|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДАОСИЗМНекогда в чжоуском Китае наравне с тремя мощными религиями (конфуцианством и буддизмом) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой, по легенде, стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат "Дао дэ Цзин", где изложены основные положения даосизма. Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое так же называют неоконфуцианством). Дао — "нерожденное, порождающее всё сущее", всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цельпрактикующего даосизм — стать единым с Дао, слиться с Ним, познав… В своих трактатах о Дао Лао Цзы писал, что "перед лицом смерти все ничтожно, из-за всего существующего проглядывает Ничто. Ничто — это и есть первооснова мира, из ничто все возникает. Ничто — путь вещей, явлений, процессов, потому что из Ничто все вытекает и в Ничто все возвращается". Утрачивая личностное начало (эго, "Я"), даос приобщается к Дао — Великому Ничто, постигая Великое Ничто и становясь им, он способен стать чем угодно, не будучи больше "Я", но становясь Всем и Ничем одновременно… Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому "небесной пружиной". Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй — не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад — делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного. Небесная пружина, своеобразный "первотолчок", инициирует жизнь человека, которая затем спонтанно протекает от рождения до смерти. Наблюдая природу, изучая медицину, алхимию, астрономию, геомантию и т.д., занимаясь даосскими дыхательными, медитативными практиками, адепт может достичь соединения, слияния с Дао, обрести в себе состояние Дао, состояние бессмертия. Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао, должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа. По мнению даосов, природа сама себя созидает и сама себя упорядочивает, имея высшее духовное начало в своей первооснове. Все проявления природы — есть проявления этого духовного начала. Именно в постижении постоянной природной деятельности скрыт источник глубочайшей Истины о мире, считают даосы. Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека — это любовь, умеренность и смирение. Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром. 1. Дао (путь) философии. Человек должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение, законы природы и общества. 2. Дао обновления. Путем упражнений и медитаций практикующий должен достичь здоровья и долголетия. 3. Дао правильного питания. Питание даоса основано на вегетарианской кухне. 4. Дао забытой пищи. Необходимо помнить и о лечебном питании, включающем посты, диеты и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима. 5. Дао излечения. Требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии, данной нам в этом воплощении. Применяется методика вправления выпадающих органов путем массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии. 6. Дао сексуальной мудрости. Секс и зачатие ребенка должны быть действиями осознанными и контролируемыми. 7. Дао совершенства. Необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере для себя и других, в том числе с помощью систем предсказаний (астрологии, гадания по отпечаткам пальцев, нумерологии, составления гороскопов и прогнозов на будущее). 8. Дао успеха. Необходимо выработать стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы природы и общества. Эта стратегия подразумевает неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе и на практике. Даосы полагают, что человек — это вечная субстанция, а его тело — своеобразный микрокосм, скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Тот, кто стремится достичь бессмертия (или молодости и долголетия) должен прежде всего стараться создавать для всех этих духов-монад (их, в представлении древних даосов, около 36 000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Это достигается за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, практикующий должен совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводит все на нет. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Потоки энергии Ци в теле соотносятся с потоками энергией Ци в окружающей среде и могут меняться. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого даосского постулата берут свое начало многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик. Дыхательная гимнастика позволяет управлять энергией в теле. Концентрируясь при выполнении практики, человек должен соединить свою энергию Ци с природной Ци. Это позволяет совершенствовать свою внутреннюю энергию Ци, что в свою очередь способствует долголетию и увеличению возможностей человека. Даосизм прошел многовековой путь и для современности является традиционной китайской религией. В последние годы открывается большое количество даосских храмов и монастырей. В наши дни возрождение интереса к даосизму в большей степени обязано особой популярностью техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде — это своеобразная религия, с пышными обрядами и ритуалами, красивыми храмами и глубочайшим эзотерическим содержанием, основанном на древних сакральных техниках для совершенствования тела, ума и духа. И хотя сегодня считается, что даосизм переживает очередной упадок, однако, цель его существования продолжает себя оправдывать — он приводит всё новых искателей к пониманию того, что именно внутренняя жизнь человека является самой важной на этой земле. ИНДУИЗМ — одна из древнейших и наиболее распространенных религийсовременного мира, наследник и продолжатель идей ведической религии ибрахманизма, в Индии обозначается, как правило, термином «хинду дхарма», т.е. закон индусов.
Сформировался к сер. I тыс. н. э. Термин происходит от слова «хинд», которым народ Западной и Средней Азии называл реку Инд; начиная с VIII в., когда в Индии стал распространяться ислам, словом «хинду», индусом, стали называть тех ее жителей, которые не приняли ислама. Отсюда происходит существующая до сих пор трактовка терминов «индус» и «ИНДУИЗМ». Это нашло свое отражение даже в индийской Конституции (часть III, § 25), где говорится, что название «индусы» должно толковаться как включающее и лиц, исповедующих сикхскую, джайнистскую и буддийскую религию. Однако, как правило, и в индийской, и в западной научной литературе в понятия «индус» и «ИНДУИЗМ» сикхи, джайны и буддисты не включаются. Последователи ИНДУИЗМА, помимо Индии (около 80% всего населения), живут в Непале, Шри-Ланке и др. странах, где проживают выходцы из Индии. Основан на почитании богов Вишну и Шивы, а также женского аспекта Шивы-Шакти. Сохранил много элементов первобытных верований: фетишизма, анимизма, магии,тотемизма — поклонения священным животным, явлениям природы, рекам и т.д. Природа, Вселенная — небольшая, незначительная часть Бога, которая происходит путем соединения мужского и женского начал («Бог — не только отец, но и мать мира»). Бог — это нечто неизмеримо большее, чем Вселенная. «Утвердив этот мир цельностоящим, частицей себя, И я (Брахман) остаюсь неизменным» (Бхагавадгита. X. 42). Учение ИНДУИЗМА изложено в шрути — собственно ведической литературе: Ведах, брахманах, араньяках и Упанишадах, а также в смрити — священном предании, включающем ряд отраслей знаний, необходимых для понимания Вед и их использования при жертвоприношениях, — правила чтения и объяснения трудных мест Вед; грамматика, астрономия; правила совершения обрядов и изложения обычаев; законы «Дхармашастра», куда входят и широко известные законы Ману; эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»; собрание старинных легенд и преданий восемнадцать главных и столько же малых пуран; сочинения этического и дидактического характера. Согласно ИНДУИЗМУ, существует Брахман — высший дух, верховный бог, вселенская душа, объективная сторона бытия Бога. Атман — отражение субъективной стороны, индивидуальная душа, распределяемая среди индивидуальных существ. Брахман объемлет не только мир, в котором мы живем, но все находящиеся во Вселенной миры, и все животные существа возникают из глубины божественной сущности. Так же как реки вытекают из своих источников, так и миры истекают из божества, так же как искры сыплются из пламени, так и миры и живые существа исходят из Брахмана. Подобно тому, как паук производит паутину, как шелковичный червь производит шелк, так и Брахман выводит из себя Вселенную. Материалом для выведения Вселенной из Брахмана служит пракрити — первоначальная недифференцированная материя, находящаяся в сжатом состоянии. Бог обладает тремя главными функциями, или свойствами: созидания, сохранения и разрушения. Эти свойства высшего Бога выражают: Брахма — бог-созидатель Вселенной, Вишну — сохранитель всех миров и Шива — разрушитель. Брахма, Вишну и Шива образуют Тримурти — три лица, образа Брахмана. В ИНДУИЗМЕ существует три основных направления: шиваизм, вишнуизм и шактизм. В середине XII в. в Южной Индии возникло крупное направление лингаятиков, почитавшее Шиву в виде фаллоса, полагая, что он олицетворяет производительные силы природы. По учению ИНДУИЗМА, душа человека есть часть божественной души и в качестве таковой представляет собой целое, которое после смерти одного живого существа переселяется в тело другого живого существа, в соответствии с законом кармы — воздаяния, возмездия. Карма предопределяет переселение души и деление общества на варны — сословия. ИНДУИЗМ защищает социальную систему, основанную на варнах — четырех сословиях, кастах (их около 3000) и ашрамах — стадиях духовного развития. Варн четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, администраторы, управленцы), вайшии (торговцы, земледельцы, ремесленники), шудры (слуги). Ашрамов также четыре: брахмачарья (ученичество с соблюдением безбрачия); грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отход от мирской жизни) и санньяса (полное отречение). Варны формируются на основе закона кармы. При «взвешивании» на ее «весах» учитываются все поступки человека. За каждый поступок несет ответственность его душа. Если действия человека целиком и полностью соответствовали кастовым правилам и установлениям, то его душа после смерти переселяется в тело человека более высокой касты. Если же наоборот, то душа переселяется в тело человека более низкой касты. Не Бог, а сам человек, его поступки в предыдущем рождении определяют касту того человека, в которого переселится его душа. Бедность и богатство людей, их социальное положение зависят от того, насколько точно они выполняли социальные установления своей касты, направленные на подчинение и служение низших высшим. Целью жизни является освобождение от цепи рождений и достижение освобождения — мокши, или нирваны. Мокша — осознание индивидуальной душой того, что она является частью божественной души или присутствия индивидуальной души при божественной. Одна из основных заповедей ИНДУИЗМА — заповедь ненасилия (ахимса) — непричинение вреда чему-либо живому. ИНДУИЗМ учит, что человек должен быть миролюбив, терпелив, кроток, честен в мыслях и поступках. Добродетель человека состоит в самоконтроле над мыслями и поступками. Однако в священной литературе ИНДУИЗМ выдвигается и принцип химса — насилия. ИНДУИЗМ не имеет стройной системы церковной организации и иерархии. На протяжении длительного периода в нем возникали различные движения, но поскольку не было единой централизованной организации, они оставались в лоне ИНДУИЗМА. Поэтому, оставаясь единым учением, он допускает определенные различия в толковании целого ряда религиозных вопросов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |