|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современное состояние мусульманских организаций в г. ВладивостокЗданюк Евгения Дмитриевна ДВФУ, Школа гуманитарных наук Научный руководитель: Сулема А.А., ассистент
Аннотация. В данной статье автор представил анализ внутреннего состояния мусульманских общин г. Владивосток, официально зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц. Рассматриваются следующие проблемы: соответствие действий мусульманских общин г. Владивосток законодательству Российской Федерации, вопрос строительства мечети в г. Владивосток, внутренняя нестабильность общин. Ключевые слова: ислам, умма, Казыятское управление мусульман, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», мечеть, Владивосток. В настоящее время не только возрастает роль ислама среди народов России, традиционно исповедующих его, но и усиливается его влияние на жизнь общества в целом, на национальные политические процессы в стране. Законы ислама, дающие определенные указания верующим в их повседневной жизни, сталкиваются с принципами светскости нашего государства, в связи с чем возникают сложности и конфликты в разных сферах. Приморский край, как стратегически важный объект Российской Федерации, с первых дней его освоения играет особую роль в развитии страны. В связи с иммиграцией населения с Ближнего Востока возрастает число последователей мусульман в Приморском крае. Владивосток, как столица данного региона, объединяет мусульман разных национальностей и мазхабов и призван обеспечивать безопасность жителям и гостям Приморья, поэтому представляет интерес степень применения норм шариата в общинах Владивостока. Знание порядков, обычаев и религиозных установок поможет улучшению взаимоотношений между людьми разных конфессий и национальностей, а так же будет способствовать профилактике конфликтов на религиозной почве. Представители ислама на Дальнем Востоке России впервые появились в конце XIX века. Мусульмане, служившие в армии, принимали активное участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В период гражданской войны мусульманские общины стали пополняться беженцами из разных регионов страны. После становления Советской власти и утверждения атеизма в качестве официальной идеологии, ислам, как и другие религии, стал подвергаться жестоким гонениям. Результатом этих гонений в 1930-е гг. стало уменьшение численности мусульманских общин, которые впоследствии были вообще упразднены. В начале 1990-х гг. началось возрождение ислама в Приморье. Появились мусульманские общины во Владивостоке (1992), Находке и Уссурийске (1995), Артеме и Партизанске (1998), Лесозаводске и Спасске - Дальнем (2000) [2, с. 137-138]. По данным Всероссийской переписи населения за 2010 г. в Приморском крае насчитывалось до 18 060 человек, которые относили себя к поволжской умме (татары, башкиры, казахи). Представителей кавказской уммы насчитается до 8 150 человек (чеченцы, азербайджанцы, аварцы, ингуши, кумынцы). В число представителей среднеазиатской уммы входят до 2 930 человек: узбеки, киргизы и таджики. Во внешней уммы числится до 250 человек: арабы, турки, курды, пуштуны и персы [3, с. 104]. Во Владивостоке этническим большинством среди мусульман являются узбеки (60%). Остальные 40% приходятся на таджиков, киргизов, азербайджанцев и выходцев из Северного Кавказа, по 10% на каждую этноруппу [4, с. 19]. В настоящий момент в столице Приморья имеется 3 официально зарегистрированные организации: ПКРМО «Ислам», «Ватан» и «Турган Ил». Общины разделены по этническому принципу. Умма «Ислам» состоит из узбеков, в организацию «Ватан» входят мусульмане Северного Кавказа, а «Турган Иль» это татаро - башкирская диаспора. Данные религиозные организации были созданы для того, чтобы сохранить культурные ценности и обычаи народов. Все вышеперечисленные объединения занимаются общественной деятельностью и стремятся к увеличению числа последователей. Поскольку все вышеперечисленные мусульманские организации находятся на территории России, они должны следовать законодательству Российской Федерации. В случае невыполнения законов Российской Федерации возможна аннуляция организации, и привлечение ее членов к ответственности перед судом. Основным нормативно - правовым документом, подтверждающим возможность существования мусульманских общин на территории России, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6]. В пункте 1 статьи 16 этого документа сказано: «Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)» [6]. В пункте 1 статьи 17 указано, что религиозные организации «вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения» [6]. Исламские организации в Приморье стараются обеспечить членов общины возможностью исполнять нормы шариата. Религиозные обряды являются важнейшей составляющей жизни мусульманина. Главные обряды в исламе, предусмотренные шариатом, отражены в так называемых «пяти столпах ислама». В них входят: свидетельство веры в Аллаха, молитва, пожертвование, паломничество и пост. Для всех исламских объединений остро стоит вопрос строительства мечети во Владивостоке. Несмотря на то, что ислам появился в Приморье еще в конце XIX в., данная проблема не решена до сих пор. Молитвенный дом мусульман (ул. Шепеткова, д.33) − единственное место, где верующие могут совершать намаз и собираться по праздникам. Попытка решения этой проблемы привела к обращению мусульман Приморья за помощью к полпреду Президента Российской Федерации по ДВФО К. Исхакову. В январе 2006 г. состоялась встреча К. Исхакова с В. Николаевым, который тогда являлся мэром г. Владивосток. В результате переговоров было решено выделить участок земли под строительство мечети. Мечеть планировалось построить в 2008 г. в районе улицы 3-й Рабочей, на пересечении проспекта Красного Знамени и улицы Шилкинской. Проект мечети был разработан архитекторами, которые проектировали главную мечеть Республики Татарстан и Казани Кул Шариф. Предполагалось, что вместимость мечети будет составлять 1,5 тыс. мусульман [2, с.141]. Однако данный проект не был осуществлен. К 2012 г. приток мигрантов из Средней Азии в г. Владивосток для строительства объектов саммита АТЭС увеличил процентное количество мусульман в Приморье на 53% по сравнению с 2007 г. [1, с. 152]. В 2012 г. в г. Владивосток вновь было определено место строительства мечети. Мечеть планировалось воздвигнуть на ул. Катерная, между дорогой на о. Русский и ул. Окатовой. В основании молитвенного дома был торжественно заложен камень президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. По проекту здание будет вмешать 1,5 тыс. человек. Решение о постройке мечети в столице Приморья было принято в связи с тем, что в здании молитвенного дома мусульман на ул. Шепеткова не помещаются все верующие, поэтому в по большим праздникам (Ураза-байрам, Курбан-байрам) мусульманам приходится проводить намаз на придомовой территории, что вызывает недовольство у жителей микрорайона. 9 декабря 2013 г. во Владивостоке в кампусе ДВФУ на о. Русский состоялся первый конгресс народов Приморья, посвященный 75 - летнему юбилею Приморского края и десятилетию Ассамблеи народов Приморского края. В конгрессе народов Приморья принял участие председатель законодательного собрания по Приморскому краю В. В. Горчаков, который в своем докладе подчеркнул необходимость выделения представителям Казыятского управления мусульман Приморского края (КУМ ПК) земельного участка под строительство мечети в районе Улисса. В этот же день был торжественно заложен первый камень в честь строительства молитвенного дома, но строительство мечети было приостановлено на этапе закладки фундамента. 18 февраля 2013 г. было назначено судебное разбирательство по вопросу о ликвидации Казыятского управления мусульман Приморского края за нарушение закона. Был нарушен Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, был нарушен пункт 4 статьи 8, поскольку в состав данной централизованной религиозной организации входит всего две местных религиозных организации. Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 17 печатные материалы (брошюры «Мухаммад - Величайший из всех», «Беседы об исламе», «Мусульмано - христианский диалог») не содержат маркировку с официальным полным наименованием организации, а на маркировке брошюры «Иман, Ислам, Намаз» используется неполное наименование организации. Так же отмечается, что печать организации не соответствует требованиям пункта 4 статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», так как не содержит полного наименования этой некоммерческой организации. В связи с вышеозначенными нарушениями общине КУМ ПК два раза было выписано предупреждение, однако документы об устранении нарушений не были предоставлены. Поэтому 10 октября 2012 г. организация КУМ ПК была привлечена к административной ответственности. 19 февраля 2013 г. Приморский краевой суд принял решение удовлетворить требования искового заявления Министерства юстиции РФ о ликвидации КУМ ПК и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц [5]. Мусульманские объединения Владивостока в настоящий момент находятся в нестабильном состоянии. Из-за закрытия КУМ ПК внутри общин происходят перемены, избираются новые лидеры. Строительство мечети снова становится не возможным по юридическим причинам. Лишь при скоординированных действиях административного аппарата и мусульманских общин г. Владивостока возможна как стабилизация внутри самих исламских объединений, так и совершенствование межэтнических и межконфессиональных отношений.
Список литературы: 1. Ващук С.А. Исторические проблемы социально-политической безопасности Российского Дальнего Востока (вторая половина ХХ - ХXI вв.) / С.А. Ващук, А. В. Друзяка, Е.Н. Чернолуцкая. – Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. – 224 с. 2. Ислам // Религиозные организации Приморского края: словарь - справочник / С.М. Дударёнок, М. Б. Сердюк, Д. А. Владимиров, под ред. Е.А. Поправко. – Владивосток, 2007. – С.120 – 142. 3. Мусульмане Приморского края: численность и этносостав // Религиозные организации Приморского края: словарь - справочник/ С.М. Дударёнок, М. Б. Сердюк, Д. А. Владимиров, под ред. Е.А. Поправко. – Владивосток, 2007. – С. 102 – 106. 4. Ишмухамедов Д.Д. Проблемы духовного единства и этнического взаимодействия в Приморской умме. – Владивосток, 2009. – С.17 –21. 5. Решение по делу № 3-5/2013 от 19 февраля 2013 г. Владивосток [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-primorskij-kraevoj-sud-primorskij-kraj-s/act-107292226/ 6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/171640/3/#block_300#ixzz31tfBJ1bl, http://base.garant.ru/171640/3/#block_300
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |