|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И религиозные воззрения
С начала XX в. самое широкое распространение в США получил прагматизм1, который оказал большое влияние на различные области культурной жизни страны. Родоначальником этого направления был Ч. Пирс (1839—1914), а его крупнейшими представителями — У. Джеме (1842—1910), Дж. Дьюи (1859—1952), Дж. Мид (1863—1931). От других форм субъективного идеализма прагматизм отличается тем, что за основу своих построений он берет не ощущения, а цели, намерения, задачи действующего субъекта. Не «истинное полезно», а «полезное истинно» — таков принцип прагматизма. В первой четверти XX в. появились две школы реализма: неореализм (Р. Б. Перри, 1876—1957; У. П. Монтегю, 1873—1954 и др.); критический реализм (Р. В. Селларе, 1880-1973, Дж. Сантаяна, 1863-1952, Ч. О. Стронг, 1862-1940 и др.). Появление этих школ внесло заметное оживление в философскую жизнь. Современная философия в США представляет очень пеструю картину со многими философскими течениями. Прагматизм потерял прежнее господствующее положение. Протестантская философия выступает либо в форме персонализма1, либо в открыто фидеистической форме2. За последние годы значительно активизировалась католическая неотомистская философия.
Статистика в США утверждает: более 90% американцев верят в Бога. С 1955 г. на долларовых банкнотах печатается: «С нами Бог». Наибольшее распространение в США получил протестантизм. Более того, США стали мировым центром протестантизма, здесь обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей, за время существования которого его членами стали 300 религиозных объединений из 100 стран мира с 440 млн. верующих. В основе идеологии протестантизма — учение реформаторов (Мартина Лютера, 1483—1546; Жана Кальвина, 1509—1564 и др.) о спасении личной верой, о священстве всех верующих, об исключительном авторитете Библии, о праве каждого верующего проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Протестантизм упразднил церковную иерархию, отказался от монастырей и монашества. Молитвенные дома освобождены от пышного убранства алтарей, икон, статуй, нет колоколов. Богослужение предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. В настоящее время протестантизм в США — это совокупность самостоятельных церквей, организаций и сект. Одна из крупных церквей в США — протестантская епископальная церковь, тождественная английской, численность ее действительных членов 3,5 млн. человек. Эта церковь ведет активную миссионерскую деятельность как в США, так и за ее пределами. Более 120 самостоятельных церквей и 5 млн. последователей имеют в США пятидесятники. Они также с самого начала не ограничивали свою деятельность границами своей страны, а стремились к всемерному распространению идей «святой пятидесятницы» по всему миру. Большое распространение в США получили и такие последователи протестантского направления, как баптисты1. Единственным источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредоточивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который, жертвуя собой, спас грешников. Главный принцип: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать Христу. Проповедь неизбежной «греховности мира», лежащего за границами общины, строгое соблюдение простейших нравственных норм (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и помощь) оказываются весьма привлекательными для людей, ощутивших несправедливость и черствость окружающих. Особое внимание баптисты придают проповеди своей веры, вести которую обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. В 1976 г. 20% американцев считали себя баптистами, среди негров их было около 70%. Американский баптизм играет ведущую роль во Всемирном союзе баптистов, объединившем свыше 7 млн. человек. Баптизм представляет крупнейшую протестантскую организацию, владеющую огромным капиталом и имеющую свои университеты, журналы, газеты, издательства, миссионерские общества и т. п. Ныне баптизм — существенный компонент американизма. Баптисты выдвинули многих теологов и социальных мыслителей, существенно повлиявших на облик современного американского протестантизма и культуры в целом. Среди них основатель и теолог «социального евангелизма» У. Раушенбуш (1861— 1918), неортодоксальный теолог и социальный мыслитель Р. Нибур (1892— 1971), У. Грэм (р. 1926) — основатель и глава «Всемирной евангелической ассоциации», автор многих книг, владелец радиостанций и различных изданий. Грэм формирует евангелическое вероучение на уровне и средствами массовой культуры, используя впечатляющие образы и символы христианства; Мартин Лютер Кинг (1929 — 1968) — один из руководителей борьбы за гражданские права негров в США, баптистский теолог. Выдвинутая им тактика «прямых ненасильственных действий» сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации2 и дискриминации черных американцев. Наконец, радиопроповедник Дж. Фолуэлл (р. 1933) с 1971 г. ведет популярную телепрограмму «Час Евангелия старых времен». Наиболее четко воззрения Фолуэлла изложены в работах «Слушай, Америка!» и «Фундаменталистский феномен». Но одну из самых крупных американских протестантских церквей представляют методисты. Вероучение методистов опирается на известные принципы протестантизма — признание авторитета Библии как Священного писания, отстаивание священства всех верующих и т. п.; отправляются два обряда — крещение и причащение. История методизма изобилует различного рода расколами, появлением отдельных самостоятельных церковных организаций, которые в последующем объединялись. В соответствии с уставом все церковные дела методисты решают на своих ежегодных и генеральных конференциях (раз в четыре года). Генеральная конференция, в работе которой принимают участие представители от мирян, является высшим законодательным органом церкви. Методисты — активные члены Национального совета церквей Христа. В настоящее время в США свыше 14 млн. методистов, объединенных в 23 церкви. Самая многочисленная (около 10 млн.) — Объединенная методистская церковь, сформированная в 1968 г. путем слияния нескольких методистских деноминации. Следует отметить, что с конца 70-х гг. XX в. духовные искания молодежи США принимают более уравновешенные, спокойные формы. Преобладающей тенденцией становится забота о том, чтобы сохранить свою индивидуальность, отыскав соответствующую нишу в обществе. Получают распространение замкнутые ассоциации и коммуны, члены которых, отгородившись от общества, в кругу единомышленников стремятся к различным формам самореализации и духовного обогащения. Многие видят выход в возрождении веры как в русле официальных религий, так и в нетрадиционных формах. В лоне традиционных церквей молодежь примкнула к представителям фундаменталистских направлений, выступающих за возврат к «истокам». Фундаменталисты в протестантизме выступали и выступают против либерального протестантского рационализма, отвергают любую критику Библии. Из нетрадиционных религиозных форм особую роль стали играть либо напрямую заимствованные у Востока верования, либо навеянные им. Новые культы — внеконфессиональные, внецерковные общины и объединения «Церковь унификации», «Движение Харе Кришна», Сатанинские секты и др. в своих проповедях и призывах пропагандируют идею скорого конца света и доказывают, что лишь приход в их ряды дает смысл земному существованию и указывает выход из тупика. Восточные верования манят молодых людей своим мистицизмом, перспективой регулярных контактов с божеством без посредничества священнослужителей. «Близость к богу» достигается аскетизмом и медитацией, постепенно вводящей участников в состояние транса. В США последователей новых культов насчитывается не менее 20 млн. человек. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |