АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Символы власти Обаталы

Читайте также:
  1. I. Возникновение родительской власти над законными детьми
  2. II. Возникновение родительской власти над детьми: внебрачными, узаконенными и усыновленными
  3. III. Распределение личной родительской власти
  4. V. символы и идеалы американской нации и государственности
  5. Административно - правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти
  6. б. Внести фундаментальные изменения в теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, находящееся у власти в России.
  7. Баланс власти. Формы власти и влияния
  8. Взаимодействие бизнеса, власти и общества в решении социальных проблем
  9. Взаимодействие с органами власти.
  10. Взаимодействие ФТС России с другими органами исполнительной власти в области экспортного контроля
  11. ВИДЫ КОНТРОЛЯ.ПО субъектам контроля проводится органами власти.
  12. Визначення показників механічних властивостей гірських порід методом статичного втискування штампа



Крещение ребенка в спиритической секте «Спаситель», 1963 г.

диктатуры на стороне повстанцев, хотя в действительности церковная иерархия тесно сотрудничала и с Батистой, и с американскими империалистами.

Церковники требовали от революционного правитель­ства провозгласить католическую религию государствен­ной, официально ввести ее преподавание в школе. Опираясь на неустойчивые, склонные к компромиссу и предательству элементы в первом революционном прави­тельстве (вроде временного президента Уррутии), пред­ставители церкви выступили против справедливого нака­зания батистовских палачей и убийц под предлогом того, что церковь, мол, «всегда готова прощать раскаявшихся грешников».

Революционные власти, однако, не поддались шантажу церковников и отказались ввести преподавание религии в государственных учебных заведениях.

Удаление Фиделем Кастро в 1959 г. из правительства соглашательских и предательских элементов, на поддерж­ку которых рассчитывали церковники, и твердая реши-


 


мость революционных властей осуществить в кратчайший срок коренные социальные преобразования в стране осла­били позиции реакционных церковников. Тем не менее духовенство развернуло ожесточенную кампанию против правительства, враждебно настраивая верующих, в первую очередь учащуюся молодежь из католических школ и уни­верситета св. Фомы.

В конце ноября 1959 г., когда положение на Кубе в ре­зультате враждебных действий США и их местной контр­революционной агентуры стало особенно напряженным, церковники, деятельность которых никак не стеснялась и не ограничивалась правительством, созвали католический конгресс в Гаване. Как отмечала американская печать, этот конгресс превратился в крупнейшую мобилизацию реакционных сил против революционного правительства.

В спиритической се;(те «В поисках бога», 1963 г,

 

Выступавшие на конгрессе ораторы высказывались про­тив социально-экономических реформ, защищали «священ­ное» право на частную собственность, что ввиду конфиска­ции помещичьих земель и собственности бывших участни-


ков клики Батисты означало осуждение этих справедливых действий правительства.

 

Маневры церковников разоблачил Фидель Кастро. Гла­ва кубинского правительства предупредил верующих, что помещики, интересы которых затронуты земельной рефор­мой, хотят использовать церковь для борьбы с правитель-

ством

Однако провокаторы продолжали раздувать контррево­люционную клеветническую кампанию. Деятельное уча­стие в ней принимали церковники США, утверждавшие, что на Кубе церковь якобы подвергается преследованиям, становится «церковью молчания», т. е. о положении церк­ви на Кубе они распространяли такую же клевету, как о Советском Союзе и других социалистических странах. Ку­бинская революция, заявил американский кардинал Спелл-ман,— это самое большое политическое «несчастье», слу­чившееся в 1959 г.

В январе I960 г. Фидель Кастро, выступая по телеви­дению Гаваны, разоблачил очередной заговор агентов аме­риканских империалистов, в котором принимали активное участие испанские священники-фалангисты, действовав­шие на Кубе. В письме Ябора, одного из заговорщиков, зачитанном Фиделем Кастро, говорилось, что Ябор полу­чал помощь от церковников, имел печатный станок, спря­танный в церкви, а также оружие и динамит. Речь Фиде­ля Кастро вызвала бурную реакцию со стороны испанско­го посла в Гаване, пытавшегося ворваться в телестудию и прервать выступление премьер-министра. Фалангистскпй дипломат получил достойный отпор. Кубинские власти объ­явили его «нежелательным лицом» и выслали из страны.

По мере того как американские империалисты усили­вали свои враждебные действия против революционного правительства Фиделя Кастро, усиливала свои нападки на правительство и церковная иерархия.

Отвечая на новые провокации клерикалов, приурочен­ные на этот раз к празднованию пасхи 1960 г., Фидель Кастро, выступая 22 апреля но телевидению, сказал: «Все знают, что мы относимся с абсолютным уважением к сво­боде культа, праву каждого гражданина исповедовать рели­гию, которая ему больше нравится, к свободе совести. Враги кубинской революции тем не менее используют церковь, чтобы вызвать религиозный конфликт в стране, хотя ни­каких оснований для такого конфликта не имеется» 39.


Но церковники не унимались. 17 июля контрреволю­ционеры устроили антиправительственную демонстрацию в кафедральном соборе в Гаване. Выступая на следующий день по кубинскому телевидению, Фидель Кастро отме­тил, что часть духовенства сочувствует фалангистам, что враги революции организуют в церквах демонстрации против правительства. «Эти люди называют себя христиа­нами,— сказал Фидель Кастро,— но что это за христиане? Они всегда дискриминировали негров, эксплуатировали своих слуг, бездельничали, их детей всегда вскармливали кормилицы, они всегда эксплуатировали бедных, жили в богатстве среди нищеты и невежества миллионов челове­ческих существ. Подобно фарисеям, которые распяли в свое время Христа, современные контрреволюционеры хотят распять бедных, хотят отнять все, что у них имеет­ся, даже надежду на лучшее будущее. Эти пираты, за­проданные американскому империализму, хотели бы ви­деть свою родину под игом империи США... Вот почему они приветствуют агрессоров» 40.

В августе 1960 г. США снизили квоту на закупку ку­бинского сахара на 700 тысяч тонн, и американские неф­теперегонные заводы на Кубе отказались рафинировать нефть, ввозимую из СССР. На эту экономическую агрес­сию кубинское правительство ответило 7 августа нацио­нализацией американских компаний, связанных с круп­нейшими монополиями США. В тот же день кубинский епископат опубликовал провокационное послание, осуж­давшее справедливые и законные действия правительства.

Американское агентство «Ассошиэйтед пресс», ком­ментируя послание кубинских епископов, писало, что оно «является самым ярким проявлением оппозиции на Кубе со времени прихода к власти правительства Кастро 19 ме­сяцев тому назад». Направленные на подрыв революции заявления кубинских епископов были сделаны в те самые дни, когда США созвали конференцию министров ино­странных дел американских государств в Сан-Хосе (Коста-Рика) с целью осудить Кубу и открыть путь для вооруженной интервенции. Характерно, что в Сан-Хосе государственный секретарь Соединенных Штатов Гертер обвинил революционное правительство Кубы в «преследо­вании религии».

Послание епископата, так же как заявление Гертера, вызвало на Кубе энергичные протесты верующих. В одной


 


из церквей в Гаване возмущенные прихожане заставили священника прекратить чтение послания и покинуть цер­ковь.

Фидель Кастро вновь разоблачил сговор церковников с империалистами, выступая 11 августа перед группой ди­ректоров сахарных кооперативов. Он обвинил американ­ское посольство в Гаване в том, что оно вошло в сговор с фашистскими священниками с целью спровоцировать кон­фликт между церковью и государством на Кубе. Фидель Кастро сказал: «Вам известно, что революцию все время систематически провоцируют, что с нею борется группа контрреволюционеров, которая прячется в храмах. Мы не хотим обострять страсти. Однако достаточно сказать, что возмущение народа хорошо объясняет реакцию общест­венности на систематические провокации против револю­ции... Я хотел бы видеть хоть одно пастырское выступле­ние, осуждающее преступления империалистов, ужасы империализма... Я хотел бы видеть хоть одно пастырское выступление, осуждающее эксплуататорские компании, осуждающее бомбардировки наших сахарных плантаций и городов, экономическую агрессию против Кубы, пре­ступные планы вооруженной агрессии, которые империа­лизм готовит против нашей родины» 41.

Речь Кастро произвела большое впечатление на ве­рующих. Организация верующих «За крест и родину!» осудила послание епископата и заявила, что поддержи­вает кубинскую революцию.

В ноябре 1960 г. группа студентов католического уни­верситета публично выступила с разоблачением новой про­вокации против революционного правительства. Руковод­ство универаитета намеревалось закрыть его под тем пред­логом, что революционные власти Кубы якобы преследо­вали преподавателей, при этом ссылаясь на бегство за границу группы преподавателей и студентов университе­та — сынков банкиров и помещиков, выступающих против революционных преобразований на Кубе. Предварительно ректор университета епископ Боса Масвидаль исключил студентов-патриотов. Эти позорные действия церковни­ков вызвали единодушное осуждение кубинской общест­венности.

28 ноября 1960 г. Фидель Кастро вновь выступил с ра­зоблачением контрреволюционной деятельности реакцион­ных церковников. Проверка властями бухгалтерских книг


Церковники-фалангис­ты. Худ. Ритин, 1961 г,

национализированных сахарозаводческих монополий пока­зала, что церковная иерархия субсидировалась этими экс­плуататорами кубинского народа. Священники наравне с полицейскими и офицерами армии Батисты ежемесячно получали определенные суммы от магнатов-сахарозаводчи­ков. Все это делалось втайне, и, конечно, священники по­лучали деньги не за то, что они защищали интересы ку­бинского народа. Революция покончила с этой позорной

7S


практикой, превращавшей священников в платных аген­тов сахарозаводчиков. Вот чем объясняются, сказал Каст­ро, пастырские послания, осуждающие национализацию!

20 дней спустя Фидель Кастро возвратился к этому вопросу на совещании, созванном Конфедерацией трудя­щихся Кубы. Революция не вмешивается в дела церкви, сказал премьер-министр, почему же церковники выступа­ют против политики революционного правительства?

Ряд священников-кубинцев выразил несогласие с контр­революционной деятельностью церковной иерархии. Например, священник Херман Ленсе неоднократно осуж­дал контрреволюционные действия епископата и призы­вал верующих поддержать правительство Фиделя Кастро. Все христиане, все кубинцы, говорил Ленсе, «приветству­ют руку помощи, протянутую нам русским народом в мо­мент, когда нас намеревались уничтожить западные дер­жавы, называющие себя христианскими, а в действитель­ности такими не являющиеся!»

Осудил действия контрреволюционеров и кубинский священник Мойсес Арренчеа-е-Итурральде. В одном из своих заявлений представителям печати он сказал: «На уг­розы американцев мы ответили национализацией их моно­полий. Даже кошки защищаются, когда на них нападают, как же не защищаться нам! В Соединенных Штатах гово­рят, что я коммунистический священник. Мне все равно. Если того требует защита Кубы, то это меня не волнует. Меня интересует судьба Кубы, и пусть знают, что я сдам­ся последний»42.

Епископат, действуя в угоду врагам кубинского наро­да, осудил деятельность священников-патриотов. Священ­ник Ленсе был отлучен от церкви. Комментируя это реше­ние церковных властей, Фидель Кастро сказал: «Они не отлучают от церкви испанских священников, поддержи­вающих диктатуру (Франко.— И. Л.), ни тех, кто совер­шает убийства в Алжире, ни тех, кто заключил в тюрьму Лумумбу, ни кардинала Спеллмана, этот рупор империа­лизма, ни тех, кто здесь подбрасывает бомбы. Они хотят отлучить от церкви нашего священника, который стоит на стороне революции неимущих...»43

Таких, как священник Ленсе, было меньшинство в ку­бинском духовенстве. Как заявил арестованный властями' Рейнольде Гонсалес, руководитель подпольной клерикаль­ной подрывной организации «Революционное народное


Проповедует против кубинской революции. Худ. Адижио, 1961 г.

движение», 95% всех церковников на Кубе поддерживало контрреволюцию44.

Провозглашение кубинским правительством 1961 года «годом просвещения», принятие обширной программы лик­видации неграмотности, строительства школ, распростра­нения научных знаний среди широких масс кубинских трудящихся — все это вызвало новый взрыв ненависти в стане контрреволюции и ее союзников — церковников.

Епископы вновь потребовали подчинить церковному контролю народное просвещение на Кубе. Все эти заявле­ния, писал видный деятель революционного движения


Блас Рока, о правах и обязанностях церкви воспитывать молодое поколение противоречат деятельности церкви как в колониальный, так и в республиканский период истории Кубы, когда церковь выступала в роли союзницы господ­ствующих классов. «Если церковь считает своим долгом воспитывать молодежь, то почему она в течение столь длительного периода не выполняла своего долга и допусти­ла, чтобы значительная часть кубинского населения оста­валась неграмотной? Почему только теперь, когда револю­ционное правительство предпринимает все необходимые практические меры для ликвидации неграмотности и под­нятия культурного и образовательного уровня народа, эти господа припоминают об обязанностях и «правах» церкви воспитывать детей?»45

В феврале 1961 г. церковники безуспешно пытались спровоцировать антиправительственную забастовку уча­щихся средних учебных заведений страны. Учащиеся от­ветили контрреволюционерам многотысячными демонстра­циями в поддержку правительства Фиделя Кастро. Гран­диозная манифестация в Гаване свидетельствовала о не­преклонной решимости учащейся молодежи отстаивать завоевания революции, в тесном единстве с правительст­вом и всем народом Кубы бороться за расцвет экономики и культуры своей страны, укреплять ее оборону. Демонст­рация прошла под лозунгом «Труд, учение, винтовка!» Перед участниками демонстрации выступили президент Дортикос, члены кубинского правительства.

17 апреля в районе Плайя-Хирон на кубинскую землю вторглись банды наемников. Их сопровождали церковни­ки. В плен попали четыре священника-фалангиста. Как выяснилось после разгрома наемников, многие из них были активными членами католических организаций. Гла­варь наемников Артиме заявил на суде, что демохристиан-ская организация входила в общий шта,б контрреволюции, занимаясь оргвопросами и пропагандой.

В первомайской речи 1961 г. Фидель Кастро зачитал воззвание «духовного» наставника наемников. Вот что пи­сал этот предатель в сутане: «Руководитель этой церков­ной службы в бригаде нападения*, высокочтимый отец Исмаоль де Луго, капуцин, от своего имени и от имени

* Так именовали себя наемники, высадившиеся в районе Плайя-Хирон.


остальных капелланов обращается к народу, к католиче­скому народу Кубы со словами: «Внимание, внимание, кубинские католики: освободительные силы высадились на кубинском побережье; мы пришли во имя божье, во имя справедливости и демократии восстановить попранное право, растоптанную свободу, преследуемую и оклеветан­ную религию» 46.

Фидель Кастро квалифицировал это «духовное посла­ние» как ложь и клевету. Участие церковников в высадке наемников, сказал он, означало намерение испанских и фа­шистских духовников вести на острове войну против ку бинской революции. Правительство было вынуждено на это ответить законом, запрещающим пребывание на Кубе священников-иностранцев, если они относятся к револю­ции нелояльно. «Священник,— подчеркнул Фидель Каст­ро,— который оказался честным, который не боролся про тив революции, не принимал участия в контрреволюци­онной деятельности,— этот священник может просить раз­решения остаться на Кубе, и правительство, если сочтет целесообразным, сможет предоставить ему такую возмож­ность, ведь есть некоторые иностранные священники, со­ставляющие исключение, они не занимали враждебной по­зиции по отношению к революции, но, как правило, мы сталкиваемся с обратным явлением»47.

Правительство, кроме того, решило национализировать частные школы и высшие учебные заведения, многие из которых использовались реакционными церковниками для контрреволюционных вылазок. Национализация частных школ делала просвещение подлинно светским и закрепля­ла отделение церкви от государства.

Высылку контрреволюционных церковников правитель­ство отложило, ожидая, что они одумаются и прекратят свою преступную деятельность. Но ни разгром наемников на Плайя-Хирон, ни предупреждения Фиделя Кастро не возымели отрезвляющего действия на церковников. Они продолжали борьбу с правительством.

13 сентября 1961 г. Министерство внутренних дел рево­люционного правительства опубликовало специальное со­общение о контрреволюционных действиях церковных ие­рархов. В нем указывалось, что в борьбе против кубин­ской революции высшее духовенство всеми средствами пытается вызвать недовольство среди кубинского народа, утверждая, что на Кубе якобы преследуются верующие.

7?



Далее отмечалась активная контрреволюционная деятель­ность епископа Боса Масвидаля, его связь с наиболее ре­акционными кубинскими кругами. Он превратил церкви в склады оружия и взрывчатых веществ для контрреволю­ционеров и в места тайных сборищ весьма далеких от ре­лигии, элементов. Епископ создал сеть контрреволюцион­ных организаций по всей стране, поставив во главе их свя­щенников, связанных с Центральным разведывательным управлением США. Он руководил работой высшей като­лической иерархии по организации террористических вы­ступлений, актов саботажа и т. п. Клерикальные органи­зации «Католическое университетское действие», «Католи­ческая рабочая молодежь» и другие были превращены им в активные заговорщические центры. Для этой же цели он в свое время созывал национальный конгресс католи­ков. Под его руководством церковь организовала многочи­сленные выступления и провокационные акты в различ­ных церквах столицы, направленные на дискредитацию революции и свержение революционного правительства Он принимал непосредственное участие в подготовке импе­риалистической агрессии на Плайя-Хирон в апреле 1961 г. и в попытке похитить кубинский самолет 9 августа того же года. Подрывные группы клерикалов получили раз­личные виды оружия и рассредоточили его по стране. Эти действия церковников неизменно сопровождались актами террора и саботажа в ряде провинций.

Несмотря на разрешение революционного правитель­ства отметить 10 сентября 1961 г., как и в предыдущие годы, католический праздник «дня милосердия», Боса Мас-видаль в этот день заявил, что власти будто бы отказались разрешить празднование. Ложь епископа была немедленно разоблачена в заявлении революционного правительства, переданном по радио и телевидению. Верующие узнали правду. Накануне Боса Масвидаль был предупрежден о том, что власти больше не потерпят его контрреволюцион­ных вылазок. Тем не менее вечером 10 сентября епископ организовал в одной из церквей сборище контрреволюцио­неров, закончившееся провокационным столкновением, в результате которого был убит один рабочий и ранено не­сколько человек. В заключение в сообщении указывалось, что контрреволюционные провокации с человеческими жертвами были организованы и в ряде других мест страны в момент, когда там отмечался «день милосердия».


Изгнание церковников-фалангистов с Кубы. Худ Ритин, 1?61 г.

Так как в этих контрреволюционных атаках главным образом участвовали церковники-иностранцы (испанцы и североамериканцы), то кубинское правительство было вы­нуждено декретировать их высылку из страны. В числе высланных были и епископ Боса Масвидаль.

Следует отметить, что многие из высланных священни­ков спустя некоторое время обратились к правительству с просьбой разрешить им вернуться на Кубу. Правитель­ство, учитывая их обязательство не участвовать в полити­ческой деятельности, удовлетворило просьбу. Кроме того, была гарантирована неприкосновенность церковной соб­ственности и возвращены церковным властям драгоцен­ности и предметы культа, которые находились в часовнях национализированных частных учебных заведений.

Подрывная деятельность реакционного духовенства по­терпела поражение. Подавляющая масса верующих выска­залась за революцию. Все это вынудило церковную иерар­хию пересмотреть свое отношение к кубинской революции, по крайней мере формально отказаться от активной контр­революционной деятельности. Такая смена курса в церков­ной ориентации позволила правительству установить нор­мальные отношения с духовенством католической и про-



FIESTA ШШ

тестантских церквей. «Революция,— заявил Фидель Кастро в своем выступлении перед студентами Гаванского университета 13 марта 1963 г.,—твердо придерживалась принципа, предусматривающего уважение к религиозным верованиям каждого гражданина и к исполнению им обря­дов. Революция не захватывала церквей, не закрывала их, не препятствовала деятельности ни одного священника, если только он выполнял чисто религиозные функции, я конфликты между революцией и католической церковью начали исчезать». Этому способствовало в первую очередь то обстоятельство, что враждебно настроенные к револю­ции церковники не нашли сочувствия в массе верующих. Не получили они поддержки и со стороны тогдашнего главы католической церкви папы Иоанна XXIII, который, вопреки нажиму реакционных церковников, отказался пор­вать отношения с революционной Кубой или санкциони­ровать клеветническую кампанию против нее.

Правительство на Кубе не ограничивает церковную деятельность духовенства. Пресекаются только контррево­люционные выступления клира. Таким образом, отделение церкви от государства на Кубе стало не только формаль­ным, но и фактическим, чем было осуществлено еще одно чаяние кубинских патриотов, боровшихся на протяжении многих десятилетий за подлинно светскую школу и под­линно светское государство.

Однако империалисты и их контрреволюционные ма­рионетки не отказались от использования религии в борь­бе против кубинской революции. Находящиеся за рубе­жом клерикалы, в их числе и прелат Боса Масвидаль, продолжают кампанию лжи и клеветы против революци­онной Кубы. За рубежом действует ряд «демохристиан-ских» контрреволюционных центров. Агент Центрального разведывательного управления США Клементе Инклан Вернер, арестованный в 1963 г. кубинскими властями, рас­сказал по телевидению об участии эмигрантских клери­кальных организаций в подрывной деятельности.

Империалисты стремятся использовать в контрреволю­ционных целях протестантских сектантов. Основным ору­дием империалистов сегодня, заявил Фидель Кастро 13 марта 1963 г., являются главным образом три секты: иеговисты, евангелическая община Гедеона и пятидесят­ники. Деятельность этих сект направляется непосредст­венно из США, их руководители действуют как агенты Центрального разведывательного управления. Сектантские


C0MSU0 И Л С10 И й I D£ CULTURu- TE&TRO MCtOMU 0E CUBA

Программа спектакля «Конгос реалес», воспроизводящего ритуальные танцы


вожаки под предлогом «непротивления злу» призывают трудящихся не вступать в милицию, в армию, не участво­вать в ликвидации контрреволюционных банд, не оказы­вать сопротивления империалистам, не посылать детей в школу, не присягать на верность кубинскому флагу.

«Этих врагов надо разоблачать перед массами,— при­зывал Фидель Кастро.— Пролетарские массы, крестьян­ские массы, студенты, работники умственного труда, все те, кто имел возможность приобрести большую культуру, больше научных познаний, должны побороть ложь, пред­рассудки, обман и особенно этот контрреволюционный фарс, пытающийся скрыться под маской религиозных чув­ств. Ибо речь идет о врагах революции, о врагах пролета­риата, о врагах крестьянства, о врагах родины, являющих­ся орудием империалистов. Наш народ хорошо знает их, этих псевдорелигиозных деятелей» 48.

Когда осенью 1963 г. на Кубу обрушился циклон «Фло­ра», причинивший неисчислимые бедствия жителям ост­рова, то сектанты стали нашептывать людям, что их по­стигло «наказание божье». В некоторых местах во время циклона сектанты призывали верующих к массовым самоубийствам, к истреблению женщин и детей под пред­логом того, чтобы якобы настал «судный день».

Разоблачая преступную деятельность сектантских во­жаков, руководители революции подчеркивают различие между сознательными контрреволюционерами, действия которых подлежат компетенции суда, и рядовыми после­дователями, ошибочно следующими преступной пропаган­де. С этими рядовыми сектантами, заявил президент Дор-тикос в одном из своих выступлений, необходимо вести упорную индивидуальную разъяснительную работу49.

Обличительная кампания, которую проводят предста­вители революционных организаций Кубы против сек­тантских вожаков, изолирует их от последователей, разо­блачает их как агентов американского империализма — злейшего врага кубинского народа.

Большинство последователей сантерии и спиритизма выступают в поддержку революции. И это понятно, ведь сторонники этих сект рекрутируются среди рабочего люда городских окраин, который кровно заинтересован в завое­ваниях революции. После некоторого подъема в деятельно­сти этих сект в первые послереволюционные годы, выа-ванного отсутствием каких-либо ограничительных мер


со стороны властей, их влияние пошло потом на убыль. Революция вызвала десакрализацию многих обрядов этих культов. Ритуальные песни и пляски переносятся в кол­лективы самодеятельности, на театральные подмостки, где преобразуются в колоритные народные спектакли с уча­стием музыкантов и танцоров из числа сектантов. Наибо­лее талантливые и тем самым влиятельные из них превра­щаются в профессиональных артистов и постепенно отхо­дят от религиозного мировоззрения.

Революция сказалась также и на судьбе масонства. Многие масонские вожаки бежали за границу, а рядовые члены покинули ложи, здания которых были приспособле­ны для нужд культурного строительства. Тем самым ма­сонство фактически перестало существовать на Кубе.

Боги и их служители — упрямые консерваторы. Они не любят новшеств, не терпят изменений в социальной структуре общества, возмущаются и негодуют, когда на­род сбрасывает с себя ярмо эксплуатации и империали­стического гнета.

Боги и их слуги теряют «божественный» ореол, пытаясь затормозить поступательный ход истории. С каждым днем у них становится все больше соперников на Олимпе, все меньше последователей на земле.

В Америку, на Антильские острова, пришла революция. Ее очистительная волна освободит народы этого района от многовекового экономического, политического и духов­ного гнета и превратит их в подлинных и разумных хо­зяев своей судьбы...

Католики

ш

И протестанты

О S

На Пуэрто-Рико

был

Остров Пуэрто-Рико Колумбом и завоеван

открыт конки­стадором Понсе де Леоном в 1508 г. Его коренные жители боринкены вымерли в результате эксплуатации и пресле­дований колонизаторов, которые стали ввозить для работы на плантациях негров-рабов из Африки.

Однако в отличие от Кубы плантационное хозяйство здесь не получило широкого развития, в сельском хозяй-


стве преобладало животноводство. Остров считался бедным и заселялся медленно; в начале XIX в. его население не превышало ста тысяч человек.

Испании, содержавшей на острове мощную военно-мор­скую базу, удалось сохранить его под своей властью до кон­ца XIX в. В 1898 г. Пуэрто-Рико захватили Соединенные Штаты, владеющие островом по сей день.

Пуэрториканцы боролись и продолжают бороться за не­зависимость. Лучшие люди пуэрториканского народа отда­ли жизнь в этой неравной борьбе против мощного и жесто­кого врага — американского империализма. В 1952 г. правительство США предоставило Пуэрто-Рико статус так называемого свободного присоединившегося государства, что не изменило в основном положения острова, который как был, так и продолжает оставаться под гнетом амери­канского империализма.

Население острова насчитывает в настоящее время около 2500 тысяч человек, из них только около трех тысяч американцы, остальные — пуэрториканцы, родной язык ко­торых испанский. По официальным данным, около 80% населения — белые, а 20% — негры и мулаты. Ученые, од­нако, считают, что большинство населения острова негри­тянского происхождения.

Религиозная картина острова выглядит следующим об­разом: 78% населения исповедуют католическую рели­гию, 15% принадлежат к протестантским сектам, осталь­ные 7% составляют различного рода спиритические секты, а также члены масонских лож 50.

В колониальный период духовная жизнь населения Пуэрто-Рико, как и других испанских колоний, находи­лась под строгим контролем католических церковников. На острове обосновались доминиканские и кармелитские монахи, которые, как и светские колонизаторы, владели поместьями и рабами. Интеллектуальный уровень церков­ников был крайне низок. Епископ Уртеага (XVIII в.) жа­ловался испанскому королю, что подвластные ему священ­ники неграмотны и невежественны.

В начале XIX в. на остров эмигрировало большое число церковников, бежавших из Южной Америки, охваченной пожаром освободительной борьбы. Они вели среди насе­ления ожесточенную пропаганду против сторонников не­зависимости, представляя их слугами дьявола. В середи­не XIX в. испанские власти секуляризировали церковное


имущество, жалованье церковникам стало выплачивать государство. В результате еще больше увеличилась зави­симость духовенства от колониальных властей. Последние, желая отвлечь население от освободительной борьбы, не жалели средств на помпезное проведение религиозных праздников, которые сопровождались ярко оформленными процессиями, карнавальными шествиями, торжественными богослужениями. Губернатор острова Ла-Торре отмечал, что «пока население веселится, оно не участвует в загово­рах» 51.

Захват Пуэрто-Рико Соединенными Штатами внес серь­езные изменения в традиционную религиозную картину острова. Оккупационные власти провозгласили принцип от­деления церкви от государства. Католическим церковникам была выплачена компенсация в размере 300 тысяч долларов за секуляризированное испанцами имущество церкви, и впредь они должны были сами заботиться о своих доходах. Впрочем, материальных затруднений католическим цер­ковникам испытывать не пришлось. Над ними сразу же взяли шефство их коллеги из США. Американская католи­ческая иерархия, тесно связанная с правящими кругами своей страны, прибрала к рукам пуэрториканскую цер­ковь, стала финансировать и направлять ее деятельность.

Остров был наводнен не только католическими церков­никами из США, но и агентами американских клерикаль­ных организаций, такими, как «Рыцари Колумба», «Като­лические сестры», «Католическая организация молодежи», и многими другими. Все они вели безудержную пропаган­ду, не только религиозную, но и политическую, с целью заставить пуэрториканцев отказаться от идеи независимо­сти и сотрудничать с американскими колонизаторами.

Подчинив своему влиянию католическую церковь на острове, оккупанты одновременно всемерно потворствова­ли работе американских протестантских миссионеров, ко­торые нахлынули на Пуэрто-Рико и, располагая неогра­ниченными средствами, пытались приобрести себе после­дователей за счет католицизма.

Вскоре после оккупации острова Соединенными Штата­ми крупнейшие американские протестантские церкви дого­ворились о совместной миссионерской работе на Пуэрто-Рико. Города с населением свыше 25 тысяч человек были открыты для миссионеров всех толков, остальную террито­рию поделили между крупными сектами, каждая из кото-

8?


рых обязалась вести пропаганду только в выделенном для нее районе.

Протестантские миссионеры апеллировали к беднейшим слоям населения. Они открыли первую в стране больницу, школы и политехнический институт, обещая всем тем, кто перейдет в их веру, различные материальные блага. У при­хожан протестантских церквей и членов больших сект, руководимых из США, были лучшие, чем у католиков, возможности найти работу в американских компаниях, стать чиновником, получить высшее образование. За срав­нительно короткий срок протестанты различных толков покрыли весь остров сетью своих молитвенных домов, об­щее число которых доходит теперь до трехсот. Если в пе­риод испанского колониального владычества в центре лю­бого селения или города возвышалась только католическая церковь, то теперь напротив нее стоит протестантская мо­лельня. Протестантские секты имеются сейчас во всех 78 муниципалитетах острова, причем большинство проповед­ников в настоящее время являются пуэрториканцами, боль­шинство же католических священников все еще иностран­цы — североамериканцы или испанцы.

И все же, несмотря на затраченные огромные средства и ничем и никем не ограничиваемую пропаганду, проте­станты не смогли существенно ослабить позиции католи­ческой церкви. 15% верующих острова — это не так уж много после 65 лет усилий. Чем объясняются столь скром­ные результаты? Дело в том, что хотя и католическое ду­ховенство выступало за сотрудничество с новыми колони­заторами, переход в протестантскую веру, которая счита­лась населением верой американских поработителей, рас­ценивался общественным мнением как предательство на­циональных интересов.

Особенностью пуэрториканского католицизма является культ святых, который занимает главное место в обрядно­сти верующих. «Святой,— пишет этнограф Чарльз Рог-лер,— находится в центре католического церковного риту­ала на Пуэрто-Рико, оя главный персонаж внецерковных религиозных манифестаций — процессий и празднеств, к нему в первую очередь обращаются в повседневной жизни. Святой проникает всюду. Его можно встретить в церкви, он возглавляет уличные процессии и даже номинальный католик считается с ним. Изображения святых встречают­ся буквально во всех домах католиков52. Эти изображе-


ния вырезают из дерева, называют «деревянными святы­ми» (sanlos de palo), а резчиков — сантеро. Сантеро про­дают свои изделия верующим, которые их освещают в церкви, после чего они приобретают сакральный харак­тер и торговать ими уже не принято.

Приверженность пуэрториканцев к культу святых, в частности столь распространенный на острове обычай поклонения их деревянным изображениям,— это тот след, который оставили на местном католицизме африканские верования, завезенные предками тех, кто составляет се­годня большинство населения острова. Об этом также говорит деятельность сантеро, который в условиях Пуэр­то-Рико превратился в обычного ремесленника, фабрикую­щего фигурки святых для продажи верующим, в то вре­мя как на соседней Кубе этот же сантеро является рев­ностным поклонником африканских ориша, породненных с католическими святыми.

Африканские реминисценции имеются также в широ­ко распространенных среди населения повериях, свя­занных с колдовством. Вера в «сусто» — сверхъестествен­ные существа, духи природы, неожиданно появляющиеся и вмешивающиеся в жизнь человека,— популярна среди всех слоев населения острова. Сусто может проявить себя в блеянии козла, он может обитать и в неодушевлен­ном предмете — камне, дереве, ручье. Также распростра­нена вера-в приведения — их называют по-разному: ха-чо, фрагота, манкорния. Они, как и сусто, живут среди людей и вмешиваются в их дела.

Не менее распространена вера в добрых и злых духов (espiritus perturbadores), якобы борющихся за душу че­ловека, который путем магических действий может за­ручиться поддержкой тех или других в зависимости от того, намеревается ли он совершить добрый или злой пос­тупок. Добиться этого ему помогает колдун или колдунья при помощи заклинаний, заговоров или снадобий, при­готовленных из обладающих магической силой различных трав и листьев деревьев. Отсюда популярность продавца таких растений — плантеро *, к услугам которого прибега­ют все те, кто стремится расположить к себе духов или оградить себя от проделок сусто и привидений. Употреб­ление в колдовских цел,?х трав и листьев снова напоми-

* От испанского «planta» — растение.



нает нам африканские культы, в обрядности которых эти элементы играют столь значительную роль.

Церковники признают, что широкое распространение среди верующих такого рода суеверий делает их только формально католиками. Один кармелитский монах вы­сказал по этому поводу такое суждение: «Пуэрторикан­цы— плохие католики. Только 2°/о из них достигли пони­мания существа веры. Остальные просто механически вы­полняют свои обряды. Они молятся, не понимая смысла молитв. Их вера превратилась в пустой жест...» 53

Что же представляют из себя пуэрториканские спи­ритические секты? Такого рода секты имеют и католи­ческий, и протестантский уклон. Последователи первых


считают себя католиками, а вторых — склонны выдавать себя за протестантов. И в тех, и в других сектах дух умершего или святого проявляет себя через медиума, как в таких же сектах на Кубе и других Антильских остро­вах, что указывает на их синкретический характер. От­сутствие у нас более подробных данных о ритуалах этих сект лишает нас возможности выявить их особенности по сравнению с такого же рода сектами на других островах Карибского бассейна.

В последние годы католическая церковная иерархия как в Соединенных Штатах, так и на Пуэрто-Рико все решительнее стремится подчинить своему исключитель­ному влиянию школы, кино, телевидение и другие уч­реждения, формирующие и влияющие на мировоззрение населения. Попытка церковной иерархии превратить гу­бернатора острова Муньоса Марина, известного своей проамериканской ориентацией, в послушный инструмент своей политики закончилась для нее неудачно: Муньос Марин, хотя и сочувствует целям католических церков­ников, не мог, не растеряв своего влияния на избирате­лей, поддержать притязания церковников. В 1960 г. пос­ледние пригрозили Муньосу Марину отлучением от церк­ви и призвали население голосовать против него на оче­редных выборах. Однако такого рода шантаж не принес лавров церковникам. Избиратели предпочли церковникам губернатора, который был снова переизбран.

Католическая церковь использует и такие традицион­ные для нее методы воздействия на массы, как фабрика­ция чудес и тому подобные трюки, с помощью которых ей удается на некоторое время вызвать религиозный «подъем» в наиболее отсталых слоях населения, отвле­кая их тем самым от повседневной борьбы за улучшение условий жизни, за освобождение своей страны от импе­риалистического гнета.

Но церковникам не избежать неизбежного. Народ Пуэрто-Рико будет продолжать вековую борьбу за неза­висимость и добьется ее, как бы ни пытались помешать ему в этом империалисты США и их верные оруженос­цы в рясах...


В крестьянской хижине. На стене характерная для Пуэрто-Рико даревянная икона




«Бог и Трухильо!»

З

амечательный чилийский поэт Пабло Неруда пишет в одном из своих стихотворений об острове Гаити: Давайте вспомним, что произошло с тех пор, как мореплаватель известный сошел на остров и открыл его. Ах, лучше бы не открывал тех мест он! Ведь столько бед обрушилось на остров, что кажется, что не Христос, а дьявол тогда с Колумбом сговорился в этом 54.

И действительно, кажется, нет таких бед и несчастий, которых не пришлось испытать его обитателям — от цик­лонов и землетрясений до кровожадных тиранов и амери­канских военных интервенций...

На Гаити в силу стечения ряда самых разнообразных обстоятельств образовалось два весьма отличных друг от друга государства: республика Гаити и Доминиканская республика. Причем гаитяне, большинство которых про­исходит от африканских рабов, говорят по-французски, вернее, на искаженном французском языке креоль, и пок­лоняются духам африканского культа воду, в то время как доминиканцы говорят по-испански, в основном като­лики и с более светлой кожей, чем их соседи.

После того как в XVII в. западная часть Эспаньолы отошла к французам, ее восточная часть продолжала ос­таваться под владычеством испанцев, влача весьма жал­кое существование. Здесь плантационное хозяйство не получило распространения, местное население занималось преимущественно скотоводством. В конце XVIII в. в ис­панской части острова насчитывалось 115 тысяч жителей, из них 65% составляли свободные мулаты, 22% —белые, а остальные — негры-рабы. Испания, по-видимому, счи­тала, что и это ее владение будет поглощено французами. В действительности так и произошло в 1795 г. Начавшая­ся вскоре освободительная революция охватила весь ост­ров, однако в 1808 г. Испании вновь удалось восстановить


 


свой контроль над восточной частью Эспаньолы. Четыр­надцать лет спустя гаитяне изгнали испанцев, включив их территорию в состав республики Гаити. В 1844 г. до­миниканцы под руководством патриота Дуарте восстали и провозгласили республику. В 1861 г. Испания вновь завладела своей бывшей колонией, но четыре года спус­тя доминиканцы заставили испанцев покинуть остров, на этот раз навсегда. Все эти события мало способствовали развитию экономики страны. В начале 60-х годов прош­лого столетия население страны не превышало 125 ты­сяч человек, т. е. увеличилось за 70 лет всего лишь на 10 тысяч.

В последней четверти XIX в. в Доминиканской респуб­лике начинают возникать сахарные плантации, а потом и плантации какао (их быстро прибрали к рукам амери­канские миллионеры). Однако этого оказалось им мало. В начале XX в. Соединенные Штаты устанавливают фи­нансовый контроль над страной, а в 1916 г. американ­ские империалисты оккупируют республику, грабят и на­силуют ее население в течение 18 лет. Хотя войска США покинули Санто-Доминго в 1934 г., страна продолжала оставаться вотчиной Вашингтона, управлявшего ею че­рез своего ставленника Рафаэля Леонидаса Трухильо, ставшего при поддержке американских штыков в 1930 г. президентом...

В истории доминиканского народа большую роль иг­рала католическая церковь. Архиепископству Санто-До­минго в колониальный период были подчинены кроме Эспаньолы Куба и другие испанские владенрш в Кариб­ском море, а также Венесуэла и значительная часть тер­ритории Новой Гранады (современная Колумбия). Все эти земли входили в так называемую церковную провин­цию Санто-Доминго, которая была ликвидирована Ва­тиканом после того, как в конце XVIII в. весь остров подпал под владычество французов.

В 1816 г. архиепископство в Санто-Доминго было вос­становлено, но теперь пришлось сильно урезать его юрис­дикцию. В испанских колониях шла война за независи1-мость, церковники повсеместно поддерживали колонизато­ров. Испанское правительство и папа римский стали спеш­но создавать новые епархии в колониальных центрах, надеясь превратить их в оплоты антипатриотической дея­тельности. Поэтому на этот раз архиепископ Санто-Дч-


 


минго получил в свое управление только епархию острова Пуэрто-Рико. Последовавшее присоединение Санто-Домин­го к республике Гаити вынудило архиепископа покинуть остров и переселиться на Кубу. Новый архиепископ был назначен только в 1848 г., после учреждения независимой ' Доминиканской республики. Четыре года спустя Испания, продолжавшая сохранять контроль над Пуэрто-Рико, дей-; ствуя через Ватикан, отделила этот диоцез от Санто-До­минго, архиепископ которого был лишен таким образом своего последнего вассала.

Но если бы только этим ограничивались его злоклю- | чения! Республиканские власти отказывались признать за католической церковью права и привилегии, которыми она пользовалась в колониальный период, и требовали ее беспрекословного подчинения законам нового государ­ства. Архиепископ же, с одной стороны, настаивал на пол­ной независимости церкви от государства, а с другой — на признании государством за церковью права на конт­роль всей духовной жизни общества. Такую же линию 3 проводили церковники и в других странах Латинской i Америки, завоевавших независимость. Борьба церкви про­тив светского государства была обречена на провал повсе-! местно. Закончилась она поражением церковников и в До­миниканской республике. Здесь, как и во многих других странах Латинской Америки, церковь была отделена от го­сударства, лишена привилегий, а также земельной собст­венности, превращавшей ее в крупнейшего латифундиста

страны.

Но, лишившись в лице испанских колонизаторов своих могущественных покровителей, церковь в начале XX в. обрела себе новых, в лице американских империалистов, которые, хотя и принадлежат в своем большинстве к протестантским церквам, для достижения своих целей отнюдь не брезгают использовать и католическую рели­гию. Именно при их поддержке католическая церковь ] стала набирать силу. В 1912 г. с их согласия президен­том республики стал архиепископ Адольфо А. Ноуэль.! Правда, он на президентском кресле удержался недолго, но сам факт, что решать судьбы доминиканского народа был призван церковный иерарх, уже способствовал укреп­лению авторитета католической церкви.

Однако церковники обрели полностью свое былое влия­ние только благодаря покровительству «благодетеля ро-


дины» тирана Трухильо. Одним из первых актов дикта­тора было признание за церковью статута «юридического лица», что позволяло церковникам приобретать недвижи­мое имущество, открывать свои школы и прочие учебные заведения.

Правительство Трухильо щедро финансировало строи­тельство церквей и часовен в стране, организацию все­возможных церковных юбилеев, евхаристических конгрес­сов * и тому подобных клерикальных сборищ, всячески афишируя свои связи и солидарность с церковной иерар­хией, Ватиканом. Особенно благоволил тиран к иезуит­скому ордену, представители которого при нем составляли почти половину духовенства республики.

Диктатор-параноик, страдавший манией величия, на­звал столицу Санто-Доминго, основанную Колумбом, сво­им именем — Трухильо, строил себе памятники, присваи­вал себе всевозможные помпезные титулы и звания. Раз­вратник, убийца и казнокрад, Трухильо требовал, чтобы ему воздавались чуть ли не божественные почести. Его из­любленный лозунг, начертанный огромными буквами на главной площади оскверненной им столицы, был краток и выразителен: «Бог и Трухильо!».

Церковники не только не протестовали против этих кощунственных действий диктатора, но всячески превозно­сили его несуществующие христианские добродетели, его публично восхваляли высокие церковные чины. Особенно был щедр на комплименты в его адрес известный своими ре­акционными взглядами американский кардинал Спеллмая.

Высшей точки дружба между Трухильо и церковью достигла в 1954 г., когда диктатор заключил с папским престолом конкордат, восстановивший церковные приви­легии колониального времени. Трухильо посетил по этому поводу Ватикан, где в торжественной обстановке был при­нят папой римским, который наградил его высшим цер­ковным орденом.

Благодарный диктатору папа римский воскресил до­миниканскую церковную провинцию, присвоив архиепис­копу города Трухильо (Санто-Доминго) титул примаса-митрополита. В республике были созданы три епархии, возглавляемые епископами, и одна почетная епископская

* Эти конгрессы посвящены пропаганде обрядов католической церкви, в частности обряда причащенпя (греч. eucharistin).


I

Первая выстроенная испанцами католическая церковь в Санто-Доминго

должность без епархии. Эти посты достались прибли­женным дрштатора, большинство же церковников продол­жало оставаться иностранцами — главным образом испан­цами, американцами,канадцами.

В 1956 г. монах Сиприано де Утрера с восторгом писал, что католическая церковь в Доминиканской республике добилась теперь такого величия, какого она не знала даже в колониальное время, «и все это благодаря политико-ка­толическому гению славного государственного деятеля генерала и доктора Рафаэля Леонидаса Трухильо Медины, которого сограждане в знак признания его тотального по­нимания величия родины увенчали золотыми лаврами ти­тула Благодетеля родины и Отца Новой Родины» 55.


Превознося тирана, церковники утверждали, что они не вмешиваются в политику. «Но,— отмечает американ­ский исследователь Селден Родман,— пх согласие с кощун­ственным лозунгом «Бог и Трухильо!», поздравительные послания папы римского, присутствие кардинала Спеллма-на на праздновании юбилея диктатора, когда этот прелат публично обнял Трухильо и назвал его «благодетелем цер­кви», вызывали сомнения у многих людей относительно нейтралитета церкви» 56. Тот же автор пишет, что на цер­ковников падало подозрение в том, что они сообщали поли­ции тирана данные о его противниках, полученные в испо­ведальне.

Пресмыкательство церковников перед тираном продол­жалось до тех пор, пока он пользовался поддержкой своих хозяев — американских империалистов. Когда же послед­ние пришли к выводу, что «благодетелю родины» уже не удержаться у власти и лучше всего будет для них самих от него избавиться, то и церковники изменили к нему от­ношение. «В январе 1960 г.,— указывает Селден Родман,— католическая церковь, предвидя неизбежное падение дик­татора, опубликовала пастырское послание, осуждавшее своего бывшего закадычного друга и благодетеля, которо­го некогда она награждала наивысшими церковными ор­денами» 57. В ответ диктатор обвинил священников в не­умеренной страсти к земным благам, не пощадил он даже монахинь, повинных якобы в аморальном поведении... Но дни диктатора были сочтены. Вскоре доверенные люди Вашингтона пристрелили его.

Соединенные Штаты, покончив с Трухильо, надеялись продолжать править в Доминиканской республике, опира­ясь на приближенных убитого диктатора. Однако события развивались не совсем так, как их планировали в аме­риканском госдепартаменте. В стране поднялась могучая волна национально-освободительного движения. Сторонни­ки Трухильо, удерживавшие власть после смерти диктато­ра, вынуждены были разрешить проведение президентских выборов. Противники Трухильо объединились вокруг кан­дидатуры Хуана Боша, либерального деятеля, выступив­шего с программой проведения умеренных демократичес­ких реформ. Хотя Бош не имел ничего общего с коммунис­тами, трухильисты обвинили его в том, что он действует якобы по их указаниям. В нападках на Боша особенно усердствовали церковники. Иезуит Гарсия публично наз-

 

4 И. Р. Лаврецкий


вал его «марксистом-ленинцем» в надежде, что это отпуг­нет от Боши верующих. Несмотря на все ухищрения реак­ции Бош одержал на выборах решительную победу и был избран президентом. Тем не менее враждебная кампания против него продолжалась. С прежним рвением участво­вали в ней церковники. Когда «гориллы» (реакционные военные), доверенные люди Пентагона, свергли Боша, последний прямо обвинил церковников в том, что они способствовали его падению. Власть захватила военная хунта, установившая в стране жестокий диктаторский ре­жим, который поддержала церковная иерархия.

Но империалисты, стоявшие за спиной доминиканских горилл, не учитывали тех изменений, которые произошли в последние годы в мире, в частности в Латинской Аме­рике. Народы вступили на путь активной борьбы с импери­ализмом. То же самое произошло и в Доминиканской рес­публике, народ который смел ненавистную хунту и создал конституционное правительство во главе с полковником Кааманьо. Попытки реакции вернуть себе власть не увен­чались успехом. К ней на выручку поспешили США. Они вновь высадили свои войска на территории этой беззащит­ной страны и оккупировали ее. Но американским империа­листам не удалось поставить на колени мужественный до­миниканский народ, который продолжает вековую борьбу за свою свободу и независимость.

В процессе этой борьбы произошли серьезные измене­ния в политических взглядах доминиканских католиков, значительная часть которых, вопреки реакционному кур­су церковной иерархии, выступила в поддержку консти­туционного правительства. В стране возникли Революци­онная социал-христианская партия и Автономная конфеде­рация христианских профсоюзов, члены которых участ­вуют в борьбе за национальную независимость. Многие из них пали жертвами американских интервентов, все ешз бесчинствующих в Доминиканской республике...

Рассказ об этой стране был бы неполным, если бы мы не упомянули о протестантах, которых насчитывается око­ло 40 тысяч на три с лишним миллиона жителей респуб­лики.

Протестантские проповедники появились в Санто-До­минго в начале этого века вместе с американскими интер­вентами. Для деятельности в этой и других карибских странах их специально тренировали на Пуэрто-Рико. Ха-


рактерно, что различные протестантские церкви договори­лись о совместных действиях в Доминиканской респуб­лике, образовав на паритетных началах евангелическую церковь Санто-Доминго, возглавляемую попеременно представителями различных протестантских сект.

Оккупация Доминиканской республики американскими войсками, как отмечает протестантский церковник Эдвард А. Оделл, открыла зеленую улицу для работы протестант­ских миссионеров в этой стране. Но у последних были и свои трудности. Некоторые деятели, пишет Оделл, «исходя из религиозных предрассудков или из политических со­ображений, не одобряли миссионеров. Они влияли на население, утверждая, что представители протестантской церкви имели официальные связи с оккупационными вла­стями, а также представляли интересы американского пра­вительства, как католические священники представляли некогда интересы испанского правительства» 58.

Тем не менее, расходуя большие средства, ведя церков­ную пропаганду по радио, занимаясь «практической благо­творительностью» посредством хорошо оборудованной больницы в Санто-Доминго, пользуясь благосклонным от­ношением Трухильо, который оказывал свое благоволение всем культам, протестантам удалось привлечь на свою сто­рону некоторую часть населения страны.

Протестантские церковники новую американскую ин­тервенцию 1965 г. встретили отрицательно. Они прекрасно отдают себе отчет в том, что поддержка интервентов, вы­зывающих всеобщую ненависть, привела бы к потере тех немногих последователей, которых им удалось приобрести с таким большим трудом. Следует отметить, что ряд про­тестантских организаций в США — Национальный совет церквей Христа, Мировой совет протестантских церквей и другие — также осудил вооруженную агрессию Вашингто­на против Доминиканской республики.

Активное участие некоторых католических и проте­стантских деятелей в антиимпериалистической борьбе по­казывает, что реакционные церковники понимали, что своими связями с Трухильо и американскими империали­стами они все больше дискредитируют себя в глазах своих собственных сторонников.

Сохранились ли в Доминиканской республике элементы африканских культов? Судя по тому, что около 70% насе­ления (по данным переписи. 1950 г.) составляют негры и

4*

мулаты, и учитывая соседство Гаити, можно было бы от­ветить утвердительно на этот вопрос. Однако данных для положительного ответа у нас но имеется. Трухильо нена­видел гаитян, в 30-х годах он устроил чудовищную бойню гаитянских рабочих, работавших на доминиканских план­тациях. Диктатор пытался доказать, что по сравнению с «идолопоклонниками» гаитянами доминиканцы стоят зна­чительно выше. Он жестоко преследовал любое проявление негритянской культуры. В период диктатуры Трухильо научная жизнь в Доминиканской республике была сведе­на на нет. Зарубежным ученым в то время проводить там научные изыскания, как отмечает Селден Родман, было труднее, чем делать это в Тибете или на Луне.

Известно тем не мепее, что во время первой американ­ской оккупации страны один из руководителей партизан­ских отрядов (гавильерос), боровшихся с оккупантами, негр по имени Либорио, основал секту, последователи ко­торой * отказывались подчиняться доминиканским властям. Члены этой секты обосновались в трудно доступном рай­оне в Пальма Сала, недалеко от гаитянской границы. В 1963 г. доминиканские войска совместно с гаитянскими предприняли чистку этого района, уничтожив или рассеяв последователей Либорио.

Доминиканский народ продолжает героически бороться против американских интервентов и их пособников, будь то гориллы или церковные иерархи...


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.031 сек.)