|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВОПРОС 2. ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ
Фридрих Ницше (1844 – 1900) очень чутко воспринял концепцию Шопенгауэра, хотя и сделал из нее прямо противоположные выводы. Основное понятие философии Шопенгауэра (воля, мировая воля, воля к жизни) Ницше конкретизирует: это – воля к власти. Воля к власти есть сущность жизни, и более того – всего бытия. В живой и неживой природе, во всём и везде господствует она как цель, как причина, как смысл явлений, поступков, отношений. Но если для Шопенгауэра мир как воля в своей глубине един и единственен, то для Ницше мир изначально предстаёт как бесконечное количество центров сил, каждый из которых стремится распространить своё могущество на все остальные. Есть не воля, а воли, не мир, а миры, не жизнь, а жизни. Что такое воля к власти? Это желание и способность господствовать, повелевать и получать наслаждение от этого господства. Воля к власти любого центра силы никогда не находится в состоянии покоя. Она есть стремление к бесконечной власти. А поскольку бесконечной власти никто и никогда не достигает, то мир предстаёт как вечная борьба, конфликт, конкуренция. Это борьба за ресурсы, территорию, идеи, энергию и т.д. Но в конечном итоге это и есть борьба за власть. Почему власть самоценна, самодостаточна? Потому что обладание ею доставляет живому существу ни с чем не сравнимое наслаждение. Поэтому стремление к власти не нуждается ни в каком объяснении, оправдании, прикрытии другими ценностями. «Кто сильнее, тот и прав» - этот банальный лозунг Ницше и провозглашает по сути основным законом жизни. Воля к власти у любого центра распадается на два вектора: во-первых, сохранить тот объём власти, который уже добыт, во-вторых, приумножить, увеличить объём власти. При этом воля к власти – это всегда власть над чьей-то волей. Не бывает власти над пустотой, пустым пространством. Поэтому увеличение власти одного центра всегда означает уменьшение власти другого. Мир, таким образом, предстаёт как чрезвычайно подвижная, динамичная картина постоянного перераспределения полномочий. Психологически любой центр силы всегда недоволен собой и ещё больше – миром. Ведь чем больше он захватил, тем большее поле перед ним открывается. Получается, чем больше у тебя власти (объективно), тем меньше у тебя власти. Это можно сравнить с расширяющимся кругом: чем больше становится его внутренняя площадь (достигнутый объём власти), тем больше площадь соприкосновения с неосвоенным, ещё незахваченным миром. Поэтому например, самые мрачные, недовольные, злобные люди – это тираны, деспоты. У них огромная власть (с точки зрения людей), а им самим кажется, что её совсем мало. Ницше анализирует волю к власти у людей и с языковой точки зрения. Он выделяет три модальных глагола (хочу, могу, должен), которые свидетельствуют о наличии в человеке воли к власти. Только их единство, предваряющее поступок, действие человека, говорит, что этот поступок происходит из глубин воли именно этого человека. Вообще в людях воля к власти реализуется на двух уровнях: 1) инстинкты, желания, потребности, влечения, страсти, аффекты. Это самый сильный уровень; 2)мышление, разум, интеллект. В связи с последним Ницше кардинально пересматривает природу и предназначение науки, философии, вообще человеческого познания. Он считает, что различные теории, концепции, учения, системы, доктрины стремятся не к истине (как они сами заявляют, вернее их авторы и сторонники), а к тому же, к чему все остальные и всё остальное – к власти. Просто у них особые, специфические средства достижения этой цели. Когда теория, концепция или учение объявляют себя истинными, это и значит – они объявляют себя самыми сильными, властными. Иногда эту силу они подкрепляют действительно физическими аргументами (как, например, христианская церковь в период инквизиции). Наряду с «волей к власти» важнейшим понятием философии Ницше является «жизнь» (Ницше даже считают родоначальником одноимённого течения – «философии жизни»). Жизнь – это бурный поток событий, явлений, поступков. Каждое мгновение жизни уникально и самоценно, самодостаточно. Но человеку трудно выжить в этом бурлящем вихреобразном потоке. И он стремиться укорениться в жизни, остановив этот поток. Возникают правила, законы, традиции, стереотипы. Возникает желание познать жизнь, упорядочить её, вогнать в какие-то рамки. Отчасти это удаётся, но – ценой гибели самой жизни. Согласно Ницше язык как таковой враждебен жизни, ибо слова общи по своей природе, они не в состоянии передать, выразить уникальность событий жизни. Особенно в этом смысле враждебны жизни языки науки и философии – они наиболее общи, абстрактны, отвлечённы, наиболее далеки от жизни. Вообще анализируя европейскую культуру, Ницше находит в ней два начала и называет их дионисийским и аполлоновским. Оба возникли в колыбели европейской культуры – в Древней Греции. Дионисийское начало близко жизни. Оно выражается в стремлении человека отдаться стихийным, чувственным, игровым началам бытия. Оно доводит людей до исступления и экстаза. Оно вдохновляет и опьяняет. Оно ввергает в водоворот жизни. Аполлоновское враждебно жизни. Оно проявляется в стремлении к размеренности, упорядоченности, гармоничности, рациональности. Его язык – симметрия, оформленность, строгость и точность понятий, линий, красок. По мнению Ницше вся европейская культура есть планомерное, последовательное подавление и уничтожение дионисийского начала аполлоновским, чувств – разумом, инстинктов – моралью, силы - правом. Но эта победа над жизнью оказалась пирровой. В 19 веке она привела к возникновению нигилизма – отрицанию высших духовных, религиозных и моральных ценностей. Они выродились в пустые формы, правила-заклинания, проповеди, наставления. Но в них больше никто не верит. Они стали безжизненными, они умерли, выродившись в риторические фигуры речи. Апогеем нигилизма стало повсеместное распространение атеизма, утрата веры в Бога. Ницше суть нигилизма и выражает двумя словами: «Бог умер!». Это значит: над людьми нет более ничего высшего. Всё потусторонне потеряло власть над людьми. Н ицше и себя считает нигилистом и атеистом. Но нигилизм - это не последнее слово европейской цивилизации. Что придёт ему на смену? Согласно Ницше должна произойти «переоценка всех ценностей». На смену старым придут новые. Что это за ценности? Это скорее одна ценность – уже знакомая нам «воля к власти». Можно сказать иначе: ценностью теперь может быть что угодно. Ценность и есть расчёт власти, подсчёт её убыли и прибыли, возрастания или убывания. Ценность есть мера власти, оценка её количество. Хорошим, правильным, добрым Ницше провозглашает всё, что увеличивает власть, и наоборот. Но ведь увеличение власти одного центра силы неизбежно уменьшает власть других центров. Поэтому Ницше и подчёркивает: изменились не просто ценности, а способ их полагания, утверждения. Прежде всего, ценности отныне не могут быть коллективными, общими, одинаковыми. То, что хорошо для одного, плохо для другого, и это нормально, в этом суть жизни, борьбы, конкуренции. Ценности могут быть только индивидуальными, личными. Ценность – это всегда моя ценность и ничья больше. Ницше утверждает, что старый тип европейского человека не готов к такой переоценке. Нужен новый и Ницше его называет «сверхчеловеком». Сверхчеловек – это тот, кто поднимется над всеми религиозными и моральными нормами, это человек «по ту сторону добра и зла». Окружающим он может казаться ужасным, но его это не волнует. Он свободно и самостоятельно творит жизнь. Он может быть благородным или жестоким, страшным или привлекательным, но всё это – с т очки зрения других. Главное что он не может быть безвольным, он не позволит собой командовать. Наоборот, он есть чистейший образец воли к власти. Почему Ницше называет его сверхчеловеком. Потому что он будет представлять собой новую породу, новую расу существ, это биологически и физически новый человек. И ещё потому что он призван занять место Бога. Ведь не Бог, а он сам отныне утверждает все нормы и ценности. Сверхчеловек – это человекобог. И если Христос в церковной традиции называется Богочеловеком, то человекобог – это скорее прообраз антихриста. И не случайно, что именно этим именем «антихрист» Ницше подписывал свои последние работы. Свою миссию он видел в том числе в том, чтобы бороться с христианством, которое он считал воплощением «морали рабов». Это мораль слабых, безвольных, завистливых, мстительных. По мнению Ницше христиане отдают функцию власти и суда Богу, а сами заразили человечество безволием под видом ценностей смирения, покорности, ненасилия. Заповедь Христа «подставь вторую щёку» и подобные он считает главной причиной катастрофы европейской цивилизации. «Морали рабов» Ницше противопоставляет «мораль господ», мораль людей сильных, гордых, бесстрашных, властных, волевых.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |