|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Осмысление теодицеи в небиблейских источниках раннего христианстваЗубковская Анастасия Александровна ДВФУ, Школа гуманитарных наук Научный руководитель: Мезенцев И.В., ассистент
Аннотация. В статье анализируется осмысление проблемы страдания в творениях раннехристианских мыслителей (до IV в.) – Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Аполлония Римского, Афинагора Афинского, Феофила Антиохийского, а также делаются замечания общего характера касательно христианского понимания смысла страданий. Ключевые слова: страдание, человек, Бог, теодицея, ранее христианство. Феномен страдания – одна из фундаментальных проблем человеческого существования, её осмысление было актуальным с древности. В рамках религиозного опыта данная проблема получает специфическое разрешение, в отличие от аналогичных попыток в лоне светской философии. В своей работе мы анализируем осмысление феномена страдания на раннем этапе истории христианской традиции – до IV в. Ниже мы обращаемся к анализу только небиблейских источников – трудов видных мыслителей раннехристианской Церкви. Раннехристианская эпоха интересна своим социокультурный контекстом: христиане до IV в. претерпевали гонения, будучи безвинными людьми. Этот момент, безусловно, заостряет внимание на проблеме теодицеи и способе ее разрешения. Помимо этого, интерес к данному периоду связан с попыткой восполнить содержание исследований по указанному вопросу. Как правило, в специальной литературе проблема теодицеи рассматривается на основе более поздних источников. Анализируя труды христианских авторов, мы находим ответы на вопрос о причине страдания. В частности, акцентируя внимание на падении прародителей, Феофил Антиохийский пишет: «Так и первозданного непослушание подвергло изгнанию из рая, не потому что в дереве познания заключалось что-либо злое, но за непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь, и наконец, смерть» [9]. Человек страдает за грехи, и хотя у него есть возможность покаяния, он полностью не избавляется от страданий. Ерм в книге «Пастырь» приводит следующий ответ: «Кающийся должен помучить свою душу, смириться во всяком деле своем и перенести многие и различные скорби, и когда перенесет все, что ему назначено, тогда, конечно, Тот, Который все сотворил и утвердил, подвигнется к нему Своей милостью и даст ему спасительное врачевство, и то уже тогда, когда увидит, что сердце кающегося чисто от всякого дела» [8]. Другой аспект проблемы страдания, актуальный в раннем христианстве, - мученичество. История древнехристианской Церкви даёт многочисленные примеры мученичества как высшего проявления христианского смирения, стойкости веры, так как перед смертью мучеников подвергали различного рода допросам и пыткам. Мы не рассматриваем политические, социальные и иные причины гонений христиан. Наша задача – выявить метафизические основания мученичества. За что христиане смиренно шли на смерть? В чем причина такого послушания? Об этом пишет святой Игнатий в Послании к римлянам: «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего» [8]. Антиохийский предстоятель подчеркивает ничтожество страданий перед лицом конечной цели христианина - благого единства со Христом: «Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня – только бы достигнуть мне Христа» [8]. Поликарп Смирнский почти повторяет мысль Игнатия: «Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его» [8]. Особое внимание в трудах христианских авторов получает проблема страданий Бога. Данная проблематика неотделима от вопроса страдания человека, так как в русле христианской традиции Бог, страдающий на Кресте, является Спасителем человечества от страданий. Почему Бог страдает? Святые отцы указывали на то, что Бог смилостивился над людьми, чтобы вернуть их в райское состояние. Не нарушая свободы воли человека и потому не избавляя человека от греха и страданий насильно (автоматически или «по волшебству»), Бог Сам принимает на себя грехи всего человечества, чтобы понести за них наказание, и таким образом искупить их вину. В этом контексте страдания Бога снимают проблему богооставленности всякого страдающего человека, являясь одним из оснований христианского учения об индивидуальном крестоношении. Итак, согласно данной концепции, человек страдает не один: Бог страдает с ним и за него, своими страданиями разрушая страдание человека в своем Воскресении. Тем не менее, человек не избавляется от мучений, несмотря на божественное искупление первородного греха. Даже после искупления в человеке сохраняется свободный выбор, поэтому он, избирая зло, пожинает соответствующие плоды своего сознательного выбора. Афинагор Афинский говорит: «Делающий правду избежит вечных мучений и наследует жизнь вечную для Бога» [2]. Аполлоний Римский сходным образом отмечает: «Ибо, когда мы живем, мы живем для Бога, и терпим мучения за него, чтобы нам бедственно не потерпеть вечной смерти» [1]. Примечательно, что в данном случае земные страдания понимаются в контексте вечной жизни человека за порогом земного бытия. Тотальное преодоление страдательности возможно только после земной жизни. Человек страдает физиологически, но духовно он растет: в метафизической перспективе его страдания парадоксальным образом разрешаются в предельное благо, что аналогично внутренней связи между Голгофой и Воскресением Христа, которые представляют собой двуединый акт. Итак, феномен страдания в ранней христианской традиции осмысляется в контексте двуединой перспективы как соотношение человеческого и божественного страдания: человек страдает по попущению Бога в силу прародительского прегрешения и личных грехов и в то же время Бог страдает за человека, чтобы избавить его от страданий и даровать ему предельное блаженство. В конечном счете, эта двуединая перспектива устремляет сознание христианина к разрешению страданий в блаженстве вечной жизни. По мнению раннехристианских авторов, реальное подражание страданиям Христа делает человека мистически причастным к Спасителю и благим плодам его искупительного подвига.
Список литературы: 1. Аполлоний Римский. Апология [Электронный ресурс] // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Алетейя, 1999. – С.375-394. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Apollonij_Rimskij/apologija 2. Афинагор Афинский. О воскресении мертвых [Электронный ресурс] // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Алетейя, 1999. – С.92-124. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Afinagor_Afinskij/o-voskresenii-mertvykh 3. Афинагор Афинский. Прошение о христианах [Электронный ресурс] // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Алетейя, 1999. - С.53-91. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Afinagor_Afinskij/proshhenie-o-khristianakh 4. Григорий Чудотворец. Беседа на Рождество Христово [Электронный ресурс] // Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского / Пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. – С. 159-171. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/beseda_na_rozhdestvo_xristovo 5. Григорий Чудотворец. Вторая беседа на Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии [Электронный ресурс] // Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского / Пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. – С.136-145. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/beseda_na_blagovechenie_2 6. Григорий Чудотворец. О возможности и невозможности страданий для Бога [Электронный ресурс] // Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского / Пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. – С.80-100. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/o_vozmozhnosti_stradanij 7. Григорий Чудотворец. Подробное изложение веры [Электронный ресурс] // Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского / Пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. – С.118-130. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/podrobnoe_izlogenii_very 8. Писания мужей апостольских / Предисл. Р. Светлова. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. – 474 с. 9. Феофил Антиохийский. Послание к Автолику [Электронный ресурс] // Сочинения древних христианских апологетов. – СПб.: Алетейя, 1999. – С.125-194. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |