|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯСтремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемое вечно. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение. Определение предмета религиоведение как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Главным в нем является философское содержание, что обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что центральное место в нем занимает разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Поэтому религиоведение выполняет методологическую функцию по отношению к конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и др., когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем. Методы исследования. Являясь комплексной дисциплиной,религиоведение использует большое числоразнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социально-философский, специальныеобщенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы:диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция,дедукция, наблюдение, эксперимент и пр. В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в течение многих десятилетий. Сравнительно-историческое исследование сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых образов разных религий (например, Будды и Христа). На базе сравнительного анализа сформировалась специальная область исследования – сравнительное религиоведение. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются статистически устойчивые группы признаков - типы, которые задают модель типологической общности для определенных объектов, явлении. Феноменологический метод включает совокупность приемов выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей, соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений. Использование приемов феноменологического анализа способствовало выделению одного из разделов религиоведения - феноменологии религии. Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом. 2. научные предпосылки возникновения религиоведения: Религиоведение, как научная область знания, сформировалось к середине 19 века, при этом попытки осмысления феномена религии, духовные истоки его светского изучения мы встречаем уже в античном мире — в рамках философских учений древней Греции и древнего Рима. Средние века не принесли плодотворных концепций и идей, так как догматизм и идеологический тоталитаризм христианской мысли не позволяли непредвзято и объективно исследовать и изучать религию. Робкие попытки секуляризации духовной культуры были сделаны в переходную эпоху Возрождения. Попытки исследования религии, проводившиеся до 18 века, условно можно назвать духовными истоками изучения религии научными методами. Важной философской предпосылкой формирования религиоведения является свободомыслие деятелей эпохи Просвещения.Античные философы осмысливали политеизм, выраженный в рассказах о богах, созданных поэтами древней Греции — Гомером, Гесиодом, Пиндаром, то есть то, что сегодня мы определили бы как мифологию (в те времена эти предания о богах назывались «теологией», или учением о богах). Ферекид, Теаген, Аристотель и др. трактовали мифы в природно-космологическом плане, т. е. видели в богах аллегории, объясняющие происхождение мира из естественных причин: Ферекид разумел под Зевсом эфир, под Хтонией – Землю, Теаген считал, что в рассказах Гомера о противоборстве богов выражено противоборство элементов, а по мнению Аристотеля, поэты – мифотворцы, называющие зачинателями рождения Океан, подразумевали под этим, что всё произошло из воды, Ночь – из хаотической смеси вещей, в которой невозможно ничего различить в отдельности и т. д. Античные философы размышляли также и над вопросами происхождения религии, её классификации, месте и роли в жизни общества. Относительно генезиса форм религиозного сознания имели место быть взгляды, согласно которым различные верования имеют естественное происхождение, т. е. являются: а) следствием страха перед грозными силами природы (Демокрит, Тит Лукреций Кар); б) выдумкой законодателей и правителей (Критий) для того, чтобы сдерживать неправедно живущих (Секст Эмпирик); в) продуктом коллективного творчества (Ксенофан из Колофона (разные народы создают богов соответственно своим особенностям); г) страхом перед смертью, невежеством, неумением объяснить явления природы (Тит Лукреций Кар); д) результатом перенесения человеческих качеств на продукты воображения (Ксенофан). Классификация религий в античной философии: а) народные верования (боги толпы) и религия просвещённых (Демокрит и Эпикур); б) •поэтическая (мифическая, баснословная) религия созданная поэтами; •философская религия; •гражданская религия. Такой классификации религий придерживались: Панэций с Родоса, римляне Квинт Муций Сцевола и Марк Теренций Варрон. Роль религии оценивалась древними мыслителями по-разному: Эпикур считал её причиной человеческих несчастий; согласно Лукрецию, она отравляет души страхом, оказывая пагубное влияние на психику человека; Критий же видел в ней моральную узду, предохраняющую общество от преступлений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |