|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Возникновение родительской власти над детьми: внебрачными, узаконенными и усыновленнымиТермин «внебрачные дети», введенный у нас законом 3 июня 1902 г. взамен термина «незаконные дети», не совсем точен. Внебрачные дети суть не только рожденные незамужней, но и замужней, если дети родились позже 306 дней по прекращении или расторжении брака, или если дети родились и в браке, но законность рождения их была оспорена, не исключая и случая расторжения брака по неспособности мужа к брачному сожитию (ст. 134, см. I). Поэтому, термин «внебрачные дети», как и указание внебрачных детей в законе (ст. 132)[см. сноску 105] не удовлетворяют точному знанию. Правильнее было бы дать понятие внебрачных детей отрицательно. Это суть все те дети, которые не признаются ни законными детьми, ни узаконенными, ни усыновленными. 1. Родительская власть матери над детьми внебрачными возникает единственно рождением от нее. Родительская власть матери над ребенком прямо признана в законе (ст. 1321). Однако, связь ребенка с матерью не означает еще родственной связи его с родом матери, как это можно судить, основываясь на исключении наследования внебрачного ребенка в родовом имуществе матери (ст. 13212). Рождение ребенка от матери удостоверяется метрической записью о рождении ребенка; если же в этой записи мать не поименована, то доказательством служит ее признание ребенка своим в каком бы то ни было (Загоровский) письменном удостоверении (ст. 13215)[см. сноску 106]. 2. Родительская власть возникает также путем усыновления чужих детей или своих внебрачных детей (зак. 3 июня 1902 г.). Усыновление производится: 1) окружным судом, когда усыновители принадлежат к высшим сословиям (ст. 14608 У. Г. С.), и 2) припиской усыновленного к семейству усыновителя – крестьянина или мещанина (ст. 155). – Для усыновления требуется, однако, специальная правоспособность и дееспособность. 1) Хотя в законе и говорится, что для усыновления необходимо иметь общую правоспособность (ст. 146), однако, на деле это не совсем согласуется с другими постановлениями закона. Так, не имеют права усыновлять: 1) лица нехристианского вероисповедания христиан, и обратно (ст. 148), 2) т.н. раскольники (не старообрядцы и сектанты) православных (ср. ст. 148, прим. и ст. 33, прим.; иначе Шершеневич); 3) обреченные по своему сану на безбрачие (ст. 145). Что касается, далее, дееспособности, то она возникает с достижением 30-летнего возраста (ст. 146). Отступление от этого правила сделано лишь в пользу усыновителя – родителя внебрачного ребенка (ст. 1501). Дееспособность может быть также ограничена. Так, 1) усыновление священнослужителями и церковными причетниками допускается не иначе как с разрешения епархиального архиерея (ст. 151); 2) не допускается усыновления чужих (а не своих)[см. сноску 107] детей, если имеются законные или узаконенные дети (ст. 1451); 3) евреи, имеющие право повсеместного жительства, могут усыновлять своих единоверцев, имеющих лишь право повсеместного жительства (прим. к ст. 145); 4) усыновление одним супругом возможно только с согласия другого супруга (ст. 150)[см. сноску 108], а отцом своего внебрачного ребенка с согласия матери, числящейся в метриках рождения ребенка, или когда происхождение от нее удостоверено судом (ст. 1501), и 5) усыновление казаками не казаков требует зачисления их в войско (ст. 1611), а нижними войсковыми чинами – разрешения начальства (ст. 160). Кроме общей и специальной правоспособности и дееспособности усыновителя, необходимо также, чтобы и усыновляемый был способен к усыновлению. Так, усыновляемый должен быть моложе усыновителя на 18 лет (ст. 140; исключение установлено для усыновления своего внебрачного ребенка, п. 2 ст. 1511). Напротив, для усыновления не необходима возрастная дееспособность усыновляемого. Здесь возможно законное представительство, и лишь дополнительно необходимо согласие усыновляемого, если он достиг 14 лет (ст. 149). Таковы условия для усыновления, как способа возникновения родительской власти. Однако, и здесь усыновленный не вступает в род усыновителя, как это можно судить на основании права усыновленного наследовать только в благоприобретенном имуществе усыновителя (ст. 1561). Напротив, усыновленный не порывает связи с родом своим (ст. 1567). Кроме того, усыновленный сохраняет также и юридическую связь с родителями, ибо родительская власть прекращается строго определенными способами (см. III). Поэтому, дополнительно возможно признать право на алименты между усыновленным и его родителями (также Загоровский)[см. сноску 109]. 3. От усыновления следует строго отличать узаконение: а) как по условиям и способу узаконения, так и б) по последствиям (зак. 12 марта 1891 г.). а. Узаконивать можно: 1) только своих детей (внебрачных; 79/241 и др.), хотя бы происшедших от прелюбодеяния (зак. 3 июня 1902 г.), и притом – помимо согласия узакониваемых и, несмотря на существование своих детей: законных и узаконенных. 2) Узаконение дозволяется только христианскому населению (ст. 1441); следовательно, все не христиане не правоспособны узаконивать[см. сноску 110]. 3) Узаконение совершается особым способом – последующим браком родителей, на основании которого суд определяет узаконение детей (п. 1 и 2 ст. 1441 и ст. 14601 У. Г. С.). Узаконение возможно, впрочем, и Высочайшим указом (ст. 144). б. Далее, в отличие от усыновления, узаконение сообщает узаконенным все права законных детей (ст. 1441, п. 3). Единственное отступление от этого правила состоит в том, что узаконенные дети почитаются законными со дня вступления их родителей в брак, а не со дня их рождения (п. 3 ст. 1441)[см. сноску 111]. Отступление это влечет за собой лишение права узаконенных детей наследовать в боковых линиях в имуществах, открывшихся до брака родителей. Наконец, нельзя не подчеркнуть, что право на узаконение есть материальное право внебрачных детей, родители которых вступили в брак. Дети узаконяются силой закона, а не волей родителей и не определением суда, которое служит лишь необходимым удостоверением происшедшего узаконения. Поэтому предъявить ходатайство о узаконении могут как опекуны, так и сами дети, достигшие совершеннолетия. Указанного взгляда придерживается как наша литература (Курдиновский, Боровиковский и др.), так и сенат. По смерти родителей, вступивших в брак, возбуждение ходатайства об узаконении переходит к детям (04/48, 98/32). Проект идет еще дальше: он ограничивает родителей в праве просить об удостоверении узаконения совершеннолетнего лица его согласием (ст. 448, п. 3). В литературе, не без основания, указывают на желательность предоставления права просить об удостоверении узаконения внукам, которые имели несчастье преждевременно осиротеть[см. сноску 112]. Проект в общем принял высказанный в литературе взгляд (ст. 449, мотивы к ней и ст. 448). Все изложенное показывает также, что право просить об удостоверении узаконения не должно ограничиваться сроком[см. сноску 113]. Нельзя, поэтому, признать правильным требование нашего закона о том, чтобы просьба об удостоверении узаконения подавалась в течение одного года, по истечении которого необходимо уже указать причины, оправдывающие допущенное промедление (ст. 14603 У. Г. С., 98/32). Таковы способы возникновения родительской власти: зачатие и рождение в браке, рождение вне брака (в отношении матери), усыновление и узаконение. Оценивая эти способы, нельзя не ждать дальнейших шагов по пути улучшения положения внебрачных детей, этих «без вины виноватых». Следовало бы в наше законодательство ввести институт признания отцом своего внебрачного ребенка. Этим более простым способом, чем усыновление, была бы в значительной мере облегчена участь внебрачных детей. В частности, блага узаконения следовало бы сделать достоянием всего населения без различия от исповедания им той или другой религии. III. Прекращение родительской власти[см. сноску 114] Родительская власть, возникшая одним из изложенных выше способов (I, II), продолжает существовать, пока родители живы, или не лишены всех прав состояния, если при том дети не последуют в ссылку за своими родителями (ст. 178). 1. Отсюда следует, что родители: а) не могут быть лишены своей власти, хотя бы злоупотребляли ею, и б) не вправе от нее отречься. а. Принцип автономности родительской власти существенно ослаблен нашим новым законодательством, основанным уже на принципе блага детей (см. стр. 507–508, 516 и сл.). Тем не менее, не сделано еще решительного поворота в сторону ограничения родительской власти в отношении законных детей (ср. стр. 515 и 509). б. Что касается отречения от родительской власти, то оно возможно лишь в губерниях Черниговской и Полтавской (ст. 167). В русском законодательстве не только невозможно отречение[см. сноску 115], но, согласно сенатскому разъяснению, не дозволена и уступка родителями своей власти по договору посторонним лицам без права досрочного прекращения такого договора (97/81, стр. 509). Вместе с тем правильно думать, что и поступление родителей в монашество, это отречение от мира, не прекращает родительской власти (Кавелин). Тем более, было бы ошибочно считать, что родительская власть в нашем праве прекращается с достижением детьми совершеннолетия (стр. 511, прим. 3) или выделом их из родительского имения. 2. Родительская власть может, однако, ограничиваться. Так, родительская власть не прекращается, а ограничивается поступлением детей в общественные училища, определением детей на службу, вступлением дочерей в замужество (ст. 179). Назначение опеки не может лишить мать права жить совместно с своими детьми («дети не должны быть разлучаемы с матерью», ст. 264, 02/117). Вообще личная власть родителей при назначении опеки сохраняется. Следует также признать, что и при усыновлении родительская власть естественного родителя лишь ограничивается (стр. 524–525). Таковы способы прекращения и ограничения родительской власти. Они, несомненно, приближают эту власть к власти римского домовладыки и, в этом отношении, находятся в противоречии с современным правосознанием, с положением личности человека в семье. Проект пытается несколько смягчить автономный характер родительской власти. Он вводит лишение родителей их власти, в случае злоупотребления ею (ст. 426, п. 2), что вполне отвечает организации родительского права в передовом законодательстве. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |