АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура Византии

Читайте также:
  1. II. Культура и экономика.
  2. VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США
  3. Арганізацыйная культура бібліятэкі.
  4. Б) Інформаційна культура та її складові
  5. Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до п.э.).
  6. Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.
  7. Библиотеки Византии
  8. Билет №8 Культура и цивилизация
  9. Виходячи з поживності добрив і знаючи дози виносу речовин відповідними культурами, можна обчислити приріст їх урожайності.
  10. ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА АДЫГОВ (КАБАРДИНЦЕВ, АДЫГЕЙЦЕВ, ЧЕРКЕСОВ): НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В РЕАЛИЯХ НАСТОЯЩЕГО
  11. Вопрос 9. Речевая культура. Стилистические и лексические приемы ораторской речи. Логика речи.
  12. ГЛАВА 12. КУЛЬТУРА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

Основные этапы развития мировой культуры VI - XYI вв.

Оглавление

1. Культура Византии.........................................................可.............103

2. Культура Арабского Халифата..................................................109

3. Культура Древних славян (IX - начало XIII вв.)......................115

4. Культура средневековой Европы...............................................125

5. Культура эпохи Возрождения ………………………………....134

6. Культура Руси(XIV - XVII вв.) ………...................................143

Задания для самостоятельной работы по подготовке к

выполнению работы по Модулю….............................................148

Культура Византии

Культура Византии возникла в государстве, существовавшем с конца IV до середины XV в. со столицей Константинополем (ныне Стамбул) после раздела Римской империи на две части - восточную и западную. Уникальность культуры, сформировавшейся на востоке Римской империи, состоит в том, что на территории Византии, которая была частью античного мира, при главенстве греко-римских традиций на основе синтеза западных и восточных элементов сформировалась средневековая культура, одновременно отличавшаяся торжественной пышностью и духовностью, изяществом формы и глубиной мысли. Сохраненные традиции античной цивилизации послужили впоследствии основой европейской культуры эпохи Ренессанса. Византия имела крепкие государственные устои, способствующие сохранению светского художественного творчества, формированию православия, повлиявшего на философско - богословские воззрения, систему христианских этических и эстетических ценностей. В трудах византийских мыслителей раннего периода, Василия Кесарийского и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста отражено сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией. Среди философов развернулись ожесточенные богословские споры о смысле человеческого существования, месте человека во вселенной. В этих спорах выразилась идейная борьба между антропологическим максимализмом, считавшим возможным растворение человеческой природы в божественной и тем самым поднимавшим человека до невиданных в античном мире высот, и антропологическим минимализмом, всецело подчинявшим человека божеству и низводящим человечество до крайней степени самоуничижения. В мироощущении европейского средневековья укоренилась вторая концепция, для Древней Руси более приемлемой оказалась первая, Византия же продемонстрировала постепенную эволюцию от первой ко второй [2]. Мыслители Византии энергично выступают за использование всего лучшего, что было дано человечеству античной культурой. Христианские богословы, писатели, проповедники заимствуют из сокровищницы греко-римской культуры разнообразие философской мысли, гераклитову диалектику, аристотелеву логику, умело используя практичность и красноречивость античной риторики. Во всех сферах знания, в литературе, искусстве наблюдается удивительное смешение языческой мифологии и христианской мистики. В художественном творчестве все сильнее заметно соединение мистицизма с жизненностью бытового колорита, набожности с деловым практицизмом. Опираясь на традиции античной эстетики, византийцы видели в искусстве в первую очередь инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитектура, словесные искусства выступают источниками нравственного совершенствования человека, ведут к духовному преображению. Искусство осмысливалось как крайне важный в человеческой жизни нравственно-эстетический феномен. Психологический аспект византийцы усматривали во всех искусствах. В византийской художественной культуре были слиты два начала - пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось в архитектуре церквей и соборов Византии. Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа большую роль играло их наружное пластическое решение, все обряды происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика в Древнем Риме использовалась для создания массивных зданий чисто светского назначения. В Византии - это исключительно храмовые постройки, прямоугольные в плане и вытянутые в длину, разделенные на три, пять и более продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтар ь, в западной - вход. Другой тип конструкции храма - крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. Примером редкого объединения обоих конструктивных принципов представляет собой константинопольский Собор Святой Софии,

 

ВИЗАНТИЯ. Собор. Св. Софии 532 -537


с гигантским (30 метров в диаметре) куполом. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Славилась Византия и другими видами изобразительного искусства: монументальной храмовой живописью (мозаика и фреска), иконами; книжными миниатюрами. Мозаика - вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты; получила особую значимость. Мастера использовали живописные эффекты смальты, точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах Равенны, некогда столицы Королевства Остготов, позже крупного культурного центра Византии: в мавзолее Теодориха, первого остготского короля, мавзолее Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия (из густой мерцающей синевы выступают задрапированные на античный лад фигуры христианских мучеников, расстилаются ландшафты рая с золотыми оленями и птицами), в церкви Сан-Витали, находятся величественные мозаичные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами. В Византии формируется иконопись, христианская станковая культовая живопись. Но именно здесь, в Византии, происходит и первое столкновение государства и церкви, нашедшее отражение в иконоборчестве, социально - политическом и культурно-религиозном движении, направленном против культа икон. В более узком значении - борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви. В основу иконоборческой эстетики было положено представление о невозможности отражения единого верховного божества реалистическими средствами, характерное для иудаизма и ислама. Борьба завершилась победой иконопочитателей, однако фактически был достигнут компромисс между государством и церковью: церковные иерархи были подчинены императорской власти. Византийский император стал признанным главой православной церкви. Иконоборцы причинили заметный вред культурному развитию Византии VIII-IX вв., уничтожив ряд произведений искусства. Но вместе с тем иконоборческое эстетическое мышление внесло новую свежую струю в образное мышление византийцев: изысканную абстрактную символику, декоративную орнаментику. Заметный след оставила и борьба иконоборцев против чувственного, воспевавшего человеческую плоть эллинистического искусства с его реалистичностью и красочностью. Иконоборческие художественные искания предопределили путь дальнейшего развития искусства Византии, путь глубоко спиритуалистический и строгий, подготовили победу отвлеченного символизма во всех сферах общественного сознания последующих веков. Литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими растениями. В художественном творчестве получают преобладание традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. В Византии же был разработан канон декорирования православного храма. В куполе всегда помещалось поясное изображение Христа-Вседержителя, в апсиде - фигура Богоматери Оранты (молящейся) с воздетыми руками; по сторонам от нее, как стражи, фигуры архангелов, в нижнем ярусе - апостолы и т.д. Эта каноническая система была связана с типовой архитектурой храма. Невиданной изощрённости достигали в Византии и художественные ремесла. Процветало искусство эмалей, инкрустаций из драгоценных камней, резьбы по кости, книжной миниатюры. Уровень грамотности был высок.

 

 
 

Для византийской культуры характерен интерес к обобщению накопленных знаний. Были созданы энциклопеди и по истории, сельскому хозяйству, медицине, осуществлены важные реформы в сфере права, общественных отношений и церковной политики. Трактаты императора Константина Багрянородного (913-959) "Об управлении государством", "О церемониях византийского двора"- обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства, материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей странах и народах, в том числе и о славянах [12]. В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквями, имевшие не только социально - экономический, политический и религиозно-догматический характер, что отражало различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировавшие устойчивые социально - психологические расхождения. Западной религиозности была свойственна глубокая религиозная экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом. Огромный ущерб нанесли византийской культуре крестовые походы - походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с "неверными" и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), к рестоносцы свой четвёртый поход направили против христианской Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи и образованию недолго просуществовавшей Латинской империи (1204-1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет, а в 1252 г. монах Бартоломей написал полемический трактат "Против ошибок греков". Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских художественных ценностей. Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV столетии византийское искусство пережило последний период подъема. Каноническая система поколебалась, искусство потянулось к большей свободе и экспрессии. Выдающийся памятник палеологовского периода - мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. Последние столетия существования Византии характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, феодальными усобицами и возрастающей турецкой угрозой. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии - предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического. Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннеитальянского гуманизма. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Понятие "византийский гуманизм" обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых. Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Аскетизм и отрешенность от жизни нашли своё воплощение в исихастском движении. Исихасты (внутреннее спокойствие, отрешенность) – философско - мистическое, общественно - политическое течение в Византии в XIV в., основные положения которого были разработаны Григорием Синаитом, Григорием Паламой и Николаем Кавасилой. Оно возникло в среде монахов-отшельников с Афона, которые проповедовали представление о существовании вечного, божественного света, появившегося якобы во время преображения Христа и просиявшего им (афонским аскетам) в награду за их отшельническую жизнь. Необходимым условием восприятия этого божественного света исихасты объявляли мистическое созерцание, спокойное сосредоточение, которое отвлекало бы мысль от всего окружающего. Они призывали к строгому аскетизму, полному смирению перед божьей волей. Константинопольский собор 1341 г. поддержал исихастов в разгоревшейся в Византии идеологической борьбе. Среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения - исихии - в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем мистическое слияние с божеством и озарение божественным светом. Поддерживаемое господствующей церковью учение исихастов оказало огромное влияние на духовную культуру Византии, получившую распространение среди феодальной знати и в народных слоях. Последователями идей исихастов были Нил Сорский, Сергий Радонежский. В XV столетии Византия пала под натиском турок. Собор Святой Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Вклад византийской цивилизации в мировую культуру значителен: Византия была " золотым мостом " между западной и восточной культурами; оказала глубокое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы, особенно это сказывалось в странах, где утвердилось православие, и в первую очередь - в Древней Руси [14].


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)