|
|||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Северное Возрождение
Однако гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса. Поэтому представляется правомерным использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.
Для понимания особенностей Северного Возрождения остановимся на краткой характеристике нескольких реформационных направлений в странах Западной Европы. Собственно реформационное движение, или Реформация (от лат. reformatio — преобразование) началось в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Оно было вызвано прежде всего серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Нарождавшаяся национальная буржуазия не могла больше мириться с аскетизмом, известной ограниченностью, фанатизмом ортодоксального католицизма, алчностью слуг Ватикана. Не последнюю роль в возникновении Реформации сыграли новые идеи итальянского Возрождения, снискавшие симпатии среди бюргерства и образованных людей в странах Западной Европы эти идеи получили здесь свое выражение «в стремлении к изучению первоисточников Ветхого и Нового заветов с неясно осознанной целью сличить «подлинное» вероучение с тем его вариантом, который проповедовался Римом и всей церковной иерархией»1. Начало Реформации в Германии связано с выступлением Мартина Лютера (1483—1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95тезисов против индульгенций. В них, в частности, утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи. Вера человека — единственное средство общения с Богом, потому претензии церкви на господствующее положение в мире, мирской жизни беспочвенны. Яркая антиклерикальная направленность тезисов Лютера встретила горячее одобрение и поддержку в самых широких слоях немецкого общества, которое не позволило папе римскому и высшему духовенству расправиться с реформатором. Требования обновленной церкви, секуляризации ее земель, провозглашаемые реформаторами, привлекли под знамена лютеранства крестьян — самое многочисленное сословие феодального общества, которое выразило свой протест не только против католической церкви, но и против феодалов в кровопролитной Крестьянской войне 1525 г. Внутренние противоречия, раздиравшие лагерь реформаторов, а также мощное сопротивление лютеранству со стороны Рима, ослабление Германии в ходе Крестьянской войны привели к усилению и закреплению раздробленности страны. В результате религиозного мира 1555 г. на территории Германии образовались две группировки немецких княжеств. Католическая церковь удержала свои позиции во всех наследственных землях Габсбургов, Баварии, Франконии, духовных княжеств на Рейне и в Северо-Западной Германии и в Эльзасе, в то время как Северогерманские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц и Вюртемберг реформировали церковь в духе лютеранства. Вслед за Германией реформационное движение быстро распространилось на другие страны Европы. Однако в различных странах Реформация имела свои особенности. Среди стран, оказавших мощное влияние на процесс Реформации в Европе, была Швейцария, где зародилось цвинглианство и получил развитие кальвинизм. Реформационное учение Ульриха Цвингли (1484—1531) имело много общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности. В отличие от лютеранской доктрины цвинглианство отстаивало республиканские принципы устройства церкви и общества, что обусловило разрыв между этими реформационными движениями, в известной степени определило узкие рамки его популярности в Европе. Первоначальный успех цвинглианства в Швейцарии, высшей точкой которого можно считать объединение части реформированных протестантских кантонов, сменился полным военным поражением центра цвинглианства Цюриха в войне с враждебными группировками и гибелью самого Цвингли. Тем не менее на благодатной почве, подготовленной цвинглианством в Швейцарии, расцвел кальвинизм, вышедший далеко за рамки этой сравнительно небольшой страны. Жан Кальвин (1509—1564), глава крупного протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 г. прибыл в Женеву, которая и стала новым центром реформационного движения. Учение Кальвина наиболее последовательно защищало интересы буржуазии, будучи направленным против как католицизма, так и течений народной Реформации. В значительной мере успех кальвинизма в Швейцарии, а также и других странах был определен республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.
Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерланд ов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в Германии, Франции, Испании, Англии. При этом идеи Эразма Роттердамского не носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических проблем. В условиях революционных десятилетий в Нидерландах гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный характер, о чем свидетельствует к примеру, произведение Филиппа Альдехонде (1539—1598) «Улей святой римской церкви».. Однако в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса (ок.1460— 1516); Литера Брейгеля (1525—1569), Франса Халса (между 1581 и 1585—1666). Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи — натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления. Наиболее замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) и Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669). В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и др.), а также полные жизни и обаяния портреты {«Камеристка» и др.) Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Писал портреты на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты, а также групповые («Ночной дозор»).
В последний период жизни, когда судьба отвернулась от него, творчество художника приобретает мрачные тона, в портретах появляются меланхолия и уныние {«Ян Сикс»). Весьма любопытной формой распространения образования, популяризации передовых идей, возникшей в Нидерландах, были риторические общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма эффективной их деятельность.
Идеи гуманизма проникают в Германию в середине XV в. Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции. Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатирам подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ Иоганн Рейхлин (1455—1522), но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.
Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства. Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбейн Младший (1497 или 1498—1543), художники-гуманисты Грюневальд (род. между 1470 и 1475—1528) и Лукас Кранах Старший (1472—1553). Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта, мейстерзингера Ганса Сакса1 (1494—1576), автора большого количества (4275) басен, песен, шванков, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта (1546—1590). В весьма схожих обстоятельствах реформационного движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии. Победа в 40-е годы Реформации в Швейцарии также облегчила развитие гуманистической культуры в стране, оказала огромное влияние на реформационный процесс далеко за пределами швейцарских кантонов.
Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее куль- туру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494— 1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов — «Плеяды»1. Ее основатели — поэты Пьер де Ронсар (1524—1585) и Жоаке Дю Белле (1522— 1566), вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка. Значительных высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень (1533—1592), родоначальник литературной формы — эссе. Крупное произведение Монтеня — эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Приведем один из афоризмов Монтеня:
Если потребуется объяснить, за что же все-таки я любил его, смогу только повторить. «Потому что он таков, потому что я таков».
Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо видно первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор (1478—1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет (1503—1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней (1554—1586) и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок. 1552—1599), которого называли «поэт поэтов». Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI — начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», a также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплениями прозы:
О, как прекрасно Быть словно лев, могучим, но деспотично. распоряжаться этим, словно ты гигант.
В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI — первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты1 и объединения Кастилии и Арагона.
В области литературного творчества получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616), автор романа «Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру. Основоположником испанской национальной драмы был Лоне де Вега (1562—1635), автор огромного количества литературных произведений (свыше 2000; известны 500), среди которых не потерявшие своего значения и сегодня «Собака на сене», «.Учитель танцев» и др. Живопись Испании эпохи Возрождения достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко (1541—1614) и Диего Веласкеса (1599—1660). Творения Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом («Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Оргаса» и др.) Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа, обостренным чувством гармонии («Вакх», «Завтрак», «Менины», «Пряхи» и др.).
Феномен культурного развития, названный Ренессансом, зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. Истоки, предпосылки этого качественного скачка во всех сферах духовной жизни Европы в сравнении со Средневековьем следует искать именно в предшествующем периоде. Несмотря на то, что каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, все-таки можно говорить об объединяющих общих чертах культуры Возрождения для всех стран. Это прежде всего философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи, переоценка значения индивидуума в биосоциокультурном процессе. Основой же для распространения гуманистической доктрины Возрождения в Европе явились процессы становления рыночного хозяйства, субъекты которого остро нуждались в новом мировоззрении. Это мировоззрение рождалось в упорной борьбе с застывшей традиционной церковной схоластикой. Реформационное движение как неотъемлемая часть социокультурного процесса Возрождения также охватило большинство западноевропейских стран, подчас принимая крайние формы кровопролитных войн за новую церковь. Иными словами, феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в явно тесных для него рамках развития отдельных отраслей духовной культуры. Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы восточной цивилизации.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |