|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Скотный двор»«Все животные равны. Но некоторые равнее других» Дж. Оруэлл «Скотный двор»
Действующие лица: Свиньи: · Наполеон (Napoleon). Агрессивный кабан, получивший власть на Скотном дворе после восстания. Он использует репрессии и репрессивный аппарат в лице девяти выращенных им собак для усиления личной власти и подавления инакомыслия, а также для изгнания главного соперника Наполеона – Сноубола. После захвата единоличной власти начинает развиваться культ личности Наполеона. Его образ пародирует Иосифа Сталина. · Сноубол (Снежок), в других переводах Цицерон, Обвал, Snowball). Один из лидеров восстания. Описанный с иронией, но и с несомненной симпатией, в отличие от Наполеона, интеллектуал Снежок искренне верит в построение общества равных животных и благодаря своим ораторским и военным способностям пользуется широким доверием. На еженедельных собраниях неизменно спорит с Наполеоном по вопросам ведения хозяйства. Путём коварства Наполеон берёт верх в борьбе со своим противником, и Сноубол изгоняется со двора. План Сноубола относительно построения ветряной мельницы на ферме, первоначально высмеянный Наполеоном, осуществляется самим новым правителем фермы после изгнания соперника. Сноубол является пародией на Льва Троцкого (он, например, был в 1929 году выслан из СССР). · Старый Майор (в других переводах Старик Главарь, Old Major). Пророк революции. Старый Майор является скорее положительным героем, стремящимся добиться устранения эксплуатации и всеобщего равенства. За три дня до смерти он произносит свою речь (а точнее, пересказывает увиденный им сон о справедливом обществе), которая и становится поводом к восстанию против мистера Джонса. Отношение к Старому Майору не лишено иронии: в частности, обыгрывается помещение тела Ленина в Мавзолей – в данном случае это череп Старого Майора, который животные водрузили на возвышение и каждое утро отдавали ему честь, а также пели сочинённый Старым Майором гимн. · Стукач (в других переводах Визгун, Крикун, Squealer). Ответственная за официальные выступления свинья. Постоянно восхваляя Наполеона и его «мудрейшие» действия, Визгун в своих речах часто противоречит сам себе. Однажды ночью был застигнут животными во время исправления семи заповедей, записанных на стене.
Остальные животные: · Боксёр (в других переводах Боец, Boxer) – упряжная лошадь; самый трудолюбивый житель Скотного двора, тяжело работающий и при мистере Джонсе, и после восстания, и при Наполеоне. Наивность Боксера мешает ему осознать свою эксплуатацию остальными существами. Во многом благодаря Боксеру животным удаётся довести строительство мельницы до завершающего этапа, однако стройка окончательно подрывает его силы. Наполеон обещает доверчивому работнику вылечить его в госпитале, однако на деле продаёт своего верного последователя на бойню-мыловарню, а на вырученные деньги покупает себе виски. В любой критической ситуации Боксёр говорит: «Я буду работать ещё больше!». А, после установления власти Наполеона, он выбрал себе второй девиз: «Наполеон всегда прав». · Клевер (Clover, в других переводах Ромашка, Кашка, Травка) – другая упряжная лошадь, лучшая подруга Боксёра. Она медленнее других животных забывала изначальные цели восстания. В отличие от трудяги Боксера, сумевшего выучить только первые четыре буквы алфавита, она выучила весь алфавит. · Молли (Mollie) – праздная лошадь, больше всего на свете любящая ленточки, символизирующие роскошь. Вскоре после восстания Молли убегает со Скотного двора и поступает в услужение владельцу соседней фермы. · Моисей (Moses) – говорящий ручной ворон, проповедующий о Леденцовой горе – Рае, в который попадают животные после смерти. Свиньи протестуют против этих верований, и Моисей покидает ферму, однако через некоторое время возвращается. · Бенджамин (Benjamin, в других переводах Бенджамен, Вениамин) – старый осёл, скептически относящийся ко всему происходящему, в том числе к революции, но не склонный прямо высказывать своё мнение. В отличие от других животных, он хорошо умел читать, и должен был замечать переписывание семи заповедей на стене. Но при просьбе других животных их прочитать, старался отделаться от этой задачи. Вероятно, единственный из героев книги, кто трезво оценивает ситуацию. · Овцы – часть населения со слабыми умственными способностями, не способная критически рассматривать события на ферме. Легко манипулируема Наполеоном и Стукачом, потому выполняет любой приказ и поддерживает любые провозглашённые идеи. При малейшем поводе твердили девиз «Четыре ноги – хорошо, две – плохо». Когда свиньи стали ходить на двух ногах, они переучили овец говорить «Четыре ноги – хорошо, две – лучше». · Собаки – стражи революции. Пока Сноубол рисовал планы построения мельницы, Наполеон воспитывал щенков – стражей, послушных только ему. Благодаря им Наполеон захватил и удерживал власть на ферме, проводя время от времени «чистки».
Люди: · Мистер Джонс (Mr. Jones, в других переводах Джоунз) – хозяин фермы, символизирующий «старый порядок». В конце повествования мистер Джонс спивается и умирает. · Мистер Фредерик (Mr. Frederick) – жестокий и агрессивный владелец соседней фермы Пинчфилд. · Мистер Калмингтон – добродушный фермер с барскими замашками, хозяин Плутней – большой и запущенной фермы с заросшими угодьями и покосившимися заборами.
Конечно, для тех, кто не знаком с историей первой половины ХХ века, это произведение может показаться безобидной детской сказкой про животных. А тот, кто хоть что-нибудь слышал о тех ужасных временах, сразу же поймёт, что это острая сатира на реалии «советского эксперимента». Оруэлл описывает насильственное единомыслие, ставшее символом сталинской эпохи, атмосферу страха, ей сопутствующую; приспособленчество и беспринципность, заставляющие объявлять черным то, что ещё вчера считалось белым; беззаконие, всеобщую подозрительность, пышную парадность, за которой скрывались непростительные экономические и политические просчеты. Но писатель делает это не с целью позлорадствовать над событиями в чужой стране, а с целью пролить свет на советские события, чтобы схожая перспектива не постигла всё человечество. Свои задумки Дж. Оруэлл воплотил именно в сказке как наиболее простой и доступной форме для понимания. Итак, действие этого произведения происходит на Господском Дворе (хуторе «Усадебный»), хозяином которого являются мистер и миссис Джонс. Животные здесь, как и в любой сказке, наделены человеческими качествами. Вся завязка начинается с того, что старик Главарь (Майор) рассказывает остальным животным свой сон, в котором с земли исчез человек, а миром правят животные, нет никакого гнёта и все между собой равны. Он размышляет о том, какова причина всех бед и, в конечном итоге, приходит к выводу, что во всём виновен человек: «Человек – вот кто наш истинный враг. Если мы уберём человека, мы навеки покончим с голодом и непосильным трудом, ибо человек – их причина». Все эти доводы он подкрепил старой песней «Звери Англии», которая впоследствии стала гимном борьбы животных против человечества. Уже из содержания первой главы становится ясно, что Господский двор и его хозяин мистер Джонс – это царская Россия во главе с Николаем II. Чтобы лучше понять особенности этого периода необходимо сделать небольшой экскурс в историю. После Первой Мировой войны экономическое и политическое положение страны стало крайне тяжелым. Кризис царского самодержавия продолжал усугубляться. Всё это резко отразилось на жизненном уровне населения, которое, естественно, хотело преобразований, а именно – свержения существующего строя. Поэтому неудивительно, что в этот период стали очень популярны коммунистические идеи К. Маркса и его последователя – В. И. Ленина. Через какое-то время после своего триумфального выступления старый хряк умер. Всю задачу руководителей по подготовке к революции возложили на свиней, среди которых лидерами стали два молодых хряка – Сноубол и Наполеон. В этом и проявляется вся суть сатиры произведения. Ведь в жизни этими свиньями была коммунистическая партия большевиков, ставшая у руля страны после Октябрьской революции. В Наполеоне – «крупном, свирепого вида беркширском хряке» совсем нетрудно узнать И. В. Сталина, а в его соратнике Обвале, «речистом и находчивом», – Льва Троцкого. Имя третьего лидера, Стукача, говорит само за себя. Как он был правой рукой Наполеона, так и в СССР одним из инструментов утверждения единоличной власти и установления культа личности, были средства массовой информации. Они находились строго под контролем идеологических служб, и в них могла появиться только нужная для партийных верхов информация. Стукачу «ничего не стоило выдать чёрное за белое». Так же и в СМИ в то время могли из неповинного человека сделать врага народа, а из самого заклятого преступника – народного героя. Итак, три этих лидера развивают учение старого Главаря, называя его «скотизмом» («животноизмом»). В нашем мире – это, конечно же, коммунизм. Животные во многом не понимали его суть, но революцию всё же свершили, так как считали, что хуже уже не будет. Джонс со своими работниками и женой были с легкостью изгнаны из фермы. Ещё одним персонажем, изгнанным из фермы, был ручной ворон Моисей, рассказывавший байки о краях, где текут молочные реки с кисельными берегами. Не возникает сомнений, что это – духовенство и церковь. Даже его имя подтверждает это. Но нельзя сказать однозначно, что партия не могла договориться с церковью. Имел место и такой факт, что церковь становилась одним из инструментов власти. Ведь не зря же, вернувшегося на Скотный Двор Моисея, руководство прикармливало пивом. Сразу же было уничтожено всё, что напоминало о прежних хозяевах: дом людей был превращен в музей, а Господский двор переименовали в «Скотный двор». Были установлены семь заповедей, по которым должны были жить все животные: · Тот, кто ходит на двух ногах – враг. · Тот, кто ходит на четырёх ногах или имеет крылья – друг. · Животное не носит одежду. · Животное не спит в кровати (позднее добавлено: с простынями). · Животное не пьёт спиртного (позднее добавлено: сверх меры). · Животное не убьёт другое животное (позднее добавлено: без причины). · Все животные равны (позднее добавлено: но некоторые равнее других). По своей сути они были правильными, предполагали гуманные и честные отношения в новом обществе. Другое дело, что в них наблюдалась радикальная односторонность и законсервированность, не позволявшая любые отклонения от нормы. То есть, почему две ноги должно быть плохо, лишь по причине, что это не четыре? Но эти правила распространялись только на «простых смертных». Руководство, как сказочной, так и настоящей страны, бессовестно нарушало, а позднее и перевирало в свою пользу существующие законы. Свиньями был создан и флаг новоявленной страны: зелёное полотно с изображением рога и копыта. Невольно улыбаешься, когда вспоминаешь красный флаг с серпом и молотом. После того как радостный шок от победы сошел, у животных сразу же возник вопрос: а что дальше? На что «умные и начитанные» свиньи ответили: работать и ещё раз работать! На самом деле никто из них не имел четкого плана развития страны. Так же не имели его и в Советском Союзе. Животные стали работать «без устали, до седьмого пота». Самыми ярыми работниками на ферме были лошади – Боксёр и Клевер. Именно в образе ломовых лошадей Оруэлл изобразил рабочий класс, на плечи которого легли все тяготы построения новой страны. Боксёр готов был работать, несмотря ни на усталость, ни на разбитое копыто, голод и холод. «Я буду работать ещё больше!» – говорил он при каждом своем достижении. В Советском Союзе таких называли Стахановцами, единственное, что не давало им сломиться ни силой, ни духом – это вера в благородность и правильность их действий, в светлое будущее, которое будет построено их руками. Но какова же плата за такую преданность? Не спокойная и сытая старость, как хотелось бы, а бойня – жалкая и позорная смерть. Сколько людей работало в колхозах, совхозах, даже не за кусок хлеба, а за галочку в каком-то списке – трудодень. Зато все считали, что живут в свободной стране, где нет гнета и рабства. Да, страна своя была, но кто в ней управлял? Отнюдь не простой рабочий народ, как это предполагалось. Главой всего и всех была партийная верхушка. Конечно, ни о какой физической работе со стороны свиней и речи быть не могло. Ведь они же работники умственного труда и делают всё на благо народа, даже питаются и отдыхают. Ведь в противном случае сюда вернётся Джонс. Именно такое запугивание (хотя со временем оно приобретало более жестокие черты) и было тем клеем, который удерживал целостность страны. Но и среди руководства не все было согласовано и дружно. Уже с первых дней существования Скотного двора, между его правителями возникали острые противоречия. Причиной их была борьба за главенствующее положение в руководстве. Наполеон и Сноубол, Сталин и Троцкий, – это были ближайшие соратники и заклятые враги. Сноубол составляет план построения мельницы, которая принесёт «колоссальную экономию труда». Эта мельница – символ индустриализации, при проведении которой были затрачены огромные не только материальные, но и людские ресурсы. Но Наполеон был категорически против нее. Он не был ни оратором, ни даже просто сообразительным находчивым персонажем. Поэтому он не стал выдумывать особые планы развития страны, чтобы превзойти над планом соперника, а применил низкий и подлый метод – изгнание с помощью силы. Собаки, «выдрессированные» Наполеоном – не что иное, как органы НКВД в лице Ягоды, Ежова, Берии, долгое время державшие страну в «ежовых рукавицах». Позорное и незаконное изгнание «Сноубола» из страны и из партии – это только первое проявление истинного лица вождя. С развитием событий он не раз ещё покажет своё «свинское» происхождение. Наполеон достиг цели – власть была целиком в его руках, но он всё-таки продолжает начатое Сноуболом дело. Все труды и достижения соратника он нагло присваивает себе. Более того, начинается ускорение построение проекта, любыми способами. В 1931-32 гг. Сталиным было предложено 41% прироста продукции, т.е. значительно выше, чем предлагал Троцкий в своё время. А ведь именно он был обвинён в приверженности к «сверхиндустриализации». Начинается небывалое создание культа личности Наполеона. Он стал отцом и вождём. Его подняли до уровня Божества. Появились такие поэты как Последыш, «по заказу» прославлявшие личность великого вождя. Но всё это было сделано насильственным методом. Диктатор дошел до редкого в мировой истории кощунства: оболгав и уничтожив своих политических противников, крупных деятелей партии в Октябрьской революции, он присвоил себе их совокупные заслуги. Именно это мы наблюдаем в «Скотном дворе»: Наполеон объявил, что это он сыграл решающую роль в Битве под коровником и под ветряной мельницей (правда, это было значительно позже), Сноубол же причинял только вред, так как был иностранным шпионом. И это он разрушил мельницу. Наполеон приговорил его к смерти, а за его захват учредил вознаграждение. Для возвышения своей персоны он даже наградил себя медалями: «Животное – Герой» – I степени и «Животное – Герой» – II степени. На других фермах также не было единого представления о происходящем на Скотном дворе. Ходили разнообразные сплетни, зачастую неправдоподобного характера. Объяснялось это тем, что соседи люто ненавидели установленный на Скотном дворе режим, который своими идеями мог заинтересовать их животных. Наполеон в это время делает решительный шаг. Он вопреки законам начинает дипломатические отношения с мистером Сопли из Уиллингдона – якобы нейтральной стороной. По всей видимости, это США с Рузвельтом. Руководство перед ним старается показать, что в стране проблем нет, а продовольствие в избытке. Свиньи всячески пытаются выслужиться перед Сопли. Начинают подражать его образу жизни: поднимаются на задние лапы, переходят жить в дом Джонса, едят за столом, спят в кроватях. Это противоречило существующим законам, но теперь они уже были подло исправлены и перефразированы. Да и возразить не было желающих. Ведь «Товарищ Наполеон всегда прав». Многое, что тяжким трудом выращивали животные, было продано Сопли. Наполеон решает вступить в дипломатические отношения с соседями – Мистером Калмингтоном из Плутней (Черчилль и Англия), и Мистером Питером из Склок (Гитлер и Германия). Он хочет продать дрова одной из ферм, но не может определить какой именно. Он по очереди клевещет на эти фермы, утверждая, что последние в сговоре со Сноуболом. Наконец, Наполеон, считая, что принимает мудрое и дальновидное решение, выбирает в союзники мистера Питера. Тот легко обводит его вокруг пальца и нападает на Скотный двор, разрушая заветную мельницу. Примерно тоже самое происходит в Советском Союзе в 1939 г. Сталин мечется между англо-французким объединением и гитлеровской Германией и, как известно, выбирает Германию, подписывая договор о ненападении и дружеских отношениях сроком на 10 лет. Но «великий вождь» не увидел нелепых планов и намерений Гитлера, за что страна расплатилась жизнями миллионов людей. «Отвоевав свою же землю», животные продолжали жить такой же жизнью: вечно недоедать, спать на соломе, ходить на водопой к пруду, работать в поле, зимой страдать от холода, а летом от мух. Только вот свиньи становились всё более схожими с людьми, которые некогда были заклятыми врагами. Наполеон теперь абсолютный диктатор с безграничной властью. Это он утвердил в одной заповеди: «Все животные равны, но некоторые равнее других». Оруэлл заканчивает своё произведение неоднозначно. Некоторые могут подумать, что история завершилась полным примирением между свиньями и человеческими существами. Но это не так. Дружеская пирушка – это Тегеранская конференция, после которой все думали, что улучшились отношения между СССР и Западом. Но как показывает история, всё было наоборот – началась Холодная война. В своей сказке Оруэллу удалось отметить и удачно подчеркнуть все важнейшие особенности и реалии тоталитаризма, показать закономерности вырождения утопической коммунистической теории, жестокость, бесчеловечность и абсурдность «коммунистического рая».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |