|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭПОХА ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ. ПЕРИОД ЧУНЬ ЦЮ. 8-5 вв. до н.эОдин из самых интересных периодов в истории Китая, потому что именно в это время страна превратилась в феодальное общество. Китай состоял из самостоятельных царств, возникших из уделов. К северо-западу от столицы находилось царство Цзинь, на крайнем востоке в устье Хуанхэ крупное царство Ци, на юге полуварварское царство Чу. Между Цзинь и Ци находилось около десятка царств, которые все вместе назывались Чжунго. Процесс раздробления происходил и внутри царств, что ослабляло власть князей. Таким образом чжоужский Китай постепенно разваливался. Постепенно среди остальных выделилось сильнейшее царство Ци, которое стало гегемоном - ба. Правитель Ци около 40 лет фактически руководил всей страной, но так и не стал ваном. Этот период характеризуется интенсивными междоусобными войнами, в которых основную роль играли дафу – древнекитайские рыцари. Это были сыновья князей и высших чиновников, которые не получили земельного наследства. Им выдавалась боевая колесница, они были обучены военному искусству и ритуалам культа предков. Основной идеологией времени был Культ предков со сложными церемониями и ритуалами. Фактически он занимал место религии. Общественный фокус был направлен не на подготовку к загробной жизни, а на обустройство и процветание в жизни реальной. В конце периода ЧУНЬ ЦЮ была разработана идеологема «Трех мудрецов». В Книге Шуцзин была изложена легенда о трех мудрецах, которые последовательно правили Китаем до царства Ся и с которых начинается китайская история. Мудрец Яо объединил всех людей и создал Поднебесную. Мудрец Шунь создал централизованную территориально-бюрократическую систему управления, в которой были, с одной стороны, удельные князья, отвечавшие за свои уделы и отчитывавшиеся перед центральным правителем, а с другой стороны – 12 провинций во главе с наместниками, которые внимательно относились к людям и должны были привлекать к управлению умных и способных. Мудрец Юй усмирил водные потоки и сыграл роль культурного героя. От него пошла династия Ся. (И мудрецы, и династия Ся – вымышленная история) Смысл идеологемы в том, что страна должна быть централизована, а управлять ею должны не знатные, а умные и способные. Идеологемы заняли место религии, которой не было в Китае. Третьей идеологемой в истории Китая стало учение КОНФУЦИЯ, которое сыграло революционную роль в истории страны и народа. Конец периода ЧУНЬ ЦЮ характеризовался вступлением страны в железный век, развитием сельского хозяйства и городов, ремесел и торговли. Появилась частная собственность и богатые простолюдины. Появился важный для последующего развития Китая новый социальный слой ши – знатоки грамоты и ритуалов. Когфуций принадлежал имеено к этому социальному слою. Учение Конфуция. Главное понятие не Небо, а Дао. Небо выдает Мандат, но не вмешивается в земные дела. Главное же это Дао - великий путь истины, ведущий к гармонии. Конфуций вводит понятие «цзюнь-цзы» - человек, следующий Дао, и противопоставляет его понятию «сяо-жэнь» - тот, кто заботится только о собственном обогащении и личных интересах. Человек должен быть активен в преобразовании жизни, как своей, так и общей. Он должен учиться, работать, соревноваться с другими и достигать большего. Руководить обществом должны самые умные и способные, те, кто следует Дао. Они должны руководствоваться этическими принципами - забота о людях, знание их нужд, умение завоевать их доверие и вести за собой. Чтобы обеспечить такой порядок, необходима система ритуалов «ли», которые формируют устойчивые стереотипы и обеспечивают социальную дисциплину, порядок и гармонию. Моизм. Конкурирующее с конфуцианством учение - протосоциалистическая система. Мо хотел создать общество равных, в котором не должно быть ни богатых, ни бедных. Минимальное удовлетворение потребностей. Государство управляется большой бюрократической машиной с обязательными доносами. В отличие от Конфуция отрицал традиции культа предков. Это учение не было реализовано. Легисты (школа фа). Представители Шэнь Бу-хай и Шан Ян. Наиболее полно реализована система Шан Ян. Благодаря этой системе отсталое царство Цинь смогло опередить другие и объединить их в империю. Суть системы: Средство управления народом - закон, т.е. приказы начальства. Невыполнение (даже небольшие проступки) очень строго наказываются. Все усилия общества направлены на развитие земледелия и военного дела. Общество разделено на мелкие ячейки по 5-10 семей. Во главе каждой стоит руководитель, а внутри - круговая порука: каждый отвечает за каждого. Внедрена система социальных рангов и каждый человек имеет свой ранг в зависимости от заслуг. Низшие ранги – отцы семейств в деревне, высшие – чиновники и воины. Ранги дают право занимать ту или иную оплачиваемую государственную должность. Отличия от конфуцианства: человек – это винтик, который нужно заставлять действовать в интересах государства. В аппарате власти нужны не умные и способные, а исполнительные и законопослушные. Система хорошо работала в условиях слаборазвитого государства с необразованным населением. Лозунг: Слабый народ – сильное государство. Сюнь-цзы объединил конфуцианство и учение легистов, что обеспечило конфуцианству долгую жизнь и успех у правителей государств.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |