АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Древние политеистические религиозные системы

Читайте также:
  1. I. Формирование системы военной психологии в России.
  2. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  3. II. Экономические институты и системы
  4. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  5. SCADA-системы
  6. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  7. TRACE MODE 6: компоненты инструментальной системы
  8. А). Системы разомкнутые, замкнутые и комбинированные.
  9. А. И. Герцен – основатель системы вольной русской прессы в эмиграции. Литературно-публицистическое мастерство
  10. Абиотические компоненты экосистемы.
  11. Абстрактные линейные системы
  12. Автоматизированные системы контроля за исполнением документов

Религия древних египтян носила политеистический характер. |, Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между египетским царем Рамзесом II; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподобными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в религии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе и богов — общеегипетских, почитаемых во всей стране.

 

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядочения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культовых действий — жрецы — стремились провести эту работу. На основе этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

 

^ Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фараона. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божественного повеления.

 

Египтяне представляли своих богов могущественными и грозными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе благоволение богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавались статуи богов, содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде-лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране прежде всего потому, что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царство. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюдения, писали законы и т. д.

 

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали большое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось.как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельможей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отдавали большие средства на строительство гробниц, заупокойных храмов, статуй, рельефных изображений и т. д.

 

Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумерское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеистической. Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану, бог земли — Энлиль, бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.

 

Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизованных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большинство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообразный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифологии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представление о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным установлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих госу-дарств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небесными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах видели первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помощью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

 

С мифологическими представлениями месопотамской цивилизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятельности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храмами, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности го-сударства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продукции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль последней инстанции в регулировании взаимоотношени 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима

 

Важное место в развитии мировой цивилизации занимает античная культура, которая своими истоками связана с религиозными представлениями древних греков и римлян. Как и все другие религиозные системы, религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения. Историки, изучающие культуру, быт народов, населявших Древнюю Грецию, отмечают, что в догомеровский период наиболее распространенными были тотемические, фетишистские и анимистические верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком как населенный различными демоническими силами — духами, которые были воплощены в священных предметах, существах и явлениях, которые обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д. Это могли быть и звероподобные и человекообразные существа типа сатира Силена — одновременно демона источников и в то же время демона плодородия. Отзвуки подобных верований мы встречаем и в более поздний период. Таким существом является знаменитый Пан — сын бога Гермеса и нимфы Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой.

 

Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в «Теогонии» Гесиода (Vie. до н.э.).

«Теогония» Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в Элладе и в значительной мере ассимилировали распространенную там более развитую крито-микенскую культуру. На базе этой культуры создается древнегреческий пантеон богов во главе с богом Зевсом. Древнегреческие боги — это человекоподобные существа, живущие на вершине горы Олимп. Их взаимоотношения друг с другом являются своеобразным отражением отношений глав родо-племенных объединений — родовой аристократии раннеклассового древнегреческого общества. Зевс выступал как олицетворение царя-басилевса. Зевс правит миром, опираясь на аристократию богов: Посейдона, Аида и т. д. Те, в свою очередь, правят подвластными им сферами мироздания, опираясь на свою аристократию в виде богов и духов. Посейдон правит Океаном, то есть всем водным пространством. В ведении Аида находится подземное царство.

 

Древние греки далеко не отделяли от себя своих богов и резко не противопоставляли их людям. Боги часто вели себя как люди. Они ссорились, воевали друг с другом, соперничали, нередко влюблялись в людей, вступали с ними в брак и от них рождалось потомство типа героя Ахиллеса или Геракла. Их отличие от людей состоит в том, что они были бессмертны, могущественны, а это значит, что они способны были делать то, что не под силу смертному человеку — творить чудеса. И поскольку люди соразмерны богам, то они способны были даже вступить с ними в схватку. И иногда эта схватка окан-чивалась победой людей, правда при этом им, как правило, помогали другие Боги.

 

Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное отражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах древнегреческих мудрецов — философов. Как отмечалось ранее, мировосприятие грека домикенско-критского периода характеризовалось преобладающим ощущением беспорядочности, несоразмерности, дисгармонии, хаоса. Мироощущение грека классического периода связано с идеями порядка, гармонии, космоса. Термин «Космос» и означает упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди должны стремиться не разгневать Зевса и других богов, принять меры к их умилостивлению. Поэтому в древнегреческой религии основной формой культовых действий являются жертвоприношения. С этой целью в городах строились храмы и алтари, посвященные различным богам. Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа пользовались свои местные боги. Кроме этого, древнегреческая религия признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми или иными потребностями людей, в храмах этих богов проводились специализированные культовые обряды.

 

В древнегреческом культе широко использовалось предсказание судьбы — прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме Апполона в Дельфах. Желающий узнать что-то важное о прошлом или о будущем, обращался в этом храме с просьбой и служительница этого храма — Пифия — сообщала ему в иносказательной форме волю богов. Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по внутренностям жертвенного животного -гаруспиции. Это гадание проводил храмовый служитель — жрец. И от его предсказаний зависело как поведение простого человека, так и военноначальника, правителя. Перед тем как совершить какое-то крупное деяние: выступить в поход, начать сражение, обязательно обращались к прорицателям и проводили гаруспиции.

 

Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков — веру во всесилие Рока. Рок властвует над богами и людьми. Судьба самого Зевса находится в руках Рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предначертано богам и людям

Древнегреческая религиозно-культовая система не была монолитной, поскольку Древняя Греция никогда не знала государственной религии. В этой системе уживались различные культы. Историки культуры отмечают наличие в древнегреческой религиозно-культовой системе двух противоположных культов, таких как культ Аполлона и культ Диониса.

Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней Греции. О пережитках тотемических верований свидетельствует легенда об основателях Рима — братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Завоевание римлянами Древней Греции, культура которой находилась на значительно более высоком уровне развития, оказало влияние на все сферы жизни римского общества, в том числе и на религию. Римляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон богов, а также связанную с ними обрядность. Греческие боги в Риме получили новые имена и новую прописку. Зевс — Юпитер, его жена Гера — Юнона, Деметра — Церера, мойры — Парки и т. д. Господствующей формой религии Римского государства в классический период был культ полисных богов, центральная роль в котором отводилась культу покровителя Рима — Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме императором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитеру.

 

Римляне постоянно вели завоевательные войны и присоединили к своему государству различные народы. Боги этих народов иногда пользовались популярностью среди других народов Римской империи. Так, например, в эллинистический период в Римском обществе, особенно в армии, получил широкое распространение культ иранского бога Митры—митраизм. Состоящая из многих народов, исповедующих различные верования и культы, огромная Римская империя нуждалась в едином интегрирующем культе. Во времена Августа была предпринята попытка создать культ императора. Были построены специальные храмы, статуи императора, разработана процедура культового действия, в том числе и в виде присяги на верность Римскому императору и его империи. Но эта попытка не увенчалась успехом. Многие народы встретили ее в штыки. Божественный статус императора воспринимался представителями этих религий как поклонение чужому идолу. А это обычаями многих религий рассматривалось как недопустимый грех, как отречение от своего истинного «национального» бога или богов. Особенно остро этот конфликт протекал в Палестине, где в это время господствующее положение занимала религия древних еврейских племен

 

— иудаизмй и улаживании споров между населением и государством.

 

35. Религиозное мировоззрение древних славян

У наших далеких предков - древних славян - во втором тысячелетии до новой эры были мифологические верования и представления, свойственные и другим европейским народам периода разложения первобытного родоплеменного строя: они чтили своих предков и поклонялись им. По их мнению, например, чур (дед) после смерти защищал своих детей внуков и правнуков. "Чур меня!", то есть "Дед, защити меня!" говорил славянин, когда ему угрожала опасность. Восточные славяне устраивали праздники в честь предков, торжественно поминали усопших. Для того, чтобы задобрить души умерших предков они приносили на их могилы съедобные дары: блины, яйца, рыбу, мед, квас. Мысль древнего славянина обращалась к прародителям - "дедам", лежавшим в земле, в пору пахоты, сева яровых и "прозябания" зерна в земле.

