|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конфликт как рациональная деятельность с иррациональными действиямиАнкудинов Иван Иванович ДВФУ, Школа гуманитарных наук Научный руководитель: Ильченко О.Ю., к.с.н., доцент
Аннотация: Статья посвящена конфликтному взаимодействию и практики работы с ним. Рассматриваются вопросы принятия и решения проблем, которые составляют неосознанное совершение конфликтных действий. Рассмотрение и исследование концепции Карал Густава Юнга об архетипах. Интерпретация архетипов Юнга, исходя из конфликтных взаимодействий внутриличностного и межличностного характера. Адаптация конфликта к современным видам действий и перевод различных ситуаций пол осознанное взаимодействие. Объяснение некоторых человеческих мотивов, играющих немало значимую роль в общественных отношениях. Ключевые слова: Конфликт, архетип, анима, анимус, тень, Юнг, иррациональные составляющие, внутриличностный, межличностный, рациональная деятельность, взаимодействие, мотивы, информация. Если правильно посмотреть на статистику по конфликтным ситуациям, то можно заметить одну интересную особенность — в принципе, статистики по конфликтам нет. Самое большее, что можно найти, это статистическую информацию по трудовым, международным или в большинстве своём, военным конфликтам. Основными и ведущими видами конфликта являются: экономический, политический и религиозный. Чаще всего, эти три вида конфликтных взаимодействия соподчинены воедино. И теперь был бы уместен вопрос, какие иррациональные действия препятствую рациональной деятельности конфликта? Ответ на этот вопрос находится на поверхности. А именно в том, что человек способен создавать, управлять и разрешать различные жизненные ситуации. На основании знаний о человеке можно эффективно развивать нормативную базу по конфликтам, но не всегда знания являются истинными и соответствующими — здесь и возникают проблемы. Первая иррациональная составляющая современных конфликтов - это недостаточная проинформированность людей о процессах, происходящих в обществе, второй, мы считаем – отчуждённость внимания в те моменты, когда необходимо внимательно слушать. Прокомментировать эти две составляющие необходимо, так как они являются наиболее важными для осознания проблемы. В общественном модуле жизнеобеспечения (так автор называет систему функционирования общества) произошли необратимые изменения. В какую сторону, мы все можем заметить, посмотрев на конфликтную ситуацию на Украине. Беспечные люди заявляют, что их не интересует происходящее в политике, также как и в том, например, какая религия истинная, а какая нет. Каждый имеет право на своё мнение и свою позицию. От осознания понимания каждым членом общества, его позиции, статуса и зависит то, как будут протекать личные конфликты. С нашей точки зрения, отчуждённость внимания, это такая категория, которая понимается в рамках психофизиологического восприятия так как затрагивает мозговые процессы, которые ответственны за получение и переработку информации Большинство людей, имеющих представление об основах общения, взаимодействия между людьми, осведомлены о том, что существуют барьеры межличностного восприятия, это такие как: фонетический, языковой, информационный и так далее. На наш взгляд, существуют барьеры конструктивного конфликтоуправления. К ним относятся следующие составляющие: несерьёзное восприятие оппонента, заведомо ложная стратегия ведения диалога, подозрительная настороженность, искусственно созданное поле конфликта. Недостаток информации, её неопределённость — уже являются основаниями, способствующими возникновению конфликта. Всё труднее и труднее становится проследить за информацией, которая изобилует через край по всем информационным источникам. Возникают некие «межличностные дыры», в которые попадают люди и начинают сталкиваться между собой на основе противоположно направленных взглядов. Может показаться, что возникает ординарный конфликт, но сам предмет конфликта, не является таким обычным. Вся суть в том, что предмет конфликта находится на границе эмоционального и рационального. Информация — это необходимый источник познания и он может оказывать непосредственное влияние на саму личность. Из-за смешанного наполнения предмета конфликта два человека или группа людей, зачастую не могут определить какую же модель поведения им выбрать — это и затрудняет рациональное ведение конфликта. Каждый индивид влияет на другого, вне зависимости, признаёт ли это влияние кто-то из сторон или нет. На данном этапе необходимо подробней рассмотреть такое понятие как «межличностные дыры». На сколько известно, до момента этой статьи это понятие не было использовано ни в одном исследование. Это связанно с тем, что у каждого человека есть своя область знаний в которой он работает и добивается определённых успехов. Итак, данное словосочетание характеризует некоторые межличностные отношения как поглощающие, затяжные и неупорядоченные. А так же, в них есть и положительные стороны, которые проявляются в зависимости от конкретной ситуации. Зачастую, в такие дыры попадают те люди, которые по своей природе имеют конфликтную сущность. Справедливость здесь имеет не малое значение, так как если не было бы таких «межличностных дыр» и людей, склонных попадать в них, не было бы нужды в конфликтоуправляющих органах. Следующий иррациональный элемент — это разная жизненная составляющая. Она включает в себя: место рождения, состав питания, наличие отличительных умений и способностей, другие составляющие и архетип души. Для многих понятие архетип знакомо; есть те, кто хорошо разбирается в этом понятие. Ввёл понятие архетип Карл Густав Юнг. В «классическом» фрейдистском понимание, личность, состоит из сознательного и бессознательного. Такой же точки зрения придерживался Юнг, подразделяя бессознательное на два слоя: личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Воспользовавшись двумя нижепредставленными схемами можно увидеть, что и с чем взаимодействует и в какой связи находятся друг с другом компоненты структуры личности с точки зрения К. Юнга. Треугольник Юнга [1]
Сфера бессознательного [2] В центре личностной структуры находится Самость. Она предполагает под собой, осуществление управления и контроля за психикой человека. Важным элементов в этих связях является их структура, то, в какой последовательности устроены представленные системы. Согласно целям данной статьи, нас интересует не столько структура личности по К. Юнгу как таковая, а - «Как перенести ответственный вопрос о психики человека на конфликтное взаимодействие?» Здесь, для нас, открывается обширное поле проблематики, которая повествует о внутриличностном коллективном бессознательном конфликте. Это словосочетание можно описать как: столкновение личностного и коллективного бессознательного. Иными словами мы вносим новый термин в концепцию о строение личности. Для лучшего понимания разберём ситуации, демонстрирующие присутствие архетипов в современных конфликтах. Два человека давно дружат и на протяжении всего их знакомства, возникают практически идентичные ситуации. Почти каждый человек может привести в пример похожее взаимодействие из своей жизни. Например, два друга, всё время влюбляются в одну и ту же девушку, и происходит постоянная борьба за её внимание. В данных ситуациях, чаще всего, у парней преобладает архетип «рыцаря». Довольно часто случающийся случай, когда коллективный бессознательный, действует на двух хорошо знакомых людей. Не менее часта ситуация, когда, сталкиваются совершенно антагонистические архетипы. Здесь, борьба происходит на самых различных уровнях, начиная с внутриличностного и заканчивая коллективным. Чем дольше взаимодействуют личности, тем непредсказуемы будут их отношения. По своей остроте, наиболее глубокие антагонистические архетипы взаимодействия. Схожие или одинаковые архетипы, в свою очередь, являются более частыми по наличию конфликтных ситуаций. В теории науки конфликтологии сформировались определённые шаблоны по управлению и разрешению конфликтов, которые должны способствовать более быстрому и конструктивному разрешению конфликтов. Но существует такая парадигма в науке, которая определяет теорию и практику как часто несоответствующие друг к другу. Не отходя от темы архетипов, возьмём обычную конфликтную ситуацию между мужчиной и женщиной. У мужчины присутствует «анимус» символ мужского начала, а у женщины «анима» соответственно, символ женского. Не хотелось бы признавать, но всё чаще, у мужчины прослеживается скрыто выраженное начало. У некоторых мужчин, скорей всего, это переходит в крайние формы, такие как гомосексуализм, а у женщин лесбизм. Данное противоречие интересно потому, что его можно отнести к эмоциональным конфликтам, которые появляются чаще спонтанно и несут за собой нерациональные действия. Такие конфликты достаточно трудно разрешить. Объект и предмет, зачастую, находится в поле недосягаемости и затруднительно выбрать подход, для решения такой ситуации. Если провести аналогию вещей, то, как ни странно, конфликты у пары противоположного пола, с соответствующими природными началами, возникает чаще и острей, чем у разного пола, но с одинаковыми началами. Это вполне можно объяснить с помощью физики. Одноимённые полюса отталкиваются, а разноимённые притягиваются. Для того, что бы конфликта было меньше — легче отталкиваться. Ситуации отталкивая способствуют такие тактики как: уход, уступка и возможно сотрудничество или компромисс. Опять же, ни для кого не секрет, что для лучшего понимания той или иной ситуации, необходимо глубокое исследование, но здесь же есть и другая сторона. Конкретное узкое исследование, помогает точно разобраться по каждому элементу исследования в отдельности, для того, чтобы потом соединить воедино различные теории взглядов на конфликты. «Жизнь без смысла и без правил, жизнь, которой никогда не хватает ее собственной полноты, постоянно противостоит страхам и оборонительным линиям человека, упорядоченного цивилизацией. Нельзя не отдать ему должного, так как он не отгораживается от матери всех безумств и всякой трагедии. Живущий на Земле человек, наделенный животным инстинктом самосохранения, с самого начала своего существования находится в борьбе с собственной душой и её демонизмом.» [3] В данном отрывке, покоится правда о многих спорам между тем, что же было вначале — внутриличностный или межличностный конфликт. Данный контекст повествует о внутреннем составе личности, который по сути, и представляет собой то, что Юнг описал в своих трудах. В ходе данного исследования, ещё не была затронута тень, хотя, как раз она, и является центральной в бессознательной сущности человека. Можно подумать, что эта самая тень и является источником человеческих конфликтов, ибо содержит в себе всё низменное, непристойное, инстинктивное, но это не совсем так. Тень сама, является заложником бессознательного слоя. Анима и самость, в силе своей, способны различным способом влиять на тень, давай ей приказы, управлять и перестраивать её, как бы им захотелось. Конечно, эти игры могут достаточно плохо кончится, но личность, всё-таки, имеет целостную структуру, которая позволяет ей выпутываться из различных конфликтных ситуаций. Исследования иррациональных действий — это нелёгкая задача сопоставления абсурдности человеческих действий и научной теории, которая хорошо справляется с объяснением в рамках теории, но трудно проверяемая на практике. Чем больше брать элементов для рассмотрения в рамках исследования, тем больше вопросов будет возникать вопросов, по мере составления теории о конструктивных конфликтах. Данное исследование показало, что рациональности решаемости конфликтов, мешает множество различных факторов, основные из которых, именно те, которые находятся в нас. Архетипы, созданные Юнгом, могут быть отличным подспорьем для того, чтобы продолжать изучать личность человека. Без подобных исследований, в данной направленности, будет невозможно продолжать жить дальше, не зная, какая настоящая сущность сидит в нас и на что она вообще способна. Несомненно, конфликт, обязан быть осознанным. С помощью него, должны приниматься различные трудноразрешимые проблемы, находится решения по давно забытым ситуациях, открываться новые возможности, помогающие людям вовлечься, в ещё вчера недоступные общественные коммуникации.
Список литературы
1. Юнг К. Г. Архетип и Символ. / К. Г. Юнг: СП. "ИВО-СиД", 1991. - Стр. 791. 2. Энциклопедия практической психологии. Самость. URL:[Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/samost3. 3. Энциклопедия практической психологии. Архетип. URL:[Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/arhetip http://www.psychologos.ru/articles/view/samost
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |