|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дигесты Юстиниана
Владыки нашего священнейшего принцепса Юстиниана права, очищенного и собранного из всей древней юриспруденции. Дигесты, или Пандекты. (фрагменты) КНИГА ПЕРВАЯ
Титул I. О справедливости и праве
1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от «справедливость», ибо, согласно превосходному определению Цельза, право есть искусство доброго и справедливого. § 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. § 2....Публичное право включает в себя святыни (sacra): служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется либо из естественных предписаний, или из (предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных. §3. Естественное право(jus naturale) — это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. § 4. Право народов (jus gentium) — это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое — лишь для людей (в их отношениях) между собой. 3. (Флорентин). Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство,то последовательно, что является преступлением, когда один человек строит козни другому. 11. (Павел). Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым — каково естественное право. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве — каково цивильное
право. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется«j us honorarium». Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо: это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, в котором выносится решение: здесь название переносится с того, что делается, на то, где это делается...
Титул III. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае (De legibus sentusque consultis et longa consuetudine)
1. (Папиниан). Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства. 3. (Помпоний). Следует устанавливать нормы права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. 4. (Цельз). Нормы права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае. 5. (Цельз). Ибо право должно быть главным образом приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко. 7. (Модестин). Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать. 8. (Ульпиан). Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом. 12. (Юлиан). Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий юрисдикцию может применить их к сходным (обстоятельствам) и сообразно с этим вынести решение. 13. (Ульпиан). Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности. 15. (Юлиан). Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу. 17. (Цельз). Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение. 18. (Цельз). Является более милостивым (справедливым) такое толкование законов, при котором охраняется их воля. 22. (Ульпиан). Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее. 23. (Павел). В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле.
24. (Цельз). Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона без рассмотрения закона в целом. 25. (Модестин). Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жестокого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей. 26. (Павел). Не ново то положение, что прежние законы распространяются на последующие. 27. (Тертуллиан). Принято, что старые законы находятся в связи с позднейшими: поэтому следует всегда думать, что в законы как бы включено правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо являлись сходными. 28. (Павел). Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами. 29. (Павел). Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл... 32. (Юлиан). Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то (следует соблюдать) наиболее близкое и вытекающее из последнего (правило)... 33. (Ульпиан). Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона)... 36. (Павел). Это право (обычное право) пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму. 40. (Модестин). Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем. 41. (Ульпиан). Все право относится или к приобретению, или к сохранению, или к умалению; речь идет о том, каким образом что-либо делается принадлежащим кому-либо, или каким образом кто-либо сохраняет свою вещь или свое право, или каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.
Титул IV. О конституциях принцепсов (De constitutionibus principum)
1. (Ульпиан). То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь (imperium et potestatem).
2. (Ульпиан). При установлении правил о новых делах должна быть очевидной полезность этого (новых правил), чтобы отступить от того права, которое в течение долгого времени признавалось справедливым... 4. (Модестин). Позднейшие законы имеют большее значение, чем те, которые были раньше.
Титул V. О положении людей (De statu hominum)
1. (Гай). Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к действиям (ad actiones). 2. (Гермогениан). Так как все право установлено для людей, то сначала мы будем говорить о положении лиц, а потом о прочих предметах, следуя порядку, принятому в Постоянном эдикте. 4. (Флорентин). Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. 9. (Папиниан). По многим постановлениям нашего права женщины находятся в худшем положении, чем мужчины. 19. (Цельз). Когда заключен законный брак, дети следуют (юридическому положению) отца; зачатый вне брака следует (юридическому положению) матери.
Титул VI. О тех, кто являются (лицами) своего или чужого права (De his qui sui vel alieni juris sunt)
1. (Гай). Следует другое деление с точки зрения права лиц: некоторые лица являются лицами своего права, некоторые подчинены чужому праву. Рассмотрим, кто подчинен чужому праву; ибо если мы узнаем, каковы эти лица, то поймем, кто является лицами своего права... § 1. Находятся во власти рабы хозяев... 3. (Гай). Также в нашей власти находятся наши дети, которых мы породили в законном браке; это является правом, принадлежащим римским гражданам. 4. (Ульпиан). Из римских граждан некоторые суть отцы семейства, а некоторые — сыновья семейства, некоторые — матери семейства, некоторые — дочери семейства. Отцы семейства — это те, кто обладают своей властью, будь они совершеннолетние или несовершеннолетние; подобно этому матери семейства, сыновья семейства и дочери семейства находятся в чужой власти.
Титул VII. Об усыновлении и освобождении из-под власти и о других способах прекращения власти (De anoptionibus et emancipationibus et aliis modis quibus potestas soluitur) 1. (Модестиан). Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление. § 1. Слово «усыновление» является общим и разделяется на два вида, из которых один называется также усыновлением, а другой — адрогацией. Усыновляются сыновья семейства, а адрогация применяется в отношении лиц своего права(personae sui juris).
Титул VIII. О делении вещей и свойствах их (De diuisione rerum et qualitate)
2. (Марциан). Некоторые вещи в силу естественного права являются общими для всех, некоторые принадлежат совокупности, некоторые не принадлежат никому, большинство принадлежит отдельным людям. § 1. В силу естественного права, конечно, является общим для всех следующее: воздух, текучая вода и море, а следовательно, и берега моря. 3. (Флоретин). Также камушки, жемчуг и прочее, что мы находим на берегу, немедленно становятся нашими в силу естественного права. 4. (Марциан). Никому не запрещается доступ на берег моря с целью рыбной ловли, лишь бы данное лицо воздерживалось от входа в виллы, сооружения и памятники, так как эти (предметы) не относятся к праву народов, как море... § 1. Но почти все реки и гавани являются публичными. 6. (Мерциан). § 2. Вещи священные, и религиозные, и святые не находятся в составе чьего-либо имущества. § 3. Священные вещи — это те, которые посвящены (богам) обществом, а не частными лицами: если кто-либо частным образом установит для себя святыню, то эта вещь является не священной, а светской. 8. (Марциан). Является святым то, что защищено от бесправных действий(injuria) людей...
Титул IX. О сенаторах (De senatoribus)
4. (Помпоний). Кто не достоин низшего звания, тот еще более не достоин высшего звания.
Титул XIX. О должности прокуратора цезаря или управляющего имуществом цезаря (De officio procuratoribus caesaris vel rationalis) 1. (Ульпиан). Действия, совершенные прокуратором цезаря, если они одобрены цезарем, являются такими, как если бы они были совершены не цезарем. § 1. Если прокуратор цезаря передает вещь цезаря как свою собственную, то я не думаю, что он переносит собственность: лишь тогда переносится собственность, когда ведущий дела цезаря передает вещь с согласия самого цезаря. Если же он совершает продажу, дарение или мировую сделку, то эти действия не приводят к последствиям, ибо ему поручено не отчуждать имущество цезаря, но заботливо управлять им.
Титул XXI. О должности того, кому поручено осуществлять юрисдикцию (De officio eius, cut mandata est jurisdictio)
1. (Папиниан). То, что специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или конституцией принцепсов, не передается посредством поручения (другому лицу) осуществлять юрисдикцию; то же, что принадлежит кому-либо на основании его права, может быть поручено другому.
КНИГА ВТОРАЯ
Титул I. О юрисдикции (De jurisdictio)
2. (Яволен). Кому дана юрисдикция, тому, по-видимому, предоставлено и то, без чего юрисдикция не может быть осуществляема... 10. (Ульпиан). Осуществляющий юрисдикцию не должен объявлять право (выносить решение) ни по своим делам, ни по делам своей жены или своих детей, ни своих вольноотпущенников или других лиц, которые находятся при нем.
Титул II. Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положения могут быть применены и в отношении его самого (Quad quisque juris inalterum statuerit, ut ipse eodem jure utatur)
1. (Ульпиан). Этот эдикт устанавливает положение величайшей справедливости и не может вызвать чье-либо обоснованное неудовольствие: ибо кто отвергает, чтобы по его делу было вынесено такое же решение, какое он сам выносит для других или поручает вынести.
Титул III. Если кто-либо не подчиняется лицу, вынесшему решение (Si quis jus dicenti поп obtemperaverit) 1. (Ульпиан). Всем магистратам, согласно праву их должности, предоставляется защищать свою юрисдикцию путем решения о присуждении к наказанию.
Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет, или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызывать на основании эдикта (Si quis injus vocatus поп ieril sive quis eum vocaverit, quern ex edicto non debuerit) 2. (Павел). По любому основанию вызванный в суд должен явиться к претору или к другим лицам, осуществляющим юрисдикцию, чтобы было выяснено, подсуден ли он данной юрисдикции.
Титул X. О лице, действия которого воспрепятствовали кому-нибудь явиться в суд (De eo per quern facturn erit quornihus quis in judicio sistat)
1. (Ульпиан). Претор признавал необходимым справедливейшим образом наказывать того, кто со злым умыслом воспрепятствовал кому-либо явиться в суд.
Титул XIII. О сообщении формулы иска ответчику (De edendo)
1. (Ульпиан). Кто хочет предъявить иск, тот должен предварительно заявить о нем ответчику; ибо справедливейшим представляется такой порядок, при котором намеревающийся предъявить иск должен заявить о нем ответчику, чтобы ответчик знал, должен ли он уступить или вести дальнейший спор, и если он думает, что следует спорить, то чтобы он пришел (в суд) подготовленным к рассмотрению дела, исследовав иск, который к нему предъявлен...
Титул XIV. О договорах (De pactis)
1. (Ульпиан). Справедливость этого эдикта вытекает из самой природы. Ибо что более соответствует человеческой честности, чем соблюдать то, о чем они (люди) договорились. § 1. Слово«pactum» происходит от«pactio», откуда происходит и слово«pax». § 2. Договор является соглашением двух или нескольких об одном и их согласием. § 3. Слово «соглашение» (conventio) имеет общий смысл и относится ко всему, Слово«conventio» (соглашение) является настолько общим, что, как хорошо сказал Педий, нет никакого контракта, никакого обязательства, где бы не содержалось соглашения, вне зависимости от того, совершается ли оно посредством вещи (передачи вещи) или слов, ибо истипуляция, которая совершается посредством слов, ничтожна, если нет согласия. § 4. Но многие соглашения получают другие названия, например: купля, наем, залог или стипуляция. 2. (Павел). Лабеон говорит, что можно достигнуть соглашения либо посредством вещи, либо посредством письма, либо даже при помощи вестника(nuntius), если стороны не находятся в одном месте; признается даже, что можно достигнуть соглашения молчаливым согласием; так, если моему должнику я возвращу долговую расписку, то ясно, что между нами имеется соглашение о том, что я не буду предъявлять требования, и ему в будущем предоставляется возможность заявить эксцепцию, вытекающую из соглашения. 5. (Ульпиан). Имеются три вида соглашений: они заключаются в силу или государственных причин, или частных причин; частные соглашения суть либо законные, либо основанные на праве народов. Государственное соглашение, которое заключается для установления мира, поскольку военные вожди заключают между собой договор. 6. (Павел). Законное соглашение — это то, которое закреплено каким-либо законом, иногда из договора возникает или договором погашается или поддерживается законом или сенатусконсультом. 7. (Ульпиан). Соглашения, основанные на праве народов, иногда порождают иски, иногда — эксцепцию. § 1. Те, которые порождают иски, не остаются при своем (общем) названии(pacta), но обозначаются названием, присвоенным данному виду контрактов, например: купля-продажа, наём, товарищество, ссуда, хранение и прочие подобные контракты. § 2. Но если данное дело не включается в какой-либо контракт, но остается сущность договора, то, согласно правильному ответу Ариста Цельсу, обязательство имеется. Например, я дал тебе вещь, чтобы ты дал мне другую вещь, дал (тебе вещь), чтобы ты что-нибудь сделал; это является синналагмой, и отсюда рождается цивильное обязательство. § 7. Претор говорит: «Я буду охранять договоры, которые совершены вследствие злого умысла и не вопреки законам, плебисцитам, сенатусконсультам, декретам, эдиктам принцепсов и не в обход какого-либо из этих правил» 25. (Павел). § 1. Лабеон говорит, что личный договор не распространяется на другое лицо, так же как и на наследника... 28. (Павел). Договоры против цивильного права не имеют силы...
38. (Папиниан). Публичное право не может быть изменяемо договорами частных лиц. 58. (Нераций). Нет сомнения, что можно отступить от покупки, продажи, найма (и иных подобных обязательств) с соблюдением договора с согласия тех, кто взаимно обязался...
КНИГА ТРЕТЬЯ
Титул I. О предъявлении требований в суде (De postulando)
1. (Ульпиан). Претор установил данный титул... чтобы перед ним не выступали все без разбора. § 1. Поэтому он установил три разряда: одним вообще воспретил предъявлять требования в суде, вторым разрешил выступать лишь по своим делам, третьим разрешил выступать по делам только определенных лиц и по своим делам... § 2. Предъявлять в суд требования — это значит излагать свою или своего друга просьбу в суде, у лица, которое обладает юрисдикцией, или возражать против просьбы другого лица.
Титул III. О прокураторах и защитниках (De procuratoribus et defensoribus)
1. (Ульпиан). Прокуратор — это тот, кто управляет чужими делами по поручению хозяина. § 1. Прокуратор может быть назначен или для всех дел, или для одного дела и назначается либо путем личного обращения, либо через посредство вестника(nuntius), либо путем письма... § 2. Пользоваться прокуратором чрезвычайно необходимо, так как те, которые не хотят или не могут сами управлять своими делами, имеют возможность действовать и отвечать по искам. 77. (Павел). Всякий, кого защищают, должен быть защищаем соответственно воззрениям доброго мужа. 78. (Африкан). Поэтому не может быть признан действующим сообразно с воззрениями доброго мужа тот, кто на суде запутывает истца, чтобы разногласие не могло быть приведено к разрешению.
Титул IV. Об исках, предъявляемых от имени какой-либо совокупности или против нее (Quod cujuscumque uniuersitatis nomine vel contra earn agatur)
1. (Гай)... § 1. Те, которым разрешено образовать союз под именем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины (res publica) общие вещи, общую
казну и представителя (actor) или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно делаться и совершаться сообща. 2. (Ульпиан). Если должностные лица муниципии или какая-либо совокупность назначают представителя(actor) для предъявления иска, то не следует говорить, что это нужно рассматривать как сделанное несколькими лицами: ибо он выступает в интересах общины (res publica) или в интересах совокупности, а не в интересах отдельных лиц.
Титул V. О ведении дел (De negotiis gestis)
1. (Ульпиан). Этот эдикт является необходимым, так как им приносится большая польза отсутствующим: чтобы они не страдали вследствие отсутствия защиты в случаях завладения их имуществом или продажи его, либо чтобы они не утратили залога вследствие его продажи или иска об уплате (в их пользу) штрафа, либо чтобы они не лишились своей вещи вследствие (чужих) неправомерных действий. 2. (Гай). Если кто-либо вел дела отсутствующего, хотя бы этот отсутствующий и не знал об этом, и понес расходы с пользой для дела или принял на себя перед другим лицом обязательства, связанные с делами отсутствующего, то он имеет на этом основании иск. Итак, в этом случае для обеих сторон возникает иск, который называется иском из ведения дел. И, конечно, справедливо, чтобы он сам дал отчет и нес за это ответственность, если он совершил что-либо ненадлежащим образом и удержал для себя что-либо из этих сделок. С другой стороны, также справедливо, если он вел дела с пользой, дать ему то, что в силу ведения (чужих) дел он утратил или утратит. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |