АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Толкование некоторых слов Ветхого Завета

Читайте также:
  1. II. Толкование договора
  2. VII. Причины возникновения ошибок при передаче текста Нового Завета
  3. Виконує Фегурел Єлизавета
  4. Давайте теперь поговорим о Резервном фонде, которому вы хотите запретить покупать валюту. Ваша позиция в некоторых моментах похожа на позицию Минэкономразвития...
  5. Для некоторых веществ
  6. Елизавета I Петровна (1741-1761)
  7. ЕМЕЛЬЯНОВ. ТЕКСТОЛОГИЯ НОВОГО ЗАВЕТА.
  8. Использование некоторых данных психология для улучшения педагогического процесса.
  9. Классификация редакций Нового Завета
  10. Максимально допустимые дозы некоторых анестетиков
  11. Некоторых критериев достоверности
  12. Некоторых технических средств обучения (мин)

1.2. Сенатору Птоломею.

Часто заставляешь писать к тебе, обращаясь с просьбами к моему смирению, потому что и сам я не ленив на это. Итак, говорил, некто еще прежде нас, будто бы по неписанному преданию сохраняется в Церкви такое мнение, что иудея первая стала иметь обитателем своим человека и первозданный Адам по изгнании своем из рая в ней утвердился, ища утешения в утрате своей. Поэтому Палестина приняла в себя и первого мертвого человека, когда над Адамом исполнился там приговор. Жившим тогда казалось чем–то новым видеть череп, переживший плоть, и они, положив череп на место, наименовали место сие лобным. Вероятно же, и Ной знал, где находится гроб родоначальника всех человеков, так как им сохранена и паства после потопа. Посему то Познавший начала человеческой смерти претерпел страдание на месте, называемом лобным (Мк.15, 22), чтобы, где восприняло начало тление человеков, там началась и жизнь царствия. И как в Адаме усилилась смерть, так изнемогла она в смерти Христовой. Потому сказал Пророк Исаия: «в розе на месте тучнее» (Ис. 5, 1). «В розе», — так как защитою против смерти имеет Крест Владычний; и «на месте тучнее», — так как после рая оно сподобилось первенства над всею подсолнечною.

1.48. Сановнику Плутину.

Рувим, Гад и половина колена Манассиина получили удел от великого законодателя Моисея, не доходя до Иордана. Представляли же они собою лицо оправдавшихся законом. Другие же девять с половиною колен, получившие уделы по переход через Иордан, служат образом уверовавших во Христа язычников и достигших совершенства по благодати Святого Духа. Должно же заметить, что до реки, то есть до христианского Крещения, и ведение и жизнь оказываются в некотором отношении несовершенными и младенческими, потому что, как засвидетельствовало Моисеево Писание, были там дети, и жены, и множество скота (Числ.32, 1 и сл.).

1.49. Сановнику Плутину.

Девяти с половиною коленам в приобретении уделов помогают и два с половиною колена. Ибо как мы воинствуем верою, молитвами и божественными делами («оружия бо воинства нашего, — говорит Апостол, — не плотская» (2 Кор. 10, 4), но духовные и сильные), так воинствуют и подвизаются вместе с нами усердием и прекрасными надеждами благоугодившие прежде Богу при помощи закона. Таинственные дела и слова Моисея и Пророков имеют сходство с Евангельскою проповедью, и успех делается общим. Посему то Израильтяне Иисусу, сыну Навину, когда готовится он со всем воинством перейти Иордан, говорят: «по всем, елика слушахом Моисея, тебе послушаем» (Иис. Нав. 1, 17). Иисус же Навин представлял собой образ Иисуса Христа, Владыки всяческих. Посему премудрый Моисей, душевными очами прозревая будущее, из Авсия, как назывался он прежде, переименовал его в Иисуса, чтобы указывал он собою на истинного Иисуса, Сына Божия, Который по Крещении начинает проповедовать царство небесное и дарует нам высшее, бессмертное и вечное наследие.

1.56. Докладчику Мелетию.

Соглядатаи, посланные в Палестину истолкователем таин Божиих Моисеем, кажется мне, служат образом небесных Ангелов, надзирающих над целым миром и промышляющих о всем здешнем; потому что ни одно из дел человеческих не лишено Промысла. И в этом да убедит тебя Ангел, в образе мужа Македонянина побуждающий Апостола Павла к споборничеству в деле спасения людей, когда говорит ему: «пришед в Македонию, помози нам» (Деян. 16, 9).

1.58. Докладчику Мелетию.

Если положим венец на кровлю доброго жития, то, конечно, в состоянии будем, по примеру вернейшей Раавы (Иис. Нав. 2, 6), не где–либо внизу, но скорее на храмине, принять и угостить Иисусовых Ангелов, вернее же сказать, принять Самого Владыку Ангелов Иисуса Христа.

1.59. Каландиону.

«Словеса ласкателей мягка: сия же ударяют в сокровища утроб» (Притч. 26, 22). Ласкателями Соломон называет имеющих лисий нрав и хитрых обманщиков. Потому говорит Давид: «не погуби мене. Боже, с глаголющими мир с ближним, злая же в сердцах своих» (Пс. 27, 3); «умякнуша словеса их паче елеа, и та суть» язвящия «стрелы» (Пс. 54, 22).

1.60. Феодотиону.

Справедливо удивился ты, недоумевая, как видимые и осязаемые камни могли поместить на себе весь написанный «вторый закон» (Иис. Нав. 8, 32). Поэтому будем понимать сие так, что вторым законом таинственно преднаречено Евангелие Христово, потому что после закона Моисеева написано Божественное Евангелие. А под камнями разуметь будем имевших прежде каменное сердце, но впоследствии умягченных верою и уступивших писанию Духа.

1.61. Феодотиону.

Не неизвестно тебе сказанное у Иезекииля: «и исторгну» у вас «каменное сердце, и дам вам сердце плотяно» (Иезек. 11, 19), благопослушное Богу в том, чтобы не предаваться больше заблуждению.

1.65. Диакону Афонию.

О тех, которые в жизни своей водятся любовью к Богу и желанием благословений, говорится, что стоят они «близ горы», называемой «Гаризин» (Иис. Нав. 8, 33). О тех же, которые делают добрые дела не ради благословения, благоволения и похвалы от Бога, но из страха угрожающих наказаний, говорится, что они «близ горы Гевале», где изрекались проклятия не для того, чтобы под клятвою был поставленный у горы Гевале, но чтобы, видев страшные проклятия, он всеми силами остерегался подпасть под них.

1.66. Афонию.

Не подумай, что Пророк Исаия к Содомлянам обращает речь, говоря: «услышите слово Господне, князи Содомстии» (Ис. 1,10). Ибо слово сие относится к князьям иудейским, которые вместе с подчиненными в делах своих подражали бесстыдному поведению Содомлян. И Пророк немедленно присовокупляет: «внемлите закону Божью, людие гоморрстии: что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь» (11). Известно же, что жертвы приносили Богу не Содомляне и не Гоморряне, но Израильтяне.

1.69. Диакону Помпию.

Хеврон означает «супруга». Почему место названо супругою? Потому что там по супружеству погребены вместе Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. Поэтому хорошо поступил боголюбивый Халев, когда с великим тщанием и трудом и с пролитием пота овладел сим памятником достославных патриархов, где был «Митрополь Енакимлян» (Иис. Нав. 14, 15), избив нечестивых надменных исполинов и их порочных потомков. И жребием Халева делается вся земля, в которой находились гробы блаженных патриархов.

1.73. Схоластику Руфину.

Поскольку вместе с законами народными упражняешься ты и в Божественном Писании, что служит признаком великой учености, и стал уже обладателем всяких добродетелей, то присоедини к своим сведениям и то, о чем спрашивал. «Запястия», которые раб Авраамов принес Ревекке (Быт. 24, 22), были знаками целомудрия и мужества, благоразумия и справедливости.

1.74. Схоластику Руфину.

«Горе» — это восклицание плачевное, выражающее какую–либо грусть и скорбь. Посему–то Господь сказал устами Исаии: «горе привлачающим грехи, яко ужем долгим» (Ис.5, 18), которое приложением ко грехам предшествовавшим грехов позднейших, непрестанно удлиняется.

1.75. Схоластику Руфину.

Спрашиваешь, что означают служившие у Фараона, возлюбившего целомудренного Иосифа, «старейшина винарске и старейшина житарске» (Быт.40, 1)? Думаю, что «старейшина винарске» означает христиан, приносящих Богу вино веры, а «старейшина житарске» указует собою на это сонмище убийц Господних, неверных Евреев, у которых за великое жестокосердие и неразумие отнята глава. Ибо Христос именуется Главою Церкви, и Он — не глава не верующих в Него. Поэтому не уверовавший в Божественную проповедь обезглавливается и предается позорной смерти, а верные, окрылившись умом и ведением, воспаряют к пречистой и спасительной Трапезе, и едят Хлеб, «сшедый с небесе» и дарующий нам жизнь вечную (Иоан. 6, 4).

1.77. Флавиану.

Почему ноги только, а не другой какой член, умыл Господь ученикам? Потому что Спаситель не просто омыл нечистоту, как думал ты, но и вложил Божественную некую силу в пяты апостольские. Поскольку сказано было змею: «ты блюсти будеши» у человека «пяту» (Быт. 3, 15), — то есть все поведение жизни, посему и омыты ноги учеников, таинственно означающие ноги мысленные. Потому сказано: «даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу» невидимого врага (Лук. 10, 19). И Исаия говорит: «красны ноги благовествующих мир и благая» (Ис. 52, 7). Ибо Апостолы Христовы, как положили конец брани диавола, обойдя целую вселенную, так и даровали всем мир и благовествовали нам блага небесные.

1.78. К Флавиану.

Господь прикасался к ногам, чтобы укрепить ноги земные и слабые, которым надлежало пройти всю подсолнечную. Берет же Он часть «пяты», на которую вначале произнесен был приговор, чтобы после того, как Великий Врач наложил руку, не действовал больше яд мысленного змея. Посему пята, получившая силу от руки прикоснувшегося Владыки, попрала сатану, обольстившего прежде первосозданных. И таким образом исполнилось провозглашенное пророчицею Девворою в песнях: «поперет» врагов моих «душа моя», принявшая силу (Суд. 5, 21). И Давид, воспевая победную песнь, воззвал: «падут под ногами моима» восстающие на меня, «яко брение путей поглажду» врагов моих (Пс. 17, 39. 43). Ибо «даю вам власть, — сказал Господь, — наступати» на губителей и не быть попираемыми и обольщаемыми ими.

1.81. Пресвитеру Филагрию.

Праведный Ной представляет собой образ Христа, Который говорит в Евангелии: «Пршдите ко Мне вси обременении» многими грехопадениями, «и Аз упокою вы» (Матф.11, 28) в ковчег Церкви, избавив от негодного и проклятого делания. Ибо, когда родился блаженный Ной, прообразовательно и пророчественно было сказано: «Сей упокоит нас от дел наших, и от земли, юже прокля Господе Бог» наш (Быт. 5, 29).

1.82. Пресвитеру Филагрию.

Хам представляет собой лицо неверующих иудеев. Он смеялся над обнаженным Христом, бил и бесчестил Его в лице Пилата, и так далее. А Сим и Иафет как бы перстами указывают на Иосифа, который обвил плащаницею Тело Спасителя «и положи в новем гробе» (Матф. 27, 59), а также на Никодима, учителя израильского, и всех прочих, старавшихся почтить и с честью соблюсти всесвятое Тело.

1.83. Акакию Мемориалию.

Священнотаинник Моисей, держа на двух руках лежащий жезл — в подобие Христа, распростершего руки на Кресте, — обратил в бегство Амалика. Посему и мы, воздевая руки в молитве, побеждаем сатану. Если святой Моисей держал жезл в прямом и наклоненном положении, то почему обременял он руки, и нужно было Аарону и Ору с обеих сторон поддерживать руки его?

1.84. Акакию Мемориалию.

Весьма полезно было бы как можно чаще молиться в крестообразном положении, ибо так бываем благословляемы Богом, также и сами благословляем других. И богомудрый Моисей, обновляя скинию и брата своего поставляя иереем, крестообразно воздев руки к небу, благословлял народ. Впрочем, сказав это, нимало не отменяем благочестивого и благолепного коленопреклонения. Ибо и Пророк Даниил в третий, шестой и девятый час умолял Бога, преклоняя колена на землю.

1.85. Акакию Мемориалию.

Даниил, как истинный служитель, молитвою во рве заградил уста львов. Владыка же его Христос властью Своею заключил гортани привратников адских и угрюмых стражей тамошней мрачной темницы. Ибо в книге Иова пророчески сказано: «отверзаются Тебе страхом врата смертная: вратницы же адовы, видевше Тя, убояшася» (Иов. 38, 17). Уверовавшие во Христа называются живыми, а все не уверовавшие — мертвыми. Посему и написано: «и ста» Аарон священник «между живыми и мертвыми» (Числ.16, 48). Ибо Владыка Христос стоит среди принявших Его и не захотевших принять. О сем свидетельствуете Иоанн Креститель, говоря народу на Иордане: «посреде вас стоите, Его же вы не весте» (Иоан. 1, 26).

1.87. Акакию Мемориалию.

Желаешь знать толкования имен патриархов. Скажу тебе оные. Рувим означает: видящий сын, Симеон — послушание Богу, Левий — прилепленный, то есть прилепившийся к Богу и пребывающий с Ним в единении, Иуда — исповедание, Иссахар — награда святых, Завулон — ночное спасение, Иосиф — прибавление Господне, Вениамин — сын десницы, Дан—суд, Нефеалим — нагнутая ветвь, или молитва, Гад — благоуспешный, или удачный, Асир— богатство, или блаженство.

1.88. Акакию Мемориалию.

Святой Иаков, «пременив руце», благословил Ефрема и Манассию (Быт. 48, 14). И смотри, что более всего чудно: сею переменою рук прообразовав Крест Господень, преподал он внукам Божественные благословения, и первого соделал вторым, а второго — первым.

1.93. Сотириону.

Сказано: «не убоишися от страха нощнаго» (Пс. 90, 5), то есть страха человеческого и бесовского, потому что страх Божий, веселящий сердце, называется дневным и светлым.

1.94. Сотириону.

«Премудрость во исходех поется» (Притч. 1, 20). О каких исходах говорит здесь Соломон? Очевидно, об исходящем из уст правых учителей Церкви.

1.95. Епископу Сильвану.

Илия Фесвитянин, уснув «под садом» и пробудившись, видит у «возглавия» своего «опреснок и чванец воды» (3 Цар. 19, 5—6). Посему, кто же он такой, чтобы найти ему опреснок, лежащий у изголовья, а во главе, как говорит Соломон, иметь «мысленные очи мудраго» (Еккл. 2,14), или, вследствие благочестивого искания и искреннего прошения, — духовный хлеб, питающий душу, и воду, текущую в живот вечный (1оан. 11,14)?

1.96. Епископу Сильвану.

Старающиеся очистить души свои не только изобилуют мысленным хлебом и мысленною водою, но снабжаются и «мясами». Ибо «совершенных, — как говорит Апостол, есть твердая пища» (Евр.5,14). И Моисей предвозвещает народу, говоря: «очиститеся наутрие, и снесте мяса» (Числ.11, 18), под «мясами» проразумев тогда Божественное Тело, какое вкушают верующие в Церкви, и блаженнейшее, и превысшее всех ведений, ведение Христиан.

1.101. Диакону Капитону.

Пророк Иеремия изъязвленной грехами и прокаженной душе от лица Божия говорит: «Се Аз наведу на» нее «срастение язвы и исцеление и изврачую ее, и явлю ей мир и веру», и не помяну грехов, «ими же согрешиша Ми» (Иер. 33, 6. 8). Сказанное: «се Аз наведу ныне срастение язвы» — понимать должно о проказе, описанной в книге Левите. Но тем, кому Бог наводит «срастение язвы», кого исцеляет, являет Он и мир ума, а также несомненную твердую веру. Посему те, у которых произошло «срастение язвы», как очевидно, совершенно очистив душу, приобретают дарование бесстрастия.

1.115. Скороходу Епигону.

Святой Моисей слова Божии прикрыл неясностью, чтобы не разумели их тогдашние, нынешние и будущих времен малосмысленные и неразумные евреи, как сам он засвидетельствовал, говоря в великой песни: «сии людие буии и род развращенный» (Втор. 32, 5_6). Сыны, не имеющие в себе веры, искушают и прогневляют Господа. Потому и на собственное свое сиявшее славою лицо Моисей возложил покрывало и таким образом беседовал с неразумными и державшимися египетского мудрования.

1.116. Скороходу Епигону.

Разумей так, что лицо Моисеево — свет Пятикнижия, а покрывало — это неясность блаженных словес и все в них приточное, или символическое и загадочное. Так и о колодце, из которого все пили, святой Моисей говорит нечто притчей, а впоследствии присовокупляет:» сего ради рекут приточницы» (Числ. 21, 27), и так далее.

1.117. Скороходу Епигону.

В том, что письмена Моисеевы требуют великого размышления и разумения, и глубокого исследования, убедит тебя таинственное наименование колодца Видения (Быт. 16, 14).

1.144. Евлампию.

«Не отвещай безумному, — говорит Соломон, — по безумию его, да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе» (Притч. 26, 4—5). Ибо кто соглашается с безумным и одобряет его, когда говорит он противное законам Божьим и вызывает на грех, тот отвечает по безумию безумного и уподобляется ему. Но кто воспротивился говорящему худо и не соглашается одобрить сквернослова, о том говорится, что не отвечает он по безумию его, то есть оказывается доблестным, увенчанным победителем безумия его, употребив в дело колчан истины и небесной мудрости против безумия и суетного самомнения лукавого софиста».

1.175. Монаху Лимению.

Сказано: «не предажде мене в души стужающих ми» (Пс. 26, 12), потому что нечистые страсти, об освобождении от которых должно молиться, — это «души» демонов.

1.176. Монаху Лимению.

Сказанное Иаковом: «аще даст ми хлеб ясти, и ризы облещися» (Быт. 28, 20), — закон для монашеской жизни.

1.191. Аглею, служащему в передовых.

Как тем, которые находятся в лихорадочном жару, от повреждения у них способности вкуса мед кажется горьким, так у иного поврежден душевный вкус. И Пророк говорит: «горе полагающим горькое сладким» (Ис.5, 20).

1.192. Грамматику Анаксагору.

«Венец благодатей приимеши на твоем версе», — сказал Соломон (Притч. 1, 9). Ибо благодать, которою сплетается мысленный венец, не одна, но Благодатей сих весьма много. И Апостол говорит: «Благодать вам да умножится» (1 Петр.1, 2).

1.193. Грамматику Анаксагору.

Желательно тебе знать, что такое и «гривна златая», следующая за венцем (Притч. 1, 9)? Это благое иго Спасителя Христа, возлагаемое на душу, уверовавшую в истину.

1.200. Епископу Кирину.

Спрашивал ты меня, что такое значит «суета суетствий» (Еккл. 1, 2)? Под именем суетного можно разуметь неосуществленное и имеющее бытие в одном произношении слова. «Суета суетствий», как сказал бы иной, и мертвого мертвеннее и неодушевленного неодушевленнее. И хотя в представленных нами примерах такое сравнительное преувеличение на самом дел не имеет места, однако же употребляется сие выражение для уяснения преизбытка того качества, о котором идет речь.

1.212. Законоведцу Евграммию

Сказано: «вниде Моисей во мрак» (Исход 20, 21). Мрак же окрест Бога не иное что означает, как недомыслимость и неисследимость Божию, потому что мрак для взора бывает обыкновенно темен и непроницаем, скрывает находящееся в нем, из–за густоты и темноты воздуха не дает взорам смотрящих на него, и даже пытливым покушениям самых мыслей узнать что–либо о Бое. Ибо сказано: «облак покров Его, и неувидим будет» (Иов. 22. 14).

1.217. Председателю Аристотелю.

Сказано: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5, 13). Для праведных одно и то же служит оружием и венцом, так что вооруженный духовно венчается. Ибо и Соломон сказал: «венцем же сладости защитит тя» (Притч. 4, 9).

1.236. Сосандру, главному правителю дел.

Сказано: «хвалите Его во струнах и органе» (Пс.150, 4). Многие струны, стройно одна к другой приложенные и расположенные так, что каждая по правилам музыки занимает свое место, — это многие Божии заповеди и различные догматы, не имеющие никакого между собою разногласия. Орган же, все это в себе объемлющий, есть христолюбивая душа мудрого.

1.239. Магистриану Сабину.

Пожелал ты узнать значение имен трех дочерей Иова (Иов. 42, 13). Когда Иов по Божью повеленью освободился от ночи скорбей и многотрудных бедствий, тогда увидел пресветлый день веселия, непрекращающегося и вечного упокоения и радости. Посему–то первую дочь назвал День, а вторую — Кассия. Потому что кассия благовонна, а Иов вместо зловония того ужасного страдания, какое терпеливо переносил перед этим, приобрел благовоние благодати свыше. Имя же третьей дочери, названной Амалфеев рог, на греческом язык значит «обилие благ». Конечно же, не неизвестны тебе многочисленные блага, какие Господь прежде будущего века, здесь еще, даровал великодушному и многострадальному Иову за высокое и славное преуспеяние и победное торжество великого терпения и мужества.

1.242. Епископу Евфрасию.

Будем усердно молиться о том, чтобы прогнана была душевная проказа от «прядены, кудели и кожи» (Лев. 13, 48), — от духовной «прядены» того, что составляет как бы жилы Церкви Христовой, разумею епископов и всех, пользующихся почестями Левитского сана, от духовно понимаемой «кудели», то есть управляемого и пасомого ими освященного народа, и от духовной «кожи», то есть недавно пришедших к Богу, еще только оглашенных, но не отложивших мертвенности ветхих одежд греха через возрождение в Святом Крещении.

1.257. Навкратию.

Иные Пророков называют пчелами, а Божественное их Писание — пчельником. Посему прекрасное дело — послушаться Соломона, который говорит: «яжде меде, сыне, да насладится гортань» души (Прит. 24, 13). Сладкою же и медовою снедью называет он чтение и изучение словес Духа.

1.260. Децемвиру Павлу.

«Се Аз и дети Мои» (Ис. 8, 18), — воззвал Спаситель Христос устами Исаии. Ибо, как детей Спаситель научил святых, насколько могли они вместить и послужить другим; потому что пред Христовым совершенством все святые — дети.

1.261. Председателю Кириллу.

Первая Ева прообразовательно названа жизнью (Быт. 3, 20), чтобы означать ей вторую Еву, то есть — Святую Марио, родившую Жизнь человеков, Христа, Господа славы. Ибо Она оказывается истинно Матерью всех живущих по Евангельски и не умирающих душами за неверие.

1.262. Председателю Кириллу.

«Кто дал есть женам ткания мудрость» (Иов. 38, 36)? Так беседовал Владыка с Иовом. Ибо первая жена имела мудрость соткать одежды зримые, чтобы ими прикрывать нам видимую телесную наготу. А вторая Жена, то есть Богородица, показала такую мудрость и искусство, что из пряжи рожденного от Нее Агнца облекла всех верующих в одежды нетления и избавила от невидимой наготы, потому что весь истинный сонм христиан предстоит одесную Горнего Царя, «одеян в ризу позлащенную и преиспещрен» тысячами видов добродетелей (Пс. 44,10).

1.283. Друсиану.

Хотя у тельца не выросли еще рога, однако же он, конечно, знает, что они вырастут, почему и защищается головою от того, что, по видимости, противится ему. Так и Давид, хотя Спаситель Христос не пришел еще к людям, как Пророк, знал, откуда произойдет рог спасения, то есть от семени и рода Давидова. Потому и сказал сам Давид Владык Христу: «о Тебе враги наша избодем роги» (Пс. 43, 6), то есть через Тебя, Твоею силою и Твоим могуществом отразим врагов наших демонов. Ибо сами по себе не в силах мы одолевать невидимых врагов».

1.298. Председателю Севиру.

Спрашиваешь у меня, что такое говорит Бог у Пророка: «обнажу бедры твоя противу лица твоего, и явится срамота твоя» (Иер.13, 20)? То, что на оном Божественном и страшном Суде предстанут перед твоим лицом все худые дела, какие учинил ты здесь, чтобы ты, смотря на них и узнавая их, пришел в стыд, в страх и в трепет.

1.299. Калокиру.

Люди часто называются водами, ибо Пророк говорит: «вот, яко вода многа, языцы мнози» (Ис.17,13). И: «множество языков многих, яко вода возшумит» (12). И: вот, возведу «на вы воду многу, царя ассирийска» (8,7).

1.314. Фирмиллиану.

«Вместо отец быша сынове твои» (Пс.44, 17). Ибо те, которые по закону Моисееву прежде служили и в древние времена благоугодили Богу, в Церкви оказались вторыми после Апостолов. И Апостолы — сыны синагоги Еврейской. Но поскольку сподобились они стать учениками Христа и во всем подражать Учителю, то жизнью и достоинством своим доказали, что отцы их, оправдавшиеся некогда в законе, — по сути их сыны.

1.315. Фирмиллиану.

Можешь и иначе понимать изречение, о котором в недавнее время было у нас слово. «Вместо отец твоих быша сынове твои» (Пс. 44, 17), — то есть дарование, которого прежде, при отцах своих, многократно просил ты у Бога и большею частью не получал и не бывал услышан, приняв сверх чадородия при последнем конце старости своей, усладись и возвеселись. Ибо сказано: и дасть тебе Господе дар лучший «от сынов и дщерей» (Ис. 56, 5).

2.2. Епископу Тимону.

«Защищу град сей Мене ради, и Давида ради раба Моего», — говорит Бог (4 Цар. 20, 6). Под градом разуметь теперь будем самую верную душу.

2.13. Схоластику Антонию.

