АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные общеисторические категории «долг», «ответственность», «мораль» в деятельности медицинской сестры, биоэтика

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. Институционализация рекламной и PR-деятельности.
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  10. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  11. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

 

Мораль - это форма общественного сознания людей, которая
определяется общественным бытием, т.е. социально обусловле­на. Она, как и этика, отражает характер отношений людей в процессе производства и, следовательно, структуру конкретной социальной системы.

Одна из категорий морали — долг. Понятие долга в буквальном смысле означает чувство моральной необходимости выпол­нения своих обязанностей по отношению к другим людям, к об­ществу в целом. В долге сосредоточены те нравственные требо­вания, которые общество предъявляет к личности. Долг меди­цинского работника - это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих его отношение с пациентами, коллегами и с обществом. Это не только добросовестное выпол­нение им обязанностей по отношению к пациенту, но и забота о физическом и психическом здоровье людей, проведение профи­лактической и санитарно-просветительной работы, сохранение врачебной тайны, оказание медицинской помощи независимо от национальности и расовой принадлежности, политических и ре­лигиозных убеждений.

Следующей этической категорией является нравственность.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей при опре­деленной системе общественных отношений.

В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленным национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. История дает множество примеров того, как морально-этические нормы, связанные со здоровьем и жизнью людей, понимались при различных общественно-экономических формациях. При первобытнообщинном строе, например, ослабевших стариков оставляли в одиночестве у потухшего костра, в Древней Греции врачи лечили только сво­бодных граждан, в Древней Индии от медика требовалось не прописывать лекарств людям, которых не любил король или народ, а также лицам, чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, им нельзя было ничего совето­вать и помогать.

В 60-е годы XX в. медицина сделала стремительный рывок в своем развитии. Были синтезированы новые мощные лекарст­венные средства, созданы новые диагностические, лечебные приборы и установки, появилась возможность пересаживать ор­ганы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, страдающих бесплодием, лечить генетические болезни и реанимировать умершего человека.

Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи с чем для нее было придумано новое назва­ние - "биоэтика " (этика живого). Этот термин в 1971 г. предло­жил В. Поттер, понимая биоэтику как "науку о выживании и улучшении условий жизни", как дисциплину, "определявшую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе ме­тода лечения и о применении научных знаний на практике".

Человечество ранее не встречалось с правом больных на эвтаназию, дос­тойную смерть при полной информированности о болезни, правами умирающих становиться потенциальными донорами органов, этической допустимостью применения современных методов медико-генетического контроля и др.

Этическая позиция врача определялась девизом: «Благо больного - высший закон». Но при этом характер моральных взаимоотношений врача и пациента был заведомо асиммет­ричным: всю (или почти всю) полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Что каса­ется пациента, то независимо от того, имеет он профессио­нальную медицинскую подготовку или нет, при принятии клинических решений его считают этически некомпетентным.

Новая биомедиципская этика, или биоэтика - это неопатерналистическая врачебная этика. Приоритетной ценностью является моральная автономия личности. Пациент признает­ся этически компетентным. Ответственность за принятие ре­шений распределяется между врачом и Пациентом. Система ценностей, определяющая моральный выбор врача и больно­го, не связана жестко с медицинской традицией, поскольку, прежде всего, основывается на приоритете прав пациента, а не врача.

Биоэтика опирается на четыре основных принципа:

• автономию;

• безвредность;

• благодеяние;

• справедливость.

Общие принципы биомедицинской этики реализуются пос­редством более конкретных этических норм. К ним относятся:

• правдивость;

• приватность;

• конфиденциальность;

• лояльность;

• компетентность.

Норма правдивости предполагает обязанность и медицин­ского работника, и врача, и больного говорить правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создание атмосферы терапевтического сотрудничества и пра­во больного на информацию о своей болезни, лечении и прог­нозе. Вместе с тем норма правдивости не имеет абсолютного характера, поскольку применение ее в определенных ситуаци­ях может причинить больному несомненный вред (ятроге-нии) и вступить в противоречие с соответствующим этиче­ским принципом. Когда этическая норма противоречит эти­ческому принципу, предпочтение следует отдавать принципу. Следует всегда различать этическую разницу между умолча­нием правды во благо больного и прямым обманом его.

Норма приватности подразумевает обязанность медицин­ского работника уважать право больного на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без согласия больно­го или строгой необходимости. Нарушение нормы приват­ности, не продиктованное строгой терапевтической необхо­димостью, считается неоправданным нарушением автономии личности.

Норма конфиденциальности предполагает доверитель­ность отношений врача и больного и неразглашение без раз­решения больного информации, сообщенной врачу или полу­ченной в ходе обследования и лечения больного. Полная конфиденциальность практически недостижима, так как в обществе существуют ее ограничения по закону (например, в интересах следствия и суда), и кроме того, она может в опре­деленных обстоятельствах противоречить интересам сохра­нения жизни и здоровья других лиц.

Биоэтика не отрицает норм и принципов общечеловеческой этики, медицинской этики своих предшественников, наоборот, она обращается к ним, поднимает на новую высоту вопрос о правах человека, каким бы тяжелым недугом он ни страдал. Она защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему меди­цинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть: "Не навреди".

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)