|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретический обзор категории образа будущего в психологии
Червинский Фёдор Борисович ДВФУ, Школа гуманитарных наук Научный руководитель: Аристова И.Л., к.псих.н., доцент
Аннотация: В данной работе производится краткий обзор категории образа и категории образа будущего в психологии. Ключевые слова: воображение, прогнозирование, предвидение, будущее, подготовка, образ, образ будущего.
Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти. А. Ахматова Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою. Н.В. Гоголь Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени. Р. Вагнер Настоящая щедрость по отношению к будущему заключается в том, чтобы все отдавать настоящему. А. Камю
При рассматривании категории образа будущего в психологии представляется целесообразным предварительно ознакомиться с категорией образа в психологии. Категория образа относится к базисной психологической категории, которая включена в кластер когнитивность (способность к умственному восприятию и переработке внешней информации). Одно из многих определений понятия образа как психологического феномена мы находим в психологическом словаре: «Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий» [6]. По мнению представителя экспериментальной психологии Э. Титченера, «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом – например, происходящие в нашей памяти» [2]. Образы обладают четырьмя основными признаками: качеством, интенсивностью, длительностью, отчетливостью. З. Фрейд являясь основоположником психоанализа рассматривает образы как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром. В середине XX века возникает новое направление психологической науки – когнитивизм, предметом которого становится организация и функционирование внутренних мыслительных процессов (процесс переработки информации). Образ понимается как «…репрезентация в уме не присутствующего объекта или события…» [8]. Основной задачей образа является сохранение в памяти событий и явлений реальности в виде некоторой картинки в голове, проекции сцен из реального мира [8]. Рассматриваемая в рамках проблемы хранения и воспроизведения информации, категория образа получает новое теоретическое осмысление (Дж.С. Брунер, Дж. Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.). Категория образа получает широкое теоретическое осмысление в рамках отечественной психологии и включается в разряд метакатегорий [4]. Исторически это связано с тем, что в 30-е годы предметом отечественной психологии становится сознание. В то же самое время происходит пересмотр методологических оснований всей психологии: ее фундаментом становится диалектический материализм. Начиная с 1931 года психология в России – «наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности» [4]. Исходя из этого, основной функцией психики является отражение в сознании объектов и явлений объективного мира в форме психического образа, позволяющего целесообразно регулировать деятельность субъекта [5]. В серединеXX века начинается широкое как теоретическое, так и практическое исследование образа, как феномена психологии. В концепциях отечественных ученых образ предстает как феномен, порождающий и описывающий психическую реальность. К исследованию проблематики образа в той или иной степени обращаются такие ученые-психологи как: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов и др. П.Я. Гальперин пишет: «Условимся называть образами все психические отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения объективного мира» [2]. Главное, что связывает образ и оригинал (явление реальности), согласно теории отражения П.Я. Гальперина – это отношение отражения, благодаря которому реальность представлена в сознании субъекта. Рассматриваемый в контексте теории отражения, образ, с одной стороны, позволяет увидеть специфику процесса отражения на различных уровнях психической организации человека. С другой позиции изучения образ, помещенный в пространство сознания, - это интегральный продукт взаимодействия человека с реальным миром, раскрывающий основные функции психики, ее активное деятельностное начало. В своей книге «Психология прогнозирования: успехи в познании будущего» Л.А.Регуш дает следующее определение образа: «Образ — основной результат процесса воображения. Его характеристики многогранны и индивидуальны для каждого человека, поскольку образ отражает и особенности вида чувствительности, и опыт ощущения и восприятия, и их эмоциональный фон, и способность памяти сохранить первичные представления» [7]. Одна из особенностей образов воображения связана с их временной направленностью. Образы, созданные на основе представлений и направленные на воссоздание имевшей или имеющей место действительности, обращены к прошлому, они его воссоздают. Но есть образы, которые также, основываясь на уже имеющихся представлениях, обращены к неизвестному, тому, чего не было и нет сейчас. Эти образы, создаваемые человеком, становятся условием (фактом) творения новой реальности. Как говорил Мишель Монтень: «Сильное воображение порождает событие» Опережающие образы сами становятся причиной изменения настоящего. Появляются новые произведения искусства (кинематографические, литературные, музыкальные, изобразительные, архитектурные и др.), новые запахи, вкусы, не имевшие места в реальности предметы быта и т.п. Но иногда созданный образ не материализуется в настоящем по разным причинам: нет соответствующих технологий, материалов, инструментов. Такие образы могут быть описаны их создателями в виде моделей будущего (города будущего, автомобили будущего, человек XXV в. и т. д.), научно-фантастических образов. Связь между прошлым, настоящим и будущим в структуре индивидуального времени может быть рассмотрена либо сквозь призму причинности (как в психоанализе и бихевиоризме), либо через призму представлений субъекта о будущем: «То, что ребенок или взрослый ожидает, во многом определяет то, что он думает или делает. Индивидуальное время отличается по своим характеристикам от объективного физического времени. Главное отличие в том, что «началом» индивидуального времени является будущее, тогда как «началом» объективного физического времени — прошлое. Объяснение этому факту было предложено А. А. Логиновым. Объективное физическое время необратимо, непрерывно и асимметрично направлено отпрошлого через настоящее в будущее. По мере эволюции в биологических системах происходит «расщепление» времени на «физическое» — биологическое и «индивидуальное» — переживаемое, причем второе обладает автономностью. У человека эта автономность проявляется в осознании им таких категорий, как прошлое, настоящее и будущее. Для человека время течет в двух различных направлениях: онтогенез (т.е. индивидуальное развитие организма), совершается в соответствии с течением объективного времени от прошлого к будущему, индивидуальное же время идет в противоположном направлении — от будущего через настоящее к прошлому [5]. По мысли С. Л. Рубинштейна А. Н. Леонтьева образ будущего – такое новообразование, которое выступает как прогноз, как реальная конструктивная жизненная перспектива, как жизненный план. В точном смысле этого слова жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат (сама цель, ее достижение), но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы (самооценка), которые ему для этого понадобятся [4]. В русле общих проблем составления образа будущего исследователи ставят вопрос о том, каким образом происходит формирование цели, плана, картины будущего. Проектирование жизненной перспективы – «образ будущего», являясь критерием процесса целеполагания, предполагает выбор жизненного пути. Сориентировавшийся во внешнем мире, осознавший себя человек осуществляет поиск, оценку, выбор и, наконец, строит перспективу будущего, получая цель действия – ориентир саморазвития, пунктиром освещающий путь движения в избранном направлении – есть главный результат этого процесса. В этой связи встает вопрос о работе механизма проекции, который обеспечивает построение жизненной перспективы, образа будущего. Механизм этот сложный, он включает в себя целеполагание, которое выражается в существовании у человека некоего замысла, плана жизни, жизненные цели, проект цели, общий девиз своего бытия (С. Л. Рубинштейн А. Н. Леонтьев) [4]. Наличие механизма проекции связано со способностью и стремлением человека осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как целостное перенесение себя в будущее, включение будущего в свое реальное бытие. Имеется в виду, что целеполагание есть выход за пределы ограничения, определяемые естественной необходимостью, равно как и преодоление ограниченности уже известных выявленных и в этом смысле устойчивых связей объекта. Целеполагание предполагает вовлечение («втягивание») объекта в новые взаимосвязи, определяемые целями развития человека, и, значит, переконструирование самого объекта, изменение его структуры и его сущности в соответствии с указанными целями Ориентация на образ будущего опирается на диалогичность самосознания, на его обращенность как наружу, так и во внутрь личности, а также на взаимозависимость сторон самосознания, которые обеспечивают «способность экстраполировать себя в будущее». В умении человека ставить реальные временные цели, изменять временные рамки общения, адекватно оценивать временные границы отношений в изменяющихся жизненных обстоятельствах заключается высокая мораль поведения целеустремленной, настойчивой личности. Чем значительнее, активнее, самостоятельнее личность, тем дальше и гармоничнее ее перспективные линии. Жизнь человека складывается из отдельных событий, подчиненных осознаваемым или неосознаваемым жизненным планам. По словам Л.С.Выготского, именно направленность лейтлинии, то есть центральной "жизненной дороги", на реализацию определяемого самой личностью своего будущего превращает историю жизни человека из ряда бессвязных эпизодов в единый связный биографический процесс [2]. Переживания жизненных событий сопровождаются субъективными изменениями Я во времени. Образ будущего в современном обществе представляется неоднородным. Наиболее актуальным этот аспект жизненного пути человека становиться в студенческие годы. Это во многом обусловлено перспективой предстоящего самоопределения в сообществе как личности в целом и как профессионала. Психологический образ будущего как основной определяющий фактор, важнейший детерминант (обуславливающий показатель) психологического потенциала - как личностного, так и группового. Во многих источниках подчеркивается, что понятие "образ будущего" не является тождественным понятию и категории "цели", понимаемым как "достижение" определенных заданных нормированных показателей, сроков и т. п. Цель линейна и одномерна, в то время как образ будущего многолинеен и многомерен. Итак, Образ будущего является мультимодальным (включающим различные временные координаты, эмоциональные и когнитивные процессы) конфигуратором, свойственным как отдельной личности, так и группе в целом. В современной науке обозначен выраженный интерес к вопросам, связанным с представлением человека о собственном будущем, процессами построения образа будущего и его влияния на организацию жизненного пути в связи с наличием противоречия, заключающегося между признанием особой роли образа будущего в организации индивидуальной жизни человека и недостаточной изученностью процессов порождения образов будущего, включая и механизмы детерминации (обусловленности) актуального (здесь и сейчас разворачивающегося) бытия человека его представлениями о будущем. При этом надо признать справедливыми указания на то, что малочисленность работ в этой области не соответствует значимости психологической категории образ будущего для судьбы конкретного человека (Я.В. Васильев) [3].
Список литературы: 1. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – Издательство: КомКнига, 2001. – 167 с. 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 275 c. 3. Гостев А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. - М., 1992. 4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т, Т 2 / А.Н. Леонтьев. – М.,1983. 5. Петровский А.В. История советской психологии. - М.: Просвещение, 1967. – 368 с. 6. Краткий психологический словарь, М., 1992. - 305 с. 7. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург, 2003. -352с. 8. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб: Питер, 2006. – 589 с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |