|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И/ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 1 (13) 101 Семашко И.М., 2011 УДК 329.3:28 ББК 66.65 СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ: «LA REVANCHE DE DIEU» И/ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ? И.М. Семашко В статье критически проанализирована распространенная интерпретация современного исламского фундаментализма в отрыве от повсеместного религиозного возрождения, но в тес- ной связи с терроризмом и экстремизмом; выявлены политические и идеологические коннота- ции манипуляций исламским самосознанием. Ключевые слова: «la Revanche de Dieu», фун- даментализм, ислам, салафизм, Великий халифат, панисламизм, глобализация. Мир модерна секулярен – таков базовый постулат современности. В условиях либераль- ного сознания это означает отделение церкви от государства и существование асимметрии общественных ролей секулярного и религиозно- го образа мысли, когда публичную значимость имеет только секулярный дискурс, а вопросы веры трансформируются в вопросы внутренне- го мира человека. В рамках разворачивающе- гося вестернизированного проекта социальной и экономической глобализации вопрос об уни- версальности секулярных принципов и норм ос- тается открытым и актуальным (см.: [9, c. 21]). Конец ХХ века стал свидетелем глобаль- ного, повсеместного возрождения религий. Это возрождение, которое Жиль Кепель на- звал «la Revanche de Dieu», в 1970-х взяло курс на возвращение священных основ для орга- низации общества с изменением этого обще- ства при возникновении такой необходимос- ти. «La Revanche de Dieu» реализовался в уси- лении религиозного сознания и подъеме фун- даменталистских движений на каждом конти- ненте, в каждой цивилизации, практически в каждой стране (см.: [33, c. 88, 138–149]). Признавая повсеместность религиозно- го подъема и оспаривания универсальности секулярных ценностей, западные исследова- тели различают христианское религиозное возрождение «постсекулярного общества»: то есть такого секулярного общества, которое признает свои культурные и этические корни в религиозных догматах и понятиях (см.: [29, c. 60]), и исламское возрождение, связанное с «политизацией ислама», активизацией ради- кальных и экстремистских сил в мусульманс- ком обществе (см.: [33, c. 139]). Установле- ние подобной ангажированности связано с при- вычкой мыслить мир биполярно и вакантным местом «врага Запада» после утраты этого статуса коммунизмом [6, c. 47]. Видение «ис- ламского фундаментализма», черпающего силы и в исторической традиции противосто- яния мусульман и христиан и в современных противоречиях между бедными странами и «золотым миллиардом» [7, c. 41–42] (ср.: [13, c. 45; 24, c. 233]), главным виновником суще- ствующего конфликта культур, легитимиру- ется и в ставшей столь востребованной кон- цепции С. Хантингтона о «столкновении ци- вилизаций». Этот факт дал основание Юргену Хабер- масу 14 октября 2001 года назвать фундамен- тализм исключительно современным (moderne) явлением. Под фундаментализ- мом – как органичным продуктом эпохи Про- свещения, проекта модерна и его сущностных аспектов: модернизации и секуляризации, по- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |