АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние лжи и обмана на протекание семейных конфликтов

Читайте также:
  1. I. Колебания цен сырья, непосредственное влияние их на норму прибыли
  2. V. Влияние изменения цен
  3. А.И.Воеводин. Стратагемы -- стратегии войны, манипуляции, обмана
  4. Анализ факторов оказывающих влияние на выбор методов управления
  5. Билет №10. Пищевая промышленность. Общая хар-ка отрасли. Влияние на ОС.
  6. Биосинтез белка. Активация аминокислот, трансляция. Ингибиторы синтеза белка. Влияние облучения на синтез белка.
  7. Борьба за нормальный рабочий день. Влияние английского фабричного законодательства на другие страны
  8. В 1. Влияние легирующих элементов на свариваемость сталей.
  9. В 1. Легирующие элементы в сталях. Их влияние на превращения в сталях при нагреве.
  10. В 1. Шлаковая фаза, ее образование при дуговой сварке. Основные физические свойства шлаков и их влияние на процесс сварки.
  11. В 2. Влияние дефектов на надежность и работоспособность изделия, методы их устранения.
  12. В настоящее время наиболее существенное влияние на совокупный спрос в российской экономике оказывает такой неценовой фактор . как

 

Апрелов Егор Андреевич

ДВФУ, Школа гуманитарных наук

Романова София Александровна

Алтайский государственный университет, факультет психологии и педагогики

Научный руководитель: Купряшкин И. В., ассистент

 

Аннотация: в статье рассматривается влияние лжи на протекание семейных конфликтов. Также анализируются стратегии, к которым прибегают члены семьи во время конфликтного взаимодействия друг с другом. Эти стратегии соотносятся с частотой использования в них лжи и обмана представителями данного социального института.

Ключевые слова: ложь, обман, семейные конфликты, стратегии поведения.

Семья как важнейший социальный институт общества, выполняет такие уникальные и жизненно важные функции как репродукция и первичная социализация человека. Возникновение семейных конфликтов нарушает эти функции, способствует общему увеличению напряженности в общественных отношениях и препятствует возникновению процесса эффективного взаимодействия между людьми. На протекание семейных конфликтов влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет использование ложной информации в коммуникативном процессе. Большинство авторов указывают на то, что ложь и обман охватывает все сферы жизни человека, включая и семейную. Явление лжи рассматривали многие авторы 18-19-го веков (И. Кант, Э.Гуссерль и др.), в конце 20-го века проводилось немало экспериментов для выявления внешних проявлений лжи (П. Экман, В.А. Лабунская), а в последнее время повышенный интерес к особенностям данного феномена и проведению соответствующих исследований только набирает обороты. Анализ влияния лжи и обмана на протекание конфликтов, возникающих в семье, и основные особенности этого влияния будут способствовать нахождению возможных путей для преодоления семейных конфликтных ситуаций.

С нашей стороны следует в дальнейшем разводить такие понятия, как неправда, обман и ложь, поскольку в контексте выше поставленной проблематики мы анализируем влияние именно лжи и обмана на протекание семейных конфликтов. Существует множество трактовок «лжи», «обмана» и «неправды»: одни авторы рассматривают данные понятия как синонимы, а другие пытаются подчеркнуть их принципиальные различия.

Пол Экман определяет ложь (или обман), как действие, с помощью которого человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды [8, с. 21]. Это может проявляться по Экману как со стороны умолчания важной для понимания действительного положения вещей информации, так и со стороны ее непосредственного искажения. Следовательно, Экман определяет понятия «неправды», «лжи» и «обмана» как синонимы и не разводит их. Отсюда следует, что каждый решает сказать или скрыть правду в зависимости от своего понимания правил честного поведения.

По Ю.И. Холодному, ложь, как часть бытия, есть сознательное искажение известной человеку истины, где целью субъекта является введение в заблуждение собеседника. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, а в случае таковой, её можно рассматривать как психическую патологию [1].

Доктор философских наук, профессор Д.И. Дубровский определяет обман как «ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано». Дубровский говорит о существовании таких видов обмана, как злонамеренный и добродетельный. Он также выделяет участников обмана, среди которых присутствуют производитель (обманывающий), объект и жертва обманного действия (обманываемый) [2, с.11, 29].

Психофизиолог Ю. Щербатых подразделяет обман в зависимости от того, где происходит искажение информации, на каком этапе общения. При обмане он выделяет два субъекта, между которыми происходит обмен искаженной информацией: «индуктор» - субъект, передающий эту информацию, и «реципиент» - субъект, ее воспринимающий. При этом искажение может произойти по вине как индуктора, так и реципиента. Щербатых подчеркивает существование также и такого вида обмана, как «взаимный обман», основанный на сильных взаимных чувствах, при котором негативные или позитивные эмоции искажают взаимное восприятие людей друг другом, в результате чего объективная оценка становится невозможной [7, с.31-32].

Отечественный психолог В.В. Знаков посвятил немало работ исследованию феномена лжи, а также этимологии ключевых в данном контексте понятий. Неправдой Знаков называет высказывание, которое опирается на искреннее заблуждение говорящего или на его неполное знание предмета, о котором он говорит. Человек не утаивает известной информации: он передает её в неполном или искаженном виде, что характеризуется отсутствием у субъекта намерения исказить действительность. Для выявления наличия неправды в высказывании говорящего следует установить, что он думает на самом деле, определить соответствие мысли высказыванию [3; 4].

Обман определяется как полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает ошибочные выводы из достоверных фактов. Когда обманщик преподносит некоторые истинные факты, то он скрывает другие, важные для понимания сведения. Обман (как и ложь) возникает во время столкновения чьих-либо интересов, человек прибегает к нему, затрудняясь достичь желаемый результат другим путем. Обманутый человек является невольным соучастником обмана, так как имеет собственные неадекватные представления о действительности.

По Знакову, ложь – феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Чаще всего ложь выражается в речевых сообщениях, проверка которых затруднительна, либо вообще невозможна. Ложь всегда осознанна, она вызывается стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях.

Для определения неправды, лжи и обмана, возникающих в процессе общения между членами семьи следует руководствоваться анализом установок, отношений и намерений говорящего, а также выявлением степени соответствия сообщения действительности. Так неправда основана на заблуждении или неполном знании, ложь на сознательном искажении истины, а обман на провокации понимающего ее человека на ошибочные заключения из достоверных фактов.

Когда существует возможность выбора, то в основном прибегают к обману, поскольку обманывающий находится в более выгодном положении. Что-то недосказать обычно гораздо легче, чем напрямую исказить истинную информацию. Чувство вины, которое может испытать человек, будет гораздо меньше, если он будет считать, что обманываемый прекрасно знает о нем и для него обман просто напросто предпочтительнее правды. И ложь, и обман являются осознанными и порождаются стремлением добиться личных преимуществ в конкретных ситуациях, возникающих в семейных взаимоотношениях.

Красников М.А. описывает информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции лжи, которые она выполняет в процессе специфического взаимодействия между людьми, а в нашем случае, между членами семьи [6]. Предоставляя ложные сведения, дезинформирующий запускает механизм циркуляции в процессе общения ложной информации. При этом, предоставляя ложную информацию, индивид влияет на поведение собеседника. Это поведение в случае успешной реализации лжи обуславливается ложными установками и ориентирами. Но стоит подчеркнуть, что и сам лжец вынужден корректировать свое поведение под влиянием действий и ожиданий партнера, возникших у того на ложной основе. В результате этого в целом изменяется характер их общения.

В процессе дезинформирования субъекта общение приобретает двойственный характер: на фоне исходных негативных, нейтральных или других типов взаимоотношений объективно возникают и начинают развиваться внутриличностные конфликты, связанные со стремлением лгущего избежать разоблачения.

Намеренно осуществляя обман или предоставляя ложную информацию по отношению к членам семьи, человек пытается таким путем повлиять на их поведение и добиться реализации своих конкретных целей [6]. Так, благодаря введению в заблуждение, лжец может на какое-то время избежать конфликта с собеседником, а в определенных случаях даже улучшить взаимоотношения с ним. В случае выявления лжи чаще всего общение становится более или менее конфликтным, что сопровождается изменениями в семейных взаимоотношениях и в поведении представителей данной ячейки общества. Ложь может также влиять на общение внутри семьи, оказывая прямое или косвенное воздействие на самого лжеца. Это происходит в связи с тем, что, вводя в заблуждение партнера, лжец ставится перед необходимостью избежать разоблачения, а это является дополнительной задачей, на решение которой направлена и соответствующая деятельность.

Для рассмотрения влияния лжи и обмана, необходимо выявить те модели поведения, в которых возможно их использование. Для рассмотрения моделей поведения воспользуемся модифицированной моделью стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена (Рис. 1) [5, с. 40]

 

Рисунок 1. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте.

 

Как можно видеть из графика, основой для построения модели являются следующие оси:

- уровень направленности на интересы соперника;

- уровень направленности на собственные интересы;

- ценность межличностных отношений с оппонентом.

На основании построенных осей, выделяют 5 стратегий поведения в конфликте: принуждение, уход, уступка, компромисс и сотрудничество.

Попробуем вкратце проанализировать возможность использования лжи и обмана в каждой из стратегий применительно непосредственно к семейным конфликтам.

1. Принуждение – стратегия, характеризующаяся высокой ориентацией на свои интересы, и низкой – на интересы оппонента. Межличностные отношения не представляют практически никакой ценности. Реализация стратегии в семейных конфликтах маловероятна, за исключением тех случаев, когда конфликт приобретает принципиальный характер (например, религиозный конфликт) или же, в случае если члены семьи – дальние родственники, не живущие вместе. Стратегия характерна для ситуации раздела наследства между двумя дальними родственниками. Ложь и обман в этой стратегии являются средством для эскалации конфликта, но в целом используются редко, основной упор идет именно на силовые методы борьбы с оппонентом, принуждение его к какому-либо действию.

2. Уход – характеризуется низкой ориентацией, как на свои интересы, так и на интересы оппонента. Ценность межличностных отношений сравнительно низкая. В семье ситуация возникает, как правило, в двух случаях:

- в супружеских конфликтах, когда один из супругов не видит смысла продолжать конфликт, считает проблему банальной, или же хочет выиграть время. Здесь ложь и обман играют значительную роль, поскольку, иногда с помощью лжи или же сознательного замалчивания фактов, можно успокоить эмоциональную, деструктивную личность оппонента.

- в конфликтах между поколениями (в частности, родители-дети). Применение стратегии характерно для конфликтов между детьми, находящимися в подростковом возрасте, и родителями. Дети в возрасте 13-16 лет испытывают острую тягу к самостоятельности, самоутверждению в окружающем мире. Зачастую они не видят необходимости объяснять свои поступки родителям, и, вместо раскрытия своих мотивов, они лгут, заменяя их на социально приемлемые причины, таким образом, уходя от конфликта.

При использовании лжи и обмана в стратегии ухода проявляется позитивная функция лжи – она позволяет выиграть время для нахождения более конструктивных способов разрешения или же продолжения конфликта. Но, в то же время, следует учитывать, что ложь по важным для личности вопросам в дальнейшем может при раскрытии повлечь за собой резко негативную реакцию, и, как следствие, быструю эскалацию и обострение конфликта.

3. Уступка – низкая направленность на свои интересы, высокая – на интересы оппонента. Человек, действующий в соответствии с данной стратегией, жертвует своими интересами в пользу соперника. Уступка может быть как сознательным проигрышем в конфликте, так и лишь шагом, обманом соперника перед концентрацией своих сил на противостоянии. Иначе говоря, производится обман соперника в оценке своих сил. В семье, характерна для затянувшихся споров между супругами, когда, к примеру, один супруг уступает сегодня, а завтра, на основании этой уступки, выторговывает себе привилегию, из-за которой собственно и начиналась ссора (например, покупка дорогостоящей бытовой техники). Еще одним вариантом применения стратегии уступки может быть недостаточная информация о предмете конфликта, его недооценка. В таком случае, имеет место самообман. [5, с. 41]

4. Компромисс – стратегия взаимных уступок при разрешении конфликта. Личность, применяющая данную стратегию, осознает наличие у противоположной стороны притязаний на предмет конфликта, и поступается частью своих притязаний. Компромисс не всегда является разрешением конфликта, поскольку его использование возможно только при делимом предмете конфликта. Зачастую, может исчерпать конфликтную ситуацию, например, при исчезновении предмета конфликта. В семейных отношениях встречается тогда, кода стороны, стараясь снизить свою эмоциональность, взаимно уступают друг другу и налаживают адекватные взаимоотношения. Применение лжи и обмана здесь возможно в том случае, когда стороны искренне считают, что это - ложь во благо, и она лишь принесет пользу сторонам.

5. Сотрудничество – высокая ориентация, как на свои интересы, так и на интересы соперника. Межличностные отношения и сохранение дальнейшего взаимодействия играет важную роль как фактор применения стратегии. Применяется в том случае, если предмет конфликта для обеих сторон не жизненно важен, возможны маневры интересов. Сотрудничество включает в себя все остальные стратегии в качестве подчиненных ему, но они используются лишь для развития взаимоотношений между субъектами. Ложь имеет место лишь в рамках подчиненных стратегий, о которых говорилось выше. В семье, применение стратегии сотрудничества, требует как минимум признания ценности семейных отношений, готовность открыто говорить о проблеме и признавать её значимость для оппонента.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что под влиянием лжи и обмана происходит изменение поведенческих и психологических характеристик лжеца и самого объекта дезинформирования, существенное изменение характера и содержания общения и взаимоотношений внутри семьи, которые характеризуются двойственностью. Семейный конфликт может с одной стороны возникать, а с другой сглаживаться в процессе применения одним из субъектов лжи или обмана. Вероятнее в первом случае собеседник выявляет ложь и обман, а во втором индуктор продолжает их успешно применять, оставляя реципиента в неведении. Во многом, характер оценки лжи участниками конфликта зависит от стратегий, избираемых ими для достижения своей цели.

 

Список литературы:

1. Беляева С.В. Психология лжи и обмана / С.В. Беляева, С.К. Кажуро // Актуальные проблемы науки XXI века: сб. ст. уч. науч.-практ. семинара молодых ученых, Минск, 17 февраля 2011 г. – Минск: Изд-во МИУ, 2011. – с. 128-131.

2. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ / Д.И. Дубровский — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — 336 с.

3. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 9–16.

4. Знаков В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 84–91.

5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии Издательство: Питер, 2009 г.; 215 стр.

6. Красников М.А. Феномен лжи в межличностном общении // Общественные науки и современность. 1999. -№ 2. - С. 176-185.

7. Щербатых Ю.В. Искусство обмана / Ю.В. Щербатых. – СПб., 2005. – 685 с.

8. Экман П. Психология лжи / П. Экман. – СПб.: Питер, 2000. – 381с.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)