|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Освободительное движение маратхов 4 страницаСреди естественных наук особенно высокое положение занимала медицина, делившаяся традиционно на две школы — аюрведа (индусская) и юнани (мусульманская). В XVI—XVII вв. было создано множество трактатов о природе и способах лечения различных болезней, о диетике, акушерстве, гигиене; несколько иллюстрированных сочинений посвящено анатомии. Индийские медики умели лечить многие опасные болезни, с которыми не справлялись их европейские коллеги, правильно объясняли многие процессы жизнедеятельности организма, например, пищеварение, высказали ряд догадок относительно кровообращения. Довольно высокой степени развития достигла хирургия, особенно пластическая, значительно опережавшая европейскую. Фармакологические трактаты и популярные лечебники насчитывали многие сотни лекарств минерального, растительного, животного происхождения. XVI—XVIII вв. были важным периодом в развитии механики и инженерного дела. Архитектурные сооружения этого периода являются ярким, но не единственным свидетельством высокого уровня инженерной мысли. Крупнейшим инженером того времени был придворный Акбара Фатхулла Ширази. Его энциклопедические познания высоко ценились современниками. Под руководством Фатхуллы была создана мощная система водоподъемных сооружений в Агре и Фатехпуре-Сик-ри. Среди его изобретений известны 17-ствольное орудие, стрелявшее с одного запала (чертеж не сохранился), пушка, которую при необходимости можно было разобрать на пять частей, а потом собрать (например, при подъеме в горы), а также установка для оружейных мастерских, позволявшая одновременно полировать по 8 мушкетных стволов; эта установка является одним из немногих известных примеров применения зубчатой передачи и трансмиссии в средневековой Индии. Дворцовые мастерские (кархана) Акбара стали и лабораторией ученого, и местом, где он обучал физике, механике, инженерному делу. Известен, но до сих пор не опубликован, рукописный труд Фатхуллы «Ключ к познанию», где речь идет о различных водоподъемных устройствах, насосах и механических часах. Отмечая, что развитие науки в XVI—XVII вв. сохраняло средневековый характер, мы должны отметить одну важную черту. Литература этого периода содержит немало свидетельств того, что в мировосприятии определенной части образованной элиты происходили важные изменения. В среде «просвещенных философов» двора Акбара и их последователей — вольнодумцев XVII в. — значительное распространение получил рационализм, что не могло не сказаться на отношении к наукам особенно к точным и естественным. Не случайно, что, согласно установлению Акбара, большинство предметов, которые надлежало включить в программу обучения в медресе, составляют светские дисциплины, точные и естественные науки, при этом Абу-л Фазл, приводя это установление, многозначительно заключил: «Никто не должен пренебрегать требованиями сегодняшнего дня». «Просвещенные философы» отвергали авторитет священной традиции, причем не делали исключения ни для одной религии. Излагая фантастические представления древних индусов об окружающей природе, Абу-л Фазл критиковал их не потому, что они противоречили исламу, а потому, что опровергались доводами разума и достижениями науки; точно такой же критике мыслитель подвергал и мусульманские мифологические представления. «Просвещенные философы» скептически относились к вере в сверхъестественные силы и чудеса, хотя и не изжили эту веру окончательно, считали, что «дух.исследования — лучшее из сокровищ разума», призывали соотечественников учиться, осваивать достижения других народов. При этом важно, что они подвергали критике многие традиционные воззрения и подходы, препятствовавшие развитию научных знаний: «С незапамятных времен любознательность ограничивалась, а дух исследования воспринимался как предтеча неверия. Все, что воспринято от отца, начальника, родича, друга или соседа считается полученным с божьего соизволения, а нарушителя обвиняют в аморальности и ереси», — писал Абу-л Фаз л и с горечью сетовал: «Хотя у нас есть просвещенные люди, многие из них предпочитают молчать из страха перед фанатиками, жаждущими крови...». Свободомыслие, скептическое отношение к вековым традициям и религиозным догмам, интерес к естественным наукам, гневные инвективы в адрес религиозных фанатиков и распространяемые ими суеверий — все это играло важную роль в наследии «просвещенных философов» и не могло не оказывать влияния на общественную мысль того времени. Литература и искусство Если в предшествующую эпоху индусы и мусульмане начали узнавать и изучать друг друга, то во времена Моголов они стали уже понимать друг друга и, что еще важнее осознавать принадлежность к единой стране, к общей культуре, что в наибольшей степени отразила литература. При дворе Акбара была учреждена специальная палата переводов, где на понятный всем образованным мусульманам персидский язык лучшие ученые и поэты того времени переводили священные книги и литературные памятники индуизма («Ма-хабхарату», «Рамаяну», «Атхарваведу»), а также трактаты по астрономии, математике и медицине. Многие из этих переводов отличались не просто высоким научным качеством, но и большими литературными достоинствами. Если хронисты времен Делийского султаната излагали историю Индии лишь начиная с прихода ислама, а все, что было до этого, описывали как «темный период неверия», то историки могольской эпохи, и прежде всего Абу-л Фазл в своих сочинениях «Книга Акбара» и «Зерцало Акбара» повествовал об истории Индии с самых древних времен, соединяя домусульманский период с последующими временами в единый исторический поток. Он с глубоким уважением рассказывал о культуре и научных достижениях индусов, критикуя и в их наследии, и у мусульман то, что не соответствовало разуму и позднейшим научным данным. Вообще с эпохой Акбара был связан небывалый культурный взлет. Император окружил себя высокообразованными и талантливыми людьми. Уже упоминавшийся брат Абу-л Фаз л а Файзи, возглавлявший работу по переводу «Махабха-раты», был автором и великолепной поэмы «Наль и Даман» на один из вставных сюжетов этого эпоса, а также множества лирических стихотворений. Выдающимся персоязычный поэтом послеакбаровского времени был Бедиль (1644—1721). Философ-рационалист, высказавший много блестящих догадок о развитии человека и общества, он был автором и поэмы «Модан и Комде» о любви танцовщицы и странствующего музыканта, которым пришлось претерпеть много испытаний из-за тирании царя. В лирических стихотворениях поэт воспевал «просветляющую разум науку» и свободу творчества: Бедиль, не будем подражать мы нраву барабана И воспевать ему под стать эмира иль султана. Мы соберем друзей опять вдали дворцов богатых, И станем песни распевать, в которых нет обмана. {Перевод Л. Пеньковского) Литература на персидском языке дала Индии немало блестящих образцов поэзии и прозы, но читать ее могли лишь представители знати и образованных кругов. Среди простонародья особой популярностью пользовались произведения на местных языках, и прежде всего — созданные крупнейшими поэтами — проповедниками бхакти. XVI в. дал литературе хинди два великих имени — Тулсидас и Сурдас. Тулсидас создал грандиозную поэму «Море подвигов Рамы» на сюжет «Рамаяны»; ее до сих пор исполняют в храмах как священный текст. Сурдас, как гласит легенда, был слеп, но, это не помешало ему создать «Океан Сура» — удивительно яркое произведение о жизни Кришны. События священной истории, связанные с детством и юностью Кришны, развертываются на красочном фоне обычной индийской деревни с ее трудовыми буднями и праздниками. Это подлинный океан народной поэзии — любовные песни, частушки, плачи, заговоры; все насыщено искренним чувством и мягким юмором. Столь же яркую картину народной жизни рисует живший в XVI в. бенгальский поэт Мукундорам в поэме «Песнь о благодарении Чанди», где рассказывается, в частности, о том, как бедный охотник Калокету с помощью богини Чанди нашел клад, построил город и стал в нем справедливым правителем. В этом произведении с удивительной достоверностью описана жизнь горожан, крестьян и лесных охотников, а боги в изображении Мукундорама ничем не отличаются от простых смертных. До сих пор любимы в Индии лирические песни на стихи раджпутской поэтессы Миры Баи (1498—1547). Вдова князя, она отказалась сжечь себя на погребальном костре мужа, как того требовал обычай, бежала из дворца и начала странствовать, сочиняя удивительно трепетные песни о любви и разлуке. Мира Баи стала известнейшей проповедницей бхакти и, если верить легенде, пала жертвой мести своей родни, не простившей ей побега. Литература бхакти дала в то время блестящую плеяду поэтов в разных частях Индии. Таковы, например, писавшие на маратхи Экнатх (1548—1599) и Тукарам (1608—1649) — их произведения и поныне играют важнейшую роль в формировании культуры и самосознания маратхов. Богатейшую литературу создали сикхи: все их гуру были поэтами, особенно многогранным талантом отличался Гобинд, автор и религиозной лирики, и философских сочинений, и прозы, и интереснейшей историко-биографической поэмы «Пестрая драма». До сих пор в гурудварах — молитвенных домах сикхов — звучат произведения Гобинда и других гуру; их поют на прекрасные народные мелодии. Было создано немало ярких произведений и на светские сюжеты — любовные поэмы, басни, истории о приключениях умных и ловких людей. И сегодня индийцы любят пересказывать анекдоты о Бирбале — хитроумном министре Акбара, острослове и защитнике бедных, осмеливавшемся подшучивать и над самим императором. Литература XVIII в. отразила чувства тревоги и горечи, столь характерные для сложного, переломного времени. В этот период господствующее положение занимает поэзия на урду1. Крупнейшими литераторами этой волны стали Мир Таки Мир (1725—1810), Мир Хасан (1727—1787) и Мухаммад Рафи Сауда (1713—1781). Мир Таки Мир был тонким и проникновенным лириком, снискавшим себе почетное прозвище Шаха Газелей. Мир Хасана прославила поэма «Волшебство красноречия» о приключениях двух влюбленных пар. Сауда был блестящим сатириком, от него крепко доставалось сильным мира сего, «деятельность которых дала единственный результат: кто раньше жил в хорошем доме, живет нынче в хижине». В поэме «Несчастный город» Назир Акбарабади (1740—1830) с исключительным драматизмом описал разорение некогда богатой могольской столицы, обнищание ее жителей, гибель искусств и ремесел, а в стихотворении «Книга о человеке» создал образ человека, во всей сложности и противоречивости: В этом мире падишах — человек, И ничтожный нищий равно — человек. В мечети молитву читает человек, И туфли у него крадет человек, Жизнь за человека отдает человек, И мечом человека убивает человек... (Перевод Е.Ю.Ваниной) Искусство Архитектура и искусство эпохи Моголов отразили новые веяния в культуре и общественной мысли эпохи. Многие крупные строительные проекты времен Акбара явились воплощением в камне его религиозной политики. Ярким примером является новая столица империи — Фатехпур Сикри1. Духовным центром города является мавзолей особо чтимого Акба-ром суфия Салима Чишти, созданный из беломраморного кру-Через величественные триумфальные ворота Буланд Дарваза можно выйти в главную часть города, где располагались дворцы императора и его приближенных — «каменная симфония», в которой органично слились элементы мусульманского зодчества и индусской храмовой и дворцовой архитектуры различных местных традиций — северной, западной, южной. Колоннады, широкие террасы, парки, где когда-то били каскады мощных фонтанов (сложная система добычи воды из глубоких скважин была разработана талантливым придворным инженером Фатхуллой Ширази), игра яркого тропического солнца на ярко-голубых глазурованных плитах куполов — все это и поныне завораживает зрителя. Мощью и энергией пронизана другая знаменитая постройка времен Акбара — Красный форт в Агре. Своего зенита могольское зодчество достигает при Шах Джахане. Он вернул столицу в Дели, где на берегу реки Джамны возвел величественный Красный форт с его мощными бастионами, за которыми расположены беломраморные дворцы и павильоны, стены которых то украшены кружевом резьбы, то богато инкрустированы драгоценными камнями. Великолепные сады и цветники, каскады фонтанов, чаши которых были выложены самоцветами, витые решетки... Правду говорит надпись в тронном зале: «Если есть на земле рай, то он здесь, он здесь». Подлинным шедевром мирового значения стал мавзолей Тадж Махал, который Шах Джахан построил в память о своей любимой жене. Ослепительная белизна мрамора создает даже в жаркий день физическое ощущение прохлады и подчеркивается двумя рядами кипарисов. Тонкие, устремленные ввысь минареты и поднятое на высокую платформу главное здание с куполом, словно парящим в небе, отражаются в глади водоема. Стены мавзолея были украшены тончайшим орнаментом из драгоценных камней1. При