|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поклонники лепесткообразных топоров
то представляли собой древние обитатели Антильских островом, какова была их материальная и духовная культура, во что они верили, каким богам поклонялись? Обо всем этом мы можем судить в основном только по археологическим данным. Тот, кто пожелал бы изучить мир антильских аборигенов, писал десять лет назад кубинский археолог Фе-липе Пичардо Мойя, должен помнить, что этот исчезнувший мир оставил после себя очень мало следов. Хотя испанские завоеватели заимствовали у аборигенов немало слов, прочно вошедших в словарный запас современных жителей Антил, о языках их древних обитателей нам почти ничего не известно. Наскальные изображения и знаки не поддаются пока расшифровке, их песни и ритуальные пляски забыты. С трудом можно найти следы их верований и обычаев среди нынешнего населения островов, и если среди него и остались считанные потомки древних аборигенов, то к нам они дошли не в их «чистом» виде, а пройдя долгий и сложный путь метисации, лишившей их многих характерных и только одним им свойственных черт и особенностей. Описания древних обитателей Антил, оставленные нам участниками конкисты, к сожалению, весьма скупы, неточны, фрагментарны, противоречивы, часто фантастичны. Хронистов больше привлекало описание цивилизаций ацтеков, майя и инков, чем антильских обитателей, не создавших ни грандиозных храмов и дворцов, ни поражавших своей фантазией скульптурных изображений божеств и не обладавших сокровищами из золота и драгоценных камней. Истребив коренных жителей, европейские завоеватели (испанцы, англичане, французы и др.) на протяжении столетий не проявляли какого-либо интереса к изучению «доисторического» прошлого своих владений. Более того, казалось, что колонизаторы делали все возможное, чтобы вытравить из памяти живущих любой намек на древних обитателей этих островов, уничтоженных ими. Первые ар- хеологические исследования относятся только к XIX в. Однако даже после завоевания независимости в таких странах, как Куба, Гаити и Доминиканская республика, систематические археологические и антропологические изыскания не проводились. Господство американских, английских и других империалистов тормозило развитие науки в этих странах. Только на Кубе после победоносной освободительной революции 1959 г. стала развиваться археологическая и антропологическая науки. В системе кубинской Академии наук после революции был создан Антропологический департамент, уже осуществивший ценные археологические рас-копкИ и впервые взявший на учет все имеющиеся в стране предметы, представляющие археологический интерес. К 19^6 г. было зарегистрировано и описано свыше 500 тыся4 таких предметов. Эта внушительная цифра свидетельствует о том, что индейское население Кубы до ее открытая европейцами было весьма многочисленным и пло-довитим в производстве различных предметов бытового и культового назначения. Какие же индейские племена населяли Антильские острова до Колумба? Ученые придерживаются на этот счет различных точек зрения. Так, например, уже упомя-нутъй Фелипе Пичардо Мойя считает, что там проживали четь(ре различные группы индейцев: гуанахатабеи, сибо-неи, тайно и карибы. Предполагается, что Антильские острова были заселены индейцами из района Амазонки. Сперва пришли сюда гуанахатабеи и сибонеи, позднее их стали вытеснять араваки (тайно и другие племена), а последних — карибы. Археологи Эрнесто Табио и Эстрелья Рей в свою очередь высказывают мнение, что гуанахатабеи били теми же сибонеями, но менее развитыми. Тайно они подразделяют на племена раннего периода — дотаино и более развитые — собственно тайно, культура которых достигла наивысшего расцвета на Гаити и Пуэрто-Рико4. 0 религиозных верованиях сибонеев известно мало. В их погребениях обнаружены различных размеров каменные шарь', куски магнитного железняка, гладкие, хорошо отполированные камни, каменные «кинжалы» с заостренным конДам, но без лезвия. Возможно, что эти предметы культового характера имели магическое значение, использовалась при погребальных обрядах. Тайно проживали на Багамских островах, Больших Антилах и некоторых островах Виргинской группы. В момент открытия Кубы они находились на восточной оконечности острова. Дотаино населяли центральную и восточную части Кубы. Таким образом, на этой антильской жемчужине к приходу испанцев жили три из четырех групп индейцев, населявших Антилы до испанцев,— гуа-нахатабеи-сибонеи, дотаино и тайно. Дотаино и тайно занимались земледелием и жили в селениях в хижинах (боио) из листьев и ветвей деревьев, с прямоугольным основанием и двускатной крышей на Кубе и с круглым или многоугольным основанием и покатой крышей на Гаити и других островах. В селениях имелись огороженные площадки — батей, где собирались старейшины, совершались ритуальные церемонии и игры в мяч, исполнялись хоровые песни — арейто. Тайно высекали из камня фетишей — семи. Их делали также из обожженной глины, рыбных костей и других материалов, в том числе из золотых пластин. Семи, изображавшие предков и олицетворявшие их дух, играли большую роль в жизни индейцев. Кроме личных семи имелись общесемейные и общеплеменные духи-покровители, олицетворявшие различные явления природы (день, ночь, солнце, воду и т. д.) и деятельность людей (войну, брак, смерть и т. п.). Семи очень разнообразны. Имеются семи в виде змеи, черепахи, рыбы и других живых существ (зооморфные), а также в виде листьев и плодов различных деревьев (фитоморфные). Индеец приобретал семи после прохождения инициации *. В церемонию инициации включали пост, «очищение» путем искусственной рвоты, вызванной специальной лопаточкой, вдыхание табачного порошка, порождавшего галлюцинации. Рядовые общинники имели по одному семи, которого они хранили в хижине в небольшой нише. Волю семи они узнавали при помощи шамана — бехике (у карибов — пиа-че). Вождь племени или общины (касик) имел до десяти семи, причем они считались самыми могущественными. Индейцы делали из дерева скамейки ритуального назначения на четырех ножках, с дугообразной спинкой — * Обряд возрастного посвящения — принятия подростков в группу полноправных членов племени, IS духо, а также глиняные миски круглой и разнообразной формы, украшенные иногда геометрическим орнаментом и антропоморфными изображениями. Тайно раскрашивали свое тело красными, белыми, черными и желтыми красками, которые защищали их от лучей солнца, ливней, укусов насекомых. Этот обряд имел ритуальное значение. В некоторых случаях индейцы татуировали или раскрашивали и своих семи. Тайно деформировали черепа, сдавливая их с помощью дощечек из твердого дерева. Возможно, это делалось с целью походить на одного из своих тотемических предков — черепаху. Тайно прокалывали уши и носовую перегородку, вставляя в отверстия серьги и украшения, сделанные из камня, раковин или костей. Маленькие глиняные сосудики, которые находят п районах обитания тайно, по мнению одних археологов, являлись игрушками, по мнению других — предназначались для мертвых, подобно египетским ритуальным сосудикам. Тайно были древнейшими потребителями табака — ко-хобы. Они жевали и курили его, а также вдыхали через трубку с двумя вставлявшимися в ноздри ответвлениями, которую называли тобако. Бартоломе де Лас-Касас, участвовавший в одной из экспедиций Колумба, оставил нам подробное описание церемонии потребления кохобы индейцами: «Кохобу вдыхали они, сидя на низких скамейках, прекрасно отделанных и называвшихся духо, они приготовляли различные порошки цвета корицы из различных высушенных и хорошо растертых трав. Эти порошки насыпали на круглое деревянное блюдо, гладкое и красивое, которое вряд ли могло быть более прекрасным, если бы было сделано из золота или серебра. Оно было почти черным и сверкало, как агат. Индейцы имели также особое приспособление, сделанное из того же дерева и также отполированное и прекрасное. По внешнему виду и по размеру оно напоминало небольшую флейту, было полым внутри и заканчивалось двумя полыми трубочками. Трубочки вставляли в ноздри, а другой конец помещали в порошок, лежащий на блюде. Затем они делали вдох и, вдыхая, втягивали порошок. От этого они почти теряли разум, как если бы пили крепкое вино, и становились пьяными или почти пьяными. Таким образом они удостаивались беседы с идолами, оракулами..., которые открывали им тайны; так они слышали и узнавали, придет ли к ним счастье или несчастье и беда» 5. Наиболее распространенными на Антильских островах культовыми предметами в доколумбовый период были ле-песткообразные или миндалевидные по своей форме топоры. Они обнаружены в большом количестве на Антильских островах почти повсюду. Размер их самый разнообразный — от нескольких сантиметров до полуметра и более. Одни топоры напоминают по своей форме яйцо, другие — ружейные пули. Большинство топоров просто хорошо отполированы, но встречаются и с антропоморфными изображениями (присевшие на корточки получеловеческие фигурки). Иногда они вставлены в рукоятки, разукрашенные подобными же изображениями. Такие топоры имели, по-видимому, ритуальное назначение. Они не использовались как орудия труда, их острие плохо отточено и не носит следов употребления, в то время как рабочие топоры отделаны более грубо и сильно изношены. Ритуальные топоры делались из камня, чаще всего из диорита, а также из более хрупких пород и даже из раковин, что опять-таки свидетельствует о их нерабочем назначении. Миниатюрные топорики, по мнению некоторых археологов, были детскими амулетами. Иногда в них есть отверстия: их носили на шее. Судя по обилию обнаруженных топоров, можно предположить, что у каждого аборигена было по нескольку топоров различной формы и размера*. Топоры аборигенов Антильских островов имеют большое сходство с подобными же изделиями эпохи неолита, а более миниатюрные напоминают каменные наконечники стрел эпохи палеолита в Европе. Древние греки считали их окаменевшими молниями, которые низвергал на землю Зевс. В русском фольклоре они фигурируют как громовые стрелы. Представление о неолитических топорах как об окаменевших молниях или стрелах, падающих во время грозы, распространено почти по всему миру. Кубинский ученый Фернандо Ортис обращает внимание на то, что район Карибского моря и восточного побережья Центральной и Южной Америки с незапамятных времен подвергается разрушительному влиянию циклонов, которые, несомненно, наводили суеверный страх на его древних обитателей. Известно, что индейцы киче, населявшие значительную часть Центральной Америки, поклонялись жестокому и кровожадному божеству Хурака-ну (Урагану). В сохранившемся эпосе индейцев киче«По-поль-Вух» Хуракан выступает в роли триединого божест-ва-громовика, именуемого также Какулха — блеском молнии б. «Пополь-Вух» содержит драматическое описание потопа, постигшего «деревянных людей» в наказание за то, что «их мысли не достигали до лица их матери, до лица "их отца, сердца неба, что зовется Хураканом. И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать черный дождь, ливень днем и ливень ночью» 7. И тогда, повествует эпос, деревья и скалы начали бить «деревянных людей» и все, предметы и животные, заговорило: глиняные кувшины и сковородки, тарелки и горшки, собаки и камни, на которых растирали кукурузные зерна. Все поднялось и начало убивать их... Описанный в «Пополь-Вух» потоп очень напоминает циклон. Фернандо Ортис считает, что лепесткообразные топоры, особенно с «лицами» (антропоморфными изображениями), являются персонифицированными изображениями бога Хуракана, вызывавшего, по верованиям индейцев, разные болезни и прочие несчастья. На таких топорах острый конец обращен вниз, а тупой — вверх. Из этого кубинский ученый делает вывод, что топор изображает падающую на землю молнию8. Однако у кубинского археолога Рене Эррера Фритота, автора монографии об антильских топорах, эта гипотеза вызывает сомнения. Он считает, что вряд ли аборигены могли принимать топоры своего собственного изделия за небесные снаряды9. Иначе воспринимали эти топоры рабы, завезенные на Антильские острова из Африки. У себя на родине негры почитали каменные осколки — результат удара молнии о скалы, считая, что их бросает на землю бог грозы и войны Шанго, когда мчится на лошади по небу во время бури. И здесь негры принимали антильские топоры за такие же громовые стрелы. Это поверие бытует и сейчас среди крестьян Кубы и других Карибских островов, сохраняющих древние топоры аборигенов в качестве амулетов. Со своей стороны, Фелипе Пичардо Мойя не отрицает, что Хуракан являлся для антильских араваков и карибов богом бурь п циклонов, хотя, возможно, здесь он назывался иначе: у тайно Гуабанцекс, у карибов Мабоиа. По мнению ученого, несомненно имелись его изображения и сим-18 Топоры тайно волы, но какие конкретно, пока с научной достоверностью не установлено. Не только ураганы и циклоны могли поражать и, наверное, поражали воображение аборигенов. На Антильских островах часто случаются землетрясения. Острова эти, как правило, гористые: на Гаити горы достигают трех тысяч метров высоты над уровнем моря, на Кубе, в знаменитой Сьерра-Маэстре,— до двух тысяч метров. На некоторых островах и сейчас есть действующие вулканы. Во время извержения одного из таких вулканов, Монтань Пеле на Мартинике, в 1902 г. погибло 20 тысяч жителей. Такие землетрясения бывали на Антилах и до прибытия европейцев. Однако имеют ли эти явления связь и какую именно с лепесткообразными топорами или другими известными нам культовыми предметами индейцев, мы не знаем. Тайно оставили нам и другие предметы культового характера, однако о их назначении точных данных у нас нет.
Среди них — своеобразные треугольники из камня с изображением человеческих лиц и симметрическим орнаментом, представлявшие, по мнению некоторых исследователей, символы плодородия, и каменные ожерелья с такими же украшениями, которые встречаются главным образом на Гаити и Пуэрто-Рико. Тайно верили, что души умерших поселяются на мифическом острове Каоибай, где у них всего вдоволь и откуда они могут ночью возвращаться в мир живых и устраивать им разные козни. Воинственные карибы считали, что души их предков тоже живут на далеких островах. Тайно и карибы хоронили умерших, как правило, в сидячем положении, рядом укладывали глиняную утварь, иногда топоры и украшения, все это засыпали землей, и на месте захоронения образовывался холмик. В отдельных случаях череп усопшего сохраняли в плетеной кошелке, подвешенной на шесте в хижине. Обнаружено даже семи с человеческими костями в углублении. Карибы иногда сжигали кости своих воинов, а пепел подмешивали в какой-либо напиток. Считалось, что, выпив такой напиток, человек обретает смелость и прочие доблестные качества умершего. В других случаях умершего пеленали и клали в небольшое углубление, которое покрывали ветвями деревьев. Мы изложили некоторые дошедшие до нас элементы верований первобытных обитателей Антильских островов, которые, как отмечает кубинский антрополог М. Риверо де ла Калье, состояли из элементов шаманизма (бехикизма), веры в семи, культа предков и тотемизма. Новые археологические раскопки в этом районе помогут более полно ответить на вопросы, связанные с жизнью, обычаями и верованиями его древних обитателей, стертых с лица земли представителями «гуманной» христианской цивилизации.
ервым островом, покоренным испанскими завоевателями, был Гаити, переименованный ими в Эспаньолу. Правильно оценив этот остров как наиболее населенный и богатый из всех открытых ими в районе Карибского моря, испанцы превратили его в свою основную базу для дальнейших операций в Западных Индиях (так они окрестили открытые Колумбом земли). Но пока в Испании снаряжали новые каравеллы и набирали новые отряды конкистадоров, Колумб и его ближайшее окружение пытались выжать из Эспаньолы максимум благ как для того, чтобы обогатиться самим, так и для того, чтобы доказать королевской власти выгодность предприятия. В октябре 1498 г. Колумб писал с Эспаньолы королю Фердинанду и королеве Изабелле: «Отсюда можно, во имя святой троицы, отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то, как говорят, можно продать 4000 рабов и выручить по меньшей мере 20 куэнто... Ныне маэстро и моряки все богаты, и у всех намерение скоро возвратиться (в Кастилию) с грузом рабов... А плата за провоз взимается из первых же денег, вырученных от продажи рабов. И пусть даже умирают рабы в пути — все же не всем им грозит такая участь...» 10 Местное население было обложено непосильной данью, его заставляли сдавать огромное количество золота и хлопка, а также содержать ненасытных завоевателей, каждый из которых мечтал превратиться, причем мгновенно, в обладателя не только несметных сокровищ, но и цветущих поместий, обрабатываемых послушными и трудолюбивыми невольниками. Суровая действительность, однако, далеко не соответствовала необузданным мечтам конкистадоров. Индейцы, встретившие их вначале весьма благожелательно и дружественно, проявили вскоре строптивость. Они не изъявили Изображение бога Урагана древними обитателями Кубы никакого желания становиться рабами бледнолицых пришельцев. Более того, они осмеливались оказывать сопротивление подданным его католического величества короля Испании! Завоеватели считали такое поведение индейцев преступным. Индейцы должны были покориться во что бы то ни стало. Их жгли на кострах, пытали, травили собаками, уничтожали их посевы. С 1494 по 1500 г., всего за шесть лет, испанцы превратили цветущий остров в пустыню, половину его обитателей истребив, а остальных обратив в рабство. Кровавые злодеяния завоевателей вызвали протесты даже в их собственной среде. Некоторые из участников конкисты пытались образумить конкистадоров, предупреждая, что поголовное истребление индейцев может лишить их рабочей силы. Другие, в их числе монах Бартоломе де Лас-Касас, откровенно осуждали чинимые против индейцев зверства. Лас-Касас оставил подробное описание «подвигов» завоевателей в своем знаменитом «Кратчайшем сообщении о разрушении Индии». Остров Эспаньола был первым из тех, писал Лас-Касас, на который вступили христиане, и здесь было положено начало гибели и истреблению индейцев. «Сперва разорив и опустошив остров, христиане стали отбирать у индейцев жен и детей, чтобы заставить их служить себе, издеваться над ними, съедать их пищу, добытую потом и кровью. Христиане не удовлетворялись тем, что индейцы давали им добровольно, сообразно со своими собственными скромными потребностями. Но то, чего хватает на целый месяц для трех индейских домов с десятью обитателями в каждом, христианин уничтожает за один день. Испытав многочисленные насилия, притеснения и обиды, которые им причинили христиане, индейцы поняли, что такие люди не могли явиться с неба. Одни индейцы прятали пищу, другие — жен и детей, иные бежали в леса, чтобы уйти от таких жестоких и свирепых людей. Христиане секли их плетьми, избивали кулаками и палками и доходили до того, что поднимали руки на владык индейских... А один капитан-христианин изнасиловал жену главного короля острова. Индейцы стали искать средства, коими можно было бы изгнать христиан со своих земель, и взялись за оружие; но оружие у них было слишком слабое и малопригодное для нападения, а тем более для обороны, ибо все их войны мало отличались от кастильских игр и от детских забав. Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять избиение индейцев и творить чрезвычайные жестокости. Вступая в селение, они не оставляли в живых никого — участи этой подвергался и стар и млад. Христиане бились об заклад о том, кто из них одним ударом меча разрубит человека надвое или отсечет ему голову, или вскроет внутренности. Схвативши младенцев за ноги, отрывали их от материнской груди и ударом о камни разбивали им головы или же кидали матерей с младенцами в реку, а когда они погружались в воду, смеялись и шутили, говоря: «Смотрите, как нехристи пускают пузыри!», или связывали матерей с младенцами спиной к спине и притом всех, которых находили на своем пути... Воздвигали длинные виселицы так, чтобы ноги повешенных почти касались земли и, вешая по тринадцать индейцев на каждой, во славу и честь нашего искупителя и двенадцати апостолов, разжигали костры и сжигали индейцев живьем. Иных индейцев обертывали сухой соломой, привязывая ее к телу, а затем, подпалив солому, сжигали их. Другим и всем тем, кому желали сохранить жизнь, отсекали обе руки и руки эти подвешивали к телу, говоря этим индейцам: «Идите с этими письмами, распространяйте вести среди беглецов, укрывшихся в лесах...» ...И так как все, кто мог сбежать, укрывались в лесах или горах, спасаясь от людей, столь бесчеловечных и безжалостных, таких жестоких скотов, истребителей и смертных врагов рода человеческого, то были обучены и вымуштрованы отчаяннейшие псы, которые, завидя индейца, в мгновенье ока разрывали его на куски. А бросались они на людей и пожирали их охотнее, чем свиней. Эти псы 'творили великие опустошения и душегубства. А так как иногда — и при этом мало и редко, и по справедливой причине — индейцы убивали кого-нибудь из христиан, то последние сговорились между собой, что за одного христианина, которого убьют индейцы, христиане должны убивать сто индейцев...» " Такие же свидетельства оставили и другие участники покорения Эспаньолы. Один из них писал о деятельности Николаса Овандо, назначенного правителем этого острова в 1501 г.: «...(Овандо) отправил своих людей в область Игуей, где перебил руками своего наместника Хуана Эскивеля, уроженца Севильи, семь или восемь тысяч индейцев под предлогом, будто, по слухам, эта область собиралась возмутиться, а населяющие ее наги и один христианин с мечом может справиться с двумястами индейцев. Другое величайшее побоище и жестокое дело он (Овандо) учинил в области Харагуа, где за один прием захватил великую индейскую сеньору, по имени Анакаона, со всеми главными касиками тех мест. Он раздавал индейцев и отнимал их у многих (христиан) и передавал их своим приближенным и всяким иным лицам и от этого погибло бесчисленное множество (индейцев)» 12. На Эспаньоле в момент ее захвата испанцами жило около 300 тысяч индейцев (по данным Лас-Касаса, несколько миллионов). В середине XVI в. почти все коренное население острова было истреблено завоевателями или погибло от голода и болезней, завезенных на остров. Оказавшись на Эспаньоле без рабочей силы, испанцы обратили свои взоры на другие острова, в первую очередь на близлежащую Кубу, куда бежали многие индейцы с Гаити, спасаясь от террора конкистадоров. Население Кубы в период ее открытия испанцами, по подсчетам ученых, исчислялось приблизительно в 200 тысяч человек. Оно, как и население Гаити и других Антыль- ских островов, было почти полностью истреблено завоевателями в XVI в. Покорение Кубы конкистадором Дьего де Веласкесом в 1511 г. сопровождалось такой же бойней, как и на Эспаньоле. Участник похода Веласкеса Бартоломе де Лас-Касас с ужасом писал: «Я видал там такие жестокости, каких никто из живущих не видал и не думал видеть».
Лас-Касас рассказывает, что индейский вождь Хатуэй, бежавший из Гаити на Кубу, узнав о приближении Велас- кеса, собрал индейцев и держал перед ними такую речь: «Вам известно, кто такие христиане, они нас обращают в рабство, берут наших женщин и детей, убивают наших родителей, братьев, родственников и соседей... Если бы мы не бежали сюда, покинув нашу родину, нас постигла бы та же участь. Известно ли вам, почему они нас преследуют, с какой целью они это делают?» Его соплеменники ответили: «Они это делают потому, что жестоки и беспощадны». «Я вам скажу, почему они это делают,— продолжал Хатуэй.— Они это делают, так как у них имеется великий повелитель — золото, которого они обожают и которому поклоняются. Чтобы обладать этим повелителем, они нас преследуют, уничтожают и грабят...» Хатуэй предложил индейцам собрать все золото и выбросить его в море, чтобы оно не досталось завоевателям. Несмотря на героическое сопротивление индейцев, испанцам удалось пленить индейского вождя, которого они после изуверских пыток с целью выпытать местонахождение золота решили сжечь живым на костре. Когда присутствовавший при этом францисканский монах предложил Хатуэю перед смертью принять христианскую веру, чтобы на том свете «обрести царство небесное», индейский вождь спросил его: «А в это царство небесное попадают христиане?» Получив утвердительный ответ, Хатуэй гордо сказал: «В таком случае я отказываюсь от этого царства». Чудовищными расправами испанцы пытались подавить волю коренного населения к сопротивлению. Однако, несмотря на зверства и жестокости завоевателей, индейцы мужественно продолжали борьбу, отказывались работать на угнетателей, предпочитая смерть рабству. Тысячи из них погибли от непосильного труда на рудниках, еще больше погибло детей, оставшихся без присмотра. «Я сам был свидетелем,— пишет Лас-Касас,—что за три-четыре месяца умерло с голоду более 7 тысяч детей, у которых отцы и матери были взяты на рудники» 13. Когда в середине XVI в. испанская корона провозгласила индейцев «свободными», их почти уже не осталось на островах Антильского архипелага. Вместе с коренными жителями отошли в небытие и их семи. Сопровождавшие колонизаторов церковники повсеместно истребляли и разрушали культовые предметы индейцев, сохраняя изделия из золота, которые, как правило, переплавлялись в слитки.
Исчезли с лица земли лепесткообразные топоры и церемониальные скамеечки духо, каменные ожерелья и бесчисленное множество других предметов — немых, но красноречивых свидетелей тех времен, когда здесь обитали гуанахатабеи, тайно и карибы, истребленные во имя золотого тельца, которому поклонялись прибывшие сюда во главе с Колумбом христианские завоеватели...
стребив коренных жителей Антильских островов, завоеватели уничтожили и их богов. Теперь на этих островах безраздельно господствовал католический бог, не терпящий соперников, беспощадный к инаковерующим, грозный и злопамятный самодержец, в честь которого европейские пришельцы заставляли индейцев сооружать величественные и пышные храмы, великолепие и грандиозные размеры которых должны были внушить покоренным чувство суеверного страха и преклонения перед их победителями. Вера в искупительную силу Иисуса Христа и девы Марии позволяла совмещать завоевателям практику самых низменных пороков с теорией, в основе которой лежал культ христианских добродетелей. «Возвышенная» теория оправдывала низменную практику на том основании, что человек по вине первородного греха является порочным существом. Спасти же грешника от господнего гнева могут не столько добрые дела, сколько вера во всемогущество провидения, познать сущность которого, а тем самым свою собственную сущность— ибо бог создал человека по своему собственному образу и подобию, простому смертному не дано. Этот бог должен был быть испанцем по национальности. Во всяком случае он 'относился к испанцам, как к избранному народу: ведь именно испанцам, по мнению кастильских теологов, он открыл и даровал Новый Свет со всем на нем сущим и живущим. Слуги христианского бога — священники и миссионеры — сопровождали конкистадоров, воодушевляли и вдохновляли их на кровавые деяния, оправдывали и одобряли богословскими аргументами — ссылками на евангелие и
писания отцов церкви чинимые завоевателями жестокости по отношению к местному населению. Испанская корона, от поддержки которой в то время в значительной степени зависела судьба папского престола, подорванного реформацией, выхлопотала у папы римского право на патронат (покровительство) над церковной иерархией в заморских владениях. Патронат предоставлял испанским королям исключительное право создавать церковные организации (епархии и т. д.), назначать на церковные должности и контролировать деятельность духовенства. Причем папский престол мог сноситься с заморским духовенством только с согласия и через посредство испанской короны, которая брала на себя все расходы по содержанию церковников в колониях. Для этой цели с туземцев и других жителей колоний в принудительном порядке взимали десятину. Таким образом, патронат превращал колониальное духовенство в послушное орудие в руках испанской короны, интересы которой оно защищало с таким же рвением, как и догматы католической церкви. Вслед за открытием Антильских островов испанцы «обнаружили» американский континент с богатейшими высокоразвитыми государствами инков и ацтеков, покорение и эксплуатация которых привлекали главную массу испанских завоевателей, монахов, чиновников и авантюристов. Антильские острова стали перевалочным пунктом по пути в Америку. В сказочных Перу и Мексике можно было быстро разбогатеть, обзаведясь поместьем с приписанными к нему индейцами. На Антильских же островах добивались фортуны лишь те, кто уже обладал состоянием и мог приобрести рабов, нот и кровь которых становились чудотворным источником наживы для их обладателей. В XVI—XVII вв. Антильские острова считались беспокойным и опасным местом, часто подвергавшимся набегам англичан, французов и других соперников Испании, в том числе пиратов, и, по сравнению с такими богатыми золотом и серебром областями, как Перу или Мексика, недоходным. Неудивительно, что на этих островах оседали в основном разного рода авантюристы, среди них были церковники, разыскиваемые властями за различные преступления, попы-расстриги и им подобные проштрафившиеся представители духовного сословия Испании. Казнь Хатуэя В XVII в. главным экономическим и политическим центром Карибского района становится Куба, где быстро растет сахарная промышленность, основанная на рабском труде завезенных из Африки негров. Плантаторы отличались буйным и непокорным нравом. Им не уступали в этом церковники. Они обзаводились гаремами, обогащались, дебоширили. Епископ города Сантьяго Хуан Монть-ель, назначенный на этот пост в 1655 г., пытался навести порядок среди местной церковной братии, но был отравлен. Такая же участь постигла и епископа Педро де Рейна Мальдонадо. Возмущение недостойным поведением духовенства было столь велико, что церковным властям пришлось в 1680 г. созвать епархиальный собор, запретивший духовникам носить оружие, устраивать танцы в церквах, заниматься контрабандой. Разумеется, решения собора не оказали никакого влияния на поведение церковников, продолжавших бесчинствовать, как и прежде. «Монастырская жизнь,— отмечает консервативный кубинский историк Сантовения,— порождала бедствия, влияние которых сказывалось на общих интересах острова. В Гаване, где монастырей было больше всего, они наносили и наибольший ущерб обществу. В 1685 г. там было четыре мужских монастыря: св. Доминго, св. Августина, св. Франциска и св. Хуана де Диаса. Число священников и монахов постоянно росло. Среди них были сыновья чиновников и военных. В городе было много монахинь. В монастыре св. Клары их было около 100, всё из богатых семейств. Жили они на широкую ногу. Постригаясь, монахини приносили с собой приданое, делали в церковную казну специальные пожертвования, дарили рабов. В Гаване только у монахинь-кларисс было в услужении свыше 250 рабов. Монахини получали значительные суммы денег от доходов с монастырской недвижимой собственности. Они не испытывали нужды или стеснений благодаря доходам, которые получали qt приписанных к их монастырям земельных участков. Все это наносило огромный вред экономике острова» 14. Церковники в XVII—XVIII вв. владели сахарными и табачными плантациями. Они участвовали в торговле (в том числе контрабандной) табаком. Получаемые прибыли, как пишет кубинский ученый Фернандо Ортис, заставили их относиться к табачному зелью довольно благосклонно, несмотря на его «сатанинское», по мнению богословов, происхождение. В конце концов дьявол, соблазняя верующих табаком, действовал против своих же интересов, ибо тем самым увеличивал церковные доходы. Таким образом, не без иронии отмечает Ортис, интересы дьявола и священников совпадали: как великий искуситель, так и служители бога были кровно заинтересованы в отравлении никотином христианских народов...15 Но главным источником обогащения как светских, так и духовных колонизаторов был сахар, вернее, рабский труд африканцев, производивших этот драгоценный продукт. Рабами пользовались все колонизаторы, какой бы веры они ни придерживались,—ярые паписты испанцы и французы, пуритане англичане и реформаты голландцы. Рабы приносили прибыль, и церковники всех христианских толков морально оправдывали и благословляли работорговлю и рабовладение со всеми их жестокостями, ужасами и преступлениями... Хотя негров-рабов испанские завоеватели стали ввозить еще в XVI в., только после захвата англичанами Гаваны в 1762 г. применение африканского рабского труда принимает на Кубе большие размеры. С одной стороны, англичане, продержав Гавану под своим контролем всего лишь один год, ухитрились за этот короткий срок ввезти на остров и продать там около одиннадцати тысяч рабов из Африки, с другой стороны, в связи с расширением национального рынка в Испании — результат экономических реформ Карла III, значительно повысился в этой стране спрос на сахар. Все это стимулировало развитие тростникового плантационного хозяйства на Кубе, основанного на африканском рабском труде. В последующие 25 лет после ухода англичан из Гаваны испанцы ввезли на остров свыше 30 тысяч рабов, т. е. около половины того, что было ввезено за все предыдущие 250 лет их колониального владычества. Производство сахара в этот период резко возросло, способствуя общему экономическому развитию острова. Если до сахарного бума Гавана посещалась только немногими кораблями, то в 1769—1774 гг. в ней побывало более четырехсот кораблей. В этот период Гавана по числу жителей превышает такие торговые порты Северной Америки, как Бостон, Нью-Йорк и Филадельфия. Не менее быстро, благодаря развитию сахарного плантационного хозяйства, росло и население английских владений в Карибском районе. Так, например, безлюдный остров Барбадос, захваченный англичанами в 1625 г., быстро был превращен ими в огромную сахарную плантацию. Сахарный тростник стали культивировать на этом острове в 1640 г., три года спустя на сахарных плантациях там уже работало 6 тысяч рабов, в 1655 г. их уже было 20 тысяч, а в 1792 г. — свыше 64 тысяч16. Если учесть умерших и бежавших, то можно сказать, что на Барбадос за 50 лет было ввезено не менее 100 тысяч рабов. Африканцами-рабами стали заселять свои владения в Карибском море и другие колониальные державы — Франция, Голландия. В XVIII в. сотни тысяч африканцев были насильственно перевезены в этот район и обречены на рабский труд, обогащающий сахарократов — богатых плантаторов-сахарозаводчиков, а заодно с ними их духовных исповедников и наставников — рясоносных служителей христианского бога. В испанских владениях сахарократы были ревностными сынами католической церкви. Свои рабовладельческие вотчины они часто называли именами святых. Перечень названий сахарных плантаций — это подлинный путеводитель по святым и блаженным католического Олимпа. Кого только тут не встретишь — святых Марию, Изабеллу, Антония, Иосифа, Николая, Рафаэля. Святые были союзниками и покровителями и в известной мере компаньонами рабовладельцев, ибо последние платили церкви десятину (причем церковники строго следили, чтобы этот налог уплачивался сполна), строили церкви и часовни, посвящая их своим святым патронам, щедро оплачивали семейных капелланов, отпускавших им грехи и помогавших держать в повиновении «неграду» — «негритянское стадо» — рабов, эту основу основ их благополучия и процветания. Если же святой патрон не оправдывал себя — выдавался плохой урожай или убегали рабы, то сахарократы заменяли его другим. Церковники получали экономические выгоды от рабства. Многие из них принадлежали к семьям крупных рабовладельцев и работорговцев; церкви, монастыри и даже их святые патроны имели долю в барышах больших плантаций. Монастырь св. Клары участвовал в доходах 20 сахарных плантаций. Икона ев, Игнатия была «пайщицей» сахарного завода «Св. Хуан Непомусено», а икона св. Христа, покровителя путников, была компаньоном самых крупных сахарократов — рабовладельцев семьи Карденас Пеньялвер. Духовная семинария в Гаване содержалась на доходы с рабовладельческих плантаций. Иезуиты в свою очередь владели в районах Гаваны и Камагуэй рабами, которых «святые отцы» подвергали таким же телесным наказаниям, как и светские рабовладельцы. Стоит ли удивляться, что церковники с рвением, достойным лучшего применения, оправдывали рабство и отстаивали его «законность» богословскими аргументами? Они «доказывали», что для негров быть запроданными в рабство является величайшим благодеянием, ибо рабское состояние позволяет им «искупить» себя, очиститься от грехов и тем самым получить возможность обрести царство небесное. Таким образом, отмечает кубинский историк М. Морено Фрахинальс, в изображении церковников плантация из места чудовищной эксплуатации превращалась в храм добродетели, а работорговля — в богоугодное дело 17. Рабов на плантациях заставляли работать по 16—18 часов, без праздников, держали впроголодь, за неповиновение истязали, женщин рабовладельцы насиловали, что не мешало им потом продавать своих сожительниц и прижитых от них детей. Зловещей фигурой на плантации был майорал — надсмотрщик. Вооруженный широкой саблей и плетью из сыромятной кожи, он выжимал из рабов семь потов, по своей прихоти истязал их и травил собаками, специально выдрессированными для этого. Возмущались ли церковники поведением майоралов? Вовсе нет! В руководстве для капелланов (священников) рабовладельческих плантаций священника Антонио Николаса Дуке де Эстрада, впервые изданном в 1797 г., рекомендуется никогда не оспаривать наказания, которым подвергают майоралы рабов, даже если эти наказания несправедливы; никогда не перечить действиям майоралов, никогда не жаловаться на них рабовладельцам, никогда не защищать рабов, ибо они сами виновники своих несчастий, так как «не выполняют своих обязанностей». Более того, автор вышеупомянутого руководства советует своим братьям во Христе сравнивать для пущей убедительности Христа с майоралом и предупреждать строптивых рабов: «Христос, как майорал,— все недостатки ваши видит и запоминает. Если не будете выполнять его заповеди, а главная из них — беспрекословное послушание рабовладельцу,— он вас накажет на том свете, как на этом наказывает вас майорал». Капелланы, поучал Дуке де Эстрада, долж-пы внушать рабам: «Бог сделал меня рабом, он желает, чтобы я работал на моего хозяина, и я буду работать на него, ибо так повелевает мне бог...» Апостолический миссионер Хуан Першгаья-и-Пибер-нат, действовавший на Кубе в XIX в., в одной из своих проповедей, обращенной к рабам, говорил: «Не пугайтесь тех мук, которые вам приходится переносить как рабам. Рабом может быть ваше тело, но душа ваша свободна улететь, когда пробьет час, в счастливую обитель избранных». Такими нравоучениями церковников можно было бы заполнить целую книгу. «Ваши церемонии,— писал плантатор Эдуардо Мачадо в 1864 г., обращаясь к католическому духовенству Кубы,— освящают наши преступления». Хозяева заставляли работать рабов и по воскресеньям. Но это требовало санкции церкви, так как, согласно Библии, раз в неделю должно отдыхать и славить господа бога 2 И. Р. Лаврецкий 33 все «сущее и живущее». Церковники, со свойственной ям ловкостью превращать «порося в карася», и в данном случае нашли способ обеспечить интересы эксплуататоров. Ссылаясь на труды святого Фомы и других богословов, они утверждали, что рабы не только могут, но%и должны работать по воскресеньям и другим праздникам, ибо безделье способствует грешным помыслам и действиям, а раз так, то из двух зол (работа и отдых) следует выбрать меньшее, т. е. работу! Священниками на Кубе и в других владениях Испании были испанцы. Неграм в духовное сословие вход был закрыт, их считали людьми низшей расы. На Кубе впервые негр был посвящен в сан священника только в 1942 г.... Король Испании Карл V еще в 1538 г. распорядился, чтобы священники обучали рабов католической вере — «христианским добродетелям». Но, как отмечает кубинский исследователь Хосе Антонио Сако, автор многотомной истории рабства, это распоряжение испанского монарха оказалось невыполнимым, ибо «в целом к церковному сословию принадлежали недостойные его лица» 18. Духовенство, находившееся в услужении у рабовладельцев, не пользовалось авторитетом даже среди самих плантаторов. В 30-х годах XIX в. видный кубинский писатель-патриот Доминго дель Монте (1804—1853) говорил английскому консулу Ричарду Р. Маддену, что «на Кубе имеются считанные единицы, в особенности в сельской местности, верующие в существование бога и бессмертие души... Наши священники не привыкли проповедовать своим прихожанам евангелие ни словом, ни примером; многие мужчины и женщины в деревнях острова Кубы после крещения попадают в церковь только на свадьбу, а тысячи не соблюдают даже и этого ритуала...» 19 Собственно говоря, Куба не была исключением из общего правила, а подтверждала его. Духовенство во всех колониях служило интересам колонизаторов и рабовладельцев, заботясь главным образом о собственном обогащении. Так было и на Гаити, и на других островах Карибского моря. Французский просветитель аббат Рейналь писал в 1785 г. о духовенстве на Гаити: «Поколения плохих и невежественных священников уничтожили уважение как к священническому деянию, так и к религиозной практике почти в каждом приходе. Ужасная жадность стала обычным пороком почти каждого приходского священника».
Надсмотрщик за рабами То же самое наблюдалось и в Бразилии, где церковники служили интересам рабовладельцев. Комментируя зависимость церковников от плантаторов, известный бразильский социолог Жильберто Фрейре пишет: «В Бразилии в колониальный период церковь никогда не была действительно могущественной силой; не было ни влиятельного духовенства, ни властолюбивых епископов, ибо каждый сахарный плантатор, хотя и преданный католик, был вроде Филиппа II * по отношению к церкви, считая себя более могущественным, чем епископы или аббаты» 20. Бог колонизаторов и его служители были заинтересованы в первую очередь держать в повиновении массы * Филипп II (1527—1598), король Испании, отличался жестоким ц властным характером, подчинил своему влиянию церковную иерархию. 2* рабов. Они обращали их в католическую веру, но это обращение носило формальный и поверхностный характер, делалось по принуждению, под страхом суровых наказаний. Рабы, которых привозили на Антильские острова из различных областей Африки, пытались сохранять свои старые верования, поклоняться втайне своим собственным божествам в надежде на их защиту и покровительство. Однако вырванные из привычных для них условий, изолированные от своих соплеменников, родственников и членов семейств, подвергаемые изнурительному труду, страдая от болезней, недоедания и жестоких наказаний, лишенные общения со своими жрецами и колдунами, они были не в состоянии воссоздать на чужбине свои религиозные культы в том виде, в котором они существовали на их родной африканской земле. Привезенные из Африки босалес * не только не понимали своих мучителей майоралов или католических священников, говоривших по-испански, но и своих собратьев по несчастью, с которыми их сводила судьба на плантациях, других рабов, принадлежавших к самым различным племенам и народам Африки и говоривших на самых разнообразных языках и наречиях. Чтобы понять майорала и сговориться с другими рабами, годился только испанский. Попытки к бегству жестоко карались. Беглецов при поимке клеймили каленым железом, пороли плетьми, кастрировали, наконец просто убивали. Смертность среди рабов была большая, рождаемость — низкая. Рабовладельцы предпочитали рабов-мужчин. «Естественное воспроизводство» считалось дорогостоящим и весьма медленным процессом. Рабыни неохотно рожали детей, а родив, не могли, не хотели о них заботиться, зная, какая тяжелая участь их ожидает. Смерть казалась едш% ственным средством избавления от рабства. Продолжительность жизни раба на плантациях не превышала в среднем десяти лет. Ввиду этих обстоятельств армия рабов пополнялась в основном за счет босалес, что препятствовало созданию на плантациях однородных групп и тем самым однородных культов. Многие доведенные до отчаяния босалес кончали жизнь самоубийством в надежде, что их дух вернется на ро- * Так назывались негры-рабы, еще не знавшие испанского языка.
Наказание рабыни дину и вновь возродится в свободном теле. Майоралы разрезали тело самоубийцы на части, чтобы предупредить его «воскресение». Только небольшому числу рабов удавалось осуществить свою мечту и бежать. Беглые рабы — симарроны — уходили в труднодоступные места — в горы или лесную чащобу, образовывали свободные поселения (паленке), где возрождались их африканские культы. В одном из таких паленке в провинции Ориенте на Кубе возник в XIX в. культ ма-тиабо, состоящий из различных элементов верований конголезских негров. Нет, рабам не следовало ожидать избавления от бога плантаторов и его жрецов. Рабы могли добиться свободы только в борьбе со своими мучителями и угнетателями...
|орядок, который создали на Антильских островах колонизаторы, рабовладельцы и их слуги церковники, казался вечным и незыблемым. Но гром французской революции 1789 г. нарушил его. Великий лозунг революции «Свобода, равенство и братство!» дошел до далекой французской колонии Сан-Доминго и поднял рабов на борьбу за свое освобождение. После жестоких и кровопролитных сражений рабам удалось освободиться от своих угнетателей. В 1804 г. Гаити стало независимым государством. Шесть лет спустя началась война за независимость испанских колоний на американском континенте. В 1826 г. эти колонии завоевали свободу. На Кубе борьба затянулась на многие десятилетия, вплоть до конца XIX в. Одно из первых освободительных восстаний на Кубе было поднято Николасом Моралесом в 1795 г. в районе Баямо. В нем наравне с белыми поселенцами участвовали негры и мулаты. Восставшие требовали установления равенства цветных с белыми, отмены налогов, раздела земли среди неимущих крестьян, ограничения деятельности церковников. Борцы за свободу Кубы были и первыми борцами за отмену работорговли и рабства. Патриот Хосе Антонио Сако писал в первой половине XIX в.: «От прекращения торговли рабами зависит спасение и будущее счастье Кубы... В день, когда это произойдет, мы сможем сказать: у нас уже имеется родина». Вожди войны за независимость испанской Америки (1810—1826), сражавшиеся против испанского колониализма,— Идальго, Морелос, Боливар — провозгласили отмену рабства. Мануэль де Сеспедес, первый президент Свободной Кубы *, освободил своих рабов в 1868 г. Церковники всегда были в числе тех, кто громче всех призывал к расправе с патриотами. В 1816 г. Эстебан Мануэль де Элосуа, почетный апостолический инквизитор трибунала Картахены и комиссар инквизиции в Гаване с * Свободной Кубой называлась территория острова, контролируемая патриотами в период Десятилетней (1868—1878) войны за независимость.
Клеймение рабыни 1800 г., потребовал установить в этом городе инквизиционный трибунал для Кубы, Пуэрто-Рико и Юкатана. По приказу Элосуа неоднократно сжигались «крамольные» книги. В одном из своих донесений он сообщал, что в Гаване был тайно отпечатан «Общественный договор» Руссо и что франкмасоны и другие «развращенные» люди безнаказанно распространяют свои «преступные» идеи. Элосуа настаивал на жестких мерах против этих крамольников21. Попытки кубинских патриотов вовлечь церковников в борьбу против колонизаторов, призывы к их совести и христианскому долгу не давали заметных результатов. В период войны за независимость испанских колоний Америки Куба стала местом, где находили пристанище бежавшие от патриотов контрреволюционные церковники из других колоний. Их выступления против сторонников независимости оказывали немалую помощь колонизаторам на территории самой Кубы. В 1835 г. власть в Испании перешла к либералам, секуляризировавшим церковную собственность. Однако уже в 1851 г. испанское правительство заключило с папским престолом конкордат, наделявший католическую церковь в метрополии и колониях еще большей властью и влиянием, чем она пользовалась до реформ 1836—1840 гг. Конкордат провозглашал католическую религию в Испании государственной, подчинял просвещение контролю церкви, обязывал власти оказывать содействие церкви в борьбе с еретиками и «вредными» книгами, запрещал ограничивать чем-либо деятельность духовенства. Церковь вновь получила право на бесконтрольное владение имуществом. Ей была возвращена часть конфискованной ранее собственности, а за остальную она получила соответствующее возмещение трехпроцентными облигациями Объединенного долга Испании. Наконец, правительство обязалось выплачивать духовенству жалованье за счет государства. Этот конкордат, фактически наделявший католическую церковь неограниченными правами, оставался в силе в Испании вплоть до провозглашения республики в 1931 г. На Кубе в результате реформ 1836—1840 гг. церковная собственность также была частично распродана или поступила во владение колониальных властей. На острове, однако, эти реформы не вызвали особого обострения отношений между властями и духовенством. Конкордат 1851 г. еще более укрепил традиционную солидарность между церковью и колониальными властями. Епископ стал получать в год 250—300 тысяч песо, увеличились доходы и всего духовенства. Церковники с возросшим рвением оказывали всемерную поддержку колонизаторам в борьбе с национально-освободительным движением, перераставшим в вооруженную борьбу против испанских угнетателей. Даже реакционный кубинский историк Портель Вила вынужден признать, что во время войн за независимость католическое духовенство, за немногими исключениями, всегда находилось на стороне испанского деспотизма, поддерживало и оправдывало его антикубинскую политику. «Католицизм,— пишет Портель Вила,— был официальной религией Испании и ее владений, государство платило церкви субсидии, церковная иерархия отличалась традиционным консерватизмом; в результате папы римские и епископы благословляли испанские армии, прибывавшие на Кубу для кровавого подавления революции, и отлучали кубинских и некоторых испанских священников, симпатизировавших борьбе кубинцев... Наряду с фанатиками и святошами, с одной стороны, и атеистами и потерявшими веру — с другой, подавляющее большинство населения Кубы относилось равнодушно к религии или не доверяло священникам, выступая за ограничение их деятельности и влияния» 22. Священники с амвона и в печати призывали к беспощадной борьбе со сторонниками независимости, они сделали исповедальню местом сбора шпионской информации, которую передавали властям, в результате чего гибли многие патриоты. В том же 1851 г., когда был заключен конкордат с Ватиканом, из-за предательства церковников испанцам удалось подавить готовившееся во главе с Хоакином де Агу-эро восстание в провинции Камагуэй. Священники узнали о подготовке к восстанию от жен и родственниц патриотов, пришедших к ним исповедоваться. Будучи ревностными католичками, они заказали накануне восстания молебен за его успех. Священники записали всех присутствовавших на молебне и сообщили их имена властям. По доносу церковников были брошены в тюрьмы 89 патриотов. Когда в 1895 г. начался последний этап войны за независимость Кубы, испанские колонизаторы под командованием генерала Вейлера (высадившегося на Кубе 10 февраля 1896 г.) учинили жесточайшую расправу над кубинским населением. Они сжигали селения, убивали мирных жителей, а оставшихся в живых сгоняли («концентрировали») в города, занятые испанскими войсками. «Несчастные жертвы режима концентрации,— пишет советский историк А. М. Зорина,— так называемые реконсентрадос, не обеспечивались ни жильем, ни работой и оставались без всяких средств к существованию. Голод, болезни и скученность приводили к эпидемиям и высокой смертности. Только в одной провинции Матансас из 68 тысяч человек погибло 37 тысяч. Жители, не подчинявшиеся драконовским приказам Вейлера, объявлялись мятежниками и, независимо от возраста и пола, подвергались жестоким пыткам... Население Кубы сократилось более чем на одну треть, но восставшая колония не покорялась» 23. Церковники не только оказывали всяческую поддержку кровавому Вейлеру, но, как указывает кубинский историк Эмилно Роиг де Леученринг, были вдохновителями политики «концентрации». Именно эта политика излагалась и рекомендовалась главой (губернатором) гаванского епископства прелатом Хуаном Баутистой Касасом в его
книге «Сепаратистская война на Кубе», изданной в Мадриде в 1896 г. Касас убеждал колонизаторов, что только система концентрации, т. е. жесточайшего террора по отношению к гражданскому населению острова, может принести победу над кубинскими патриотами. Прелат Касас призывал испанские власти всемерно способствовать переброске церковников из Испании на Кубу. «Если испанское правительство действительно желает расправиться с кубинским восстанием, оно должно обратиться за помощью к церкви п подчиниться во всем ее всемогущему руководству»,— писал Касас24. Священники не только одобряли зверства колонизаторов, но и сами принимали в них деятельное участие. Касас перечисляет в своей книге десятки'церковннков, запятнавших руки кровью патриотов. Один из них, священник Эмилио Фернандес, так «отличился», что был награжден испанским правительством военным крестом, а папа римский Лев XIII оказал ему особую милость — назначил своим личным прелатом. Лютую ненависть к патриотам, боровшимся за независимость Кубы, проявлял епископ Гаваны Мануэль Сан-тандер-и-Фрутос. В своих пастырских посланиях Сантандер осыпал бранью и проклятиями патриотов, клеветал на них, призывал истребить их. В послании от 30 ноября 1896 г., обращенном к испанским войскам на Кубе и опубликованном в «Церковном бюллетене» Гаваны, Сантандер писал: «Вы защищаете справедливое и святое дело, правое дело против неправого, дело цивилизации против варварства... Это — справедливая война, поэтому с вами бог оружия. Наместник бога на земле (папа римский.— И. Л.) вас благословил, епископы вас поддерживают, дети церкви молятся за вас» 25. Сантандер приказал отдать церковную драгоценную утварь в распоряжение испанских властей для покупки оружия и амуниции. Епископ гаванский призвал всех священников с той же целью жертвовать деньги. Сам Сантандер дал 500 песо серебром на покупку оружия для испанской армии. Гибель поэта Хосе Марти и генерала Масео, павших в сражениях с колонизаторами, вызвала ликование среди церковников. Сантандер распорядился во всех церквах служить по этому поводу благодарственные молебны. Однако уже ничто не могло спасти колонизаторов. Все население Кубы поднялось на борьбу за независимость, П
Кафедральный собор в Гаване — символ колониального владычества Испанцы терпели поражение за поражением. В 1898 г., когда победа патриотов стала несомненной, в борьбу ввязались США, якобы для того, чтобы оказать помощь кубинцам, в действительности же с целью захватить Кубу и превратить ее в свою колонию. Когда США оккупировали Кубу и другие испанские владения, Ватикан старался выслужиться перед Вашингтоном в надежде сохранить там свои позиции. Сближению Ватикана и правительства США способствовала поддержка во время войны американских империалистов местной католической церковной иерархией, возглавляемой в то время кардиналом Гиббонсом и архиепископом Айрландом. Католическое духовенство на Кубе со своей стороны заискивало перед североамериканскими оккупантами, оказывая им такую же поддержку в борьбе с национально-освободительным движением, как прежде испанцам. Об этом в январе 1899 г. писал из Мадрида в Петербург русский дипломат Шевич, отмечая, что поведение заморского духовенства вызвало возмущение в придворных кругах Испании: «Единственно заботясь о материальных выгодах церкви и будущности духовных корпораций в от-торженных от Испании колониях, местное духовенство под влиянием североамериканских католических прелатов, получающих инструкции из Рима, с той минуты как оно убедилось в тщетности усилий Испании сохранить за собой свои колонии, открыто стало на сторону завоевателей. На последней аудиенции, которую я имел у королевы-регентши, ее величество не скрыла от меня своего негодования по поводу антипатриотического поведения испанского колониального духовенства, причем изволила сказать мне, что, встретившись на днях с папским нунцием, она высказала ему «все свое негодование»» 26. В начале 1899 г. американские оккупационные власти на Кубе, желая заручиться симпатиями кубинской общественности, декретировали отделение церкви от государства и ввели гражданский брак как единственно законный, что отвечало требованиям патриотов. Казалось, что этими действиями влиянию католической церкви нанесен серьезный удар. Однако после назначения в декабре 1899 г. на пост военного губернатора Кубы Леонарда Вуда оккупационные власти стали оказывать всяческое покровительство католическому духовенству и делать все от них зависящее, чтобы поднять его авторитет и укрепить его влияние.
Такой политикой по отношению к католической церкви на Кубе правительство США преследовало различные цели. После убийства президента Мак-Кинли его место занял вице-президент Теодор Рузвельт, который готовился выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах и был заинтересован в поддержке католической церкви, оказывавшей влияние на избирателей. Рузвельт назначил на некоторые ответственные посты в правительстве людей, известных своими связями с католической церковью. Таким был, например, военно-морской министр Чарлз Дж. Бонапарт. Все это должно было принести Рузвельту голоса в промышленных центрах, населенных преимущественно католиками. Первые месяцы оккупации Кубы показали, что подавляющее большинство населения острова осуждает оккупантов и готово оказать им активное сопротивление. Об этом хорошо знали как Рузвельт, так и военный губернатор Вуд. Оккупанты были готовы заручиться поддержкой церковников, которые обладали немалым опытом в сотрудничестве с колонизаторами. Находясь в Сантьяго, протестант Вуд участвовал в католических церковных процессиях и всячески обхаживал Местного архиепископа, требовавшего во время войны истребления «ненавистных янки». Из Сантьяго Вуд писал своей жене, что архиепископ—«славный малый и очень приятный старый джентльмен, который недавно во время ужина призывал пролить потоки американской крови...»27 Буду не пришлось прилагать особых усилий для того, чтобы подчинить своему влиянию церковную иерархию на Кубе. И Ватикан, и местная иерархия сами охотно шли в услужение оккупантам, которые представлялись им меньшим злом по сравнению с кубинскими патриотами. Не успели США оккупировать остров, как Ватикан поспешил назначить епископом Гаваны (фактически главой католической церкви на Кубе) итальянского прелата Донато Сбаррети (впоследствии кардинала). Это был подлинно иезуитский ход. Испанца Ватикан боялся назначить на этот пост, а кубинца не желал, отсюда назначение итальянца Сбаррети, чиновника статс-секретариата римской курии, явившегося на Кубу, чтобы верой и правдой служить новым хозяевам. Назначение иностранца Сбаррети епископом Гаваны показывало, насколько Ватикан не считался с национал!.- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.037 сек.) |