Восточнославянские кладбища в древности представляли собой как бы поселки мертвых - над прахом каждого умершего его родственники устанавливали деревянную домовину (столпообразную избу, сказочную избушку на курьих ножках). В эти миниатюрные дома и приносили славяне - русичи угощение предкам весной и осенью. Позднее над могилами соотечественников стали насыпать высокие земляные курганы. Обычай "приносов" и "родительские" дни сохранялся в России до конца XIX- начала XX века, до кануна империализма, а кое-где дожил даже до наших дней. Охотники и рыболовы верхнего палеолита и мезолита (позднего древнекаменного века и среднего каменного века)

Восточной Европы верили в берегинь - добрых, помогающих людям духов женского пола, ласковых волшебниц, само название которых произошло от глаголов "беречь", верили и в известных по народным сказкам упырей или вампиров - злых духов-оборотней. Культ Рода, верховного бога Земли и Небес, разумно распоряжающегося всеми жизненно необходимыми стихиями и небесными телами - солнцем, дождями и водой - был связан с земледелием и отражал более поздние и более высокие ступени развития общества коренных жителей Русской равнины - неолит (новокаменный век), энеолит (медно-каменный век) и бронзовый век (VI-III тысячелетия до н. э).

Вера в единого верховного бога явилась основой позднеязыческого и христианского единобожия или, как обычно говорят, монотеизма. Культ Сварога - бога неба и огня, верховного покровителя кузнецов, железных дед мастеров, бронников и оружейников - возник и упрочился в эпоху железного века восточных славян - во II и I тысячелетиях до н. э., когда восточнославянские стальное оружие и стальные доспехи уже были лучшими в мире.

Выдающийся русский историк академик Василий Григорьевич Васильевский (1838-1899) и русский советский писатель Алексей Кузьмич Югов установили и доказали, что славный герой "Илиады" Гомера Ахилл (Ахиллес) был русским, древним русичем, и причиной его долговременной неуязвимости были именно русские стальные доспехи, подобных коим в эпоху осады Трои не имел ни один другой народ Земли.

Основные труды В. Г.Васильевского были после его смерти изданы в четырех объемистых томах в Санкт-Петербурге-Ленинграде в 1908-1930 годах, книга А. К.Югова "Думы о русском слове" тоже переиздавалась (издательством "Современник" в Москве).

В период перехода от военной демократии к раннефеодальным общественным отношениям на Русской Земле развивался возникший в 1 тысячелетии до н. э. культ Перуна - бога грозы, грома и молнии, войны, дружины и оружия. В VП-Х столетиях н. э. Перун был богом-покровителем русских князей и рыцарей. Его главным атрибутом считался огненный небесный меч - молния. В сознании древних и раннесредневековых русичей могучий и грозный Перун мирно уживался с миролюбивым богом Белесом - покровителем пастухов, певцов, поэтов и художников. Были у наших предков и другие важные боги - бог солнца Ярило, бог ветра Стрибог, бог плодородия Овсень. Славяно-русская дохристианская мифология являлась не менее величественной, чем греко-римская, и в то же время несравненно более человечной.

 

Русские боги, по представлениям наших пращуров не враждовали между собой, не совершали никаких жестокостей и несправедливостей, требовали соблюдать полную терпимость по отношению к чужим религиозным верованиям. Все русские, согласно древним славянским мифам, были сварожичами - прямыми потомками Сварога, а отнюдь не рабами и не изделиями божьими. От всех без исключения славян русская дохристианская религия (народная вера), неразрывно связанная с народной мифологией, русской народной философией, требовала неукоснительного соблюдения правил чести и принципов справедливости. Обобщенно их называли Правью (от этого слова произошли такие современные русские слова, как "право" и "правда").

Издревле у восточных славян существовал точно разработанный сельскохозяйственный календарь, показывавший превосходное знание всех вегетационных периодов яровой пшеницы и ячменя. Само слово "календарь" происходит от исконно славянского слова "коло" - круг (первоначально - окоем, небесный круг). Моления восточных славян - язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим периодам полевых работ. Год делится на 12 месяцев, носивших самобытные русско-славянские названия (они частично сохранились на Украине и в Белоруссии) и определялся по солнечным фазам - ведь Солнце играло особую, определяющую роль в мировоззрении и верованиях праславян - древнейших земледельцев Европы.

Начинался год у славян-русичей, как и у нас теперь, 1 января. Новогодние празднества - святки - длились 12 дней, захватывая конец старого года и начало нового. В эти дни молодежь колядовала весело и торжественно провожала уходящий год и приветствовала наступающий. Именно эти колядки описал в "Ночи перед рождеством" Николай Васильевич Гоголь. Позднее и церковь начала использовать веселые и жизнерадостные языческие святки и колядки, приурочив к ним христианские праздники рождества и крещения (25 декабря и 7 января) по ст. стилю).

Следующим общеславянским календарным праздником была масленица - радостный праздник проводов русской зимы, весеннего равноденствия, встречи Солнца и заклинания природы, накануне весенней пахоты. Христианская церковь долго боролась и с этим праздником, но не могла его победить и добилась только выдворения его за календарные сроки великого поста перед пасхой. Первый весенний праздник отмечался 1-2 мая, когда появлялись первые всходы яровых, 4 июня восточные славяне праздновали день Ярилы - бога Солнца и животворящих сил природы. В этот день дома украшали березовыми ветками, а молодые березки - лентами. Третий общеславянский праздник весенне-летнего цикла отмечал летний солнцеворот 24 июня -день Ивана Купалы, когда хороводы девушек пели обрядовые песни и священные гимны. Дню Купалы предшествовала так называемая русальная неделя (русалки - нимфы, невесты воды и полей, существа, от которых, по мифологическим представлениям восточных славян, зависело выпадение дождя).

Праздник Ивана Купалы был наиболее торжественным изо всех празднеств весенне-летнего календарного цикла. Русичи поклонялись воде - девушки бросали венки из цветов в реки и озера и кормили белых лебедей, почитавшихся за красоту и чистоту, горделивую величавость и супружескую верность. Поклонялись также и огню - в купальскую ночь на высоких холмах разводили огромные костры, и юноши и девушки попарно прыгали через них.

Жизнерадостная игровая часть этих языческих молений сохранялась очень долго, превратившись из обряда в веселую игру молодежи. Даже в конце XIX - начале XX века православные русичи в Галиции и в Закарпатье и окатоличенные словаки в Словакии соблюдали день Купалы по - язычески. Как свидетельствуют многочисленные историки, писатели и этнографы, купальские костры горели на вершинах Карпат и Татр на протяжении многих десятков километров, и никакая сила не могла заставить русичей и словаков отказаться от соблюдения хотя бы игровой части исконных праотеческих обрядов.

День Рода-Перуна (20 июля) был самым мрачным и трагическим во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили яркие и веселые хороводы, не пели раздольные песни и обрядовые гимны, а приносили бескровные жертвы грозному и требовательному божеству, напоминали ему о законах Прави. Ведь излишний летний зной перед жатвой мог пересушить злаки, спелые колосья; длительный сильный дождь - сбить вызревшее зерно на мокрую землю, молния - спалить несжатый и необмолоченный хлеб, а град - опустошить нивы.

Отнюдь не случайно в 1 тысячелетии н. э. восточные славяне-русичи если не отождествляли, то сблизили Рода и Перуна: без надежной воинской защиты в условиях варварского кочевого полуокружения не могло успешно развиваться высокоразвитое славянское земледелие, а функциональные обязанности Рода (верховного бога Земли и Неба) и Перуна (бога грома и молнии, дружины и оружия) во многом совпадали, и совпадение это прямо отразилось в календарной обрядовой практике.

Знатоками обрядности и точных календарных сроков были жрецы-волхвы и ведуньи-знахарки, "вещие жены", появившиеся еще в далекую первобытную эпоху. Письменность у славян-русичей не была достоянием только узкого круга волхвов и ведуний, князей и бояр: городское население дохристианской Руси отличалось практически поголовной грамотностью. Превосходящее большинство грамотных людей в 1Х-Х веках было и среди смердов и кметей - пашенных людей (простых земледельцев). Дохристианская Русь оказывала сильнейшее культурное влияние на всех своих соседей. Достаточно сказать, что ее заклятые враги - хазары, по свидетельству средневекового арабоязычного восточного историка Фахрад-дина Мубарекшаха Мерверруди, заимствовали славяно-русскую письменность и восточнославянский алфавит: "У хазар тоже есть письмо, которое происходит от русского", - писал он. Так и в других культурно-исторических образованиях зарубежья прослеживается определённое влияние религиозно-мифологического мировоззрения древних славян. 1992г.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)