|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие женской личности с участием архетиповВоронкова Полина Евгеньевна ДВФУ, Школа искусства, культуры и спорта Научный руководитель: Дударенок С.М., к.ф.н., д.и.н., профессор
Сегодня в эпоху третьего тысячелетия становится всё более очевидным, что важнейшей жизненной задачей каждого человека является самосовершенствование и гармоничное развитие личности. Ещё Клиффорд Гирц, американский социолог и антрополог обратил внимание в своей работе «Влияние концепции культуры на концепцию человека» на не малозначимую взаимосвязь человека и культуры общества. Как культура формирует человека, так и сам человек формирует культуру [7]. Каждый человек – это деталь одного огромного механизма, часть огромной системы – общества и культуры. Поэтому сегодня особенно необходимо уточнение и углубления современного представления науки о формирования и развитии человеческой личности. Последствия удачного или проблемного развития личности отражается не только на самом человеке и его отношения к себе и окружающим, но также и на самом здоровье общества, а в последствии и на изменения в самой культуре. Эрик Хомбургер Эриксон, психолог в сфере психологии развития утверждал, что процесс развития личности происходит на протяжении всей жизни [4]. У Карла Густава Юнга тоже было своё представление о развитии личности [6]. Процесс развития личности - это стремление достичь самости, прийти к самому себе. Этот процесс длиться на протяжении всей жизни, и сам Карл Юнг разделял жизнь на два этапа, между которыми расположен период глубокого кризиса. Первая половина жизни, которая включает в себя детство, юность и молодость; и вторая половина жизни зрелость и старость. Задача первого этапа – социальная реализованность. Задача второго этапа - это уже путь к своему «Я», открытие закрытых дверей и исполнение своей миссии [5]. Внутри человека есть «Неизвестный». «Неизвестный» - это порождение личного бессознательного. Нельзя отождествлять Эго с Неизвестным, так как Неизвестный это скорее отражение Эго в личном бессознательном, то, что постоянно находится на границе сознательного и бессознательного. Неизвестный - это наше «Я», на которое воздействуют определённые архетипы, соответствующие его сути на том или ином этапе развития. В каждый этап развития этот Неизвестный примеряет на себя, как маску, образ соответствующего этому этапу архетипа. Важно помнить, что сам архетип передающий свою «роль», своё имя, Неизвестному должен быть того же пола, что и сам человек. У мужчины это будут мужские архетипы, у женщин – женские. Развитие и становление личности - это постоянное взаимодействие с Тенью и Анимой или Анимусом. На каждом этапе развития происходит тот или иной конфликт, который необходимо разрешить. Испытания и трудности, с которыми сталкивается «Неизвестный» отражены в искусстве. Соединив представления о развитии личности Э.Х. Эриксона и К.Г. Юнга мы выделили пять этапов развития «Неизвестного»: детство, юность, молодость, зрелость и старость (мудрость). Каждом данному этапу соответствует определённого характера архетип (архетипы) и определённый этап взаимодействия с Анимой/Анимусом. В развитии женской личности «Неизвестный» приобретает имена главных героинь сказок, мифов, которые соответствуют его этапу развития. Например: В этап детства яркий пример - «Красная Шапочка» и «Алиса в стране чудес»[9, 2]. Главные героини маленькие наивные девочки, которые не умеют различать реальность от воображения, действительное от желаемого. В этап юности Герда из сказки «Снежная Королева» [1, c. 163] и главная героиня русской народной сказки «Василиса Премудрая» [3, c. 69-73] представляют, чему должна научиться юная девушка и с какими проблемами справиться. Хорошо представлены основные подростковые проблемы. В этап молодости подходят все имена главных героинь сказок, которым в итоге предстоит выйти за муж. Это этап невесты и молодой жены, у которой ещё нет детей [8; 3, с. 38-42]. Этап зрелости слабо отражён в сказках и легендах. Главная героиня обязательно в истории должна быть матерью[10 с. 150] И если этапы детства, юности и молодости очень ярко и подробно описаны в культурном творчестве, то этап зрелости освящён менее подробно, что указывает на то, что этот период либо не требует собственных уроков, либо указывает на сам факт, что человечество, в большинстве случаев, не достигает этой ступени. Этап старости или иначе называемый этап мудрости и вовсе можно считать легендой, так как этот этап равен достижению Неизвестного своей цели – обретение Самости. Архетипы участвуют и направляют человека на протяжении всей его жизни. Главная цель для человека – достигнуть Самости [6]. Для женщины это достижение архетипа «Первозданной Женщины». Чтобы достичь «Первозданной женщины» девушка проходит множество испытаний. Но не каждая женщина достигает Самости, кто-то останавливается и остаётся Красной шапочкой, Гердой или той же Психеей.
Список литературы: 1. Андерсен Х. К. Сказки [Текст] / Пер. с датского. – Алма-Ата.:Жазушы, 1983. – 480 с. 2. Кэрролл, Льюис. Полное иллюстрированное собрание сочинений в одном томе [Текст]; [ пер. с англ. Н. Демуровой и др.] – М.: Альфа – книга, 2011. – 941 с.: ил., портр. – (Полное собрание в одном томе). 3. Пинкола Э. К. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях [Текст]/ Перев. С англ. – М.: София, 2013. – 448 с. 4. Эриксон Э. Г. Детство и общество [Текст]/ Пер. и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. – 592 с. 5. Юнг К. Г. Структура психики и архетипа [Текст]/ К.Г. Юнг пер с нем Т.А. Ребеко – 2-е издание – М: Академический проект, 2009 – 303с. – (Психологические технологии). 6. Юнг К. Г. Человек и его символы [Текст]/Якоби, Иоланда, Яффе, Аниэла; Пер. с англ. – М: Серебряные нити: Университетская кн., 1997. – 368с: ил. – (Классики зарубежной психологии) 7. Гирц К. Интерпретация культур. Глава 2. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Культурология// Библиотека Гумер [Электронный ресурс], Режим доступа URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/girc/02.php (Дата обращения: 2.06.2014 г.). 8. Мифы и легенды * Амур (Эрос) и Психея// liveInternet [Электронный ресурс], Режим доступа URL: http://www.liveinternet.ru/users/xp0h0metp/post233506595 (Дата обращения: 19.04.2014 г.). 9. Сказки братьев Гримм Красная шапочка// Хранители сказок собрание авторских и народных сказок [Электронный ресурс], Режим доступа URL: http://hobbitaniya.ru/grimm/grimm26.php (Дата обращения: 17.04.2014 г). 10. Сибилл Биркхойзер-Оэри. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке // Большая онлайн библиотека [Электронный ресурс], Режим доступа URL: http://www.e-reading.ws/book.php?book=6415 (Дата обращения: 8.02.2014 г.). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |