|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура казаховОбщество: Общественные отношения – патриархально-феодальные (феодализм больше на юге, а патриархальность больше у кочевников), поэтому не сложилось централизованное государство. Государственность – феодальная. Сыгнак – столица в начальный период. Столица ханства в 17в - г. Туркестан. Все ханство принадлежит правящему роду Чингизидов. Хан – распределяет земли и не относится ни к каким племенам, избирается из султанов. Ханство делилось на улусы во главе с султанами. Султаны освобождались от повинностей в пользу хана и имели судебно-административную власть. Улус = 10т семей. Род или племя составляли определенное количество колен. Высшее сословие – ак-суйек (белая кость): Торе (правящая группа Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи (нет обязанностей)) и Кожа (мусульманское духовенство – потомки проповедников). Низшее сословие – кара-суйек (черная кость): все остальные независимо от имущественного положения. Бий – управитель рода. Каждый кочевник считался воином и должен был всегда быть готовым к походам. Воинская доблесть – высшее достоинство кочевника. Любой мог стать батыром (прославленным воином), которые играли существенную роль в обществе. При хане – совет улусных султанов и вождей кочевых племен – ежегодный курултай. Система госуправления основана на обычном праве – адат, кроме которого были нормы мусульманского права (позже адат при Тауке-хане стал «Жеты-Жаргы», который составляли все жузы). В 15в - 17в главный закон - о мести («кровь за кровь»), приговор суда исполнял весь род. «Жеты-Жаргы»: Убийство мужчины – 1т голов скота, женщины - 500. Особо наказывались за изнасилование. Если ответчик не мог платить штраф – платила община. Убийство султана – кун за 7 человек (классовое неравенство). Кража скота и имущества – тяжкое преступление – били плетьми. Города: Сыгнак – «торговая гавань»; столица первых казахских правителей; некрополь Шайбанидов История: По «Тарихи Рашиди» казахами называлось все население подвластное Джанибеку и Керею. Источники упоминают всего о 20 городах. По свидетельству Исфахани в начале 16в в КХ было около 10 улусов. Рузбихан говорит о «30 крепостях», из которых лишь 5-6 были крупными культурно-экономическими центрами. Восточный Дешт-и-Кипчак, Семиречье, Южный К назывались Туркестаном. В городах Туркестана 15в – 16в – фортификационная система. В 15в - 17в – арабская графика. Начало формирование казахской народности – 2т–1т\д, этот процесс завершился к 15в - 16в. С древнетюркского «казах» переводится как «вольный, независимый». Этнооснову казахов составили многочисленные племена разных эпох. Термин«Казахстан» («Страна казахов») появилось в 16в. Деньги: К середине 16в приток среднеазиатских медных денег резко сокращается: на рынке появляются монеты Ташкента и Яссы (Туркестан), а также Отрара. Серебряных монет в городах мало, они нужны для крупных сделок и транзитной торговли. Особенность денег 17в – «не вполне монетные» формы – кусочки меди. Выпуск собственных монет имел политическое значение. Зооморфные сюжеты связаны с родоплеменной символикой. Упадок торговли и денежного обращения – 17в. Хозяйство: Жуз – это историко-хозяйственный регион. Отличительный признак – единый тип хозяйства. Младший: Адай, Каракесек, Джагалбайлы, Шана, Серкеш (Западный К, Приаралье) Жузы образовались в 16в. Ядро Старшего жуза составляли древние усуньские племена. Раннее название Младшего жуза – Алшын. Кочевое скотоводство в силу природно – климатических условий. Скот – в частной и семейной собственности – главная мера богатства. В степи – общинная форма землепользования. Культура – просо. «Неприхотливая культура» - рис. Пастбища присваиваются аристократией. Сойургал, икта, мильк, вакф – формы феодального землевладения. Сойургал – земельный надел, господство кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф – земли и водные системы с налогами у духовенства. Мильк – частная собственность на землю у духовенства. Шаруа (кочевники-скотоводы), жатаки (землевладельцы, егиншы) и простые горожане (торговцы, ремесленники) составляли единое податное сословие – райаты, и платили налоги: скотоводы – зякет (основной по шариату хану, 1/20 приплода), согум, сыбага и бийлык; земледельцы и ремесленники – ушур (основной, 1/10 урожая, собирал мулла), тагар, бадж и харадж. Скотоводство кочевое и полукочевое. В основном – овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот в местах оседлого хозяйства. Каждый род (обычно десятки-сотни аулов) кочевал на своих землях. Пастбища: весной – коктеу, летом – жайляу, осенью – куздеу, зимой – кыстау. Средняя протяженность кочевания – 50 - 100 км, а у отдельных племен до 1000-2500 км. Хозяйство – натуральное, но был обмен товарами между городом и степью – эта была важная экономическая взаимосвязь жизни казахского общества. Выделяются 4 типа жилищ. Искусство: Мавзолеи Джанибека и Касыма – в Сарайчике, Казангапа – в Улутау. «Сауранская башня» - минарет. Героический эпос: «Кобланды-батыр» (война кипчаков с иранцами), «Ер-Косай», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр». Социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Письменная литература казахского языка – книги религиозного и историко-легендарного содержания. Керамика с геометрическими мотивами. Памятники Семиречья – из белого известняка. Религия: Туркестан (Яссы) – религиозный центр. Глубоко укоренился ислам (аристократия), но в низах больше распространены старые культы. В сырдарьинских городах большую роль играло мусульманское духовенство. От-ана (огонь) – покровитель очага. Покровители: коровы – Зенги, овцы и козы – Шопан, коня – Камбар, верблюда – Ойсыл. Ночью светит звезда Жеты каракшы (Большая Медведица). Марс называют «Кызыл жулдыз» (Красная звезда), Юпитер – «истребляющий ослов», Близнецы – «двойная звезда». Отпен аластау – обычай изгнания злого духа огнем. «Если появится Сириус», то нельзя купаться. Знай: Стороны света определяли глядя на солнце. Зеркало жизни казахов – устное народное творчество. В 15в Шелковый Путь перестал функционировать в связи с освоением морских путей. Из камыша изготавливают свирель. Ханы Керей-хан, сын Пулад-султана, хан 1465—1474 Жанибек-хан, сын Барак-хана, хан 1474—1480 Бурундук-хан, сын Керей-хана, хан 1480—1511 Касым-хан р.1445, сын Жанибек-хана, хан 1511—1521 Мамаш-хан, сын Касым-хана, хан 1522—1523 Тахир-хан, сын Адик-султана, хан 1523—1533 Тогым-хан, сын Адик-султана, хан 1533—1538 Буйдаш-хан, сын Адик-султана, правитель Жетысу, хан 1533—1560 Ахмет хан, правитель верхнего течения Сырдарьи, хан 1533—1535 Хак-Назар-хан, сын Касым-хана, хан 1538—1580 Шигай-хан, сын Жадик-султана, Казахский хан 1580—1582, хан Ходжента 1581—1582 Тауекель-хан, сын Шигай-хана, хан Африкента 1582, Казахский хан 1582—1598 Есим-хан, сын Шигай-хана, хан 1598—1628 Жанибек-хан, сын Есим-хана, хан 1628—1643 Жангир хан, сын Есим-хана, хан 1643—1652 Батыр хан, сын Жангир хана, хан 1652—1680 Тауке-хан, сын Жангир хана, хан 1680—1715 Кайып-хан, сын Тауке-хана, хан 1715—1718 Болат-хан, сын Тауке-хана, хан 1718—1729 Абилмамбет-хан, сын Болат-хана, хан 1739—1771, хан Орта жуза 1734—1771 Абылай хан р.1711, сын Коркем Уали-султана, хан Орта жуза и Казахского ханства1771—1781 Кене-хан (Кенесары Касымов), сын Касым-султана, хан Орта жуза и Казахского ханства1841—1847 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |