АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древний Египет: основные черты и этапы развития цивилизации

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  3. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  4. II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  5. II. Основные направления работы с персоналом
  6. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  7. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
  8. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  9. II. Отличительные черты наследования
  10. II. Этапы подготовки курсовых и ВКР
  11. III. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
  12. III. Основные требования, предъявляемые к документам

Этапы развития:

Примерно до 10-6-го тыс. до н. э., когда климат был влажнее современного, люди жили в окаймляющих Нил степях, значительно более удобных для обитания, чем превращавшаяся в болото во время ежегодных разливов долина реки. Кочевавшие там разрозненные племена занимались собирательством, охотой и позднее рыболовством. Изменения климата, приведшие к иссушению степей, принудили их спуститься в пойму Нила. Среди них, как это доказывается данными антропологии и языкознания, были протосемиты, берберы и кушиты (галла). В результате их смешения впоследствии образовался египетский народ.

Для Египта была характерна «приматная модель расселения», т.е. существовало только несколько крупных городов с ограниченными административными или жреческими функциями. Эти города были окружены многочисленными чисто земледельческими поселками. Такая модель расселения сохранялась до 3200-3100 гг. до н.э., когда началось запустение многих мелких поселений и переселение населявших их жителей в более крупные поселения.

Увеличение населения, которого охота и рыболовство уже не могли пропитать, ускорило переход к скотоводству и земледелию. Распространение новых форм хозяйства обусловило появление территориальных общин. Нужда в дополнит. площади, пригодной для возделывания с\х культур, вызвала необходимость создания сети оросит. каналов и плотин. Для их сооружения использовался труд рабов, которых захватывали во время междоусобных войн. Использование рабского труда способствовало социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению племенных вождей в царьков. Начавшееся формирование классов вело к возникновению примитивных гос. образований (номов). К середине 4-го тыс. до н. э. их насчитывалось ок. 40. Между ними продолжались войны за землю, скот и рабов. В ходе борьбы между номами, приводившей к подчинению слабых более сильными, около середины 4-го тыс. образовались два царства - Северное и Южное (Нижний и Верхний Е.) с центрами в Буто и Иераконполе. К этому времени складываются основные характерные черты своеобразной и самобытной древнеегипетской культуры. Окончательно Египет был объединен ок. 3000 до н. э. царем Юга Менесом, который захватил Ниж. Египет и основал крепость Мемфис, ставшую затем столицей Египта. С объединения Е. начинается династич. эпоха. Страна превратилась в централизованную вост. рабовладельч. деспотию, которая обеспечивала создание общей для всего гос-ва системы ирригационных сооружений. Единство воплощалось в неограниченной власти царя-фараона, провозглашенного земным богом.

Принято следующее условное деление истории Др. Египта: Раннее царство (Тинитский период) (ок. 3000 - ок. 2800 до н. э.); Древнее царство (ок. 2800 - ок. 2250 до н. э.); Первый распад Е. (ок. 2250 - ок. 2050 до н. э.); Среднее царство (ок. 2050 - ок. 1700 до н. э.); Второй распад Е. (ок. 1700 - ок. 1580 до н. э.); Новое царство (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.); Поздний (Ливийско-Саисский и Персидский) период (11-4 вв. до н. э.); Греко-Римский период (332 до н. э. - 395 н. э.).

 

Период Раннего царства (ок. 3000 - ок. 2800 до н. э.).

Правители Древнего Египта, Раннее царство:

I династия: Менес (Нармер?), Джер, Ден, Семерхет, Каа.

II династия: Хотеп-сехемуи, Небра, Перибсен, Хасехем, Хасехемуи.

 

В этот период в Египте развивалось ирригац. хозяйство, совершенствовались каменные и медные орудия, стал применяться гончарный круг, развивалась меновая торговля; формировался гос. аппарат и обслуживающая его прослойка чиновников-писцов, со временем приобретавших все большее значение в гос. жизни. Выделялись адм. единицы - номы, во главе с номархами. Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Начиная с I династии, в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм уже характерен для Египта Раннего царства.

Тогда же, видимо, Египет сталкивается с соседними племенами: кушитами (нубийцами) на юге, ливийцами на северо-западе и бедуинами Синайского п-ова (где находились медные рудники):

Ок. 2900 до н. э. — первые походы египетских фараонов в Северную Нубию. Борьба Египта с бедуинами, контролировавшими медные копи полуострова Синай, приведшая к частичной изоляции государства.

Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии (планеты, созвездия).

Ок. 2725 до н. э. начинает развиваться внешняя морская торговля Египта, сначала с Библом в Ливане, затем с Пунтом, который располагался, возможно, на территории современного Сомали.

 

Период Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н. э.).

III династия (28 в.): Санахт, Джосер, Сехемхет, Неферка, Хаба, Хуни.

IV династия (кон. 28 в. - сер. 26 в.): Снофру, Хеопс (Хуфу), Хафра (Хефрен), Микерин (Менкаура), Шебсескаф и др.

V династия (сер. 26 в. - кон. 25 в.): Усеркаф, Нефериркара, Неусерра, Исеси, Уна.

VI династия (кон. 25 в. - сер. 23 в.): Тети I, Усеркара (?), Пиопи I, Меренра I, Пиопи II, Меренра II.

 

Этот период отмечен развитием плужного земледелия, скотоводства, ремесла и строительства. Усилились внешние связи Е. Участились торговые экспедиции и военные походы в Куш (Нубия, греч. Эфиопия), откуда доставлялись золото, слоновая кость, скот, а также рабы. Из Финикии привозился лес. Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила. Египтяне пытались приручать для откормки антилоп, газелей, козерогов. Из птиц разводили уток, гусей, голубей, журавлей.

Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство.

При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило.

Бюрократический аппарат в период Древнего царства укрепился еще больше. Его возглавлял верх. сановник ("визирь"). Могущество фараона, который был также верх. жрецом, достигло небывалой прежде силы, а древняя номовая знать в значительной своей части стала придворной. Вся страна и все ее население рассматривались как личная собственность царя-деспота, хотя в это время складывались частноимуществ. отношения, и земля, как и другое имущество, могла свободно отчуждаться. Фараоны в основном опирались на служилую знать, включавшую теперь и неродовитых людей. Появляется войско, укомплектованное общинниками и отчасти иноземцами, преим. жителями Куша. Идея неограниченной власти фараонов нашла свое воплощение в сооружении грандиозных гробниц-пирамид. Самые большие пирамиды были сооружены царями IV династии Хеопсом (Хуфу), Хефреном (Хафра) и Микерином (Менкаура). При их строительстве широко использовался принудит. труд рабов и крестьян-общинников, бывших на положении рабов. Громадные расходы, связанные со строительством пирамид, приводили к истощению ресурсов страны. При V династии размеры пирамид стали значительно меньше. В конце Древнего царства происходит постепенное усиление местной знати, опиравшейся на номовые хозяйства. Номовая знать выступила против тяготившей ее центральной власти. Цари VI династии (Пиопи II и др.) вынуждены были освобождать т. н. иммунитетными грамотами целые области от повинностей.

 

Период Первого распада Египта (ок. 2250 - ок. 2050 до н. э.).

VII, VIII, IX династии (сер. 23 в. - сер. 22 в.).

X (Гераклеопольская) династия (сер. 22 в. - сер. 21 в.): Неферкара, Ахтой III, Мерикара.

Одновременно - XI (Фиванская) династия (сер. 22 в. - 2000): Антеф I Сехертауи, Ментухотеп III Небхепетра.

 

В 23-22 вв. до н. э. Е. распадается на ряд мелких гос-в, боровшихся между собой. Упадок ирригац. системы, неизбежный в период раздробления, губительно сказался на с\х-ве. Отдельные общинники были вынуждены приступить к использованию земель, недоступных разливу Нила (т. н. высокие поля), что способствовало распространению частной собственности и распаду общины. Расширялась прослойка мелких и средних собственников - "малых" (неджесов), которые становились единоличными собственниками рабов. "Малые" нуждались в изделиях ремесленного произ-ва. Развитие ремесла и торговли вело к росту городов, заинтересованных в объединении страны. Так складывались предпосылки воссоединения Е., без к-рого не могло быть восстановлено ирригац. х-во. Это воссоединение осуществлялось постепенно в ходе междоусобной борьбы. На севере Е. стали возвышаться номархи Гераклеополя, образовавшие IX и X династии. На юге усиливался Фиванский ном, правители к-рого (XI династия) одержали победу над Гераклеополем. Ок. 2050 до н. э. при Ментухотепе I произошло новое объединение страны, положившее начало периоду Среднего царства.

 

Период Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н. э.).

XI династия: Ментухотеп IV Санхкара (2015-2007), Ментухотеп V Небтауира (2007-2000).

XII династия (ок. 2000-1787): Аменемхет I (ок. 2000-1970), Сенусерт I (1970-1934), Аменемхет II (1934-1896), Сенусерт III (1884 - ок. 1849), Аменемхет III (ок. 1849-1801).

XIII династия (ок. 1785-1700).

 

Воссоединение Е. способствовало дальнейшему развитию производительных сил страны. Была восстановлена и расширена ирригац. система; проведены обширные работы по осушению Файюмского оазиса, что увеличило площадь доступных обработке земель. Был усовершенствован плуг. Появились изделия из бронзы. Ширился обмен с Сирией (Библ) и Критом, а на юге - с Пунтом. Развитие товарного х-ва и меновых отношений вело к дальнейшему расслоению общины и усилению средних слоев. Наибольшего расцвета Среднее царство достигло при XII династии, когда к Е. был присоединен Куш до 2-го порога. Здесь были сооружены мощные крепости. При первых фараонах XII династии продолжались междоусобные войны. Лишь при Аменемхете III (ок. 1849-1801 до н. э.), подавившем номархов, центр. власть добилась временной консолидации, но затем обстановка стала вновь напряженной. Развитие товарных отношений вело к росту эксплуатации трудящихся масс. Ок. 1750 их недовольство вылилось в открытое восстание.

 

 

Период Второго распада Египта (ок. 1700 до н. э. - ок. 1580 до н. э.).

XIV династия (до 1680).

Гиксосские династии (1700- ок.1590 до н. э.).

XV: Салитис, Бнон, Апахнан, Апопис, Ианнас, Ассис

XVI -?

XVII династия (1680?-1580): Секененра, Камос.

 

Время правления XIV династии наполнено смутами и волнениями. Ок. 1700 до н. э. в Е. вторглись с северо-востока племена гиксосов, покорили Е. и владели страной ок. 110 лет; от них египтяне переняли лошадей и колесницы, слегка изменился тип оружия и брони.

Гиксосские вожди принимают титул фараона (XV—XVI династии). Однако, им не удается добиться реального подчинения всей долины Нила, под их властью фактически находится только Нижний Египет. Хотя часть верхнеегипетских номархов и признает владычество гиксосов, эта зависимость остается скорее формальной, и она ограничивается уплатой дани.

На юге Верхнего Египта образуется самостоятельное Фиванское княжество. Лишь в начале XVII века до н. э. гиксосскому фараону Хиану удается установить контроль над всем Верхним Египтом. Но после его смерти Фивы вновь обретают независимость, и фиванские правители провозглашают себя фараонами (XVII династия). Последний ее представитель, Камос, подчиняет остальные верхнеегипетские номы и, несмотря на противодействие знати, начинает при поддержке рядовых воинов борьбу за изгнание гиксосов. Он совершает успешный поход в Дельту и принуждает их отступить к Аварису.

Борьбу против захватчиков ок. 1580 до н. э. завершил их преемник, основатель XVIII династии Яхмос (Амасис) I, изгнавший гиксосов из Египта. Его правлением начинается период Нового царства, когда Египет в результате успешных войн создал первую "мировую" империю, включившую почти все сев.-вост. Средиземноморье.

 

Период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.).

XVIII династия (ок. 1580 - сер. 14 в.): Яхмос I (ок. 1580 - 1559), Аменхотеп I (1559-1538), Тутмос I (1538-1525), Тутмос II и Хатшепсут (1525-1503), Тутмос III (1503-1491), Аменхотеп III (1455-1419), Аменхотеп IV (Эхнатон) (1419 - ок. 1400), Тутанхамон (ок. 1400? -1392?), Хоремхеб (сер. 14 в.).

XIX династия (1342-1206): Сети I (1337-1317), Рамсес II (1317-1251), Мернептах (1251-1231).

XX династия (1204-1085): Рамсес IV (1204-1180), Рамсес XII (1112-1070).

 

В этот период все шире применялась бронза; появились первые изделия из железа, которые пока еще служили лишь для украшений; совершенствовалась обработка металла, вводились улучшения в конструкцию ткацкого станка и плуга, широко распространилось изготовление предметов из стекла. Продолжали развиваться товарно-денежные отношения, хотя сохранялся и натуральный обмен. Мерилом стоимости служили золото и серебро. В результате ограбления покоренных стран и внеш. торговли в Е. поступало различное сырье: серебро, свинец, медь, лес из Сирии, золото, слоновая кость из Куша, благовония из Пунта. Небывалых ранее размеров достигло частное рабовладение. Рабы захватывались десятками тысяч в Сирии, Куше и Ливии. Так, Аменхотеп II (15 в. до н. э.) в результате одного похода доставил 101128 чел. Рабы продавались и сдавались в наем. В начале Нового царства в результате социального переворота земледельцы стали подвергаться меньшей эксплуатации, что содействовало развитию рабовладения. Но с течением времени положение крестьян, приписанных к царским, храмовым и частным поместьям, ухудшилось вследствие увеличивавшихся обязательных поставок и повинностей, что приводило к бегству с наделов. Не прекращавшиеся войны заставляли фараонов постоянно заботиться о совершенствовании войска, основу к-рого составляли колесничие, комплектовавшиеся из знати и зажиточных. Пехотинцы из молодых египтян и численно увеличивавшиеся отряды иноземцев вооружались гос-вом стандартным оружием, что наряду с введением составного лука повысило боеспособность армии.

Преемники Яхмоса I - Тутмос I (1538 - 25 до н. э.), особенно Тутмос III (1503 - 1491 до н. э.) и Аменхотеп II (1491 - 65 до н. э.), присоединили к Е. Сирию и Палестину до среднего течения Евфрата на севере, а на юге до 4-го порога Нила. Из Сирии и Палестины выкачивалась значительная дань. Крупнейшие гос-ва Переднего Востока - Митанни, Вавилон и Хеттское царство, признавали гегемонию Е., апогей могущества к-рого был достигнут при Аменхотепе III (1455-1419 до н. э.). Усиление храмов, получавших от фараонов огромные зем. наделы, рабов, золото и т. д., привело к столкновению жречества и царской власти. Стремясь ослабить жречество, а также номовую знать, Аменхотеп IV (1419 - ок. 1400 до н. э.), назвавший себя Эхнатоном, осуществил религ. реформу. Он отменил культ старых богов и ввел культ единого бога солнца - Атона. Новая религия больше соответствовала потребностям "мировой" империи. Свою резиденцию царь перенес во вновь построенный город Ахетатон (см. Эхетатон) - "Горизонт Атона" (совр. Эль-Амарна, или Тель-эль-Амарна). Проводя свою политику, Аменхотеп IV опирался на мелких и средних землевладельцев.

Внутренние противоречия ослабили Е. и привели к утрате почти всех его сев. владений. При Тутанхамоне (ок. 1400 (?) - 1392 (?) до н. э.) и Хоремхебе (сер. 14 в. до н. э.) усилившиеся вновь жречество и знать добились восстановления старой религии. При XIX династии, виднейшим представителем коей был Рамсес II (1317-1251 до н. э.), Е. вел упорную борьбу за Сирию, где господствовали хетты. После битвы при Кадете (1312 до н.э.) был подписан мирный договор о разделении Сирии на сферы влияния. При Мернептахе (1251-31 до н. э.) и Рамсесе IV (1204-1180 до н. э.) были отражены нападения "народов моря", среди к-рых были и греч. племена. Долгие войны повлекли за собой дальнейшее ухудшение условий жизни народа, недовольство к-рого иногда принимало форму восстаний, особенно значительных при Рамсесе IV, Огромные пожертвования храмам, строительство дворцов и крепостей ложились тяжелым бременем на гос. казну. Все это привело к экономич., политич. и воен. ослаблению Е. Египет лишился владений в Сирии и юж. областей Куша. При Рамсесе XII (ок. 1070 до н. э.) власть в Фивах перешла в руки верх. жреца Амона-Херихора, что означало фактически распад Е. В истории Е. начинается новый период.

 

Поздний (Ливийско-Саисский и Персидский) период (11-4 вв. до н. э.).

XXI династия (1085-950): Херихор (Фивы), Смендес (Танис) (1085-1054). XXII (Ливийская) династия (950-730): Шешонк (950-929), Осоркон I (929-893), Такелот I (893-870), Осоркон II (870-847), Шешонк III (823-772).

XXIII (Ливийская) династия (817?-730): Педубаст (817?-763), Шешонк IV (763-757).

XXIV династия (730-715): Бокхорис (720-715).

XXV (Эфиопская) династия (751-656): Пианхи (751-716), Шабака (716-701), Шабатака (701-689), Тахарка (689-663), Танутамон (663-656).

XXVI (Саисская) династия (663-525): Псамметих I (663-610), Нехо II (610-594), Псамметих II (594-588), Априй (588-569), Яхмос II (569-525).

XXVII (Персидская) династия (525-404) - см. Ахемениды.

XXVIII династия (404-398): Амиртеп.

XXIX династия (398-378).

XXX династия (378-341): Нектанеб I (378-360), Нектанеб II (360-341).

XXXI (Персидская) династия (341-322): см. Ахемениды.

 

В этот период в Е. продолжалось развитие социально-экономич. процессов, наметившихся в период Нового царства. Использование железа для изготовления орудий и оружия распространилось повсеместно (с 7-6 вв. до н. э.). Дальнейшее расширение обмена и ден. обращения сопровождалось усилением ростовщического капитала, находившегося преим. в руках жрецов. Ухудшение положения зависимых земледельцев и мелких ремесленников способствовало распространению кабального рабства и самопродажи в рабы. Фараоны, правившие в это время, опирались, за редким исключением, на все теснее сближавшихся знать и жречество, а также на отряды наемников. В сер. 10 в. до н. э. предводитель ливийских воен. поселенцев Шешонк воцарился в Бубасте и положил начало XXII (Ливийской) династии. В 8 в. до н. э. Е. дважды захватывали цари Куша (в сер. 8 в. до н. э. - Пианхи, а в 715 до н.э. - Шабака), образовавшие XXV (Эфиопскую) династию. В 671 до н. э. Е. был завоеван ассирийским царем Асархаддоном. Освободить и объединить Е. удалось правителю Саиса Псамметиху I (663 - 610 до н. э.) с помощью отрядов греческих и карийских наемников. При нем и его преемнике Нехо II (610 - 594 до н. э.) Е. вступает в тесные торг. связи с Грецией и др. странами вост. Средиземноморья. При Псамметихе в сев.-зап. части дельты возникла греч. торг. колония Навкратис. По приказанию Нехо II был прорыт канал, соединивший Нил с Красным м., и финикийские мореходы совершили путешествие вокруг Африки. Фараоны Нехо, Псамметих II и Априй вели упорную борьбу за Сирию и Палестину с Ново-Вавилонским царством. Яхмос II (569 - 525 до н. э.), особенно покровительствовавший грекам, овладел Кипром. Однако ослабленный острыми социальными противоречиями Е. не мог отразить армию персидского царя Камбиса и в 525 до н. э. был им покорен. Египет был включен в Персидскую империю.

Включение Е. в Персидскую империю сопровождалось расширением внешних торговых связей (особенно с Грецией и М. Азией). Взимая через откупщиков непосильные налоги и поборы с рядовых земледельцев и ремесленников, персидские цари щедро оделяли жрецов и воинов землей. Недовольство народных масс персидским господством приводило к неоднократным восстаниям. В 405 до н. э. Е. временно добился независимости, но после правления XXVIII и XXIX династий был в 343 до н. э. вновь покорен персами.

 

Греко-Римский период (332 до н. э. - 395 н. э.).

В 332-331 до н. э. Е. был завоеван Александром Македонским. Основанный им на побережье Средиземного моря город Александрия стал крупнейшим торговым и культурным центром эллинистическо-римского мира. После смерти Александра в 323 до н. э., при разделе его империи, в Е. воцарился один из его полководцев Птолемей Лаг, основатель династии Птолемеев, или Лагидов (305-30 до н. э.). Эллинистический период характеризуется возникновением новых центров ремесла и торговли, установлением широких внешних связей (с Аравией, Индией). В управлении Египтом эпохи Птолемеев органически сочетались черты как греко-македонские, так и собственно египетские. Царь обладал всей полнотой власти. Его опорой был огромный штат чиновников. Сохранилось громадное количество канцелярской переписки. Делопроизводство велось на греческом языке. При дворе Птолемеев жили традиции Александра: существовал «царский журнал», велась обширная корреспонденция. Существовали высшие придворные должности: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. д. В буржуазной историографии этот прогресс часто объясняется плодотворным воздействием античной культуры. В действительности же происходило органичное слияние культур рабовладельч. обществ Запада и Востока это послужило стимулом их дальнейшего развития. При Птолемеях завоеватели обогащались за счет местного населения, что достигалось путем введения сложной системы налогов, гос. монополий и откупов, косвенных обложений, обязательных повинностей. Как и прежде, царь считался верховным собственником всей земли, к-рая подразделялась на "царскую", управляемую центральной властью, и "уступленную", т. е. переданную военным поселенцам (клерухам), знати (дарственные земли) и храмам. В поместьях трудились "лаой" (люди), делившиеся на "царских земледельцев" (наследственных арендаторов, объединенных в общины и связанных круговой порукой за взнос податей) и безземельных батраков, являвшихся фактически временными рабами. В поместьях и мастерских царя, храмов, знати широко применялся труд рабов. Значительное расширение торговли и денежного обращения благоприятствовало ростовщичеству, а следовательно, и распространению кабального рабства, в условиях к-рого непосредственные производители не были заинтересованы в расширении производства. Тяжелый налоговый гнет на производство тканей, масла и т. д. и введенная Птолемеями система гос. монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать свои поля и мастерские, что привело в конце 2 в. до н. э. к сокращению производства, сужению рынка, экономич. и политич. ослаблению страны.

В начале 3 в. до н. э. Е. вновь овладел почти всем побережьем и островами вост. Средиземноморья. Египетский флот преобладал на море. Однако в результате ряда войн с Селевкидами и Македонией Птолемеи к нач. 2 в. до н. э. лишились своих завоеваний. В 168 до н. э. Е. угрожала армия Антиоха IV, которого остановило только вмешательство Рима. Военному ослаблению Е. способствовали также частые династические смуты, нар. восстания, из к-рых наиболее длительные и мощные приходятся на сер. 2 в. до н. э.

Последним Птолемеям оказывал поддержку Рим, который все активнее вмешивался в дела Египта, одного из основного поставщиков хлеба. В нем фактически хозяйничали римские откупщики. Знать, заинтересованная в подавлении нар. волнений, поддерживала римлян, которые после разгрома Октавианом Августом египетского флота в битве при Акции вступили в Е. в 30 до н. э. и превратили его в свою провинцию. Таким образом, массы крестьян и мелких ремесленников оказались, как и при Птолемеях, под двойным гнетом. Для Египта 1 в. н. э. характерно дальнейшее оживление ремесла, внешней торговли (в частности, с Индией, Аравией и Мероэ) и с\х-ва. Выгоды от этого получали наряду с римскими рабовладельцами местные крупные землевладельцы и торговцы. Беспощадное дальнейшее усиление налогового гнета вызвало ряд нар. восстаний в Фиваиде, болотах Дельты (восстание буколов в 172) и даже Александрии.

Первый префект Египта, Гай Корнелий Галл, подчинил римской власти Верхний Египет и установил протекторат над территориями за южной границей провинции, которые были потеряны при последних Птолемеях. Следующий проконсул, Гай Элий Галл, совершил неудачный поход в Каменистую Аравию и в Счастливую Аравию. Третий проконсул, Гай Петроний, произвёл очистку ирригационных каналов, стимулировав этим возрождение земледелия в Египте.

Со времени правления Нерона для Египта на столетие настал «золотой век». Наибольшим несчастьем оказались массовые столкновения между греками и иудеями в Александрии, которая после разрушения Иерусалима в 70 стала мировым центром иудейской религии и культуры. Египетский прокуратор Марк Рутилий Луп смог лишь выслать легион (III Cyrenaica или XXII Deiotariana) для защиты Мемфиса. Для восстановления порядка в Александрии Траян выслал туда Марция Турбона с легионом VII Claudia и военными судами, а для реконструкции разрушенных храмов пришлось провести конфискацию иудейского имущества. Адриан, дважды посещавший Египет, основал город Антинуполь в память о своём любовнике Антиное, утонувшем в Ниле.

Однако, после правления Марка Аврелия тяжёлые налоги привели к восстанию, которое было подавлено только через несколько лет, в 172 году. Эта война принесла большой вред экономике и торговле и стала причиной упадка провинции. Гай Авидий Кассий, подавивший египетское восстание, объявил себя императором и был поддержан армиями Сирии и Египта. Однако, при приближении Марка Аврелия он был низложен и убит. Подобное же восстание было подавлено в 193, когда Песценний Нигер, способствовавший приходу к власти Септимия Севера, решил получить свою часть империи. При Септимии Севере столицей провинции стала Александрия (202).

Каракалла (211—217) пожаловал римское гражданство всем египтянам, наравне с остальными провинциями. Но это было лишь поводом для увеличения налогов, которые постоянно возрастали для пополнения непрерывно опустошаемой государственной казны. В III в. произошло несколько восстаний. При Деции Траяне, в 250 христиане восстали против введения культа Гения императора. В 260 префект Египта Луций Муссий Эмилиан первым поддержал узурпаторов Макраниев, а в следующем 261 сам объявил себя императором, но был побеждён Галлиеном. В 272 Зенобия, царица Пальмиры на короткое время завладела Египтом, но потеряла его, когда Аврелиан подавил её восстание. В июне/июле 297 Домиций Домициан поднял восстание против Диоклетиана и объявил себя императором, но его власть в Египте продержалась лишь до декабря того же года, когда Диоклетиан прибыл в Египет и подавил восстание.

Византийский период в истории Египта начался с раздела Римской империи в 395 году. Являясь продолжением поздне-античного периода римского Египта, византийский период закончился завоеванием этой провинции арабами в 642 году. Период характеризовался полной победой христианства, ростом влияния александрийского патриарха, ростом количества монастырей и киновий. В экономическом отношении Египет был чрезвычайно важен для империи — на начало VI века валовой объём его продукции оценивается в 20,000,000 солидов, провинция давала 3/8 налогов империи и 240,000 тонн пшеницы ежегодно.

 

14. Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы.
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Эти культы начинают формироваться в 6-4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах (например, крокодил был воплощением бога Себека, сокол – воплощением Гора, ибис – Тота).
Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Её необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых*»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях пару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т. н. «Отрицательной исповеди», содержащейся в 125-й главе «Книги мёртвых» (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист»,— утверждает умерший на суде).
___
*(«Книга мертвых» - сборник гимнов и религиозных текстов, якобы помогавшей умершему человеку пройти через все препятствия и опасности загробного мира и обрести счастливую жизнь после смерти)

В XVI веке тогдашний фараон Египта Аменхотеп IV выступил против жречества и в первую очередь против жречества главного бога Амона-Ра. Вскоре после этого он стал продвигать культ ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, провозгласил себя его первосвященником и на 3-ем году своего правления стал строить в Фивах храм, посвященный Атону. За год до этого он присоединяет к своему имени слова «Единственный для Ра», «Имеющий исключительное значение для Солнца». Этому эпитету суждено было стать потом излюбленным именем фараона – Эхнатоном. На 6-ом году своего правления Эхнатон основывает новую столицу Ахет-Атон, где строит огромный храм во славу Атона (позже храмы Атона стали возводиться во многих других городах Египта). Через 3 года он провозглашает Атона единственным богом, отменяя при этом культы всех остальных богов, закрывает их храмы, разгоняет жрецов. Имена старых богов уничтожались повсеместно, особенно интенсивно уничтожалось имя Амона, жречество которого больше всего ненавидел Эхнатон. Однако реформа не встретила сильного отклика ни у жрецов, ни у знати, ни средних слоев населения.
В целом, переворот Эхнатона крайне отрицательно сказался на Египте. Авторитет царской власти среди самых различных слоев общества был подорван, что привело к ее постепенному ослаблению, переходу власти к жрецам фиванских храмов и постепенному превращению Египта в теократическое государство. В итоге кочевники ливийцы захватили большую часть Египта, и Новое Царство пало.
К главным богам и относящимся к ним же главным мифам египетской культуры можно отнести: Миф о появлении всего живого и божественного, родоначальником которого является бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба (бог земли) и богиню Нут (богиня неба). По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Миф о боге солнца Ра. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю. Вечером же он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анкх. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Миф о боге истины и справедливости Пта. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Миф о Хоре и его борьбе с Сетхом. Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора.

Мифы о загробном мире. Бог потустороннего мира - Анубис. Изображался в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Мифы об Амоне (божественный отец). Считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющего весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных.

 

Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, что создавало необходимость для божества иметь свой земной дом. Таким "домом" являлся египетский храм, где хранились изображения богов, предметы культа. Служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству (удовлетворение их потребностей, разного рода жертвоприношения), но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам. Под благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала. Нельзя сказать, чтобы этика совсем отвергалась, но в отношении человека к божеству она отодвигалась на второй план. На ежедневных богослужениях в храмах народ не присутствовал. Каждый храм имел свой религиозный календарь, т. е. расписание многочисленных празднеств в честь своего божества, в которых принимали участие жрецы и значительная масса населения. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. Дальние путешествия божества по воде совершались на специально предназначенных для этого судах. В памятниках упоминаются путешествия богов одних городов и храмов в другие города и храмы: мемфисского Пта, ассиутского Анубиса, абидосского Осириса, дендерской Хатхор, фиванских Амона, Мут и Хонсу, армаитского Монту, аполинопольского Хора, асуанской Анукет.

Культ Амона. Одним из праздников был "Прекрасный Праздник Долины", во время которого фиванский бог Амон отправлялся по каналам к западной кромке фиванского некрополя и затем возвращался обратно в Карнак. Это путешествие Амон совершал на судне из ливанского кедра, которое называлось Усер-хат. Религиозное значение праздника заключалось в приобщении покоящихся в фиванском некрополе к таинствам и благодати бога Амона. Это был далеко не единственный праздник Амона Карнакского. Следует также упомянуть о многочисленных празднествах Мина Коптосского. Особое значение имело воскурение мирры, преследовавшее цель ритуального очищения статуи бога, помещений храма, жрецов и т. д. Культовым инвентарем, в первую очередь, являлись сосуды. Так же с культом были связаны известные предписания и запреты чисто ритуального характера, особенно для жрецов: обязательное удаление волос с тела, разного рода пищевые табу и т. д. Физическая чистота была абсолютным требованием культа. Тесно была связана с культом и символика (анх как символ бессмертия и т.д.)

Огромную роль в отправлении культа играли жертвоприношения - быки, антилопы, козы, гуси, плоды, различные изделия, в том числе из муки и даже из цветов, а также пиво и молоко. Жертвоприношения всегда сопровождались формулой: "Жертва, которую дарует царь".

В культе Нила практиковался обычай во время подъема воды в Ниле направлять к ниломерам судно, на борту которого находилась одна из египетских "богинь" - Исида, Хатхор или Нейт. Делалось это с целью ускорить разлив. Существующие версии о человеческих жертвоприношениях Нилу в целях спасения Египта от засухи в неурожайные годы письменного подтверждения не находят, а потому необоснованны. Ритуал этот был отменен арабами, однако пережитки древнеегипетского языческого культа Нила продолжали существовать в разных формах и во времена христианства.

Важнейшим обрядом египетского культа богов и культа умерших был обряд "отверзания уст", имевший целью оживить для будущей вечной жизни мумию умершего (не случайно обряд совершался в день похорон) или только что изготовленную статую божества. Обряд "отверзания уст" как бы создавал возможность для вселения в статую невидимого божества. Состоял обряд в следующем: статую божества окуривали и опрыскивали водой, затем специальными жертвенными инструментами прикасались к ее губам, что и означало "отверзание уст", а также к глазам, произнося при этом священные формулы, губы смачивали молоком. Все это, вместе взятое, должно было превратить изваяние в "живого" носителя бога. Таким же было "отверзание уст" и у мумии. Интересно отметить, что подобный обряд играл важную роль и в религии древнего Вавилона.

К сфере культа относится и деятельность оракулов - одна из форм общения человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает" человеку. Явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневался и искал разрешения своих сомнений в "ответе" божества. Однако "волеизъявление" божества происходило иногда и без запроса человека.

Мистерии - театральные представления из жизни богов, разыгрывавшиеся в храмах или при них.

Геродот (II, 59) подчеркивает, что "всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида - это египетское имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвертое - в Гелиополе в честь Гелиоса, пятое - в городе Буто в честь Латоны, шестое - в Папремисе в честь Ареса".

Сведения о египетских мистериях говорят об их ритуальном содержании. Элемент нравственности в них отсутствует, что соответствует основной и характерной черте египетской религии. Но ритуальная структура египетской религии вовсе не абсолютна. Постепенно мистерии Осириса приобретают некую нравственную окраску. Осирис, Исида и Хор становятся образцами высоконравственного поведения и именно поэтому завоевывают все большую популярность. До появления нравственного аспекта в египетских мистериях отсутствуют молитвы индивидуума, обращенные к богу. Единственным исключением являются молитвы рабочих фиванского некрополя, адресованные Амону. В некоторых из этих молитв впервые в истории религии Египта появляются элементы раскаяния. Как правильно подметил Б. Ганн, "египтянин не был склонен становиться в положение "жалкого грешника" перед своим божеством, столь типичное для христианства и других семитских религий".

 

15.. Древнееврейская Библия и ее историко-культурное значение.

 

Танах (Ветхий Завет - у христиан) является главным Священным Писанием иудаизма.Также используется название «еврейская Библия». Танах- аббревиатура названий трех разделов еврейского Священного Писания, написанных в основном на иврите(лишь отдельные фрагменты самых поздних книг Танаха написаны на арамейском зыке) и отобранных в качестве священных мудрецами:

 

· Тора («Закон» или «Пятикнижие Моисеево»)-состоит из пяти книг: Бытие, Исход, Книга Левит, Книга Чисел, Второзаконие («повторение закона»)- авторство которых приписывается Пророку Моисею, записавшего его из уст самого Всевышнего. Все книги Торы связаны между собой единым сюжетом и образуют целостный религиозно-исторический эпос - о Творении мира и человека, начале человеческой истории и рода избранников Единого Бога, а также о становлении избранного народа как сакральной общности - через заключение Завета с Всевышним.

· Небиим(«Пророки»)-включает в себя следующие книги: Иисуса Навина, Книги Судей, 1-ая и 2-ая книги Царств или Книги Самуила (считаются одной книгой), 3-я и 4-я Книги Царств или Книги Царей (также считаются за одну книгу), Исаии, Иеремии, Иезекииля, а также книги Двенадцати Малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы,Михея,Наума,Аввакума,Софонии,Аггея, Захарии, Малахии),(считаются за одну книгу). Эти книги охватывают огромный временной период в истории еврейского народа - с XIII по VI вв. до н. э. А далее следуют пятнадцать пророческих сочинений - книг, написанных пророками, жившими в интервале между VIII и III вв. до н. э. И в иудейской, и в христианской Библии пророческий канон открывается книгами Исайи, Иеремии, Иезекииля, которые именуются великими пророками - в силу особой значимости и больших размеров их книг. За ними располагаются двенадцать «малых» пророков, названных так за небольшие размеры их книг.

· Кетубим(«Писание»)-Книга Иова, Книга Руфь, Псалтирь (Псалмы),Притчи Соломоновы, Песнь Песней,Книга Екклесиаста, Книга Даниила, Плач Иеремии,

Книга Ездры и Неемии (считаются одной книгой),1-ая и 2-ая Паралипоменон или Хроник (Летописей), Книга Есфири. этот раздел носит собирательный характер и состоит из самостоятельных законченных книг, почти не связанных между собой в отличие от предыдущих разделов. Иудейская традиция, а вслед за ней и христианская, признает, что эти книги созданы людьми, вдохновленными Руах ха-кодеш - Святым Духом.

 

Танах состоит из 39 книг, в еврейской традиции из 22, по числу букв еврейского алфавита, или из 24, по числу букв греческого алфавита.

 

Танах стал подлинным фундаментом дальнейшего развития еврейской культуры. Еврейские мыслители и писатели обращались и обращаются к Та-наху в поисках вдохновения, большая часть еврейского народа строит каждодневное свое бытие в согласии с Торой.

 

16. Основные этапы развития древних цивилизаций Месопотамии. Древний Вавилон и Ассирия.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э. «Месопотамия» – переводится как «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром).

Основные этапы развития древних цивилизаций Месопотамии.

1. Урукский период 41-32 вв. до н.э.

2. Шумерские города государства 31-24 вв. до н.э.

3. Аккадская империя 24-23 вв. до н.э.

4. Гутейский период 22 в. до н.э.

5. Период третьей династии Ура (Шумерский ренессанс) 22-20 вв. до н. э.

6. Раннеассирийское государство 20-18 вв. до н.э.

7. Первая вавилонская династия 18-17 вв. до н.э.

8. Династия Касситов (Среднеассирийский период) 16-12 вв. до н. э.

9. Тёмные века 12-10 вв. до н.э.

10. Новоассирийская империя 10-7 вв. до н.э.

11. Нововавилонская империя 7-6 вв. до н.э.

 

Древний Вавилон.

На рубеже XIX–XVIII вв. до н. э. стала выделяться Вавилония. Новым центром Двуречья стал Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей‑соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полной смысле этого слова.

В государстве Хаммурапи укрепился слой специалистов‑профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, – администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников.

Государство Хаммурапи опиралось на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно‑денежных связей вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.

Централизованная власть, которая здесь была нормой, диктовала свои условия развития. Применительно к общинной деревне это означало, что государство принимало энергичные меры для предотвращения деструктивного процесса гибели традиционной общины. Вот почему, хотя некоторое количество беднейших общинников, несмотря на все ухищрения противодействовавших этому властей, все‑таки разорялось и продавало свои земли соседям, этот процесс обычно ограничивался лишь небольшой частью общины и был к тому же обратимым. В результате подавляющее большинство общинников, пусть с трудом сводя концы с концами, продолжало вести свое по преимуществу натуральное хозяйство, и это было нормой, переходящей из поколения в поколение. Отсюда и результат: сфера действия нового частнособственнического сектора в пределах социально‑экономической структуры в целом была не столь значительна, чтобы поколебать и тем более преобразовать по своему образу и подобию всю структуру.

 

Ассирия

Чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра, в начале II тысячелетия до н. э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная торговля способствовала развитию города Ашшура.

С падением Хеттского царства ассирийский правитель Тиглатпаласар I (1115–1077 гг. до н. э.) в ходе успешных походов раздвинул границы своей державы от Вавилона до Египта. Через некоторое время новый царь провел ряд важных реформ, направленных на усиление власти центра. Жители подвластных окраин массами перемещались на новые земли, руководителями вновь создававшихся областей назначались ответственные перед троном сановники. Была создана крепкая регулярная армия, включавшая в себя конницу и саперные части, а также систему арсеналов с искусными мастерами‑оружейниками. Хорошо организованная рекрутская армия, с разведкой и переводчиками, жрецами и музыкантами насчитывала, по некоторым данным, до 120 тыс. воинов. Именно она обеспечила Тиглатпаласару III победы: на востоке был разгромлен Вавилон, на западе – Мидия. Границы империи достигли средиземноморского побережья.

В середине VII в. до н. э. Ассирия достигла зенита своего могущества. Границы ее простирались от Египта до Мидии и от Средиземноморья до Персидского залива. Богато отстроенная новая столица Ниневия поражала своим великолепием: в одной только ее библиотеке хранилось свыше 20 тыс. табличек с текстами. По всей стране строились и реставрировались дворцы и храмы. Но потом начался период смут и упадка, который закончился в конце VII в. до н. э. гибелью империи, павшей под ударами соединенных сил Мидии и восставшего Вавилона.

За тысячелетие с небольшим Ассирия проделала большой путь от раннего протогосударства до «мировой» империи. В общине раннего Ашшура не было даже наследственной власти правителя – он был выборным и распоряжался царско‑храмовым хозяйством, налогами и повинностями населения. Приток пленных создавал базу для появления слоя неполноправных работников, обрабатывавших отделявшиеся от общины земли государственно‑храмовых хозяйств. Ассирийская семья отличалась тенденцией к сильному отцовскому праву с приниженным и почти бесправным положением женщины. Развитие Ассирии на рубеже II–I тысячелетий до н. э. вело к появлению и упрочению частнособственнических отношений. Возникали залог, долговое рабство и даже продажа имущества – вначале через институт «усыновления». Развитие товарно‑денежных отношений и ростовщичества в начале I тысячелетия до н. э. вело к сближению разорявшихся полноправных с неполноправными и переселенцами в единое сословие подневольных производителей, плативших ренту‑налог и несших повинности.

 

 

17. Вавилонский царь Хамураппи и его законы.

 

Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета. Будучи искусным политиком и полководцем, X. в результате успешных войн подчинил Вавилонии Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При Хаммурапи в стране наблюдался экономический подъём. Большое развитие получило орошаемое земледелие и скотоводство. Широко применялась плавка металлов (особенно бронзы, в меньшей степени — железа), что привело к созданию более совершенного оружия. Достигли значит, развития товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства, ещё более укрепилась царская власть, что нашло отражение в кодексе законов (ок. 1760 до н. э.). Законы Хаммурапи представляют собой важнейший памятник древневост. рабовладельч. права. Текст их, начертанный архаической клинописью на диоритовой стеле, состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах уделялось большое внимание укреплению власти рабовладельцев, охране частной собственности и интересов царских служилых людей. В них упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и за это должны были нести воен. службу. Ряд статей посвящён обязанностям и правам воинов. Напр., уклонение воина от похода и даже попытка выставить взамен наёмника карались смертной казнью. Отмечались две категории воинов — баиру и реду и два звания военачальников — деку и лабуту, что свидетельствовало об определённой структуре вавилонского войска и воен. иерархии. Законы Хаммурапи отражали сравнительно высокую ступень классовой и социальной дифференциации. (из Советской военной энциклопедии)

Эпоха Хаммурапи. Хаммурапи - сын Синму-баллита, вавилонский царь (1792-1750 гг. до н.э.), шестой представитель так называемой вавилоно-аморитской династии, великий завоеватель и законодатель Древнего Востока.

В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское "царство Шумера и Аккада" обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне -- аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) - незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию -- объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и Аккада", некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

Возникает мощная держава с сильной царской властью, создаются законы нового государства, известные как законы Хаммурапи. Правление Хаммурапи - время высшего расцвета Вавилонии во II тыс. до. н.э.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.)