ярком солнце, в пасмурную погоду и при полной луне — каждый раз Тадж Махал выглядит иным, всегда по-новому прекрасным и волнующим. Известно, что напротив Тадж Махала Шах Джахан планировал сделать его точную копию из черного мрамора — для себя, но этот замысел не был осуществлен. Этот период был богат на архитектурные достижения не только в центре Могольской империи. Известны дворцы и крепости в раджпутских городах, особенно в основанном в начале XVIII в. Джайпуре. Там особенно интересен Дворец Ветров, фасад которого расчленен на выпуклые балкончики-эркеры. Они обеспечивают сквозную вентиляцию помещений, так что при сильном ветре дворец слегка гудит. Яркостью, оригинальностью стилей отмечены дворцы и крепости южноиндийских государств, особенно знаменитая крепость Голконда с ее тремя ярусами стен и уникальной акустикой: если хлопнуть в ладони у подножия, то звук отчетливо слышен за много сотен метров в верхней цитадели. XVIII в., столь трагический для Индии, дал ей архитектурные сооружения, которые по роскоши и яркому декору даже превосходили могольсвие. Правители независимых государств, возникших на обломках империи, словно пытались затмить прежних владык. Дворцы, павильоны, культовые сооружения, особенно в Лакхнау и Хайдарабаде, поражают несколько тяжеловесной пышностью, яркостью и роскошью декора, иногда на грани безвкусицы. Возможно, дело было не только в амбициях правителей: известно, что в тяжелые времена людям особенно нужна волшебная сказка, и они воплощали ее в камне и мраморе. Напротив, строгим и величественным стилем отличались постройки маратхов, особенно цитадель Шанивар Вада, резиденция правителей конфедерации. Сооружения времен Хайдара Али и Типу Султана в Майсуре просты, динамичны, великолепно вписаны в ландшафт и почти чужды роскоши, что прекрасно отражало энергичный и мужественный характер майсурских правителей — воинов и реформаторов. XVI—XVIII вв. стали эпохой расцвета миниатюрной живописи. При могольском дворе основателями школы стали мастера, приглашенные из Ирана. У них учились индийские художники, индусы и мусульмане, создавшие самостоятельную, во многом отличную от иранской, школу миниатюры, опиравшуюся на индийские традиции. На первых порах миниатюра лишь играла роль книжной иллюстрации, затем художники стали воплощать и не связанные с содержанием книг сюжеты. Такие миниатюры собирали в альбомы и переплетали. Сюжетами для художников служили придворные сцены, эпизоды сражений, исторические события, эпизоды из книг; нередко изображались бытовые сценки, животные, птицы, растения. Над каждой миниатюрой работали по несколько мастеров, каждый отвечал за определенные детали, наиболее умелым доверяли прорисовку лиц. В отличие от иранской миниатюры изображения людей были не условными, а весьма реалистическими; художники добивались портретного сходства, отражения особенностей возраста и характера человека. Большой интерес вызывали работы западных мастеров, привозимые европейскими купцами. Не изменяя своей творческой манере, могольские художники заимствовали у европейцев технику перспективы. Наряду с могольской, развиваются и местные школы миниатюрной живописи. Например, раджпутская школа была ближе к народному лубку и стенной росписи, изображения в ней более условны и поэтичны. В XVIII в. под ее влиянием возникает ряд школ миниатюрной живописи в пригималай-ских княжествах Кангре, Бунди и Басоли (они известны под собирательным названием пахари — горные). Яркой декоративностью отличаются деканские школы миниатюры, распространенные в южноиндийских государствах Биджапуре, Гол-конде, Тханджавуре. Могольская эпоха создала неповторимые стили и в декоративно-прикладном искусстве, особенно в ювелирном деле, которое опиралось на соединение индийских и мусульманских традиций, и в музыке. Последняя имела особое значение и во многом определила дальнейшее развитие музыкального и вокального искусства Индии. Бесконечное разнообразие народных песен, духовная музыка (особое внимание уделяли ей проповедники бхакти и суфизма, многие из них сами писали песни на свои стихи), скромные музыкальные вечера в домах горожан и великолепные концерты во дворцах вельмож и государей — таков был музыкальный фон эпохи. В этот период разделение на индусскую и мусульманскую музыку исчезает, возникает единый поток, разделявшийся на различные региональные стили {хиндустани -— северный и Каннада — южный) и художественные направления. Подлинный взлет переживает и танцевальное искусство. Наряду с древним классическим стилем храмового танца бха-ратнатьям возникают местные, связанные с традициями поэзии бхакти — Манипури (Восточная Индия), кучипуди (Юг), одисси (Орисса), катхак (Северная Индия). Стиль Катхак возник из храмовых представлений на темы историй из жизни Кришны и приобрел популярность при дворе Моголов. Здесь он обогатился среднеазиатскими элементами и практически покинул храм, став чисто светским, концертным. Любой правитель или знатный вельможа считал своим долгом покровительствовать поэтам, музыкантам, танцовщицам. В аристократических домах и при дворе устраивались поэтические состязания, музыкальные и танцевальные выступления, иногда ночи напролет. Многие поэты, музыканты, танцовщицы под покровительством двора или вельмож становились богатыми и влиятельными (некоторые, впрочем, предпочитали оставаться бедными, но не зависеть от капризов знатных меценатов). Музицировать, петь или читать стихи в компании друзей было любимым развлечением горожан победнее, музыкой и танцами были пронизаны и деревенские праздники. Таким образом, по сути вся жизнь человека была музыкально оформлена и обрамлена. Трагические события XVIII в. не привели к упадку искусств. Многие выдающиеся художники и музыканты продолжали творить, бережно сохраняли культурное наследие прошлых эпох и одновременно развивали его, осваивая новые формы и выразительные средства. 9 Территориальная экспансия английской Ост-Индской компании в первой половине XIX в. После потери англичанами североамериканских колоний Индия стала для них главным объектом колониальной активности. Проводником британской колониальной политики здесь на протяжении первой половины XIX в. по-прежнему являлась Ост-Индская компания, содержавшая свой штат гражданских и военных служащих, до реформ 30-х гг. XIX в. целиком состоявший из европейцев. В этот период все территории, находившиеся в орбите влияния англичан, делились на две категории — зависимые княжества и непосредственные владения Компании. Последние были разделены колониальными властями на три президентства — Бенгальское, Мадрасское и Бомбейское, в каждом из которых имелось свое правительство, армия и штат чиновников. Назначение на все должности в колониально-административном аппарате осуществлялись под непосредственным контролем Совета Директоров Ост-Индской компании, заседавшем в Лондоне. Столицей Британской Индии являлась Калькутта, там же располагалась и резиденция генерал-губернатора. Система управления индийскими территориями долгое время не имела четкой централизованной структуры, и губернаторы Бомбея и Мадраса обладали известной долей самостоятельности в принятии решений. Только в 1833 г. они были окончательно подчинены генерал-губернатору. Военно-бюрократический аппарат, созданный англичанами на индийских территориях, был призван решать две важнейшие задачи — служить целям обогащения своих создателей и обеспечивать проведение в жизнь политики, осуществлявшейся, возможно, и без четко осознаваемого плана, но по хорошо усвоенному и успешно применявшемуся англичанами принципу «разделяй и властвуй». Использование ими методов подкупа, лести и шантажа местных индийских властителей, практики субсидиарных1 договоров, а также политики прямых военных захватов быстро превратили англичан в подлинных хозяев Индии. Первая половина XIX столетия была весьма важным этапом становления на Индостане британского колониального господства. К этому времени Франция перестала играть видную роль в данном регионе, и англичане фактически оказались один на один с разобщенными индийскими государствами, многие из которых уже находилось в зависимом от них положении. На пути окончательного укрепления британского могущества в Индии стояли воинственные Маратхские княжества, объединенные в конфедерацию, и Панджаб. Внешняя политика Компании 1800—1845 гг. Англо-маратхские войны Прологом второй англо-маратхской войны (1803—1805) послужил субсидиарный Бассейнский договор 1802 г. между седьмым пешвой Баджи Рао II (1795—1817) и английской Ост-Индской компанией, заключенный пешвой из страха перед чрезмерным усилением северной части Маратхской конфедерации — княжества Индор (династия Холкар). Согласно договору маратхи отказался от всех прав на г. Сурат, пешва пустил на свою территорию английские войска и выделил на их содержание 2,6 млн рупий. Споры между маратхскими князьями должны были разрешаться при посредничестве англичан, в результате чего вся внешняя политика пешвы подчинялась интересам компании. Правители Гвалиора, Наглура и Индра, забыв о распрях, 1 Подобный договор подразумевал ввод на территорию княжества ограниченного контингента британских колониальных войск (отряда сипаев), содержание которого оплачивал местный правитель. Англичане обязывались охранять его владения взамен на отказ княжества от внешнеполиче-ской самостоятельности в пользу Компании. Как правило для содержания таких отрядов выделялись целые округа, налог с которых собирали сами военные, что вело к постепенному разорению этих территорий и всего княжества, переходившего во владение Компании под предлогом ликвидации «дурного управления».
немедленно воспротивились указанному договору, и началась очередная англо-маратхская война. На борьбу с маратхами англичане направили южную армию под командованием Артура Уэллесли — будущего герцога Веллингтона, брата генерал-губернатора английских владений в Индии Ричарда Уэллесли. Под его началом было 24 тыс. солдат. Уэллесли удалось взять Ахмаднагар и выиграть тяжелое сражение при Асан (на границе Хайдарабада) с намного превышающими силами противника. Окончательно армия Нагпура была разгромлена в битве под Аргаоном (1803). Северной армией англичан, насчитывавшей ок. 10 тыс. чел., командовал генерал Дж. Лейк. Выиграв сражение под Дели, он занял столицу Великих Моголов и посадил на трон представителя некогда свергнутой династии Шах-Алама II. Но никакой реальной властью новый падишах наделен не был. В апреле 1804 г. была официально объявлена война Индору, окончившаяся после взятия ряда городов и крепостей победой английского оружия. Результатом этой войны стало подписание выгодных англичанам субсидиарных договоров с Гвалиором и Нагпуром, которые уступили Компании часть своей территории, лежащей между Панджабом и Бенгалией, в частности, долину Ганга с г. Дели и приморский округ Ориссы (Каттак). Войны, которые велись в правление генерал-губернатора лорда Мойра, маркиза Хейстингса (1814—1818), за исключением борьбы с Непалом, имели целью разрешение ранее начатых споров. В англо-непальской войне (1814—1816) сила и удача были на стороне англичан. В феврале 1816 г. непальская армия потерпела окончательное поражение в районе Макванпур, вблизи своей столицы — города Катманду. По Сегаульскому договору 1816 г. Непал уступил Ост-Индской компании Сикким, Кумаон, Гархвал и ряд других территорий, а важнейшим политическим условием этого соглашения явился допуск в Катманду английского резидента. Таким образом вся внешняя политика Непала ставилась под контроль англичан. Преддверием третьей англо-маратхской войны (1817— 1818 гг.) послужила борьба Компании с бандами пиндари1, которые разбойничали преимущественно в маратхских и раджпутских землях, находившихся под властью англичан. Правитель Индора использовал их в качестве наемников. Все это вызывало постоянное беспокойство колониальных властей, снарядивших под предлогом борьбы с пиндари 120-тысячное войско, включавшее 13 000 европейцев. Англичане очень быстро заняли княжество Гвалиор. Пешва, вместе с правителями Индора и Нагпура попытался оказать им вооруженное сопротивление, но силы противников были неравными. В крупных сражениях под Ситабалди, у Нагпура (декабрь 1817 г.) и Коригаона (январь 1818 г.), а также в ходе последующих более мелких столкновений маратхи потерпели серию поражений. Третья англо-маратхская война закончилась полным разгромом маратхских князей. Пешва Баджи Рао II лишился престола, став пенсионером компании, а его домен Махараштра превратился в часть Бомбейской провинции. Нагпурский князь вынужден был подписать очередной субсидиарный договор с англичанами, по которому у него были отторгнуты северные округа, а правитель Индора лишился большей части своих территорий и вынужден был признать сюзеренитет компании. В результате войн с англичанами Маратхская конфедерация фактически прекратила свое существование. В подчинении Ост-Индской компании оказалась значительная часть Западной Индии: области Махараштра, Гуджарат, частично Раджастхан и Хиндустан. В1818—1820 гг. англичане продвинули границу своих владений и в северо-западном направлении, заставив раджпутов признать их суверенитет и аннексировав территорию Аджмера на склонах Арафаллийских гор. А в 1826 г. в результате продолжительной и дорого стоившей англичанам экспедиции в Бирму был присоединен Ассам, Манипур и другие районы на севере государства. В период генерал-губернаторства Уильяма Бентинка (1828—1835) англичане без применения вооруженной силы в 1831 г. аннексировали государство Майсур, окончательно превратив эти территории во владение Компании. В 1834 г. сосед Майсура раджа Курга поднял оружие против британских колонизаторов и был захвачен в своей столице отрядом в 2500 человек, а его государство также было присоединено к непосредственным владениям Компании. В результате очередной серии войн периода правления лорда Окленда (1836—1842) англичане вмешивались во внутренние дела соседних Афганистана и Ирана, где их интересы столкнулись с геополитическими притязаниями России. Англо-индийское правительство организовало крупный поход в Афганистан с целью низвергнуть Дост Мухаммеда, желавшего отнять Пешавар у сикхов и Герат у брата низложенного им эмира. Экспедиция была удачной. Помимо восстановления Шах Шуджи на афганском престоле, англичане на два года добились контроля над регионом. Английский генерал Кин вернулся в Индию, оставив в Кабуле английского резидента с оккупационным отрядом, однако, в начале зимы 1841 г. афганцы не только освободились от присутствия англичан в результате восстания, но и почти всех их перебили. Уцелело всего 95 человек заложников и врач, сумевший бежать из Кабула. Эти события повлекли за собой снятие Окленда с поста генерал-губернатора; на его место был назначен лорд Элленборо (1842—1844), столь же воинственный, но более удачливый. Кабул вновь был взят и разграблен, после чего англичане ушли оттуда, ограничившись аннексией Синда (1843 г.). Впервые английское владычество достигло Инда и вплотную подошло к Ирану. Англо-сикхские войны. Присоединение Пенджаба и Луда к владениям Компании Держава сикхов была последним независимым от англичан государством на территории Индии. Ее основатель махараджа Ранджит Сингх (1799—1839) ликвидировал старую сикхскую знать, упорядочил внутреннее управление государством и провел реорганизацию армии. В ходе столкновений с Афганистаном Ранджит Сингх увеличил территорию своего государства, присоединив к нему Пешавар и Кашмир. Эти мероприятия способствовали усилению военной мощи Панджаба и подготовили сикхов к войне с Ост-Индской компанией. Однако политика Ранджит Сингха имела и ряд внутренних противоречий. Сикхи-сардары (военачальники) мечтали сделать свои земли наследственными и тяготились единоличной властью махараджи, а сикхское крестьянство, являвшееся ядром армии, страдало от военных лишений и возраставшего налогового гнета. Поэтому сразу после смерти Ранджит Сингха в Панджабе началась жестокая борьба за власть, которая привела к ослаблению государства. Над страной нависла угроза английского вторжения. В 1844 г. бразды правления государством фактически оказались в руках армии, которая жестоко расправилась с местным сепаратизмом в лице сикхской знати. Крупные панджабские феодалы, опасаясь расправы и в надежде вернуть утраченные позиции, вступили в тайное соглашение с англичанами. Первая англо-сикхская война (1845—1846 гг.) была спровоцирована пограничным конфликтом на реке Сатледж. Отряд майора Бродфута напал на сикхский отряд, прибывший для сбора налогов в левобережные владения Лахора. В ответ на это сикхи отправили туда свои войска, что дало повод англичанам для развертывания военных действий в Панджабе. В ходе войны сикхская армия храбро сражалась в битвах при Мудки (18 декабря 1845 г.), Фирузшахре (21 декабря 1845 г.) и Собраоне (1846 г.). Однако благодаря предательской тактике своих военачальников, в решительный момент уводивших свои войска, она постоянно терпела поражения от войск Компании. 20 февраля 1846 г. англо-индийские войска вступили в столицу сикхского государства, однако, англичане не решились сразу произвести аннексию Панджаба, опасаясь ее многотысячной армии, готовой продолжать борьбу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |