|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-культурная среда. Культура сельская и городская, столичная и провинциальная3.1. Урбанизация в истории культуры. Феномен городской культуры. Урбанизация – это исторический процесс возвышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества, распространение городских ценностей на все слои населения, одна из важнейших составляющих процесса модернизации. В начале XIX века в городах мира проживало 3% населения Земли, к началу XX века – 13,6%, к 1950 г. – 28,8%, к 1980 – 41%. Наивысшая доля городского населения характеризует США, Германию, Великобританию. Города различаются своим географическим положением, численностью населения и размерами, а также специализацией. Есть текстильные города (Иваново), шахтёрские (Кемерово), автомобилестроительные (Тольятти), наукограды (Новосибирск), города-курорты (Сочи), религиозные центры (Сергиев Посад). Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе. Его отличают широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры. Сельская культура является триединством места работы, жительства и отдыха. Для городского образа жизни характерна обратная тенденция. Города отличаются плотностью застройки своей территории и своей инфраструктурой (качество жилья, коммунальных услуг, развитие транспортных магистралей). Формальным признаком города является определённая численность населения, которая различна в разных странах: от 250 человек в Дании до 30 тыс. в Японии. По численности населения современные города делятся на малые (до 50 тыс. человек), средние (50-100 тыс.), крупные (100-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. – 1 млн) и мегаполисы – свыше 1 млн. человек. В России город должен иметь не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. В российских городах проживают около 73% населения, в сельской местности – 27%[328]. Причём в крупных городах, где более 100 тысяч жителей, сосредоточено 45,5% россиян. Но если к этой официальной статистике приложить общепризнанный специалистами критерий, по которому можно судить, в городском или сельском доме обитает человек – присутствие канализации и водопровода – лишь 143 из 1098 городов России обеспечены этими элементарными удобствами на 95%. В малых городах их лишено около половины населения, в средних (50-100 тыс. жителей) – более 20%, даже в городах-миллионниках около 10%. Вывод Т.Нефёдовой: в России 40% населённых пунктов, официально числящихся городами, на самом деле имеют сельское или полусельское обустройство. Фактически в городских условиях проживают менее 60% населения страны[329]. По данному показателю Россия намного отстаёт от развитых стран. 3.2. Сельский и городской человек. Сравнительный анализ сельского и городского человека даёт О.Шпенглер в книге «Закат Европы»[330]. Крестьянин, сельский человек – это «вечный человек», прачеловек, олицетворение традиции. Это человек, крепко связанный с родной землёй, «пускающий корни в ту почву, которую возделывает». Земля для него становится Матерью-Землёй. Возникает глубоко прочувствованная связь между жизнью человека и природой: севом и зачатием, жатвой и смертью, отражённая в фольклоре и обрядах. Город освобождает человека от этой почвенности. «Город – это дух». Большой город – это «свободный дух». Городской человек вновь похож на кочевника. Все великие культуры – это культуры городские. Политика и религия, искусство и наука восходят к городскому образу жизни. Подлинная история начинается с образования двух прасословий, знати и духовенства, которые возвышаются над крестьянством, порождая культуру «замка и дворца», «храма и монастыря». В городе же формируется третье сословие – средний класс. Город – это дух и деньги. Различают большие и малые города. Хранилищем полностью освобождённого духа являются мировые столицы: Фивы и Вавилон, Александрия и Рим, Багдад и Гранада. Именно в городах начинается перерождение культуры в цивилизацию. Космический такт, радость жизни уходит из жизни горожанина. Перенапряжение в работе требует бездумного отдыха и развлечения, разрушающих искусство. Коренным образом отличаются и семейно-брачные отношения. Крестьянская женщина – это мать. Крестьянин и всякий изначальный человек выбирает мать своих детей. В городе многочадие делается чем-то провинциальным. Встаёт проблема духовного выбора спутницы жизни. Появляется «ибсеновский брак», «высшая духовная общность», в которой обе стороны «свободны». Главное – понять друг друга. Ибсеновская женщина – подруга, она принадлежит сама себе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |