АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная деятельность христианских религиозных организаций в Приморском крае

Читайте также:
  1. V1: Понятие и показатели экономической эффективности коммерческих организаций
  2. VI: Организация и управление торгово-посреднической деятельностью на рынке товаров
  3. А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического
  4. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
  5. Алкоголизм и наркомания, их медико-социальная значимость и
  6. Анализе деятельности организаций здравоохранения.
  7. Антисоциальная (социопатическая) личность.
  8. Астральная деятельность
  9. Аттитюд (социальная установка)
  10. Б) механизмом управления деятельностью государства.
  11. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков
  12. Банкротство организаций (предприятий).

Кузьменко Мария Юрьевна

ДВФУ, Школа гуманитарных наук.

Научный руководитель: Иванов А. М., канд. юрид. наук, доцент

 

Аннотация. В статье рассмотрена социальная деятельность христианских организаций, реализующаяся на территории Приморского края. Выделены основные направления этой деятельности. Сделана попытка обозначить религиозные обоснования активности христианских деноминаций в этой области.

Ключевые слова: социальная деятельность, благотворительность, религиозные организации.

 

За годы советской власти религиозная жизнь на Дальнем Востоке России была практически уничтожена. С середины 1980-х годов началось формирование современного религиозного пространства в этом регионе. И если в 1997 г. в Приморском крае насчитывалось чуть более 180 религиозных организаций, то на 2010 г. на территории Дальнего Востока их зарегистрировано 297, из которых 155 протестантских, 87 православных, 6 католических. Очевидно, наибольшее распространение имеют христианские организации [4].

Учения разных христианских конфессий так или иначе влияет на их социальную активность. В нашей статье мы рассмотрим основные направления социальной деятельности христианских организаций в Приморском крае и сделаем попытку показать связь между этими составляющими.

С точки зрения Православной Церкви, социальное служение – это практическая помощь людям. Активное участие в добрых делах должно быть направлено на улучшение их духовно-нравственного и материального положения. Задача церковной социальной работы — не дублировать деятельность государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразить эту систему посредством любви, деятельной веры. От Церкви должна исходить инициатива, цель которой — вернуть человека в общество, дать радость жизни [5].

Прихожане приходов Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной Церкви активно занимаются благотворительностью, помогают детским домам, интернатам для престарелых и инвалидов, больницам. Организующий центр благотворительной деятельности - Марфо-Мариинская обитель милосердия, учрежденная в апреле 1995 г. в пригороде г. Владивостока на Седанке. Здесь действует школа сестер милосердия. Обитель взяла под свою опеку детские дома ттг. Владивосток и Лучегорск, пос. Кавалерово, медицинские учреждения [8]. Также существует Сестричество милосердия при Свято-Успенском храме г. Владивостока, Сестричество при Свято-Покровском храме г. Уссурийска и другие [1].

С 2009 г. действует молодежное объединение «Лествица» при Свято-Покровском храме г. Уссурийск. Прихожане - студенты, школьники организуют досуговые мероприятия, привлекают молодежь к социальному служению: добровольцы опекают социальные учреждения города, навещают раненых в госпитале, дают благотворительные концерты.

Церковная социальная деятельность не должна порождать иждивенчество. Позиция Русской Православной Церкви такова, что нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помочь преодолеть греховные пристрастия, вернуться к полноценной жизни.

Социальное служение Русской Православной Церкви представляет собой быстро развивающуюся деятельность, осуществляемую в широких слоях общества благодаря правовым гарантиям со стороны государства. Таким образом, Православие в Приморье исповедуется не только словами, но и делами милосердия и благотворительности.

Возрождение жизни католических приходов в России началось с 1991 г. Во Владивостоке 1 января 1994 г. на Торжество Пресвятой Богородицы католическому приходу вручили долгожданные ключи от дверей храма. Численность прихожан в 1994 г. составляла 154 человека [6].

Можно проследить связь социальной активности католиков с особенностями католического богословия. С точки зрения католического вероучения, высшей добродетелью является милосердие, и на взращивании её сосредоточились усилия католических подвижников [2, с.42-48].

Начиная с момента возникновения владивостокской общины католиков, группа прихожан-добровольцев начала заниматься благотворительностью: посещением на дому одиноких и больных; сбором одежды для нуждающихся; помощью многодетным семьям и инвалидам продуктами, медикаментами; посещением больниц и интернатов, помощью детям-сиротам.

К работе в католических приходах привлекаются различные монашеские ордена. В настоящее время при владивостокском приходе несут службу сестры-монахини ордена милосердия Св. Анны (Испания), сестры-канониссы. Сестры ухаживают за тяжелобольными людьми, участвуют в благотворительных программах прихода. Сестры явились инициаторами открытия в с. Романовка реабилитационного центра для детей из многодетных и дисфункциональных семей. Главное направление работы сестричества — оказание медицинской помощи, несение духовного просвещения, ведение домашнего хозяйства у тех людей, которые нуждаются в такой помощи.

Особую известность в сфере благотворительной деятельности приобрела католическая организация «Каритас». Это международная организация со слаженной системой взаимодействия. В конце ноября 1991 г. она была официально зарегистрирована Министерством юстиции России [7]. Благотворительная организация «Каритас» прихода Пресвятой Богородицы начала свою деятельность в 1994 г. В настоящее время работа ведется в трех главных направлениях – медицинском, социальном и духовном. Цель организации «Каритас» — практическая реализация христианами-католиками социального служения, гуманитарной помощи и человеческого развития.

В христианском культурно-просветительском центре «Омега» молодые люди посвящают себя работе по просвещению студентов в вопросах нравственности и культуры для увеличения их заинтересованности в ответственном поведении и здоровом образе жизни.

В Приморском крае активными участниками благотворительной деятельности в начале 1990-х гг. становятся протестантские организации. Сформировалось сообщество, которое ориентировано на социальное служение, активную проповедь и создание новых церквей. В « Социальной позиции протестантских церквей России » сказано следующее: « Чаще всего социальные проблемы и физические страдания людей берут начало в проблемах духовного характера. В своем социальном служении церкви помогают преодолевать не только последствия греха, но и трудятся над устранением их причин, предлагая обществу программы духовно-нравственного оздоровления » [14, с. 41].

Особое место в социальном служении протестантских деноминаций занимает работа с детьми и детскими учреждениями. Протестанты занимаются организацией детского и подросткового отдыха. Данная деятельность подразумевает и евангелизационную работу. С 1999 г. во Владивостоке ведет работу приморская общественная организация социальной поддержки населения «Живая Надежда». Основатель организации – Рэйчел Дон Хьюз. «Живая Надежда» является некоммерческой организацией, оказывающей помощь бездомным детям, детям из социально необеспеченных, многодетных семей во Владивостоке. Среди основных направлений деятельности можно выделить организацию питания для бездомных людей, посещение колонии для несовершеннолетних, помощь в получении медицинского обслуживания, документов [13].

В 2000-е гг. протестанты пытаются организовать социальное служение через сеть собственных медицинских организаций. В 2005 г. собранием медиков из евангельских церквей Приморского края создан филиал благотворительной христианской организации «Green Doctors». Медицинская деятельность в филиале оценивалась как способ благовестия. Одним из направлений медицинской работы протестантских церквей стала реабилитация нарко- и алкоголезависимых. Данное направление работы встречало массу препятствий: необходимость лицензирования центров, недостаток материальных ресурсов и т.п. [3, с.3]

На 2010 г. в крае существовало уже 25 мест, где осужденные могли адаптироваться к общественной жизни. Однако эти центры государственного финансирования не получали. А между тем российское законодательство предусматривает поддержку социально ориентированных проектов.

Многие евангельские церкви оказывают посильную помощь людям, оставшимся без дома. Открыты и адаптационные пункты во Владивостоке, Находке, Уссурийске и Лесозаводске. За последние 5 лет через них прошло более тысячи человек.

В Приморском крае организуются молодежные христианские лагеря. Сотрудники работают на добровольной основе, не получая заработной платы. Легерь «Пенуэл» проводится с 2005 г. при поддержке протестантских организаций Дальнего Востока и «Движения искателей Бога». Постоянными гостями лагеря являются епископы и пасторы Дальневосточного округа. Лагерь принимает участников со всего Дальнего Востока - из Хабаровска, Благовещенска, Биробиджана, Владивостока, с Камчатки и из Якутии [9].

Новой формой евангелизации стала культурная работа приморских протестантов. У Лютеранской церкви эти проекты не носят ярко выраженного евангелизаторского характера. В проекте «Дни немецкой культуры» скорее можно увидеть национальную составляющую. Культурная работа лютеран является одной из форм социального служения, так как многие мероприятия проводятся бесплатно [12].

Основной проблемой протестантов является даже не отсутствие поддержки на государственном или муниципальном уровне, но нарастание на протяжении 2000-х гг. проблем взаимопонимания с властями и обществом. Вместо информационной поддержки социальная, благотворительная работа протестантов или замалчивается, или воспринимается общественным сознанием как деятельность сект [11, с. 63-68].

Социальное служение и благотворительная работа протестантских деноминаций характеризуются многообразием форм и направлений. В то же время надо отметить, что хотя современное российское законодательство и предусмотрело ряд привилегий для участников такой деятельности, но сегодня ни одна из протестантских организаций Приморского края не получила статуса «социально ориентированной организации» и соответствующей поддержки от государства.

Таким образом, христианские организации занимают активную социальную позицию и вносят свой вклад в развитие благотворительности. При этом можно отметит и специфику подходов к ее организации со стороны представителей разных конфессий. Проекты протестантов большей частью направлены на евангелизацию, а социальная деятельность является инструментом для достижения этой цели. Католики воспринимают свою деятельность как путь личного духовного самосовершенствования. Православная Церковь занимает в этом срединную позицию, ее деятельность отражает заботу и о духовном, и о материальном состоянии человека.

Список литературы:

1. База данных по социальному служению Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://social.miloserdie.ru/

2. Вышинский О., диак. О влиянии традиционного догматического учения римо- католической церкви на формирование ее современной социальной доктрины // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы. – СПб., 2013. – С. 42-48.

3. Гусарова Л. Благотворительность // Христианство Приморья. – 2005. – № 6. – С.3.

4. Дударенок С.М. Современная религиозная ситуация на Российском Дальнем Востоке: особенности формирования и тенденции развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://religiopolis.org/documents/847-sm-dudarenok-sovremennaja-religioznaja-situatsija-na-rossijskom-dalnem-vostoke-osobennosti-formirovanija-i-tendentsii-razvitija-materialy-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-svoboda-religii-i-demokratii-starye-i-novye-vyzovy-kiev-avgust-2010.html

5. Зальцман Т.В. Система социальной и благотворительной деятельности Церкви. Основные характеристики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://social-orthodox.info/3_4.htm

6. История прихода Пресвятой Богородицы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://catholic.vladivostok.ru/history/parish-history/

7. Каритас в России. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://caritasru.wordpress.com/

8. Марфо-Мариинская обитель милосердия в г. Владивосток. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://palomniki.su/countries/ru/g03/vladivostok/marfo-mariinskaya-obitel.htm

9. Молодежный христианский лагерь Пенуэл вновь собрал молодежь со всего Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ngrussia.com/index.php/novosti/mirovye/item/875-molodezhnyiy-hristianskiy-lager-penuel-vnov-sobral-molodezh-so-vsego-dalnego-vostoka.html

10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2000. –192 с.

11. Поправко Е. А., Ермакова Э. В. Трансформация форм социального служения протестантских церквей в Приморском крае в постсоветский период // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2012. – № 1 – С. 63-68.

12. Прокопчук А. В. Дни немецкой культуры во Владивостоке как социально-культурный проект. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=573

13. Савин В.А. Социальное служение евангельских церквей Приморского края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dv-alliance.ru/index.php/sezdy/sezd-iii/13-doklady-iii-sezda/25-sotsialnoe-sluzhenie-evangelskikh-tserkvej-primorskogo-kraya

14. Социальная позиция протестантских церквей России.– М.,2009. – 45 с.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)