|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Манипулятивный потенциал визуального PR-текста в контексте деятельности высшего учебного заведенияУлькина Дарья Александровна ДВФУ, Школа гуманитарных наук Научный руководитель: Жукова Т. А., к.ф.н., доцент
В статье рассматривается понятие мультимедийного текста, а также эффективность его использования в качестве инструмента манипуляции сознанием. Дается определение такой разновидности медиатекста, как визуальный PR-текст, изучается использование отдельных его видов в PR-деятельности российских и зарубежных ВУЗов, а также возможность распространения пресс-релизов, содержащих мультимедийный контент, с помощью российских специализированных Интернет-ресурсов. Кроме того, автором разрабатывается макет альтернативного визуального PR-текста для Дальневосточного федерального университета. Ключевые слова: мультимедийный текст, манипуляция сознанием, визуальный PR-текст, Дальневосточный федеральный университет. В статье рассматривается понятие мультимедийного текста, а также эффективность его использования в качестве инструмента манипуляции сознанием. Дается определение такой разновидности медиатекста, как визуальный PR-текст, изучается использование отдельных его видов в PR-деятельности российских и зарубежных ВУЗов, а также возможность распространения пресс-релизов, содержащих мультимедийный контент, с помощью российских специализированных Интернет-ресурсов. Кроме того, автором разрабатывается макет альтернативного визуального PR-текста для Дальневосточного федерального университета. Ключевые слова: мультимедийный текст, манипуляция сознанием, визуальный PR-текст, Дальневосточный федеральный университет. Переход человечества к постиндустриальному обществу охарактеризовался бурным, непрекращающимся развитием технических средств массовой коммуникации, что повлекло за собой появление множества новых способов передачи информации, в которых аудиовизуальный компонент сообщения может не только дополнять и подкреплять вербальный, но и иметь превалирующее значение. Здесь находит подтверждение принцип Маршалла МакЛюэна «The medium is the message»: канал передачи предопределяет само сообщение, и ориентация в процессе коммуникации не только на семантическое, но и на эстетическое восприятие многократно усиливает воздействие передаваемой информации, что, в свою очередь, имеет решающее значение для манипуляции сознанием. С. Кара-Мурза в своей монографии «Манипуляция сознанием» говорит о том, что природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия (наряду с открытым, «официальным» сообщением посылается «закодированный» сигнал), и влияние, оказываемое сообщением, в передаче которого задействуются одновременно несколько различных каналов восприятия, более эффективно, нежели влияние сообщения «одноцветного». В связи с этим мультимедийный текст в сравнении с текстом традиционным обладает значительно более мощным манипулятивным потенциалом. Необходимо более подробно рассмотреть понятие мультимедийного текста, или медиатекста. Возникновение понятия «медиатекст» связано с бурным развитием в ХХ в. средств массовой коммуникации, таких как кинематограф, телевидение, радио, Интернет и т.д. Появилось множество новых способов осуществления коммуникативной деятельности посредством СМИ, связанных с использованием аудиовизуальных выразительных средств (аудио-, видео-, графика, анимация и т.д.). Таким образом, сущность мультимедийного текста заключается в соединении традиционного текста с невербальной информацией (иллюстрации, музыка и звуковые эффекты, видео и т.п.). Медиатекст понимается как конкретный результат медиадеятельности, как информационное сообщение в любом виде медиа, будь то статья в газете, телевизионный сюжет или аудиореклама на радио. Он включает в себя журналистский текст, рекламный текст, PR-текст, публицистический текст, текст Интернет-СМИ, т.е., три основные сферы его применения – журналистика, реклама и PR. Медиатекст можно определить как динамическую сложную единицу высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций. Его основными категориями являются медийность, массовость, поликодовость (медиатекст интегрирует в едином смысловом пространстве разные компоненты – вербальные, аудиальные, визуальные и т.д.), открытость для многочисленных интерпретаций. Поликодовость, в частности, обеспечивает и разнообразие используемых технологий манипуляции сознанием. Обобщая и анализируя определения манипуляции, принадлежащие таким ученым как Б. Бессонов, Д. Волкогонов, Р. Гудин, О. Йокояма, В. Сагатовский, Г. Шиллер, Э. Шостром, можно дать следующее определение манипуляции сознанием: вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Как уже было сказано, мультимедийный текст является благоприятной почвой для использования приемов манипуляции именно по причине того, что сочетает в себе вербальный и аудиовизуальный компоненты. Это дает возможность использовать как лингвистические приемы (эвфемизация, сравнение в пользу манипулятора, переосмысление (когда очевидному и известному факту, объекту, явлению присваивается новый смысл), вживленная оценка (когда признак предмета – отличный, лучший, незаменимый и т.п. - постоянно ставится рядом с его названием, превращаясь в его свойство), речевое связывание (когда два или более действий в предложении связываются временными оборотами "до того как", "перед тем как", "после того как" и т.д.; на двойную временную конструкцию в предложении человеку затруднительно дать двойное отрицание), импликатуры (когда информация «в чистом виде» в сообщении не присутствует, «но извлекается читателем в силу стереотипов мышления и языковых конвенций»), риторические вопросы, так и аудиальные и визуальные манипулятивные приемы. Визуальная сфера представляется нам наиболее важной, т.к. способность человека воспринимать и интерпретировать окружающую действительность связана с абстрактным, т.е., образным мышлением, и в связи с этой особенностью восприятие визуальной информации в сравнении с информацией вербального характера является менее затрудненным. Более того, визуальные образы сначала воспринимаются подсознательно, а лишь затем переходят на уровень сознания; все это обусловливает устойчивость их манипулятивного потенциала. С. Кара-Мурза, рассматривая зрительные образы в качестве инструмента в арсенале манипуляции сознанием, говорит о том, что их суггесторное значение многократно усиливается в совокупности с вербальной составляющей, поэтому манипуляция использует единство слова и образа. Ярким примером являются комиксы, в частности, американские, отдельные серии которых существуют на протяжении нескольких десятков лет и сопровождают американца от начала его жизни и до конца, становясь инструментом идеологии, частью истории – его и его страны, и оказывая мощное воздействие на его сознание и самосознание. Высокая эффективность мультимедийного текста как средства оказания влияния на общественное мнение обусловила его развитие в контексте public relations, в результате чего на смену классическому PR-тексту пришел PR-текст визуальный. Исходя из названия, визуальный PR-текст предполагает передачу информации по визуальному каналу, что детерминирует использование PR-специалистом приемов из различного рода дисциплин, начиная от изобразительного искусства и заканчивая современными компьютерными технологиями. А. Бузинова в своей статье «Визуальный контент современного PR-текста» выделяет следующие виды визуальных PR-текстов: элементарные, наполненность которых визуальным контентом минимальна (для них характерны монохромность и визуализация с помощью шрифта), комбинаторные, контент которых основан на сочетании не более двух разных элементов (текст+изображение, текст+видео, текст+ссылка и т.п.), интегративные, представляющие собой комплексную визуальную систему объектов, которые взаимодействуют между собой и альтернативные, для которых характерно или использование нетрадиционного канала передачи информации, или выход за рамки шаблонности в подаче информации, или использование неординарных материалов. Данная методика применяется во всех сферах деятельности, в т.ч. и в сфере высшего образования как в России, так и за рубежом, и ее подробное изучение и усовершенствование является актуальной проблемой, особенно для Дальневосточного федерального университета, который позиционирует себя как активно развивающийся вуз, нацеленный на долгосрочные перспективы. Работа пресс-службы играет в данном случае весьма важную роль, т.к. вносит вклад в формирование имиджа университета в России и за рубежом, в привлечение инвестиций, обеспечивает установление и поддержку взаимовыгодных, продуктивных отношений учебного заведения с общественностью, обеспечивает продвижение университета с целью привлечения новых студентов и преподавателей, а также вносит вклад в повышение качества образования в Дальневосточном федеральном университете и образования в России в целом. Ввиду этого процесс создания и распространения PR-материалов требует следования общемировым тенденциям. С целью более подробного изучения этой проблемы нами был проведен контент-анализ PR-материалов Массачусетского технологического университета (MIT) за период с 17.01.14 по 18.05.14, PR-материалов таких российских вузов, как Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова и Российский университет дружбы народов, а также PR-материалов Дальневосточного федерального университета. Кроме того, нами были изучены формы отправки новостей и пресс-релизов 15 информационных и PR-сайтов федерального и регионального уровня на предмет возможности размещения мультимедийного контента вместе с текстовым сообщением. В результате исследования было выявлено, что в большинстве своем тексты российских университетов – тексты элементарные и комбинаторные; интегративные и альтернативные PR-тексты характерны для зарубежных учебных заведений. Это свидетельствует об отставании российской сферы связей с общественностью от общемировых и, в частности, западных тенденций и о необходимости повышения внимания к процессу создания PR-текста, изучения новых, актуальных и современных способов повышения эффективности его влияния на общественность и применения их на практике. На основе полученных данных нами была выдвинута гипотеза о неприспособленности российских информационных Интернет-порталов и баз пресс-релизов к публикации мультимедийных текстов, что детерминировало изучение нами форм отправки PR-текстов и новостей на специализированных сайтах, таких как www.press-release.ru, www.subscribe.ru, www.rb.ru, www.re-port.ru, www.aqula.ru и т.п. 10 из 15 исследованных нами Интернет-ресурсов позволяют разместить только элементарный PR-текст (с предоставлением возможности видоизменения шрифта, например, для выделения ключевых слов), 4 из 15 поддерживают возможность размещения изображения и фотографии (причем на некоторых порталах ограничение по размеру изображения позволяет разместить только логотип компании или организации), и лишь 1 сайт из 15 предоставляет возможность для размещения мультимедийного контента, как-то: изображение, URL-ссылка, аудио, видео-ролик, flash-ролик и видео с канала YouTube.com. Нами был сделан вывод о том, что в целом российские базы пресс-релизов не предназначены для размещения интегративных, альтернативных, а также некоторых видов комбинаторных визуальных PR-текстов. Данная проблема требует к себе внимания, т.к. она, на наш взгляд, препятствует развитию новых, современных тенденций в сфере российских связей с общественностью, позволяющих оказывать эффективное воздействие на аудиторию. Для ее решения необходимо модернизировать формы отправки пресс-релизов, добавив ряд новых функций, позволяющих снабжать традиционные PR-тексты мультимедийным контентом. Таким образом, благодаря способности осуществлять трансляцию информации одновременно по нескольким каналам, мультимедийный текст является эффективным инструментом манипулирования массовым сознанием, в т.ч. и в PR-деятельности, где наибольший интерес для изучения представляет такая разновидность мультимедийного текста, как визуальный PR-текст. Нами было выявлено, что целом манипулятивные технологии в PR-текстах российских университетов не используются, но визуальный контент занимает важное место, хотя и отстает по своей насыщенности от контента материалов зарубежных вузов. Преднамеренное использование технологий манипуляции сознанием в данном случае не представляется нам целесообразным, однако значимость использования визуального контента не поддается сомнению, т.к. таким образом достигается уже упомянутое нами единство слова и образа, что позволяет оказывать воздействие на адресата.
Список литературы: 1. McLuhan M. Understanding Media: the extentions of man [Текст] / M. McLuhan. - Massachusetts, 1994. - 393 p. 2. Бузинова А.А. Визуальный контент современного PR-текста [Электронный ресурс] / Медиаскоп: сайт. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1412#13 3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Эксмо, 2012. – 864 с. Разработка рекомендаций по продвижению ресторанного бизнеса в Интернет-среде (на примере ресторана "Штуккенберг") Сосновская Олеся Георгиевна ДВФУ, Школа Гуманитарных наук Научный руководитель: Самойленко П.Ю., к.п.н., доцент
Информационные ресурсы в Интернете сегодня оказывают значительное влияние на маркетинговую и рекламную деятельность, являясь одним из важных элементов на всех этапах создания и продвижения товара. Средства и методы получения информации, изучение ее воздействия на потребителя, среда распространения информации - вот те основные элементы, которые определяют маркетинговые коммуникации. Соединение традиционных рекламных технологий с информационными технологиями глобальных сетей позволяет по-новому взглянуть на основные функции рекламы, ее место в системе продвижения товаров и услуг. Интернет как среда распространения рекламы представляет собой новый вид средств массовой информации. Интернет становится активной рекламной средой, с помощью которой компании продвигают свою продукцию на рынки. В настоящее время почти каждый вид деятельности отображён в сети; создано большое количество рекламных площадок, тематических порталов и других ресурсов, с помощью которых пользователь находит нужную ему информацию. Таким образом, Интернет стал полностью функциональным рекламным инструментом, со своими специфическими особенностями, способным конкурировать с оффлайновыми видами рекламы, но при этом не требующий больших финансовых затрат. Постоянный же рост аудитории Интернет и появление новых, всё более эффективных рекламных носителей соответственно приводит к росту рынка Интернет-рекламы. «Интернет объединил в себе интерактивный характер коммуникации, гипермедийную природу и возможность построения индивидуального взаимодействия.» [1].Как следствие, на сегодняшний день интернет-реклама является одним из наиболее перспективных направлений рекламной деятельности. Понятие интернет-рекламы может рассматриваться с нескольких сторон. [2] С экономической точки зрения, интернет-реклама – это коммерческое присутствие информации о фирмах, а также ее товарах и услугах, имеющее своей целью увеличить их известность в Интернете или повысить финансовые обороты в оффлайн-деятельности за счет онлайн-технологий. Согласно коммуникативной версии, интернет-реклама выступает в качестве своеобразного диалога между производителем и потребителем, продавцом и покупателем. Рассматривая интернет-рекламу под углом психологии, можно сказать, что главная ее цель заключается в формировании положительного устойчивого, управляемого образа фирмы, а также ее товаров или услуг в сознании и подсознании конечного пользователя. В социальной интерпретации, реклама в сети – это сложившийся и вполне устоявшийся вид человеческой деятельности, для которой характерны основные признаки определенного сообщества – экономические, политические, демографические, географические, психологические. На основе предложенных версий формулировки понятия, можно вывести общее определение: интернет-реклама – это сложный опосредованный коммуникативный процесс передачи информации электронным путем, формирующий в сознании потребителя устойчивые психологические образы для достижения экономических, культурных, социальных и прочих целей. Интернет, как средство массовой коммуникации, дает широкие возможности для рекламирования самыми разнообразными способами. Возможности Интернет в отличие от традиционных СМИ позволяют использовать широкий набор рекламных носителей: текст, графика, видео и аудио. «Широкие возможности Интернета ставят перед современными компаниями достаточно сложную задачу их эффективного использования в коммерческой деятельности и требуют адаптации старых или разработки новых методов ведения бизнеса». [3]. Для ресторанного бизнеса интернет-реклама – это на сегодняшний день самый эффективный инструмент привлечения клиентов, поскольку по таким показателям, как стоимость целевого контакта и возможность оперативного вмешательства в ход проведения кампании намного опережает остальные каналы коммуникации. К другим преимуществам Интернет, как рекламоносителя, можно отнести конкретный состав аудитории и возможность таргетинга, интерактивность, возможность точной оценки эффективности проводимой рекламной кампании. [4] Современная интернет-реклама включает множество средств, которые активно применяются рекламодателями в зависимости от поставленных маркетинговых задач. Реклама в Интернет работает по тем же принципам, что и любая другая, отличие только в том, что Интернет - технологии дают принципиально новые инструменты проведения и анализа рекламных кампаний, о которых в обычной рекламе можно только мечтать. Исходя из специфики деятельности ресторана «Штуккенбергъ» ключевыми будут являться следующие средства Интернет – продвижения. Веб-сайт Первым и самым важным элементом рекламной кампании является веб-сайт, поскольку на него ссылаются все остальные элементы продвижения. Веб-сайт создается как дополнительный канал коммуникации с существующими и потенциальными клиентами. [5] Веб-сайт ресторана «Штуккенбергъ» одновременно может решить несколько задач, поставленных перед рекламной кампаний: это и информирование потенциальных посетителей о ресторане, и создание благоприятного имиджа, и обеспечение доступности информации, и отстройка от конкурентов. Ресторан «Штуккенбергъ» имеет собственный сайт и для обеспечения выполнения поставленных задач он требует доработки. Во-первых, сайт должен точно передавать атмосферу внутри заведения и для этого можно при входе на сайт использовать приятную музыку. Во-вторых, на сайте необходимо разместить галерею фотографий ресторана, чтобы потенциальный посетитель мог оценить необычный интерьер и уютную обстановку. Уместно было бы использовать такой эффективный маркетинговый инструмент, как виртуальный 3D тур. Это один из самых зрелищных и доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день. Виртуальный тур позволяет совершить увлекательную виртуальную экскурсию и создаёт у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальное знакомство с рестораном или кафе помогут привлечь новых клиентов, ведь потенциальный посетитель может заранее ознакомиться с обстановкой, подготовиться к празднованию торжественных мероприятий: свадеб, юбилеев и банкетов.
Баннерная реклама Вторая составляющая рекламной кампании – это использование баннеров, которые являются самым эффективным способом наращивания трафика веб-сайта. Баннеры решат такие задачи рекламной кампании, как привлечение новых и потенциальных клиентов и создание благоприятного имиджа ресторана. Выбор данного средства в рекламной кампании ресторана «Штуккенберг» продиктовано в большей степени тем, что баннерная реклама работает, даже если по нему не переходят, а основная мысль, отраженная в баннере, всегда запоминается. Для продвижения ресторана «Штуккенберг» при помощи баннерной рекламы следует учитывать: -на баннере должна быть представлена выгодная информация -визуально богатым баннер делает простота -в баннере необходимо избегать использование сложных шрифтов -передаваемая при помощи мысль должна быть ясна -числа – это хороший способ добиться в баннере разнообразия -краткость – залог успеха эффективного баннера -баннер должен создавать связь с аудиторией -дизайн баннера должен быть органично увязан с дизайном рекламируемого сайта Определяющим фактором эффективности баннера является Интернет- площадка, на которой он размещается. Главные критерии отбора Интернет-ресурса для размещения баннерной рекламы – это количество уникальных посетителей и тематика ресурса. Основываясь на данных показателях, было отобрано несколько интернет-площадок, при размещении баннерной рекламы на которых будет достигнут максимальный охват целевой аудитории и в полном объеме будет обеспечено обращение к заинтересованным посетителям. ФарПост (FarPost.ru) Интернет-портал, объединяющий крупнейшую на Дальнем Востоке базу объявлений (коммерческих и частных) и каталог дальневосточных интернет-ресурсов. Это самый популярный сайт Владивостока, ежедневная посещаемость которого составляет более 100 тысяч уникальных посетителей, которые просматривают более 2 млн. страниц. [6] Главное преимущество сайта ФарПост – тематическая направленность, объединяет множество разделов, куда заходит непосредственно интересующаяся конкретными предложениями аудитория. Для ресторана «Штуккенбергъ» наиболее эффективным будет размещение в разделе «Развлечения и отдых», посетители которого максимально заинтересованы в организации своего досуга. Сайт Владивостока (VL.ru) Данный ресурс – это визитная карточка города, один из самых посещаемых его интернет-сайтов. Ежедневно на главную страницу портала заходят более 70 000 уникальных посетителей, она просматривается более 150 000 тыс. в сутки. Новостная лента "Новости Владивостока на VL.ru на сегодняшний день занимает лидирующие позиции среди электронных СМИ Дальнего Востока. Оперативность и эксклюзивность, подробности и комментарии, видеоролики и фоторепортажи с самых интересных событий и происшествий, сделали сайт Новостей VL.ru популярнейшей площадкой для освещения всех сфер жизни Владивостока и Приморского края. Кроме того, в состав VL.ru, входят тематические площадки, среди которых «Отдых и развлечения во Владивостоке», размещение на которых будет наиболее оптимальным для ресторана «Штуккенбергъ».
Контекстная реклама Важным инструментом продвижения в рекламной кампании ресторана «Штуккенберг» выступает контекстная реклама. Выбор данного средства продиктован тем, что она имеет точечное воздействие и показывается только тем пользователям, которые уже выразили заинтересованность в информации, размещенной на сайте, следовательно, бюджет рекламной кампании не будет расходоваться на «ненужную» часть аудитории. [7] Кроме этого, рекламное сообщение воспринимается пользователем не как навязчивая реклама, а как дополнительная информация. Для продвижения ресторана «Штукенбергъ» посредством контекстной рекламы, целесообразно использовать все ее методы: a) поисковую рекламу, связанную с текстом поискового запроса, которая будет выводиться результатов поиска в ответ на такие запросы пользователей, как «рестораны Владивостока», «отдых во Владивостоке», «ресторан Владивосток» b) контекстно-зависимую рекламу, связанную с текстом страницы, на которой она размещена и будет демонстрироваться на тематических страницах, связанных с ресторанной тематикой DVResto.ru, Tripavisor.ru, Vladivostok-city.com c) поведенческую рекламу, при которой рекламные объявления никак не связаны с контентом страницы, но зависят от предыдущего поведения пользователя, здесь будут учитываться и вышеперечисленные поисковые запросы, и тематику просматриваемых пользователем страниц. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |