятия преимущественно ярко образные, программные произведения, которые могут стать основой для различного рода сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций и свободных игровых импровизаций;

вводить в музыкальные занятия больше игровых ситуаций, направленных на развитие эмоциональности, образного мышления, креативности дошкольников;

давать возможность детям самостоятельно решать проблемные ситуации, активно проявляя воображение, фантазию, мышление.

 

 

Заключение

 

Творчество-не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей представляет большой интерес для людей во все времена. Дошкольный возраст, дает прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и будут завершены в полном объеме, если она основана только на прослушивании музыки. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы предположили, что эффективность развития музыкальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста может быть повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий, которые включают:

•пре-фольклор (народные районного дизайн, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, народных костюмов в повседневной жизни детей);

•использование музыкальных игр, которая предполагает активное взаимодействие между педагогом и ребенком;

•создание дошкольных традиций, национальных праздников, во время которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

В ходе исследования мы обнаружили, что результаты заключительного этапа исследования, во всех трех способов, ни один из детей этой группы показали высокий уровень музыкальных способностей. Мы можем заключить, что развитие музыкальных способностей у детей в этой группе находится на границе среднего и нижнего уровня. Далее, в рамках формирующего эксперимента с детьми была проведена серия занятий по развитию музыкальных способностей детей, которые слушали музыку, рисовали, играли и отвечали на вопросы учителя. Результаты итогового контроля Тапа диагностика, развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста улучшилось и находится на границе среднего и высокого уровней развития. Таким образом, в контрольном тесте шаг отмечен увеличением уровня музыкальных способностей у детей в группе. Что позволяет сделать вывод об эффективности деятельности с детьми в ходе формирующего эксперимента.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Эффективность развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста может быть повышена, если будет использована система методических средств, приемов и условий. Цель исследования была достигнута, задачи выполнены.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным только если это целеустремленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 

Список литературы

 

1.М. Баринова Н. О развитии творческих способностей - СПб: Нева, 2001.-С.

2. Музыка и движение - М.: Просвещение, 2004.-220С.

3.Богатов. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду).// Дошкольное образование. 2004 года № 1. П. 17-19.

4.Венгер Н. Ю. путь к развитию творчества. / / Дошкольное образование. -2002. Под № 11. П. 32-38.

5.Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии.// - 2000. За № 4. П. 5-9.

6.Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007.-П. 7.Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2-х томах, том 1. - Вайли, Нью-Йорк, 2002. - С.

8.Дьяченко О. М., Чего не бывает. - М.: Знание, 2004.-С.

9.Endemica Т. О развитии творческих способностей. / / Дошкольное образование. - 2007 г. № 12. П. 73-75.

10.Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на основе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. - 2003.-190С.

11.Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения.// - Вопросы психологии. - 2003.- За № 2. П. 54-58.

12.Крылов Е. Школа творческой личности. / / Дошкольное образование. -2002 за № 7,8. ПП. 11-20.

13.Кудрявцев В., Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.// Дошкольное образование. - 2005. - Дом № 9, РР. 52-59, нет. 10, ПП. 62-69.

14.Левин В. А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003. -56 С.

15.Лук А. Н. Психология творчества. - Наука, 2003.-125 С.

16.Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Эд. Н. И. Ветлугина. - М, 2002.-250С.

17.И. Н. Мурашковский «Когда я колдун». - Рига: Эксперимент, 2004.- 62 С.

18.Нестеренко, А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. - 2003.-200С.

19.Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая Гвардия, 2001. -С.

20.Никитин Б. Развивающие игры. - М.: nanie, 2004.-С.

21.Palacina так называемое развитие воображения в русской народной педагогике. / / Дошкольное образование. -2003. - За № 6. П. 69-72.

22.Паскаль, Э. В. Методическое пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "творчество".-М., 2003.-130С. 23.Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:nanie, 2005.- 50С.

24.Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств "синтез" (6-й год жизни) / Под ред. К. В. Тарасовой, М.: 2001.-220С.

25.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников.// Дошкольное образование. - 2006 г. № 5. П. 21-27.

26.Calabazar П., Пек Методология образования - М., 2000.-С.

27.Shusterman, Д. М. нН, "Кука" книга воспитателя. - Норильск, 2004.- 50С.

28.Тарасова К.Б. «Детское творчество»-2011г.

29.Тарасова К.Б. «Музыкальность и составляющие ее музыкальные способности»// Музыкальный руководитель-2009г. №5

30.Барсукова Н.Г. «Музыка в детском саду»-Волгоград:Учитель 2011г.

 

Приложение 1

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.072 сек.)