АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На примере субкультуры «пацанки»

Читайте также:
  1. Алгоритм оценки и проверки адекватности нелинейной по параметрам модели (на примере функции Кобба-Дугласа).
  2. Анализ нестабильности условий деятельности фирм на примере «Apple»
  3. АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (1817-1864)
  4. Влияние социальной рекламы на процесс формирования гражданственности у студентов высших учебных заведений (на примере ТГМУ)
  5. Волонтерство как технология развития социальной активности студенческой молодежи (на примере волонтерской деятельности в г. Владивостоке)
  6. Задача о раскрое на примере деятельности бумажной фабрики.
  7. Использование модели «спрос-предложение» для анализа проблем российской экономики (на примере либерализации цен)
  8. Комплексный механизм государственной поддержки инноваций (на примере Республики Коми)
  9. Коэффициент детерминации как мерило качества спецификации эконометрической модели (на примере модели Оукена). Скорректированный коэффициент детерминации.
  10. Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры
  11. На примере г. Владивостока

 

Вершинина Екатерина Алексеевна

ДВФУ, Школа гуманитарных наук

Научный руководитель: Калита В.В., к. псих. н., профессор

 

 

Аннотация: В данной работе рассматриваются такие определения как «гендер», «гендерная идентичность», их характеристика, структура, а так же специфика их формирования. Выявляются особенности девушек с особой гендерной идентичностью. И приводятся краткий анализ результатов исследования.

Ключевые слова: гендер, пол, маскулинность, феминность, андрогинность, «пацанки».

Гендерв психологии – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые» [2].

Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид определяет себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее (его) воспринимаемым полом и гендером. Она не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности.

Гендерная идентичность – одна из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации [3]. Гендерная идентичность – продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании его физического строения определяется его паспортный (гражданский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации. Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентиности [4].

Гендерная идентификация может происходить с разными людьми. Однако биологически заложено, что бы она осуществлялась с родителями или близкими, которые их замещают. Так, идентификация с матерью у девочек имеет ряд особенностей. Это и больший возрастной период между ними, большая интенсивность процесса идентификации, т. е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца. Так же присутствует значимость теплых эмоциональных и доверительных отношений с матерью и зависимость отношений между родителями в целом, т. к. конфликты отрицательно сказываются на процесс идентификации. Помимо этого присутствует влияние старших братьев и сестер, причем сестры в меньшей степени влияют на идентификацию девочки, чем братья на протекание этого же процесса у мальчика.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Одним из следствий депривации становятся появление девушек - «пацанок», как варианта смещения гендерной идентичности с родителя своего пола на отсутствующего родителя противоположного пола. Но депривация это лишь одна из причин. Существуют и другие, такие как неуверенность в своей женственности, защита от внешних факторов, стремление самоутвердиться, выделиться среди других, особенности общения, при которых девушке легче и приятнее общаться с противоположным полом (это чаще закладывается в детстве) [1].

И, в первую очередь, на характер девушки имеет сильное влияние мужской пол. Оно может начинаться в разном возрасте и от разных людей: в раннем возрасте от родителей, старшего брата (или от сестры – «пацанки», что реже), в подростковом возрасте – от друзей.

Для детей неприемлемо наличие в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений полоролевой идентификации. Стоит отметить, маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола [1].

Феминность – это характеристика женственного психологического пола. Несмотря на то, что феминный гендер является абсолютной нормой для женщины, в последнее время он стал реже встречается у представительниц женского пола. В первую очередь это связано с культурно-историческим развитием России, как и всего мира, при котором женщины были вынуждены использовать мужскую модель поведения.

Отсюда в современном, более свободном мире, все ярче стали проявляться девушки, которых принято называть «пацанками». «Пацанки» – это особая субкультура девушек, чей внешний вид, поведение и взгляды на жизнь скорее можно охарактеризовать как мужские.

При знакомстве «пацанка» чаще всего называет себя мужским именем и говорит в мужском лице. Она не любит пользоваться косметикой, в лучшем случае, красит губы бесцветной помадой, так как считает, что макияж скорее подчеркнет ее недостатки, нежели достоинства. Одежду «пацанка» выбирает сугубо мужскую - вытертые до дыр джинсы или широкие брюки и безразмерную клетчатую рубашку навыпуск с майкой под нее. Такой стиль одежды «мальчика-подростка» дополняется специфическими движениями рук и странной, угловатой походкой. Это делает для того, чтобы скрыть свою женскую сущность ввиду отрицательного отношения к женскому полу и большого восторга от противоположного. Такие девушки чаще находятся в компании мужчин в амплуа «своего парня». При этом, мужчины действительно принимают ее за «своего человека» и такие дружеские взаимоотношения устраивают всех.

Девушки - «пацанки» существовали во все времена и чаще всего не были приняты обществом. На сегодняшний день ситуация меняется. Общество становится более толерантным и поведение обоих полов смещаются в сторону андрогинности. Быть «пацанкой» становится модно. Но в нашем исследовании мы поставили целью выявить причины идентификации с противоположным полом и соответствующего поведения, как следствия, тех девушек, чей выбор не является отражением модных тенденций, что было отражено в выборке нашего исследования.

У большинства девушек, относящих себя к группе «пацанки», состав семьи характеризуется наличием обоих родителей, а так же они являются частью многодетной семьи. Довольно часто это старшие братья, с которыми у девушек достаточно дружеские отношения. Реже – сестры, как младшие, так и старшие, и с ними у «пацанок», как правило, много конфликтных ситуаций, ввиду непринятия со стороны сестры тех особенностей поведения, которые не свойственны ее гендеру.

Также немаловажную роль играет психологический климат в семье. Испытуемые экспериментальной группы обозначают свои отношения с родителями как дружеские, они обсуждают часть своих проблем с мамой. Но, в отличие от других девушек, эти «пацанки» практически не разговаривают с родителями на темы личного и интимного характера. При этом они указывают высокий уровень взаимопонимания, что существенно повышает эмоциональную близость в семье. Также данную группу испытуемых отличает стремление быть похожими, хотя и не в полной мере в будущем на своих родителей.

Анализ результатов проведенных нами исследований показал, что по методике МиФ С.Бэм гендер испытуемых андрогинный с тенденцией сдвига в маскулинность. Здесь мы видим согласованность выявленного по методике гендера с указанным в специально разработанной анкете. Это означает, что девушки, считающие свой гендер маскулинным или андрогинным в большей степени выстраивают свое поведение по выбранному типу.

Так же анализ результатов показал, что испытуемые группы «пацанки» не имеют четких половых или гендерных критериев выбора партнера для построения отношений. Такие данные были получены нами при обработке анкет, в которых «пацанки» указывали свои сексуальные предпочтения.

Дальнейший анализ данных позволил выявить гендерную идентичность родителей испытуемых, ее соответствие с существующими представлениями о характеристиках того или иного гендера и степень влияния гендера родителя на соответствующую идентичность испытуемых. Так гендер испытуемых группы «пацанки» не зависит от гендера матери. Те же, кто обозначает себя как «мужчин» или «андрогинов», считают своих матерей в большей степени женственными, а указывающие свой гендер как женский - имеют большую вариативность в гендерном поведении матери - от феминности до маскулинности.

А вот при анализе взаимозависимости гендера испытуемых с мужественностью их отцов, группа, выбравшие в качестве своего гендера маскулинность или андрогинность, оценивают себя так же, как и своих отцов. Те же, кто считают свой гендер феминным, имеют размытые представления о гендере родителя мужского пола.

Здесь мы можем предположить, что испытуемые группы «пацанки» в большей степени идентифицируют себя со значимыми лицами мужского пола (отец, брат, дедушка), чем с матерью, и, соответственно, гендер матери не играет большой роли в формировании гендерной самоидентичности таких девушек, так же как невелика роль других представительниц женского пола.

С помощью корреляционного анализа квадратной матрицы мы выяснили, что существует обратная зависимость показателей методики МиФ С.Бэм со шкалой Фрайбургского личностного опросника XII «маскулинизм–феминизм», т.к. высокие баллы по шкале XII является показателем мужского поведения, тогда как показателем маскулинности в методике МиФ являются низкие баллы. Отсюда испытуемые группы «пацанки» характеризуются более высокими показателями по Фрайбургскому личностному опроснику и низкими по методике МиФ, что характеризует их как более маскулинных и свидетельствует о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, что соответствует указанному ими гендеру.

Полученные данные, относительно особенностей гендерной идентификации показали, что существуют статистически значимые различия в показателях гендера, указанного респондентами в зависимости от данных по «методике изучения гендерной идентичности». У тех, кто указываел маскулинный гендер показатели по методике МИГИ соответствуют преждевременной гендерной идентичности, а у выбравших андрогинный гендер показатели варьируются от преждевременного до диффузного. Это указывает на то, что у представителей с маскулинным гендером присутствует преждевременная идентичность, которая возникает в тех случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов, идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности. У девушек же с фемининным выбором гендера выявлена диффузная идентичность, при которой не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Андрогинный же гендер с его варьируемой гендерной идентичностью находит свое обосновании в мнении исследователей, которые считают, что чело­век с диффузной идентичностью может вступить в ста­дию преждевременной идентичности и навсегда остаться на этом уровне, отказавшись от активного выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.

Анализ теоретических материалов и эмпирических данных показал, что существуют различные факторы становления гендерной идентичности у женщин. На наш взгляд, наиболее полно описывают ситуацию исследователи, имеющие биосоциальный взгляд на гендерную идентификацию. Они считают, что в основе ее формирования лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, гендерная идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного.

Хотя и не стоит исключать значение врожденных предпосылок выбора варианта идентификации, большинство факторов указывают на ведущую роль социализации. В то же время нельзя не отметить, что окончательно вопрос о механизмах гендерной идентификации еще не решен.

 

Список литературы

1. Баранова Н.В. Гендерный аспект воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-aspekt-v-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta (свободный) / дата обращения 19.11.2014. - Загл. с экрана. – рус. Яз.

2. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Шон Берн. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. – 320 стр.

3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб: Питер, 2007. – 569с.

4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Сост. Е. И. Рогов. – М: Владос, 1995. – 446с.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)