|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Не бойтесь конфликтов
Кто нам сказал, что наказание есть лучший метод воспитания, испытанный веками, оправданный жизнью? Тот, кто не верит в добрые начала в Ребёнке, а верит злому началу. Тот, кто сросся с авторитаризмом, сделал его своим педагогическим характером. В учебнике «Букваря», изданном в 1679 году, мы находим длинные стихи, восхвалявшие не Ребёнка, а инструменты его наказания. В них Ребёнок изначально виновен: он не захочет учиться и воспитываться, если не принуждать. Потому – да здравствует наказание, оно приучит его уму-разуму! Вот эти стихи: «Хочеши чадо благ разум стяжати, Тщития во трудах сыну пребывати; Временем раны нужда есть терпети, Ибо тех кроме безчинуют дети. Розга малому, бича большим требе, А жезл подрастшим, при нескудном хлебе. Та орудия глупых исправляют, Плоти целости ничтоже вреж дают. Розга ум острит, память возбуждает, И волю злую в благу прелагает... Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте: Та путь безвинна; тех не проклинайте, И рук, яже вам язвы налагают, Ибо не зла вам, а добра желают». Кто-то нам скажет: «Это уж слишком! Не о таких наказаниях идёт сегодня речь!» А о каких? Физическое наказание детей в семьях сплошь и рядом. Оскорбления, унижения, запрещения, угрозы, крики, гнев, страх лишения... Всё это изощряется в воспитательном «творчестве» многих родителей. Есть и более гнусные способы наказания, которые не назовёшь кроме как родительским злом по отношению к собственному Ребёнку. А каков результат таких наказаний? Воспитательного эффекта мы тут не найдём никакого. Этот архаический метод только и делает, что настраивает ребёнка против нас. Провоцирует в нём искать способы самозащиты, а таковыми для него могут стать: ложь и обман, грубость, дерзость, отчуждение, замкнутость, скрытность. Но не только это. Бесконфликтный воспитательный процесс пока ещё никто не придумал. И даже в условиях гуманной педагогики то и дело возникают конфликты разного рода и сложности, требующие разрешения. Дело не в том, чтобы у нас при воспитании нашего Ребёнка не возникали никакие конфликты с ним. Пусть они будут. Однако всё дело будет заключаться в том, как и в пользу кого мы будем их решать. Нам ведь важно, чтобы в любом нашем действии по отношению ребёнка происходило питание его духовного мира. И какое будет это питание, если на Ребёнка обрушивается наш гнев, наше раздражение? Какие способы будем искать при нашем гневе? Такие, которые покажут Ребёнку, кто в доме хозяин и в чьих руках власть, в чьих руках он сам. В общем, конфликты будут, но будем разрешать их в пользу Ребёнка. В пользу – не в том смысле, что он победит нас, а в том, что духовный мир его получит направление к благоразумию и благородству. Что же мы будем делать? Мы же родители, то есть, мы хотим воспитать нашего Ребёнка. Потому мы понимаем, что решение конфликта с Ребёнком, – независимо от того, кто с кем конфликтует: мы с Ребёнком или он с нами, – будет справедливым не тогда, когда мы добиваемся своего или приходим к миру и согласию, а только тогда, когда он – наш Ребёнок – возвышается над самим собой. Ребёнку предъявляем только такие требования и запреты, которые близки к его волевым усилиям и хотя бы отчасти затрагивают его жизненные интересы. Находясь в конфликтной действительности, мы запрещаем самим себе: – усугублять, обострять конфликт, – обвинять Ребёнка, стать судьёй для него, – возвышаться над Ребёнком, намекать на нашу власть над ним, – стыдить, уличать, угрожать ему, – грубить и повышать голос. При конфликтной действительности: – проявляем творящее терпение, – стараемся склонить Ребёнка к взаимопониманию, – относимся к нему как к взрослому и равноправному, – выслушиваем внимательно, – поддерживаем дружелюбный тон. При конфликтной действительности, в зависимости от того, что именно в данной ситуации нужно, чтобы конфликт был приостановлен, завершён, разрешён, перенесён или исчерпан, мы выборочно пользуемся следующими формами – методами воздействия: – просьба, – напоминание, – дорисовывание, – доверие, – надежда, – сожаление, – грусть, – слёзы, – обиженность, – откровенность, – объяснение, – примирение, – прощение, – извинение, – исповедь, – возмущение духа. Итак, Ребёнок нарушает семейный наказ: порядок и норму жизни, взаимоотношения, нравственные ценности, отношение к вещам, к природе, к животным. В общем, делает то, что мы допускать не можем, не желаем, потому что видим в этом: опасность для него же самого, нарушение этики, отход от нашей воли, тягу к дурным привычкам. Причин может быть много.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |