|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Властная иерархия в государствах доколониальной МезоамерикиЕвдокимова Майя Алексеевна, ДВФУ Школа гуманитарных наук Научный руководитель: к.и.н. Латушко Ю.В.
Актуальность изучения проблемы властной иерархии обусловлена тем, что знание механизмов и способов функционирования власти в современном мире является необходимым с самых разных точек зрения и имеет как сугубо фундаментальное, так и прикладное значение. Мезоамериканские государства доколониального периода имели опыт самостоятельного потестарно-политического развития. Этот факт делает данный регион отличным объектом кросс-культурного исследования в сфере политической антропологии. Во многом автохтонная эволюция властных отношений в государствах Инков, Майя и Ацтеков привела к сопоставимому с Европой Эпохи Возрождения уровню сложности политической организации. В данной работе ключевым понятием является «властная иерархия», которую можно определить, как систему вертикальной соподчиненности в обществе. В России тема иерархии властных отношений в Мезоамериканских государствах доколониального периода изучалась такими исследователями как Р.В. Кинжалов; Ю.В. Кнорозов; В.И. Гуляев; В.Е. Баглай; Г.Г. Ершова и др. Анализ трудов вышеприведенных исследователей позволяет реконструировать структуру властных отношений и иерархии в Мезоамерике доколониального периода. Кросс-культурный антропологический метод дает нам достаточные основания для утверждения того, что государствам Инков, Майя и Ацтеков были присущи как универсальные, так и специфические для каждого рассматриваемого нами социума черты властных отношений. Что касается общих закономерностей, они были следующими. Сложилась трех-четырех частная система уровней принятия решений — от местного до регионального. Сформировалась элита с дифференцированными функциями и соответствующими тому или иному рангу привилегиями [6]. Некоторые авторы выделяют духовенство в отдельную категорию, не относящуюся к вышеперечисленным. Высшее и даже региональное жречество не могло считаться рядовым сословием. Ввиду той огромной роли, которую играла религия в этих государствах, человек, говорящий с богами всегда был гораздо выше горожан и, нередко, находился на одном уровне с правителем. Разумеется, в таком вопросе нельзя обойтись без важных деталей, которые помогут сформировать более четкое видение системы властных отношений в данных сообществах. Культ царских предков, как это становится ясно из данных монументальной архитектуры и иероглифических текстов, являлся основой царской идеологии. Сам по себе он выполнял несколько важных функций: обеспечивал связь исторического правителя со сверхъестественными силами, поддерживал собственную сакральную силу правителя, являлся базой для обоснования законности (легитимности) правления реального исторического лица. Такая система обеспечивала стабильное функционирование и процветание государств Мезоамерики доколониального периода. Примером данного тезиса может быть тот факт, что в классический период не было отмечено значительных случаев недовольства простого народа своей судьбой или привилегиями правителей и чиновников. Это говорит о том, что всех членов сообщества устраивал существующий порядок вещей [9]. Отметим также, что анализ структуры власти Мезоамериканских государств может дать важный фактический материал для исследования путей политогенеза в стадиально близких обществах Старого света, а также при изучении властных универсалий, присущих обществам разных исторических эпох.
Список литературы: 1. Березкин Ю. Е. Инки. 1991. Исторический опыт Империи. - Л.: Наука. 2. Гуляев В.И. 1972. Древнейшие цивилизации Месоамерики. М.: Наука. 3. Гуляев В. И.1976. По следам конкистадоров. М: Прогресс. 4. Гумбольдт А. 1969. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 гг. Т. 1. М.: Логос. 5. Ершова Г.Г. 2002. Древняя Америка: полёт во времени и пространстве. Мезоамерика. - М.: Алетейа. 6. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. 1982. Правитель и полководец из “Брода Ягуара” // Латинская Америка, № 6. 7. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. 1983. Прорицание жреца: Расшифровка надписи на сосуде древних майя // Латинская Америка, № 3 8. Косидовский, З. 1991. Когда солнце было богом. М., Наука. 9. Куббель Л.E. 1988. Очерки потестарно-политической этнографии. М.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |