АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Молодёжная культура и молодёжные субкультуры. Феномен контр и рок-культуры

Читайте также:
  1. D. Обладают феноменом функциональной кумуляции
  2. II. Контроль за санитарным состоянием холодильников
  3. II. Культура и экономика.
  4. III. ЗАГАЛЬНІ МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ .
  5. VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США
  6. VIII. КОНТРОЛЬНІ ПИТАННЯ ДО ІСПИТУ З ДИСЦИПЛІНИ «ГОСПОДАРСЬКИЙ ПРОЦЕС»
  7. VIІІ. Комплект контрольних завдань / Екзаменаційні білети.
  8. Авдання та методи контролю органів державної фінансової інспекції України?
  9. Анализ стандарта по методам статистического контроля и регулирования техпроцессов
  10. Аналітичний контроль виробництва
  11. Аналітичний контроль виробництва
  12. Анатомия феноменов волшебства

5.1. Понятия молодёжь, молодёжная культура, молодёжные субкультуры. В XX веке молодёжь заявила о себе как особой социальной группе со своими представлениями и ценностями. С каждым поколением она всё больше отличалась от отцов. Молодёжь – это потенция, готовая к любым начинаниям. Её отличает инициативность и динамичность, пластичность и восприимчивость сознания. Традиционная культура знала три основных возрастных статуса человека: детство, зрелость и старость, что отражено в знаменитой загадке Сфинкса. Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх? Младенец, взрослый человек, старик, опирающийся на палку. В традиционной семье дети с четырёх-пяти лет присматривали за младшими братьями и сёстрами, выполняли несложные работы по дому. Также в традиционном обществе периоды жизни человека были чётко обозначены ритуалом. Теперь границы размыты. Молодым человеком можно быть и в 35, и в 40 лет. Молодость – это период становления, время, когда человека оценивают по его возможностям, которые проявятся в будущем. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается всё раньше и раньше и продолжается всё дольше и дольше (14-17 – 25-30 лет). Это отражает процессы физической акселерации и усложнение процесса социализации в современном обществе. В середине XX века, когда высшее образование стало массовым, в эпоху позднего индустриального общества начинается формирование особой молодёжной культуры, заявившей о себе студенческими волнениями и протестами.

Молодёжная культура в современном понимании – это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, норм и ценностей: «потерянное поколение» 20-х г.; «военное поколение» 40-х г.; «бурное поколение» 60-х г.; «усталое поколение» 70-х г.; «поколение Х» 90-х. Это своеобразная форма адаптации к нормам, ценностям и образу жизни общества. Феномен, характерный для открытых, динамичных обществ, в которых возникает конфликт поколений. Сформировалась и особенно ярко проявилась в США. В свою очередь в современную эпоху плюрализма и многообразия она разделяется на различные молодёжные субкультуры – сообщества и группысо своими стилями и ценностями. Не случайно в английском языке понятие «молодёжь» имеет два значения: «Youth» (молодёжь) – подчёркивает её единство, общность и «Youth People» (буквально «молодые люди») акцентирует разнообразие этой общности.

5.2. История молодёжной культуры. «Бурное поколение» 50-60-х г. Феномен контркультуры. Молодёжная культура формировалась в период экономического подъёма после войны, когда США переживали «бэби-бум». В 1964 г. 17-летние составляли самую многочисленную демографическую группу в стране. До 1971 г. молодые от 16 до 25 лет составляли более половины населения. Количество вузов с 1950 по 1965 г. увеличилось в 2 раза. Послевоенное поколение американцев («свободное поколение») было первым поколением в истории человечества, которое вырвалось из-под опеки семьи, получило широкий доступ к высшему образованию и впервые воспитывалось под влиянием средств массовой информации – прежде всего телевидения и «глянцевой» прессы. Новые идеи распространялись, благодаря СМИ, с фантастической быстротой. В итоге оно усвоило ценности, принципиально отличные от традиционной Америки.

В период быстрых перемен возникает потребность в переоценке ценностей. Эта переоценка началась с высокой культуры – неклассической философии Ф.Ницше, З.Фрейда и др., ставших идеологами молодёжи, авангардного искусства. Завершается эта переоценка в эпоху поздней современности молодёжными движениями, отвергающими культуру отцов. Молодёжные движения отвергали основы западной цивилизации: протестантско-пуританскую этику с её культом личного успеха, трудолюбием, умеренностью, просветительский рационализм и либеральный гуманизм. Культуре отцов противопоставляется этика гедонизма, жажда зрелищ и развлечений. Молодёжная культура заявила о себе как контркультура, отвергающая доминирующие ценности. Путями освобождения становятся сексуальная свобода, стимуляторы (наркотики), культ скорости.

Наибольшее влияние на американскую молодёжь имел роман Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951), ставший манифестом для битников и 60-ков. Здесь показаны истоки эмоционального протеста молодых. Главный герой – Холден Колфилд, 16-летний подросток, исключённый из нескольких школ, нескладный, неуживчивый и равнодушный к школьной мудрости, не доверяет миру взрослых, лживому и продажному, фальшивому и жестокому. Он хотел бы спасать детей от падения в пропасть и поселиться в домике у ручья. Книга пронизана (начиная с названия, отсылающего к стихам Р.Бёрнса и бейнсбольному слэнгу) парадоксами дзэн-буддийской литературы.

В 50-е г. развёртывается эскапистское движение битников. «Бит» - разбитый, раздавленный, измотанный, слово имеет смысловой оттенок выпадения («с меня хватит») и «бит» – это ритм в джазе. Классический образ битника – лохматый бородач, в засаленном свитере и заплатанных штанах. Не умывались, ходили в лохмотьях, любили путешествовать. Истинное наслаждение – мчаться с бешеной скоростью на машине и слушать джаз. Вели богемный образ жизни – пьянство, наркотики, сквернословие, скандалы, свободная любовь. Были представителями творческой интеллигенции, поэтами и писателями. Любили смерть и бесконечные разговоры. Философия протеста битников выражена в романе Джека Керуака «На дороге» (1955) и поэзии Аллана Гинсберга. Последний писал странные стихи, разрушающие все каноны стихосложения. В программной поэме «Вопль» звучит брань, отчаяние, застерянность. В романе «На дороге» группа молодых интеллектуалов бродит по Америке, ведёт жизнь люмпенов и бесконечные разговоры о Ницше, Хемингуэе, Прусте, Уитмене. Они ищут острых ощущений и неведомых отношений. Их путешествия бесцельны. Их вождь – негр Дик. Новой религией для него становится быстрая езда, секс, наркотики, джаз как особый путь познания. Дик обречён на вечный голод и вечное искание. Своим образом жизни битники отвергали основные ценности потребительского общества – погоню за деньгами, социальным престижем и комфортом. Тяготели к дзэн-буддизму, экзистенциализму, анархизму. Это было время холодной войны, войны в Корее и во Вьетнаме. Для битников характерны пацифистские настроения. В крупных городах возникали своеобразные коммуны битников.

Основными создателями контркультуры в 60-е г. были хиппи – продолжатели битников и «новые левые». Слово «хиппи» от жаргонного словечка «хэп» - тронутый, блаженный и слэнгового слова «хип», которое употребляли джазисты для обозначения интуитивной способности постижения качества звука. Хиппи – это свобода от всяких запретов. 70% хиппи были выходцами из семей средних слоёв, среднего класса. В 1969 г. они составляли 3% молодёжи США. Хиппи играли в жизнь. Дети состоятельных родителей влачили нищенское существование, уходили в наркотическую нирвану. Жили коммунами-общинами, исповедовали этику ненасилия. Важнейшая идея молодёжной революции – идея революции сознания: открыть новую эру в отношениях человека с природой, возвращение к природной целостности, расширение границ сознания с помощью наркотиков. Первое массовое собрание хиппи состоялось весной 1967 г. в центральном парке Нью-Йорка. Девушки обнимали полицейских, молодые люди дарили им цветы. Хиппи – «поколение любви», или «поколение цветов». Характерны популярные лозунги тех лет: «Будь реалистом, требуй невозможного!», «Рай немедленно!», «Запрещается запрещать!», «Занимайся любовью, а не войной!». В Амстердаме, в городском парке существовала особая территория полной вседозволенности: спать под открытым небом, предаваться любви, курить наркотики. В коммунах хиппи практиковалась полная общность имущества, неограниченная свобода. Средства к существованию добывались ниществом, донорством, проституцией, воровством. Столицей хиппи стал Копенгаген. До настоящего времени в Дании есть уголок, где собаки бегают на свободе без поводка или намордника, нет машин, улицы неасфальтированы. Это город хиппи Христиания, основанный в 70-е г. Его обитатели заняли несколько заброшенных старых казарм на окраине Копенгагена и создали этот город, находящийся в стороне от остального мира. Главная улица называется улицей продавцов наркотиков. В течение многих лет в этом микрогороде свободно циркулировали лёгкие наркотики типа гашиша и марихуаны, которые продавались открыто. В Христиании 800 жителей, молодые люди самых разных национальностей, художники, альтернативные пары. В центре микрогорода буддийский храм. Жилища переделаны из старых грузовиков и лодок. Сегодняшняя Христиания – это небольшие ремесленные мастерские, люди, колесящие по городу на велосипедах, самоуправление, никакого оружия, никакого насилия, ни одной частной машины. Надпись над выходом, на границе с Копенгагеном гласит: «Отсюда начинается вход в ад»[355]. К 1973 г. движение хиппи исчерпало себя. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни. Многие дети состоятельных родителей ушли из дома, надели самую простую и функциональную одежду: дырявые ковбойки и джинсы, перестали стричь волосы и отправились на поиски смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры, заняли значимые места в обществе среди политиков, финансистов, промышленников.

Хиппи, в отличие от битников, не оставили ни романов, ни программы своего мировоззрения. В современной литературе ярким представителем поколения «молодёжного бунта» является бразильский писатель П.Коэльо (р.1947): на пути к себе его герои проходят через мистический духовный опыт, ищут полноты бытия, собственного видения Рая, идут путём спонтанного переживания реальности, отвергая нормы современного мира: табуированность и дезинтеграцию, рациональность и ортодоксальность. В романе «Заир»(2005) молодость героя связана с миром хиппи, новые бунтаря постигают Энергию Любви[356].

Пиком движения «новых левых» явился 1968 г. – время студенческих волнений в Нью-Йорке, Париже. Молодёжь захватывала учебные заведения, громила аудитории, выходила на антивоенные демонстрации, строила баррикады. Образовывала экзотические сообщества, коммуны, секты. Своим поведением, вызывающим внешним обликом – майками, длинными волосами, гитарами, татуировками – шокировала благонамеренных граждан.

Формально молодёжное движение захлебнулось. Оно не сумело изменить мир. Однако оно внесло в действительность новые краски, выразив энергетику времени. Начиная с середины XX века, в мире возник культ молодости. Была сформирована особая молодёжная мода: никогда не мнущиеся джинсы, на которых грязь незаметна. Началось производство товаров специально для молодёжи. Стиль жизни хиппи растворился в коммерческой поп-культуре. Молодёжные развлечения из подвалов и клубов перешли на площади, концертные залы и дискотеки. Политики стали обращаться непосредственно к молодёжи. Следствием сексуальной революции стало изменение отношения к добрачным половым связям, новой стала тенденция к одинокому образу жизни, склонность поздно жениться, склонность к свободе и независимости у женщин. Следствием молодёжного движения явилось распространение молодёжных религиозных культов – дзэн-буддизма, кришнаизма, движение Иисуса, церковь Муна и др. Изменение сознания в 70-80-е г. связано с появлением компьютера и Интернета. Вместо прежнего отрицания техники появляется интерес к новым информационным технологиям.

Контркультура 70-90-х г. В нач.70-х г. в Англии, в период увеличения молодёжной безработицы появляются панки – в переводе отбросы, гнильё, ничтожество. В США панки появляются в конце 70– нач. 80-х г. Панками были 15-16 подростки, выходцы из деклассированной среды с невысоким уровнем образования. От хиппи панки отличались своим агрессивным поведением, уродливыми формами протеста. Панки провозглашают культ насилия, часть панков тяготеет к нацистской символике. Панк-культура одержима образами вампира и помойки. Одна из певиц в стиле панк, исполняя песню о вампире, сбегала в зал и кусала публику огромными вставленными в рот клыками. Панк-стиль – это булавки, цепи, кольца. К панк-культуре принадлежал скандально известный ансамбль «Секс пистолз», певцы устраивали драки на сцене, выходили на сцену с причёсками-петушиными гребнями, в песнях звучала тема антихриста. Столь же агрессивны скинхеды, также дети безработных, появились в Англии в сер.80-х г. в период экономического кризиса.

5.3. Идеологи и аналитики контркультуры. Идеологические истоки молодёжного бунта вт.пол. 50-х – перв.пол. 70- х г. разнообразны. Молодёжная революция сознания подготовлена неклассической философией Ф.Ницше и З.Фрейда с её критикой «репрессивного разума», анархической социальной теорией, дадаистским отрицанием культуры, экзистенциализмом и восточной мистикой. Теория конфликта поколений начинает формироваться в трудах основоположника психоанализа З.Фрейда. Э.Фромм даёт «эдипову комплексу» социальное обоснование. С формированием идеологии контркультуры связана кульминация деятельности Франкфуртской школы социальных исследований с её критической теорией западной культуры как «культуры насилия» и критикой «одномерного человека»- потребителя. «Революцию сознания», «Великий Отказ» от репрессивной культуры, поиски «новой чувственности» и освобождения провозглашает Г.Маркузе, автор книги «Одномерный человек». Идеологом психоделической культуры явился Тимоти Лири (1920-1996), создатель наркофилософии и наркорелигии. В книге «Политика экстаза» (1968) он утверждает идентичность религиозных и психоделических переживаний. Религия – это экстаз. Как психолог, он исследовал влияние галлюциногенов на человека. «Выпасть, включиться и настроиться» – символ веры психоделической революции, ведущей к расширению сознания, раскрытию внутренних энергий. Для К.Маркса движущей силой революции был пролетариат, для Маркузе – студенчество, для Лири – национальные меньшинства (негры, пуэрториканцы, индейцы) и работники творческих профессий, кто чаще потреблял наркотики.

На рубеже 60-70-х г. контркультура становится предметом обсуждения на Западе. Идея революции сознания и проблема конфликта поколений анализируются в книгах Чарльза Рейча «Зеленеющая Америка» (1970) и Теодора Роззака «Создание контркультуры»(1969). Причины происхождения субкультурного бума объясняет Э.Тоффлер в книге «Футурошок» (1970) – в эпоху непостоянства и быстротечности складывается множество субкультур, различных моделей и стилей поведения. П.Бьюкенен в книге «Смерть Запада» (2002) констатирует полный успех культурной революции «свободного поколения», которая привела к разрушению традиционных американских ценностей, победе эгоистического гедонизма и свободного существования. Торжествующей идеологией общества становится феминизм. Америка потерпела поражение от «внутреннего врага».

5.4. Рок-культура. Важнейшим художественным проявлением контркультуры является рок-культура. Возникает в США и Великобритании в 50-60-е г. «Рок – это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодёжной революции», – писал журнал «Роллинг стоунз» в перв.пол. 60-х г. Рок – это система ценностей и образ жизни. Он изначально создавался как способ самовыражения молодёжи, бунт и протест, пересмотр ценностей мира. Социальная направленность рока выражена в шокирующей триаде: пансексуализм-наркотики-музыка. Рок-культура породила слэнг и стиль одежды, рок-концерт, рок-периодику, рок-фестивали, рок-энциклопедии. Основу рока составляет музыкальный авангард – синтез негритянского ритм-энд-блюза и сельского музвкального фольклора американского Запада (кантри-музыка). От первого в роке экспрессия, «обратный бит», переклички певца и сольного инструмента – электрогитары. Культура наркотиков тоже имеет негритянское просхождение. Рок – это эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса, с усиленным звуком, энергичным, жёстким и динамичным, вызывающим агрессивное возбуждение слушателей. Ритм в рок-музыке приобретает священное значение. Ориентализм рока проявился в увлечении дзэн-буддизмом. Началом рока принято считать 1954 г., когда появился рок-н-ролл (результат данного музыкального синтеза), у Элвиса Пресли вышла первая коммерческая пластинка. В 60-е г. формируются и завоёвывают массовое признание классические роковые группы и исполнители: «Биттлз», «Роллинг стоунз», Боб Дилан. Рок-музыка становится знаменем протеста против войны во Вьетнаме. Возникают организации «Рок против войны», «Рок против расизма». В конце 60-х г. развивается прогрессивный рок. В Америке он стал выражением движения хиппи. В Великобритании связь с контркультурой была более опосредованной («Лед Зеппелин», «Дип Пёрпл», «Пинк Флойд» и др.). В рамках прогрессивного рока формируется основная форма рок-искусства – долгоиграющий альбом с развёрнутой композицией, объединённой одной идеей. Рок-музыка обращается к актуальным социальным темам: одиночество, отчуждение, желание изменить мир.