По Божию приговору Израильтянам, перешедшим Чермное море, вменяется сие в крещение, хотя они и не были крещены. Так, угодно было Богу и второго по рождению Ефрема назвать первородным и предпочесть его старшему Манассии, чтобы мы доискивались значения всего этого.

2.14. Феосевию.

Две золотые маслины у Пророка Захарии (Зах. 4, 3) предызображают уверовавших во Христа, и одна маслина — иудеев, а другая — язычников, которые прежде уподоблялись соломе, но впоследствии, за веру и покаяние сподобившись великой милости, оказались как бы золотыми по духу.

2.15. Агафону Декемврию.

Блаженный Давид, наказав смертью убийц Иевосоея и отсекши им руки и ноги, повесил при источнике над водою. А сие означает, что крещением, совершаемым по Христу, приводятся в бессилие и совершенное бездействие демоны, до веры нас порабощавшие и умерщвлявшие души наши.

2.16. Агафону Декемврию.

После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, «приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак.4, 5). Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: «Гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его» (Пс.77, 21. 22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: «Людие сии устнами» любят Меня, «сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29,13).

2.32. Пресвитеру и игумену Хрисогону.

Спрашивала меня любовь ваша, что значит сказанное Варухом Богу: «Ты пребываяй во веки, мы же погибающии во веки» (Вар.3, 3)? Поскольку Бог неизменяем и непреложен всегда, то явно, что приписывается Ему вечное пребывание в Своей непреложности. А мы, как изменяемые, легко всякий миг погибаем, делаясь неоднократно из одних другими и часто от одних помыслов переходя к другим.

2.75. Монаху Феодору.

«Благоугожду — говорит Давид, — в стране живых» (Пс.114, 8). Страною живых, а не умирающих называет он будущий век. Потому что настоящая жизнь человеческая исполнена обыкновенно многих смертей, и это не только изменение возраста, но и греховные падения душ. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, потому что нет превращения в помысле, перемены в намерении, и никакое обстоятельство не нарушает тишины и безмятежия помыслов, — там действительно оная страна живых и веселящихся непрестанно.

2.122. Архимандриту Филоксену.

Того называют истинным Израильтянином, кто чрез рассматривание всех тварей, являемых и неявляемых, доходит до усмотрения Творца всяческих — Бога.

2.170. Постельничему Валерию.

Спрашивал ты нас: почему у Исаии Богородица Мария названа Пророчицею (Ис.8, 3)? Прочти в Евангелии: «яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажать Мя вси роди» (Лук. 1, 48). И если не увидишь, что Святую Марию ублажают во всяком народе и на всяком языке за то, что воплотившегося от Духа Святаго и от Нее Бога носила во чреве и родила без растления и всякого осквернения, то не верь Исаие. Если же в целом мире ублажают, восхваляют, песнословят и благословляют и сию ненасеянную и невозделанную Землю, и Ее Всеблаженный и Вечный Плод, то почему не соглашаешься, что Богородица Мария оказалась Пророчицею?

2.172. Постельничему Валерию.

Говорил ты мне, что весьма занимает тебя буквальный смысл написанного, потому что он ясен, но с большим любопытством, как говорил, вникаешь ты в духовный смысл и охотно желаешь истолковывать Писание в смысле духовном. Посему под «рогом спасения» (Пс.17, 3) разумей бесстрастие, а под «домом Давидовым» — Церковь. И поэтому, если и сам ты принадлежишь к мысленному «Давидову дому», то подвизайся в бесстрастии и усовершенствовании души, потому что может сие совершаться и среди мира, как было с Иосифом и Даниилом.

2.178. Пресвитеру Мартиниану.

Что значит сказанное Пророком о бесплотных Силах: «голени их правы, и пернаты ноги их» (Иезек.1, 7)? Небесные и святые Силы, конечно, вовсе не имеют нужды ни в чем телесном, но сверх этого, не нужно им и наклоняться. Потому и сказано, что имеют «голени прямые». А что же могли бы означать «пернатыя ноги», как не несомненную удобоподвижность к Божественному помышлений оного естества, свободного от всякого преклоняющего к земле унижения?

2.227. Таксеоту Македонию.

Почему духовные слова у Иеремии называются «млатом, сотрыющим камень» (Иер.23, 29)? Потому что слово Божие, падая на каменное сердце, разъединяет худо в нем соединенное, чтобы человек мог с точностью различить и отделить лучшее от худшего и избирать в свое время доброе, отвергая предосудительное.

2.230. Чтецу Епифанию.

Желал ты узнать, что значит кожа, которую Илия с высоты бросил Елисею (4 Цар. 2, 13)? Посему узнай. Милоть сия умерщвляла всякое земное представление и уничтожала всякое прирожденное движение в членах Елисеевых. Ею не только тогда, чувственно, но и ныне, духовно, в души плотские, исполненные греха и нечестия, как смерти, в мысленном Иерихоне влагается соль Божией благодати, и все верующие делаются способными к Богочестию и к чадородию добродетелей.

2.232. Делегату Киприану.

Удивительно для тебя, говоришь ты, почему честный раб Авраамов, посылаемый в Месопотамию, не клянется головою Авраамовою, но, «положив руку свою под стегно», произносит господину клятву. Авраам знал и предвидел уже душевными очами, что Творец всяческих — Христос — во время Свое произойдет по плоти от чресл Авраамовых, то есть от семени Авраамова, и наперед уже за столько родов исповедует будущую тайну. Ибо говорит: Сей Бог, Который воплотится от чресл моих, есть Господь неба и земли. Потому и повелевает служителю: «положи руку твою под стегно мое. И заклену тя Господьм Богом небесе и земли» (Быт. 24, 23).

2.251. Симмаху, продавцу овощей.

Неупотребляемое по закону в пищу означает все многочисленные и различные виды порока, изображенные посредством животных, живущих в воде и на суше и птиц. А употребляемое в пищу означает многообразную и многовидную добродетель.

2.264. Хартуларию Зоилу.

То, что вол, и медведь, и лев, и проч., по словам Исаии, дружелюбно «будут пастися вкупе» (Ис. 11, '), означает состояние Церкви, при котором народные начальники и подчиненные вместе управляются и питаются догматами благочестия.

2.304. Докладчику Мартину.

Выражение «созади» меня, означает будущее время. Так например, говорить Писание: «кто возвестит» человеку, что будет «созади его» (Еккл. 10,14), — то есть после него? И Саул говорит Давиду: «кленися ми, яко не искорениши семене моего» созади мене (1 Цар. 24, 22), — то есть после того, как кончу жизнь, не погубишь потомства моего.

2.309. Стражу при дворце Исидору.

Сказано: «прежде даже не смиритимися, аз прегреших» (Пс. 118, 67). Поскольку, гордясь плодами многих преуспеяний, высокомудренно говорил я Богу: «искусил еси мя, и не обретеся во мне неправда» (Пс. 16, 3); и «рех во обилии моем: не подвижуся во век» (Пс. 29, 7), то оставлен я был Тобою и впал в тяжкое прелюбодеяние и гнусное убийство. А вследствие сего смущаюсь и колеблюсь, лишившись Божией помощи. Боюсь и спасаюсь бегством от лица сына моего Авессалома и смиренно выхожу из города «босыми ногама, покрыв главу» (2 Цар. 15, 30), стыдясь всех, между тем как поносит меня и мечет в меня на пути камни несмысленный и жалкий Семей. Посему взываю к праведному Судии: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя и воистинну смирил мя еси» (Пс. 118, 15), пред сим прегрешившего. Нет же другого большего прегрешения, чем самомнение и самонадеянность. Поэтому не произнесу уже больше слов самомнения, но соделаюсь смиренномудренным и со смирением скажу: «аз же есмь червь, а не человек» (Пс. 21, 7). «Смирится в персть душа наша, прилпе земли утроба наша» (Пс. 43, 6), «и смирихся до зела» (Пс. 37, 9). «Живи мя по словеси Твоему» (Пс. 118, 25), и подобное сему.

2.311. Протектору Виталию.

Почему небесные витии в Писании изображаются окрыленными? Разве не для того, чтобы показать людям возвышенность, небесность и легкость оных естеств? Гавриил нисходить окрыленным не потому что сия бесплотная сила имела крылья, но показывает сим Пророку Дашилу, что снисшел он с небесных стран и, оставив небесные обители, пришел к людям (Дан. 9, 21).

3.5. Сатрапу Евсигнию.

«Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати» (Пс. 61, 10). В каких же мерилах? Не всякий человек взвешивает все на весах, не всякий торгует шерстью, продает золото или серебро или вообще прилагает старание о сих веществах, которые купцы обменивают по весу и мере. Многочисленен род ремесел, для которых нет нужды в весах. Многие занимаются мореходством, многие вращаются в делах судебных, проходят начальнические должности, и у них, хотя и бывает ложь, но обман делается не с помощью мерил. Посему, что же такое говорит Пророк? То, что у каждого из нас есть сокровенное мерило, устроенное Сотворившим нас, и сим мерилом можно различать свойства вещей. Посему «лживи сынове человечестии», у которых повреждена судящая сила души и которых Пророк оплакивает, говоря: «горе глаголющим горькое сладкое и сладкое горькое» (Ис.5, 20), лжецам, криводушным, извращающим правое, восхваляющим негодное и так далее. Мне нужно, говорит, настоящее, а будущее кто знает? Худо взвешиваешь, когда вместо доброго одобряешь лукавое, суетное и лживое предпочитаешь истинному, временное ставишь выше вечного, преходящее веселье избираешь вместо непрекращающегося и постоянного. Посему «лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати». Делают же они неправду, во–первых, себе самим, а потом и сближающимся с ними, и себе бывая лукавыми советниками в делах, и другим служа худым примером. Невозможно будет сказать тебе в день Суда, будто бы не знал ты, что добро: тебе укажут на собственное твое «мерило», которого достаточно для различенья добра и зла. Ибо телесные тяжести определяем наклонением коромысла весов, а избираемое нами в жизни различаем свободным произволеньем души, которое и называется «мерилом», потому что может принимать равную наклонность к тому и другому. Посему «не надейтесь на неправду, не прилагайте сердца» к богатству, не избирайте суетного, и судящая сила души да не будет у вас поврежденною. Знайте что Бог и силен, и милосерден; поэтому бойтесь Его могущества и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Ибо для того, чтобы не делать неправды, благотворен страх. А для того, чтобы поползнувшемуся в грех не губить себя отчаянием, благотворна надежда на милость. Потом, вслед за сим и в конце псалма говорит Пророк Богу: «яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Пс. 61, 13). «Ибо мерою, ею же мерите, возмерится вам» (Лук. 6, 38). Оскорбил ты брата? Ожидай и себе равного. Похищал принадлежащее низшим, налагал руку на нищих, пристыжал их поносными словами, клеветал, лгал, преступал заповеди отцовские, нападал на имущество сирот, огорчал вдовиц, преходящее удовольствие предпочитал обещанным благам? Ожидай себе возмездия за это: «еже бо сеет каждый, тожде и пожнет» (Гал. 6, 7). А также, если сделано тобою что доброе, и за то ожидай во много крат больших воздаяний. Ибо Он «воздаст коемуждо по делом его» (Матф. 16, 27). Всю жизнь памятуя приговор сей, возможешь избежать многих грехов. Сие написав тебе из написанного потрудившимися прежде нас Святыми Отцами, ради побудившего меня к этому соотечественника твоего Антония, думаю, что напомнил для тебя полезное.

3.23. Дуксу Кастору.

О том что царь и подданный, грешный и праведней, сильный и немощный будут питаться одною и тою же верою, говорит Исаия, а именно: по пришествии Христовом «пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут» (Ис.11, 6). О том же, что для простодушных, возжелавших более «младенчествовать» относительно дурных (1 Кор. 14, 20), для блаженных и незлобивых людей по причине их деятельной, но свободной от житейских попечений жизни и по причине неослабляемой сомнениями молитвы удобоодолимыми делаются сопротивные силы, говорит тот же Пророк: «и отроча младо на пещеры аспидов, и на ложе исчадий аспидских руку возложит, и не сотворят зла, не возмогут погубити никого же на горе святей Моей» (8, 9), — под горою разумея Церковь Христову по высоте веры.

3.103. Самарянину Иссахару.

Авраам за добродетель наименован царем, ибо говорят ему иноплеменники: «царь ты еси в нас» (Быт. 23, 6). Так и сыны Израилевы за Богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: «егда разспея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор. 32, 8). Поскольку сынов Иаковлевых по исчислению оказалось семьдесят (Быт. 46, 27), то на сем основании и говорится, что по числу их распределены народы всей земли. Ибо утверждают иные, что в целом мир находится семьдесят народов.

3.111. Селентиарию Гавдентию.

Сказано: «собираяй яко мех воды морския» (Пс. 32, 7), то есть Бог, как в мех, собирает море в назначенные пределы, и держит воды, и не дозволяет, чтобы переступили он самое слабое вещество — песок, и покрыли лицо всей земли. Потому, желая уяснить сие самое, святый Пророк присовокупляет слова: «полагаяй в сокровищах бездны», то есть содержит безмерное количество вод в сих сосудах и вместилищах.

3.167. Монаху Кириллу.

Сказано: «желает душа моя во дворы Господни» (Пс. 83, 3). Дворами же Божиими называет Писание препохвальные доблести и поступки, в которых водворяются Божие Слово и те, кто вознамерился всегда следовать сему Слову.

3.168. Монаху Кириллу.

Се Аз, — говорит Господь, — на претерпевших скорбное «укланяю, аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков» (Ис. 66, 12). Акила же перевел: на претерпевших от всякого народа, Симмах — претерпевших от печали, а Феодотион — от множества. Посему разумей это и утешься.

3.202. Монаху Иринею.

Кто овладевшую умом его печаль рассеял Божественным размышлением, тому кстати будет сказать: «заутра услыши глас мой» (Пс. 5, 4). Но под словом «заутра» разуметь нам должно Христово воскресение, когда наипаче услышан был человеческий род естественно вопиявший неизглаголанными воздыханиями.

4.22. Араксию.

Когда слышим, что говорит нам Божественное Писание: «иззуй сапоги твои» (Исх. 3, 5), тогда должны знать, что дается нам повеление оставить, отложить и отринуть прежней худой обычай и навык.

4.30. Юлиану.

Читал ты у Иезекииля о старейшинах, которые на «ложи тайнем» кадят демонам и говорят: «оставил» Бог «землю» и не видит, что делается нами тайно (Иезек. 8, 11. 12). Если читал это, смотри и сам в тайной клети души своей не изображай кумиров студных страстей, не обоготворяй их и не служи им. Тайною же клетью души называется сердце, в котором совершаются многие беззакония, видимые только неусыпным Оком. Посему часто и старейшины в сердце своем совершают беззаконие.

4.47. Димитрию.

Спрашивал ты, что такое «глава окружения» (Пс. 139, 10)? Припомни, что Господь повелел «блюсти» всегда «главу змия» (Быт. 3, 15). Посему первая, влагаемая врагом в ум, плотолюбивая и любострастная мысль произращает и собирает вокруг себя многие лукавые мысли. И потому первый зародыш лукавых мыслей признавать будем главою. Сверх того, поскольку и сам диавол имеет вокруг себя сопровождающими скверные полчища демонов, то и он называется главою их лукавства.

4.49. Феоклу.

Спрашивал ты, что значит написанное: «и алчущии пришельствоваша землю» (1 Цар. 2, 5)? Посему знай: те, которые алчно вожделевают Божественной правды, конечно, не заботятся о земных благах, презирают всю видимую землю и оставили ее, воспарив благочестивым помыслом, миновали все видимое и стали небошественными, торжествуя с Ангелами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.)