АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 3. ФИЛОСОФИЯ С. КЬЕРКЕГОРА

Читайте также:
  1. I. Постановка вопроса
  2. IV. Средневековая европейская философия.
  3. IХ. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  4. V. Философия Возрождения.
  5. VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
  6. VIII. Марксистская философия.
  7. VIII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
  8. Абай философиясы
  9. Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» (выдержки)
  10. АК. Структура белков, физико-химические свойства (192 вопроса)
  11. Аксиома вторая. Вопрос о производственных отношениях вторичен по отношению к вопросу о типе жизнедеятельности.
  12. Альтернативный вопрос (вопрос выбора)

 

Датский мыслитель Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855) прожил недолгую и трагическую, но творчески насыщенную, плодотворную жизнь.

В центре внимания творчества Кьеркегора – человек как неповторимая личность. Он всегда выступал против господства в философии объективного, абстрактного, рационального, отвлечённого, всеобщего знания, мышления и языка. Для философа должно существовать только конечное, конкретное, субъективное, личное. Истина всегда личноста, а не безлика, своя, а не всеобщая.

Поэтому дальнейшее творчество Кьеркегора – это скорее попытка выразить свой духовный путь и опыт, свои переживания и мысли, чем претензия на объективную достоверность.

 

Главным в учении Кьеркегора является концепция трёх стадий жизни человека: эстетической, этической и религиозной.

 

На эстетической стадии (её символизируют слова «Я хочу») человек стремиться к счастью, к у довольствию, к наслаждению. Это то, что Шопенгауэр назвал эгоистическим типом характера. Согласно Кьеркегору рано или поздно человек на этой стадии упирается в тупик. Его охватывает тоска, скука, уныние, отчаяние, пресыщение. Что угодно, но только не чувство счастья и удовлетворённости своей жизнью. Почему? Во-первых, для большинства эгоистический идеал оказывается недостижим. Слишком много трудностей, препятствий возникает на пути наших желаний, потребностей, интересов. Мы хоти многого, а достигаем мало. Отсюда разочарование.

Но даже если всё удаётся, всё по обывательским меркам у человека хорошо, он приходит в этот тупик. Он уже не знает, чего ему хотеть, он выдумывает всё новые и новые приключения, наслаждения, удовольствия – и всё равно становится несчастным. Количество депрессий, сумасшествий, преступлений, самоубийств среди богатых, успешных, здоровых не меньше, чем среди бедных и больных. И тогда единственный выход для человека (не считая смерти или духовного прозябания) – прыжок на вторую стадию.

 

На этической стадии (её символизируют слова «Я должен») человек начинает руководствоваться моральными нормами. Жить не для себя, а для других, ради других – вот его идеал. Чувство долга, ответственности, голос совести – вот, что им руководит. Нормы, правила, заповеди, законы – вот чему подчиняется этический человек. Но вот проблема – и на этой стадии человек утыкается в тупик. Он связан с тем, что даже безукоризненное, идеальное следование моральным нормам не спасает от зла, не гарантирует победы добра, справедливости. Скажем я могу подавать милостыню, но это не ведёт к победе над нищетой, я стараюсь не лгать, но отсутствие лжи – не гарантия торжества правды, я не убиваю – но меня могут убить и т.д. Более того, эти нормы оказываются внутренне противоречивы, и бывает, что для выполнения одних необходимо нарушить другие. Бывает, что соблюдая ному, человек провоцирует её нарушение другими (например, отказ от вооружённого сопротивления врагу ведёт к массовой гибели соотечественников). Поэтому и здесь, на этической стадии, человека охватывает грусть, отчаяние, безысходность. Выход Кьеркегор видит в прыжке на третью стадию.

 

На религиозной стадии (её символизируют слова «Я могу») человек всецело руководствуется верой в Бога. А для Кьеркегора религиозна вера – это всегда вера в чудо, в невозможное. На этой стадии не работают логика и здравый смысл, право и мораль, традиции и обычаи. Человек оказывается один на один с какой-то страшной проблемой, не разрешимой человеческими средствами. Но как сказано в Библии, что невозможно для человека, возможно для Бога. И верующий в ужасе и надежде, отчаянии и тоске, но взывает к Богу, только к Богу, именно к Богу. И ждёт от него помощи, указаний, спасения. Но при этом человек должен полностью препоручить себя - свою волю, разум, судьбу, жизнь - Богу, быть покорным воле Божьей. Кьеркегор символизирует эту стадию библейским сюжетом об Аврааме и сыне его Исааке, которого Бог приказал Аврааму принести в жертву.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)