Практическим воплощением ценностей рок-культуры стали грандиозные (до 0,5 млн. зрителей) музыкальные фестивали (Вудсток 1969), которые приобретают культовое значение. Одним из главных принципов рок-действа является хэппенинг – самовыражение, самораскрытие и артистов, и публики. Рок-культура синтетична. В рок-действе слиты воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен на подсознание, вызов неведомых ощущений и реакций. Рок-концерты поражают общностью переживаний. Атмосферу Вудстока один из его участников оценил как «достижение мимолётного ощущения единства поколения». Рок интернационален. Его фольклорная основа позволила самостоятельно развиваться национальным направлениям рока.

Рок-бунтари хотели революции духа, переоценки всех ценностей. Рок был для них религией. В 70-е г. рок становится более агрессивным и жёстким, развивается экстремальный рок. Музыкальные эффекты тяжёлых рок-групп можно сопоставить по влиянию на человека с галлюциногенными наркотиками. Одним из достижений 70-х стало появление хард-рока – жёсткий, или тяжёлый рок. Композиция в стиле «хард-рок» требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. У истоков его стояли группы, созданные в конце 60-х «Лед Зеппелин» и «Дип Пёрпл». Идеи хард-рока продолжает хэви-метал, популярными становятся ужасы и оккультная тематика. В 70-е г. возникает панк-рок, сознательно стремящийся эпатажной практикой выразить протест против коммерсализации рок-музыки («Секс Пистолз», «Кисс» и др.). С появлением хэви-метала рок становится андеграундом, подпольной музыкой. В нач.80-х зарождается трэш-метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви-метал, став самым тяжёлым направлением рока, агрессивным и воинственным. «Металлика» берётся за трудные темы: война, наркомания, насилие, психозы. Рок 90-х определяет направление гранж. Устав от долгого засилья поп-рока, молодёжь обратилась к вызывающему гранжу – слияние панка, хэви-метала и поп-рока («Нирвана» – Курт Кобейн).

С одной стороны, коммерсализация рока приводит к выхолащиванию его контркультурного содержания, сращиванию с поп-культурой и превращению в моду. Рождается поп-рок («рокапопс»). С другой стороны, идёт эстетизация и элитаризация рок-искусства, идущего к высочайшему техническому мастерству, появляются арт-рок, джаз-рок, симфо-рок, рок-опера.

Рок в России. Ранний рок – «бит» появляется во вт.пол 60-х г., имел подражательный и танцевальный характер. Очень популярна была музыка «Биттлз» – ливерпульской четвёрки. Одними из первых знаменитых в России рок-музыкантов были Ал.Градский, Андрей Макаревич («Машина времени»).. В 70-е г. появляется «хиппи-рок» с его эскапизмом и пессимизмом. Расцвет русского рока – 80е г. (группы «Аквариум» Б.Гребенщикова, «Алиса» К.Кинчева, «Кино» В.Цоя, «Ария» Е.Летова, Ал.Башлачёв, В.Бутусов и др.). Это акустический рок – текст получает преимущество перед музыкой, он тесно связан с авторской, бардовской песней-балладой. В 1983-1985 г. рок преследуют, запрещают, это часть андеграунда. С началом перестройки на рубеже 1986-87 г. рок-движение вырывается на поверхность общественной жизни. Создаются рок-клубы, организуются рок-фестивали. Русский рок становится реальной общественной силой, объединяющей многотысячные молодёжные аудитории. Но с легализацией, как и на Западе, начинается коммерсализация рока. Отдельные его представители продолжают работать (Ю.Шевчук, В.Кипелов), его традиции не угасли, хотя влияние их уменьшилось в эпоху господства шоу-бизнеса.

Рок явился средством самовыражения молодых. Музыка для молодых приобретает значение стержневой культуры. Рок стал частью истории стирания границы между культурой элитарной и массовой. Рок очень многообразен. Но ядром рок-культуры является контркультура: вдохновение от наркотиков, тяга к смерти, шокирующее поведение звёзд, сатанизм или чувственность, жаргонизмы - передозировка всего. В то же время в рок-музыке, так сильно действующей на молодёжь, «не одни только нигилизм и сатанизм. Когда Константин Кинчев поёт: «Сколько шакалов и псов / Скалится с разных сторон / На золото наших хлебов / На золото наших икон», или «Испокон веков граничит с Богом / Моя светлая Русь» - он делает для «патриотического воспитания подрастающего поколения» больше, чем вся публицистика «Москвы» и «Нашего современника»[357]. Рок многообразен. Есть рок-музыка, связанная с народными традициями, традициями политической и авторской песни. И есть направления (панк-рок, тяжелый металл и др.), несущие контркультурный, вандалистский характер, синдромы пессимизма, мотивы смерти, страха и отчуждённости.

5.5. Молодёжные субкультуры явились одним из итогов молодёжного движения 60-х г. Существуют различные типологии молодёжных увлечений и сообществ[358]. Они делятся по типам увлечений, на досуговые и субкультуры образа жизни; на социальные, асоциальные и антисоциальные группы.

(1) Музыкальные вкусы и увлечения: металлисты (поклонники тяжёлого рока), рокеры (любители рок-музыки), роллинги, битломаны, готы, гранжёры, брейкеры, рэпперы и т.д. – Гедонистически-развлекательные группы – рейверы, рэпперы и др.

Рэп-музыка родилась в 60-е г. в криминальных негритянских кварталах Нью-Йорка. За господство на каждой улице таких кварталов вели борьбу многочисленные молодёжные группировки. Но кровавая вражда постепенно переросла в безобидную моду. Враждующие встречались на местных дискотеках и словесно поливали друг друга грязью на сцене, пытаясь под музыку позамысловатей оскорбить друг друга. Позже слова стали рифмоваться. Так зарождался рэп. До России эта музыка дошла в конце 1980-х г.

(2) Политические и идеологические объединения: панки, скинхеды (бритоголовые), анархисты, пацифисты, зелёные (экологисты), нацболы. – Радикально-нигилистические группы и эколого-этические.

(3) Группы анархо и романтико-эскапистского характера: хиппи, байкеры, толкинисты. Субкультура хиппи – одна из старейших: длинные распущенные волосы, джинсы, фенички. Байкеры – любители гонок на мотоциклах. Толкинистское движение – ролевые игры по книгам Джона Толкиена «Властелин колец» и др.

(4) Культ физической силы (спортивные увлечения): качки, каратисты, экидошники, футбольные фанаты, роллеры (любители роликовых коньков).

(5) Компьютерные фанаты: хакеры.

(6) Криминогенные группы: люберы, жиганы и др.

(7) Нетрадиционно-религиозные группы: дзэн-буддисты, кришнаиты и др.

На уровне досуговой самореализации молодёжные субкультуры отличаются следующими чертами: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность; приоритет потребительской ориентации над креативной. В неформальных группах молодёжь снимает напряжение, испытывает состояние свободы. Различаются субкультуры и по степени конформности.

Опасность субкультуры – в её тяге к экстриму, неоправданному риску. Экстремальные развлечения: «трейсеры» – «диковатая разновидность уличной акробатики»; «джамперы», прыгающие с высоты; «руферы» – носятся по крышам; «зацеперы» – цепляются за вагоны пригородных электричек и метро[359].

5.6. Особенности молодёжных субкультур в России. В.А.Луков выявляет следующие особенности молодёжных субкультур в России. (1) Социальная и экономическая неустойчивость российского общества в постсоветский период приводит к следующему: для значительной части молодёжи (особенно провинции) «проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодёжных субкультур». (2) Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, слишком часто основанная на криминале, является основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодёжи. На фоне социальной аномии – утери нормативно-ценностных оснований широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодёжи. Молодёжные субкультуры криминализируются. «Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодёжи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами». Особое значение приобретает культ физической силы. Активно проявляют себя экстремистские праворадикальные группы (скинхеды, нацболы).

Молодёжный экстремизм проявляется в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения. (3) К наиболее распространённым формам субкультурной молодёжной активности относятся сообщества футбольных фанатов, имеющие давнее происхождение. (4) Существуют разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов. Влияние западных молодёжных субкультур наиболее проявляется в субкультуре байкеров; рейверов – завсегдатаев ночных клубов. Подражать тем и другим могут состоятельные люди. Среди множества субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп. Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Рэп входит составной частью в полистилистическое образование, получившее название хип-хоп-культура. Её приоритеты, кроме рэпа: брейкданс, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта. Толкинизм, поттеромания воплощается в ролевых играх.

Говорится сейчас и о складывании «новой контркультуры», новой левой оппозиции, «наподобие революционной контркультуры 60-70-х г. XIX века в России», ищущей самореализации, отвергающей примитивы западного масскульта, безнравственность и уголовное мышление как путь к успеху[360]. Молодёжь политизируется. Активизируются нацболы, борющиеся за национальную и социальную справедливость. Их наибольшая активность отмечена в Северной столице России. Их задача – «возродить Российскую империю на евразийском пространстве в её истинном величии»[361]. Создан Евразийский союз молодёжи. Евразийцы отвергают коррумпированную власть: «Требуется мобилизация.., власть сакральная.., одержимая величием России»[362].

5.7. Современная молодёжная культура и её ценности. В советское время проповедовался миф о моральном и политическом единстве молодёжи. Долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Она была составной частью рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Противоречивость, неустойчивость внутреннего мира – своеобразная черта молодёжного и особенно подросткового сознания. Но поскольку «парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни» в России[363], эта общая противоречивость, вызванная нестабильностью происходящих изменений, аномией, разорванностью времён, наиболее остро проявляется в молодёжной среде, порождая феномен «парадоксального молодого человека». В оценках респондентов сочетаются противоречивые характеристики современной российской молодёжи, поколения реформ, как агрессивность (50%) и цинизм (40%) с инициативой (38%) и образованностью (30%). Опросы выявляют разнобой в оценках типичных черт современного молодого поколения: «равнодушное» (34%), «прагматичное»(20%), «циничное»(19%)[364]. Растёт социальная дифференциация молодёжи. Ю.Р.Вишневский и В.Т.Шапко анализируют результаты мониторинга студенческой молодёжи[365]. (1) Всё более определённо в студенческой среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Если установка на успех в 1970-е г. была характерна для 10-15% студентов, то в 1990-2000-е – для 60-70%. Истоки этого изменения в усилении индивидуалистических ориентаций, в экстремальности жизненной ситуации в России; (2) для большинства студентов успех – это достижение прежде всего материального благополучия посредством карьеры, приобретение высокого социального статуса; (3) образование в последнее время рассматривается как всё более значимый фактор достижения успеха; (4) стремление сделать карьеру определяет жизненные цели 36-37% студентов. На первом месте – желание семейного счастья (69%); (5) падает престиж традиционных профессий (инженеры, педагоги и др.), растут прагматические настроения; (6) планируется трудоустройство в малом и среднем бизнесе, что расходится с характером подготовки в вузе; (7) в целом снижается уровень духовности молодёжи, интерес к собственной культуре; (8) возрастает стремление к самостоятельности, автономности, независимости; (9) повышается роль неформальных, межличностных отношений, утверждается связанный с этим противоречивый подход к традиционным институтам семьи, брака; (10) усиливается аполитичность в сочетании с социальным протестом. На этой почве растёт влияние правого и левого радикализма, экстремизма; (11) утверждается причудливое сочетание оптимизма и пессимизма, распространяется «ноувизм» - жить сегодняшним днём.

Вот ещё один портрет поколения: «потребительские ориентиры», «поколение интеллектуалов» (рост престижности высшего образования – для успешной карьеры и материального благополучия), «стремление к свободе и независимости», готовность самому делать судьбу, «высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению». Таким образом, поколение реформ – это «поколение независимых и целеустремлённых индивидуалистов, приверженцев коммуникативной свободы, своеобразные романтики потребления, раскрепощённые, самоуверенные и амбициозные»[366]. Но, пожалуй, точнее нужно говорить о «причудливом, парадоксальном сочетании современных и традиционных поведенческих установок» в сознании большинства. Подобная расколотость является ответом на противоречия российской действительности. М.А.Ядова, рассматривая поведенческие установки постсоветского поколения, делит это поколение на активных «модернистов» и фаталистично настроенных «традиционалистов». Причём «модерность» не является необходимым условием успешной адаптации в сегодняшней России[367].

О постсоветской молодёжи часто говорят как о «потерянном», «пожертвованном» поколении, которое обвиняют в потребительстве, в пренебрежении к национальным ценностям. А.В.Соколов, отвергая такую одномерность, также говорит о парадоксальности студенческой молодёжи. Опасения, что «общество будет более прагматичным, более жестоким и циничным, более лживым и беспощадным к слабым», если «нынешние студенты станут элитой общества», небезосновательны, но нуждаются в уточнении. Исследователь делит студенческую молодёжь на две по-разному этически ориентированные подгруппы: интеллектуалов-прагматиков и интеллигентов с их нравственными ценностями[368]. Также отмечается, что на прагматические ценности более ориентированы юноши, а у девушек больше проявляется ориентация на образование и самореализацию в работе. «На фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии»[369]. Таким образом, споры о молодёжной культуре как феномене современной культуры продолжаются. «Ценностные ориентации современной российской молодёжи противоречивы и размыты»[370].

Литература

1. Гацкова Е.И. Молодёжь и современность. М., 2002.

2. Гупров В.И. и др. Молодёжь в обществе риска. М., 2001.

3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980.

4. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодёжи в условиях нестабильного общества. М., 1998.

5. Казарина Е.К. и др. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи // Социс. 2012. №6. С.121-126.

6. Левикова С.И. Молодёжная культура. М., 2002.

7. Левикова С.И. Молодёжная субкультура: Уч.пос. М., 2004.

8. Лисовский В.т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Уч.пос. СПб., 2000.

9. Луков В.А. Теории молодёжи: междисциплинарный анализ. М.: Канон, 2012.

10. Набок И.Л. Рок-музыка: Эстетика и идеология. Л., 1989.

11. Социология молодёжи / Под ред. Ю.Г.Волкова. Р/Д., 2001.

12. Степанов А.С. Триумф и трагедия: О молодёжи 1917-1991. М., 2005.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные качества молодёжи?

2. Дайте определение молодёжной культуры.

3. Где, когда, как и почему заявила о себе молодёжная культура?

4. Что отвергали молодёжные движения 50-60-х г.?

5. Назовите эскапистское движение 50-х г.

6. Опишите этику хиппи.

7. Каковы последствия молодёжных движений 50-60-х г.?

8. Чем панки отличались от хиппи?

9. Дайте определение рок-культуры.

10. В чём заключается художественно-эстетическое своеобразие рок-культуры?

11. Чем рок 70-х г. отличается от рока 60-х г.?

12. Каковы важнейшие закономерности развития рок-культуры?

13. В чём состоит своеобразие русского рока?

14. Назовите важнейшие молодёжные субкультуры.

15. Что такое хип-хоп культура?

16. В чём заключаются особенности молодёжных субкультур в России?

17. Назовите отличительные черты поколения реформ.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)