|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Феномен культуры. Функции культуры
1.1. Многозначность понятия культура. Полифункциональность феномена культуры. Сегодня самой проблемной сферой жизни общества является культура. Возникает вопрос – почему? 2014 год объявлен в России Годом культуры. Цель данной инициативы – повышение и укрепление роли, которую культура призвана играть в жизни нашего общества. Культура – одно из самых многозначных понятий гуманитарного знания. Культура – не только социальный, но прежде всего антропологический феномен, связанный с сущностью человека. Феномен культуры рождён незавершённостью человеческой природы, о чём размышляли гуманисты итальянского Возрождения: «Я, – говорил Творец Адаму, – не прикрепил тебя к определённому месту, не обязал определённым делом, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь…Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным.., чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть на степень животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле»[1]. Культура – «феномен, рождённый незавершённостью, открытостью человеческой природы, развёртывание творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия»[2]. Потребность в смысле – глубинная потребность человека по В.Франклу. 1) Креативная (человекотворческая) функция. Как феномен антропологический, культура – это духовное творчество. «Культура – это творческая, созидательная деятельность человека по преобразованию природы и общества, в процессе которой формируются материальные и духовные ценности, совершенствуется сам человек»[3]. Как существо творческое, человек расширяет среду обитания, осваивает и преобразует мир, а не только адаптируется (адаптивная функция) – приспосабливается к окружающей среде. В культуре реализуются творческие возможности человека. Деятельностный подход распространён в отечественной культурологии: культура рассматривается как процесс творческой деятельности (А.Арнольдов, Э.Баллер, В.Межуев) или как специфический способ человеческой деятельности (Э.Маркарян, М.Каган, В.Давидович). 2) Гуманистическая функция. Уже просветители понимали культуру как рост гуманности (И.Г.Гердер).Гуманизм и гуманность – вера в человека и любовь к человеку – основополагающие универсалии (константы) культуры. 3) Функция социализации, развивающая функция – процесс усвоения индивидом социального опыта, ценностей и норм поведения. Культура начинается с образования, воспитания, просвещения. В эпоху Просвещения слово культура становится самостоятельным научным понятием. В XIX веке это новое понятие постепенно укореняется в русском языке, наряду с понятием интеллигенция – образованный слой общества. Слово культура восходит к греч.слову пайдейя – воспитание, образование, педагогика. И латинскому глаголу colo – почитать, возделывать. Культура для римлян – это различные сферы культуры, культура чего-то: агрикультура – возделывание почвы, хозяйство, культ богов, культ предков, культура ума (Цицерон). «Культура родилась из культа. Истоки её сакральны»[4]. Для просветителей человек – существо, призванное к возделыванию, развитию, совершенствованию самого себя. Н.К.Рерих связывал слово культура с двумя индоевропейскими корнями культ + ур (свет): почитание света, «держава света». Она восходит к древнейшему культу огня и света и содержит тонкие энергии гармонии, добра, любви и красоты. В жизни общественной духовный приоритет принадлежит культуре. «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества»[5]. Идея культуры – развитие, совершенствование человека. В классическом понимании понятие культура связано с просвещением и воспитанием. Слово культура, становясь самостоятельным научным понятием в эпоху Просвещения, обозначает просвещённость, гуманность и разумность. Культура – совокупность высших духовных ценностей. В XIX веке складывается антропологическое и социологическое понимание культуры как многообразных типов человеческой деятельности, реально существующего и исторически меняющегося образа жизни людей, социальных норм и ценностей. Культура – исторически определённый уровень развития общества и творческих способностей человека. Классическое социологическое определение культуры дано в 1871 г. Э.Тэйлором (выдающийся английский этнограф, один из основоположников антропологии, автор книги «Первобытная культура»): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Каждое общество осуществляет свой отбор культурных форм. Это все общепризнанные, утверждённые в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты или система ценностей и норм поведения, присущих определённой социальной группе. Культура в её социологическом понимании направлена на создание, усвоение, сохранение и распространение ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. 4) Ценностный (аксиологический) подход к культуре. Культура и для социума, и для индивида – система базовых смыслов и ценностей. «Культура, по сути, – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности»[6]. Проблема культурной идентичности, культурных традиций – острейшая в современном меняющемся и открытом (глобальном) мире. «Сегодня одно из важнейших понятий – культурный суверенитет. Он напрямую связан с суверенитетом политическим…Культура не имеет границ, но культура имеет корни». В современной России остро стоит вопрос: если молодое поколение воспитано «в отсутствие культурного суверенитета или в иных культурных традициях, захочет ли оно вообще сохранять политический суверенитет страны»[7]. От выбора ключевых направлений и принципов культурной политики зависит будущее страны. Фундаментальный 4-хтомный труд П.Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) содержит новую теорию культурно-исторического процесса, в основе которого – культурные ценности, распадение которых порождает общественный кризис; описание общества через систему ценностных категорий, культурных норм и образцов. Сорокин показал, что все социальные действия, стимулы и реакции обусловлены системой культурных ценностей. Культура начинает играть роль доминирующего центра в социальной жизни. Сорокин выводит феномен «социокультурной системы», которая интегрирует социальные действия и культурные ценности. На основе ценностного подхода Сорокин выделяет три суперцикла, или социокультурных типа: идеационная (религиозная) культура; сенсетивная (чувственная) культура; идеалистическая, или интеграционная. Каждую характеризует свой тип мировоззрения, этических и эстетических ценностей, правовых норм. Сорокин описывает кризис современной сенсетивной культуры[8]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |