Название концепции
|
Мыслители
|
Работы, посвященные теме
|
Суть концепции
(теории)
|
1. Теологическая
|
Б. Рассел
А.Августин
|
«Наука и религия»,
«Беседы души с Богом»,
«Кошмар богослова»,
«Мои религиозные воспоминания»,
«Сущность религии»
|
Власть - это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, — лишь исполнители божественной воли.
|
2. Биологическая
|
Ф. Ницше
М. Марсель
А. Гитлер
|
«Так говорил Заратустра»
«По ту сторону добра и зла»
|
Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека. Агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи.
Власть есть воля и способность к самоутверждению.
Власть - это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
|
3.Бихевиористская
|
Ч. Мерриам,
Г. Лассуэл
|
«Методологические основы исследования Ч.Э. Мерриамом политической власти»,
«Междисциплинарный характер исследования политических феноменов»,
«Бихевиоральный подход в изучении политики»
|
Властные отношения вытекают из природы человека, его естественных свойств. Человек рассматривается как животное, в основе поступков и действий которого лежит неосознанное стремление к власти. Стремление подчинить своей воле других индивидов проявляется в политической активности.
|
4.Психоаналитическая
|
3. Фрейд,
К. Хорни
и др.
|
«Лекции по введению в психоанализ»,
«О психоанализе»,
«Наши внутренние конфликты»,
«Невротическая личность нашего времени»,
«Невроз и человеческий рост. Борьба за самореализацию»
|
Власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что в человеческой психике появляется особая установка. В политической деятельности существует доминирование иррационального.
Власть - это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
|
5. Мифологическая
|
Л. Дюги
|
«Курс
конституционного права»
|
Обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическом превосходстве над другими людьми. Для придания законности своим властным притязаниям они использовали мифы о божественном характере власти и об общественной воле.
|
6. Структурно-функциональная
|
Т. Парсонс
Д. Истон,
Г. Алмонд,
М. Крозье
и др.
|
«Структура социальной деятельности», «Система современных обществ»,
«Политическая система», «Системный анализ политической жизни»,
«Политические системы развивающихся регионов»
|
Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями. Социальная роль определяет стиль ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе. Данная трактовка власти вытекает из общей теории действия, согласно которой каждый элемент общества выполняет определенные функции для поддержания его жизнеспособности. Власть предписывает субъектам выполнять обязанности и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.
Власть - это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
|
7.Конфликтологическая
(потенциально- волевая)
|
К. Маркс,
Ф. Энгельс,
В.И. Ленин
|
«Экономическо-философские,
«К критике гегелевской философии права», «Святое семейство»,
«Капитал»,
«Положение рабочего класса в Англии»,
|
Власть рассматривается как отношение господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Экономическое неравенство включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия.
Власть - это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
|
8. Дуалистическая
|
М. Дюверже
|
«Социальная политика»,
«Политические партии»
|
Власть необходимо отличать от господства. Внутри власти выделяются два элемента: материальное принуждение и убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение законно и справедливо. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками власти служат насилие и верования субъектов политического процесса.
Власть двойственна: 1) является инструментом господства; 2) средство интеграции
|