АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Альтруизм в структуре ценностных ориентаций современного студенчества

Читайте также:
  1. I. Стилистические нормы современного русского литературного языка
  2. II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
  3. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
  4. IV. ИДЕЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  5. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  6. V. Характеристика современного гражданского права
  7. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
  8. Аминокислоты – структурные единицы белка. Классификация аминокислот по структуре радикала. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Значение для организма незаменимых аминокислот.
  9. В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
  10. В-45 Политическая система современного российского гос-ва: основные черты?
  11. Входные требования и место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Лободенко Александра Сергеевна, Миляева Екатерина Евгеньевна,

Строганова Екатерина Викторовна

ДВФУ, Школа гуманитарных наук

Научный руководитель: Орлова Н.А., старший преподаватель

 

Уровень альтруизма является одним из определяющих качеств в структуре ценностно-нравственных ориентаций человека. Но в современном мире мало кто желает бескорыстно, забыв о себе, оказать помощь другому человеку. Чаще всего, протягивая руку помощи нуждающемуся, человек ждет поощрения за проявленное «благородство».

Альтруизм имеет двоякую сущность: во-первых, он дает преимущества для выживания коллектива и сохранения структуры социума, во-вторых угрожает благополучию и успеху выживания самого индивида.

На данном этапе развития общества люди заинтересованы в личной выгоде и в достижении собственных целей, расставляют акценты на саморазвитии и реализации своих интересов, игнорируя, порой, такие важные стороны человеческой жизни как поддержка, внимание и забота к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Уровень альтруизма у человека определяется, прежде всего, особенностями его социализации, воспитания и самовоспитания. Исследования показывают, что на сегодняшний день сравнительно невысок процент людей, у которых этот уровень достигает высокой отметки. В основном встречаются люди со средним, а в последнее время даже с низким уровнем альтруизма.

Термин «альтруизм» был введен Огюстом Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Однако в качестве нравственного принципа альтруизм существовал и осознавался намного раньше. Еще Сократ утверждал, что «не брать, а отдавать, - суть нравственного закона, уравновешивающего эгоистическую волю каждого человека. И чем духовнее и душевнее человек, тем сильнее в нем желание отдавать и служить людям» [1, с. 114-115].

В отечественной и зарубежной науке вопроса альтруизма касались такие ученые как Л.И. Божович, Л.П. Выговская, А.Г.Асмолов (изучали морально-нравственные предпосылки развития альтруизма в процессе онтогенеза личности), З.С.Карпенко, С.Д.Максименко (рассматривали альтруистические ценности), П.А.Сорокин (разработал теорию созидательного альтруизма), а Л.Парк, Дж.Тройси и Дж.Мэнер (определяли альтруизм как механизм просоциального поведения).



Сторонниками рациональной позиции альтруизм признается только в качестве разумного эгоизма, который вырабатывается как чувство долга и воспитания порядочности и проявляется в результате произвольного разумного выбора как рациональное ограничение природного эгоизма (Декарт, Спиноза, Кант). При этом подчеркивается решающее значение культуры и воспитания.

Для эмпириков-сенсуалистов характерно признание ведущей или равноправной с эгоизмом роли альтруизма, который проявляется не только благодаря разуму и влиянию культуры, но и как нравственное чувство симпатии или доброжелательности, сочувствие, сопереживание, сострадание (Шефтсбери, Юм, Смит). Сущность альтрузма впоследствии была раскрыта с развитием эмпиризма и сенсуализма, благодаря признанию в качестве его основания чувства сострадания (Руссо, Шопенгауэр, Соловьев). [2, с. 202]

На данный момент альтруизм воспринимается как некое расплывчатое понятие, которое отходит на второй план в ценностно-нравственных ориентациях современного человека, следовательно, можно ли говорить о том, что люди забыли о нравственности и человечности [3].

Бытует мнение, что представители профессий «человек-человек» в большинстве своем обладают уровнем альтруизма выше, чем представители других специальностей (направлений).

Главная цель нашего исследования – измерить, насколько высок уровень альтруизма у студентов, обучающихся по направлениям конфликтология, социология и социальная работа.

В ходе исследования был использован опросник Фетискина Н.П. «Альтруизм». Всего тест содержит 20 вопросов, правильность ответов на которые предполагает:

0-6 баллов – низкий уровень альтруизма;

7-13 баллов – средний уровень альтруизма;

14-20 баллов – высокий уровень альтруизма.

В процессе исследования были опрошены студенты трех направлений подготовки с первого по четвертый курсы.

Всего было опрошено 184 человека из них 141 девушка и 43 юноши. Исследование показало, что среди опрошенных 17 девушек имеют низкий уровень альтруизма, у 85 девушек отмечен средний уровень, а 39 девушек имеют высокий уровень альтруизма. У 35 опрошенных юношей был отмечен средний уровень альтруизма, низким и высоким уровнем обладают по 4 представителя мужского пола. Результаты представлены на рисунке 1.

 

 

 

Рис. 1. Уровень альтруизма у опрошенных девушек и юношей в процентах

 

По направлению конфликтология было опрошено 55 человек – 32 девушки и 23 юноши. У 7 девушек и 2 юношей наблюдается высокий уровень альтруизма, у 22 девушек и 18 юношей средний, а у 3 девушек и 3 юношей обнаружен низкий уровень альтруизма (рис. 2).

 


Рис. 2. Уровень альтруизма у опрошенных девушек и юношей по направлению конфликтология в процентах

 

По направлению социология было опрошено 68 человек – 57 девушек и 11 юношей. Высоким уровнем альтруизма обладают 11 девушек и 3 юноши, средним – 39 девушек и 8 юношей, а низким уровень альтруизма проявляют только девушки - 7 человек, юношей с таким показателем нет (рис.3).

 

 

 

Рис. 3. Уровень альтруизма у опрошенных девушек и юношей по направлению социология в процентах

 

По направлению социальная работа был опрошен 61 человек – 52 девушки и 9 юношей. Высокий уровень альтруизма выявлен у 21 девушки, парней с высоким уровнем нет, средний уровень обнаруживается у 24 девушек и 9 юношей, низким уровнем альтруизма обладают 7 девушек, парней с таким показателем нет (рис. 4.).

 

 

 

Рис. 3. Уровень альтруизма у опрошенных девушек и юношей по направлению социальная работа в процентах

 

По результатам проведенного исследования было установлено, что студенты старших курсов (3-4) имеют более выраженный уровень альтруизма, чем студенты младших курсов (1-2).

Необходимо отметить, что при обработке анкет была выявлена следующая тенденция - количество набранных баллов у студентов со средним уровнем альтруизма было близко к высокому показателю.

В целом, по результатам исследования можно сделать вывод, что у студентов, обучающихся по направлениям конфликтология, социология и социальная работа и готовых связать свою жизнь с профессиями «человек-человек», наблюдается положительная тенденция к проявлению альтруистического поведения, следовательно, нравственные качества этих студентов являются предопределяющими их поведения и поступков.

 

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

2. И.Г. Лаверычева. Основные подходы к понимаю сущности эгоизма и альтруизма (исторический аспект). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 123 - Санкт-Петербург, 2010. с. 202.

3. Н. Подорванюк. Альтруисты рождаются на войне [Электронный ресурс]/ Газета. ru - http://www.gazeta.ru/science/2009/06/08_a_3208131.shtml

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)