|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственное и местное управление в ЯпонииВопрос 35,36 Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) сосредоточила всю полноту государственной власти в руках императора (тэнно). Организация государственного управления регламентировалась преимущественно императорскими рескриптами. Принятая в 1946 г. и вступившая в силу в 1947 г. ныне действующая Конституция Японии, провозгласив принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, отнесла государственное управление к компетенции кабинета министров. В основу японской Конституции легли нормы американского права. Управление в Японии отмечено достаточно ярко выраженным национальным своеобразием. Успешное развитие японского общества в послевоенный период стало одной из причин повышенного интереса к японской модели управления, в том числе и государственного. Начали говорить о так называемом "японском стиле управления" или "управлении по-японски" (нихонтэки кэйэй). Национальная специфика предопределила возникновение оригинальных форм и методов государственного управления, отличающихся слабой степенью формализации, гибкостью и преимущественной ориентацией на людей, а не на организационные структуры. Это, в свою очередь, приводит к аморфности и усложненности организационного механизма, нечеткому правовому статусу управленцев и управляемых. Как считают многие японские исследователи, традиционное в японском стиле управления делает его более близким к искусству, чем к науке. Японские методы управления основаны на национальных традициях и обычаях. На их формирование оказали влияние синтоизм, буддизм и конфуцианство. С синтоизмом связано становление японской государственности, основанной на культе императорской династии и эмоциональном единстве нации. С помощью отдельных положений буддизма происходило обоснование иерархичности общественного строя. Конфуцианство послужило фундаментом социальной этики. Сложившееся под влиянием этих религиозных течений японское правосознание характеризуется понятием "ва" (дух гармонии). В этом понятии соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Принцип "ва" требует уклоняться от критики (критика допускается только в завуалированной форме, чтобы критикуемый "не потерял своего достоинства") и предполагает мирное, полюбовное разрешение споров, возникающих в сфере управления (Р. Давид называет это "антиюридической направленностью мышления" японцев). Система традиционных ценностей и обязательств определяет принципы мотивации и критерии принятия управленческих решений. Одно из центральных мест в этой системе занимают отношения "он" (добро, благодеяние), носящие, как правило, вертикальный характер, т. е. возникающие между индивидом и лицом, занимающим более высокое положение в социальной иерархии. Отношения "он" возникают помимо воли индивида в силу факта принадлежности к какой-либо социальной группе (семье, предприятию или государству в целом). Личность, занимающая более высокое положение в данной социальной группе, оказывает благодеяние и покровительствует нижестоящим, что побуждает последних к ответной признательности. В ответ на оказанную заботу и покровительство индивид должен выполнить обязательства "гиму" и "гири". "Гиму" - это долг и обязательство высшего порядка (преданность императору, государству и нации, обязательства по отношению к своей работе, долг перед родителями и предками), которые не могут быть полностью выполнены, как бы к этому ни стремиться. Обязательства "гиму" не ограничены временем и установленным объемом. Каждый японец должен исполнять их всю свою жизнь. В отличие от "гиму" обязательства "гири" могут быть исполнены в требуемой форме и объеме и ограничиваются во времени. К "гири" относятся обязательства перед лицами, от которых индивид получает благодеяние "он" (кроме императора и родителей, в отношении которых возникают обязательства "гиму"), а также долг по отношению к самому себе (необходимость беречь свое имя и блюсти свое достоинство), предполагающий добросовестное отношение индивида к своим обязанностям. Традиционные предписания, нормы морали и этики продолжают оказывать существенное влияние на процесс регулирования общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Однако современному состоянию государственного управления соответствует система источников административного права, в которой ведущее место занимают правовые предписания. Механизм государственного управления строится в соответствии с общими правовыми принципами, среди которых японские юристы выделяют: 1) легитимность (хотисюги), 2) демократичность (минсюсюги), 3) подчинения закону (хо-ни еру гесэй), 4) разделение компетенции центральной и местной администрации (тихо бункэнсюги). Сам процесс государственного управления в Японии характеризуется использованием права на административное усмотрение и широкое применение административного руководства. Административное руководство используется также в качестве эффективного средства контроля центральной администрации за деятельностью органом местного самоуправления через издание центральными ведомствами специальных циркуляров. В законах о статусе министерств в самой общей форме определяются основные формы административного руководства: рекомендации (канкоку), требования (ёсэй), советы (дзёгон) и посредничество (тюкай). Не установлена и регламентированная процедура административного руководства. "Рекомендации" могут даваться в любой форме, в том числе устной. При прочих равных условиях это обстоятельство затрудняет судебное разбирательство противозаконных административных действий. Выделяют три основные разновидности административного руководства 1) регулятивное; 2) примирительное; 3) поощрительное. В первом случае органы публичной администрации посредством административного руководства ограничивают деятельность одной из сторон в публичных интересах или в целях защиты прав и законных интересов другой стороны. Примирительное административное руководство, как это следует из самого названия, преследует цель примирить интересы сторон в конфликтной ситуации. Так, в уже приводившемся примере с предоставлением строительного плана в административное агентство по контролю за строительством, последнее может предложить согласовать место строительства, если планируемая постройка будет нарушать права и законные интересы собственников соседних зданий (например, приведет к ухудшению освещения в близлежащих зданиях). Наконец, поощрительное административное руководство предполагает осуществление административным органом действий, стимулирующих развитие общественных отношений в публичных или частных интересах (например, Закон о поощрении малых и средних предприятий). Три основные разновидности административного руководства не являются взаимоисключающими и могут сочетаться друг с другом. Так, например, административное руководство, стимулирующее развитие конкретного сектора производства (поощрительное руководство), одновременно ограничивает активность конкурирующих производств (регулятивное руководство). В основании системы источников административного права находится Конституция Японии - верховный закон страны, в котором закреплены основы государственного управления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |