АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КНИГА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Читайте также:
  1. III. Третья стадия. Т – Д
  2. Автор (Писатель) – Книга (Произведение) – Реципиент (Читатель)
  3. Волшебная книга.
  4. Высшая Сущность и книга священного закона
  5. Глава двадцать восьмая
  6. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ
  7. Глава двадцать восьмая
  8. Глава двадцать восьмая
  9. Глава двадцать восьмая
  10. Глава двадцать вторая
  11. Глава двадцать вторая
  12. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

 

Титул I. О брачном сговоре (De sponsalibus)

 

1. (Флорентин). Сговор есть соглашение и обеща­ние будущего брака.

7. (Павел). При сговоре не имеет никакого значе­ния, совершен ли сговор при участии свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления пись­менных документов. § 1. При сговоре требуется согла­сие тех же, что и при браке...

 

 

Титул II. О совершении брака (De ritu nuptiarum)

 

1. (Модестин). Брак есть супружеский союз, общ­ность всей жизни, единение божественного и челове­ческого права.

2. (Павел). Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т.е. тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся.

4. (Помпоний). Женщина, которой не исполнилось 12 лет, тогда станет законной женой, когда ей (находя­щейся у мужа) исполнится 12 лет.

41. (Ульпиан). Если женщина была моей женой, а затем, будучи разведена со мной, вышла замуж за Сея, которого я потом адрогировал, то в этом браке нет кро­восмешения. § 1. Между мной и невестой моего отца

 

 

не может быть заключен брак, хотя она не может быть названа в собственном смысле слова моей мачехой. § 2. Но и наоборот, моя невеста не

 

может выйти замуж за моего отца, хотя она не может быть названа в соб­ственном смысле слова невесткой (отца). § 3. Если моя жена после развода вышла замуж за другого и прижи­ла (от него) дочь, то Юлиан считает, что (мне) следует воздержаться от брака с ней, хотя она не является моей падчерицей...

21. (Тепенций Клеменс). Сын семейства не может быть принужден взять себе жену.

 

24. (Модестин). Сожительство со свободной жен­щиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела...

30. (Гай). Притворный брак не имеет никакой силы...

42. (Модестин). В отношении (брачных) союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести...

53. (Гай). Не может существовать брак между теми лицами, которые находятся в числе родителей или де­тей ближайшей или отдаленной степени — до беско­нечности.

54. (Сцевола).И не имеет никакого значения, возникло ли родство в силу законного брака или нет; ибо запрещается всякому жениться на своей внебрачной сестре.

 

 

Титул III. О праве, касающемся приданого (De jure dotium)

 

1. (Павел). Приданое имеет постоянное назначе­ние, и в силу обещания дающего оно устанавливается таким образом, чтобы всегда находиться у мужа.

 

2. (Павел). Для государства имеет значение, что­бы женщины были обеспечены приданым, благодаря которому они могли бы выходить замуж.

3. (Ульпиан). Наименование «приданое» не отно­сится к тем бракам, которые не могут существовать; ибо не может быть приданого без брака. И везде, где нет брака, не может быть и приданого...

 

7. (Ульпиан). Справедливость внушает, что пло­ды приданого должны принадлежать мужу, так как если он сам несет тяготы брака, то справедливо, чтобы он и извлекал плоды. § 1. Если плоды извлечены во вре­мя существования брака, то они входят в приданое; если же они извлечены до заключения брака, то они обра­щаются в приданое (разве что состоялось какое-либо иное соглашение между будущим мужем и предназна­ченной женой; тогда плоды, являющиеся как бы даре­нием, не возвращаются)...

10. (Ульпиан). В большинстве случаев для мужа имеет значение, чтобы вещи (данные в приданое) не были оценены, дабы на него не возлагался риск (утра­ты и порчи) этих вещей, в особенности, если он получил в приданое животных или одежду, которой пользу­ется жена; ибо если вещь (одежда) оценена и жена ее износила, то тем не менее муж должен предоставить (в случае возвращения приданого) оценку (одежды). Поскольку же в приданое даются неоцененные вещи, то их ухудшение и улучшение идут за счет жены. § 1. Если произошло какое-либо приращение к неоценен­ным имениям, то это является прибылью жены, если что-либо исчезло — то в ущерб жены.

28. (Павел). После брака отец не может ухудшить положения дочери, так как ему не может быть возвра­щено приданое без согласия дочери...

31. (Папиниан). Если развод не имел места, но вышла ссора (между супругами), то приданое будет оставаться в том же браке...

42. (Гай). Входящие в состав приданого вещи, оп­ределяемые весом, числом, мерой, находятся на риске мужа, так как они даются для того, чтобы муж отчуж­дал их по своему усмотрению и чтобы потом, по пре­кращении брака, сам муж или его наследник возвра­тил другие (вещи) того же рода и качества.

45. (Гай). Вещи, которые приобретены на деньги, данные в приданое, рассматриваются как вещи, дан­ные в приданое...

 

Титул IV. О договорах о приданом (De pactis dotalibus)

 

1. (Яволен). Дозволяется заключать договоры после (совершения) брака, хотя бы раньше не было никакого соглашения...

 

КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

 

Титул I. О дарении между мужем и женой (De donationibus inter virum et uxorem)

 

1. (Ульпиан). В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. При­нято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомыс­ленной расточительностью в отношении себя.

2. (Павел). И дабы не утратилось стремление преж­де всего воспитывать детей. Секст Цецилий присоеди­нил и другую причину: часто происходило, что браки расторгались, если тот, кто имел возможность не со­вершал дарения и в силу этого случалось, что браки являлись продажными.

3. (Ульпиан)... § 1. Посмотрим, между кем запре­щены дарения. И если брак установлен на основании наших обычаев и законов, то дарение не имеет силы. Но если имело место какое-либо препятствие, так что вообще нет брака, то дарение будет иметь силу....§ 9. Муж, жена и прочие

 

лица не могут совершать дарений не только непосредственно, но и через подставное лицо...

5. (Ульпиан)... § 5. В отношении продажи, совер­шенной за меньшую цену, Юлиан говорит, что (эта продажа) не имеет никакого значения. Но Нераций, мнение которого не опровергает Помпоний (говорит), что продажа, совершенная между мужем и женой в целях дарения, не имеет никакого значения, если муж не имел намерения продать и совершил мнимую продажу, чтобы подарить; если же он, имея намерение продать, сделал скидку с цены, то продажа имеет силу, а скидка не имеет силы в тех пределах, в которых жена обогатилась... § 8. Предоставляется делать дарение в целях погребения... только те дарения являются запре­щенными, которые делают дарителя более бедным, а получившего дарение более богатым... § 13. Если муж, будучи назначенным наследником, откажется от на­следства в целях совершения дарения... то... дарение имеет силу...; отказ мужа от наследства идет в пользу жены, если она является предна-

 

значенным наследни­ком или же будет наследником по закону... § 16. Итак, когда ничего не израсходовано из имущества, то пра­вильно говорится, что дарение имеет силу. Таким об­разом, во всех тех случаях, когда совершивший даре­ние не уменьшает своего имущества, дарение имеет силу, или если даже он уменьшит (свое имущество), но принявший подаренное не сделается богаче, то да­рение имеет силу.

7. (Ульпиан)... § 1. Если муж дал жене деньги на мази, а она этими деньгами уплатила (свой долг) кре­дитору, а вскоре затем купила мази на свои деньги, то, как пишет Марцелл в 7-й книге Дигест, она не рассмат­ривается как обогатившаяся.

9. (Ульпиан)... § 1. Дарения между мужем и женой на случай смерти являются принятыми.

14. (Павел). Если здания, принадлежащие жене, уничтожены пожаром и муж дал жене деньги на вос­становление строений, то дарение является действитель­ным в той сумме, которая требуется для постройки зда­ния.

27. (Модестин). Между лицами, намеревающими­ся вступить в брак, дарение, совершенное до брака, со­ответствует праву, хотя бы брак последовал в тот же день.

29. (Помпоний)... § 1. Если муж подарил жене шерсть и жена сделала себе из этой шерсти одежду, то Лабеон говорит, что одежда принадлежит жене.

31. (Помпоний)... § 8. Если муж дал жене чрез­мерный подарок в мартовские календы или день рож­дения, то это является дарением... не будет дарения, если (муж) возместил расходы, которые жена сделала для того, чтобы более прилично содержать себя. § 9. Женщина не рассматривается как обогатившаяся, если она израсходовала подаренные ей деньги на съестные припасы, или на мази, или на пищу для рабов.

40. (Ульпиан).То, что предоставлено женой мужу для получения (им) почетной должности, является дей­ствительным настолько, поскольку это необходимо рас­ходов по должности...

41. (Лициний Руф). Ибо и император Антонин по­становил, что жена может дарить мужу для продвиже­ния последнего.

43. (Павел). Между мужем и женой может быть совершаемо дарение по причине изгнания...

60. (Гермогениан)... § 1. Дарения между мужем и женой на случай развода разрешены, ибо часто случа­ется, что вследствие принятия (мужем) жреческого сана, или же бесплодия жены

61. (Гай), или же старости, или болезни, или во­енной службы брак не может быть надлежащим обра­зом сохранен.

 

Титул II. О разводах и заявлениях о расторжении брака (De diuortiis et repudiis)

 

1. (Павел). Брак прекращается разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из них (супругов). § 1. При заявлении

о прекращении бра­ка(repudium), т.е. при отказе от брака, употребляются такие выражения: «Имей у себя твои вещи» или же: «Возьми с собой твои вещи». § 2. Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ; в этом деле принято такое выражение: «Я не следую тво­ей участи».

8. (Папиниан). Тот, кто привел с улицы в свой дом чужую жену и от себя послал ее мужу заявление о рас­торжении брака, был выслан божественным Адрианом на три года.

 

Титул III. Каким образом приданое может быть истребовано по прекращении брака (Soluto matriomonio dos quemadmodum petatur)

 

2. (Ульпиан). После прекращения брака приданое должно быть уплачено женщине...

31. (Юлиан). Если муж был осужден государствен­ным (уголовным) судом и какая-либо часть его иму­щества была конфискована, то фиск находится в необ­ходимости удовлетворить (в соответствующей части) его кредиторов, среди которых находится и жена...

39. (Папиниан). Когда муж и жена предъявляют взаимные обвинения в (нарушении) нравов, то было решено, что каждый из них создал основания для пре­кращения брака. Это следует понимать таким образом, что ни один из них не может быть наказан на основа­нии того закона, ко

 

торый они оба презрели, ибо рав­ные деликты погашаются взаимным зачетом...


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)